СЦЕНАРИЙ ДОСУГА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Вежи и невежи»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Данный материал направлен на ознакомление дошкольников с вежливыми словами. Дети в игровой форме научатся пользоваться вежливыми словами в соответствие с ситуацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДОСУГ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Вежи и невежи

        Конспект занятий по развитию речи, посвященному «Дню вежливости»

Цель занятия:

- познакомить детей с вежливыми словами; научить пользоваться вежливыми словами в соответствие с ситуацией;

- обучение грамоте (учимся правильно писать в кроссворде);

- обогащение словаря;

- согласование речи с движением;

- учим ориентироваться на листе бумаги;

- развиваем внимание, память, речь, мышление.

Оборудование: конверт формата А3 с заданиями, два кроссворда, маркеры, магниты (для крепления кроссворда на доске).

Ход занятия

        В группу входит учитель-логопед, в руках конверт и говорит:

- Ребята, скажите, вы сейчас не видели мальчика? (Дети сидят за партами).

- Нет.

- Представляете, он сейчас отдал мне вот этот конверт и сказал, что ему очень стыдно за свое поведение и убежал.

- Давайте посмотрим, что на нем написано?

- От невежи Димы ребятам группы № … детского сада №…

- Ой, ведь это наш детский сад. Давайте заглянем в конверт и посмотрим, что там? Давайте.

- Ой, здесь письмо. Давайте читать…

Уважаемые ребята, я был очень невежлив и от меня ушли все

вежливые слова, вот послушайте:

Пожалуйста, спасибо,

Ни слова не сказав,

Ушли вчера от Димы,

Наш Дима был не прав.

Они в дорогу взяли

Котомку и калач,

Лошадку оседлали

И припустились вскачь.

Уехали из дому

Неведомо куда

Дорогой незнакомой,

А нам без них беда!

Наш Дима теперь как рыба

Немой – ни дать – ни взять

Пожалуйста, спасибо

Не в силах он сказать.

Без них в кино билеты

Не может он купить,

В кондитерской конфеты

Ему не попросить.

Пожалуйста! Спасибо!

Мы просим все-все-все

Скажите, не могли бы

Вернуться вы домой?

Спасибо, возвращайтесь,

Пожалуйста, скорей.

Мы будем очень ждать вас

И встретим у дверей.

        - Да уж, вот это Дима, натворил дел. Он действительно невежа.

        - А как вы думаете, есть такое слово «вежа»?

        - А вот раньше такое слово было, и вежами называли очень вежливых людей, ученых, сведущих, то есть много знавших.

        - Ну, давайте начнем помогать нашему Диме и вернем к нему все вежливые слова?

        - Да.

        - Вот вам первое задание. Я читаю стихотворение, но в нем  не хватает слова вежливости, вы его должны вставить…

Если встретиться знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй

А скажи погромче … ЗДРАВСТВУЙ!

        - Молодцы, верно, это слово – здравствуйте. А скажите, мне, что означает слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ»? (Желаем здоровья).

        - А сейчас, мы с вами тоже поздороваемся. Встанем около столов.

(ВСЕ ДВИЖЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮТ РЕЧИ)

Зашагали ножки

Прямо по дорожке,

Повстречали друга

Маленькие ножки.

(ПАДАЛИ ДРУГ-ДРУГУ РУКИ И ПРУЖИНИМ)

Припев:

Здравствуй, здравствуй, здравствуй, здравствуй, милый друг

Здравствуй, здравствуй, здравствуй. Посмотри вокруг

Здравствуй, здравствуй, здравствуй, головкой поклонись

Здравствуй, здравствуй, здравствуй, с другом подулись.

Побежали ножки

Прямо по дорожке,

Повстречали друга

Маленькие ножки.

Припев:

Поскакали ножки

Прямо по дорожке,

Повстречали друга

Маленькие ножки.

        - Какие вы молодцы, вот и вернули первое вежливое слово Диме.

        - Давайте двигаться дальше?

        - Давайте.

        - Следующее слово, которое мы вернем Диме, это слово – пожалуйста. Что же оно означает? (слово «ЖАЛОВАТЬ» - оказывать внимание, уважать. Отсюда и слово пожалуйста – в нем и уважительная просьба и ответное внимание, благодарность).

        - Без слова, пожалуйста, нам трудно жить на свете.

        - Послушайте стихотворение…

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкни свои уста

И скажи: «ПОЖАЛУЙСТА»!

        - Молодцы и это вежливое слово мы вернули Диме.

        - Пойдемте дальше.

        - Скажите мне, как мы понимаем, какое у человека настроение? (По выражению лица).

        - Верно. Вот сейчас, мы и узнаем, умеете ли вы распознавать настроение ваших друзей? (Вызывают несколько ребят, которые показывают каждый свою эмоцию, свое настроение, а все остальные угадывают эту эмоцию).

        - Молодцы. А какая эмоция вам больше нравится? (грусть, радость, удивление, испуг).

        Хорошо. А для того, чтобы нам угадать следующее слово, нам нужно отгадать кроссворд от Димы.

1

2

3

4

5

6

7

  1. Он огромен и силен, этот зверь зовется … СЛОН
  2. Из капусты, разных круп, мама варит вкусный … СУП
  3. Тостобрюх и толстопуз на бахче лежит … АРБУЗ
  4. Упал туман и он исчез, стеной стоял дремучий … ЛЕС
  5. Грациозна и красива, над рекой склонилась … ИВА
  6. Его не тронет лесоруб, сто лет растет могучий … ДУБ
  7. Видит поле, лес и дол, с высоты небес …ОРЕЛ

(ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ КРОССВОРД)

        - Молодцы.

- А теперь прочитаем еще одно задание от Димы. (Дети читают первые буквы, получаем – Спасибо).

- Скажите, а кто-нибудь знает откуда взялось слово – «СПАСИБО»?

- Раньше это означало «Спаси-бог». А потом превратилось в спасибо.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «СПАСИБО!»

        - А если вы вдруг кому-то нечаянно причинили неудобство, какое слово нужно произнести?

        - «ИЗВИНИТЕ», верно.

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!»

        - Верно, а какие еще слова вежливости вы знаете? (Добрый день, добрый вечер, приятного аппетита, привет, будьте здоровы, в добрый час).

        - Хорошо, а если мы хотим, чтобы к нам кто-то пришел в гости, как мы их будем приглашать? (Добро пожаловать).

        - Послушайте стихотворение, верно ли там поведение?

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет.

Про тебя, что ты болтун.

        - Дети, верно ли себя ведет этот ребенок. (Нет).

        - А вот мы сейчас отгадаем кроссворд и узнаем, что нам желает Дима.

1

2

3

4

5

  1. Купил я себе на беду … КАКАДУ. Трещит он без умолку: ду-ду-ду-ду
  2. Шуршит высокая трава, в траве скрывается … ДРОФА
  3. Как кошка, неслышно, без шума, крадется пушистая …ПУМА
  4. На мышь наткнулась … ЧЕРЕПАХА и спряталась в панцирь от страха
  5. Весь день приставал я папе: - Жираф или зебра эта … АКАПИ?

- Читаем, что получилось по вертикали: «УДАЧИ!».

- Видите, Дима нам желает удачи, а мы, кстати, хорошо справились с заданиями и отыскали много потерянных вежливых слов.

- Послушайте стихотворения «Попугай» и «Простое правило».

Попугай

Целый год, не ставая,

Мы учили Попугая.

Он, болтать начав едва,

Перепутал все слова.

Друг пришел ко мне на чай.

Попугай кричит: «Прощай!»

- Добрый день! – сказать он хочет,

Говорит: «Спокойной ночи!»

Кошка бросилась. Ай-ай!

Заметался Попугай.

Вместо громкого «Спасите!»

Завопил он: «Извините!»

Попугай встает чуть свет

И на громкое: «Привет!»

Он, задумавшись слегка,

Невпопад наверняка

Прокричит в ответ: «Пока!»

Простое правило

Когда мы забываем

О вежливых словах,

Тогда, увы и ах,

Подобно попугаям

Невесть чего болтаем.

        - Все, нам пора прощаться. До свидания, Пока, вот еще вежливые слова, которые мы вспоминаем напоследок.

        - Я вам желаю всего хорошего, до встречи, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный сундучок Незнайки" сценарий досуга к Дню знаний для старших дошкольников

Дети под музыку входят в музыкальный зал и останавливаются у стульев.Ведущая. Здравствуйте, взрослые!Здравствуйте, дети!Очень мы рады сегодняшней встрече!Учиться спешит самый разный народ.По Род...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Сценарий досуга "Прощание с Ёлочкой" для старших дошкольников.

Досуг на готовом материале как повторение и закрепление новогоднего репертуара...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Методическая разработка сценария досуга к 8 Марта для старших дошкольников: «Весенний привет!»

Методическая разработка - сценарий досуга к 8 Марта для старших дошкольников:«Весенний привет!»...

Сценарий досуга по развитию речи для детей3-5 лет "Чудеса в волшебном замке"

В процессе путешествия по разноцветным комнатам волшебного замка дети знакомятся с феей Геометрией, феей пальчиковых кукол, Рифмушкой-хохотушкой, грустным и веселым клоуном. Дети играют со сказочными ...