Открытое занятие по развитию речи в логопедической группе "Заучивание наизусть стихотворения Е.А.Благининой "Посидим в тишине"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ахметшина Елена Шамыкаевна

Открытое занятие по развитию речи в логопедической группе "Заучивание наизусть стихотворения Е.А.Благининой "Посидим в тишине"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie._zauchivanie_avtosohranennyy.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Якутова, д. 6

Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru

                                           

Конспект ООД по речевому развитию

в логопедической группе

«Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»  с использованием мнемотаблицы»                                                                                        

Подготовила:

 воспитатель Ахметшина Е.Ш.

Янаул, 2023 г.

Конспект ООД по речевому развитию в логопедической группе

«Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»  

с использованием мнемотаблицы»

Цель: вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

 Задачи: учить заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицы; развивать навыки выразительного чтения стихотворения наизусть, умения отвечать на вопросы по содержанию произведения; совершенствовать диалогическую форму речи;                                                                                                                                                                               отработать интонационную выразительность речи; развивать интерес детей к художественной литературе; воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление помогать ей, радовать ее.                                                                           

Оборудование:

Книги Е. Благининой, иллюстрации разных художников с изображением мам за работой; стихотворение Е Благининой «Посидим в тишине»; мнемотаблица, цветные карандаши, мнемотаблицы малого формата с раскраской по количеству детей.

Предшествующая работа:

В книжном уголке выставка книг Е. Благининой, рассматривание иллюстраций разных художников с изображением мам за работой (стиркой, уборкой, и т.д.)

I. Вводная часть

1.Приветствие 

Дети заходят становится в круг

Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!

Здравствуй весь наш дружный круг!

Я люблю свой детский сад,

В нём полным-полно ребят.

Может сто, а может двести,

Хорошо, когда мы вместе.

Все на месте, все ли тут?

Оглянулись, повернулись,

И друг другу улыбнулись.

2.Организационно- мотивационный этап.

В.Ребята, посмотрите, что я нашла! (поднимаю с пола сердечко из бумаги).

   Чье это сердечко? Кто потерял?

    Посмотрите, на обратной стороне загадка! Попробуем отгадать?

Кто приходит к вам с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чай  в бокальчик  вам  налить?
Кто косички вам заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто тебя поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех? (мама)

3.Проблемная ситуация  

В. Правильно, ребята, конечно, мама. Похоже, кто-то очень любит маму и нарисовал ей сердечко!  А вы любите маму?  Почему?  

Дети. - Любим!

-Она добрая! Заботится о нас, любит, жалеет!

В. Правильно, ребята! Мама -  для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно трудятся. Несмотря на то, что мамы работают: кто в больнице, кто в аптеке, кто в школе, кто в библиотеке, кто в магазине,  -  они также справляются со  множеством домашних дел. Мамы очень устают,  и вы должны помогать им. А как вы помогаете своим мамам?

Дети. -Убираем за собой игрушки, поливаем цветы, ухаживаем за животными.  

-Я помогаю маме пылесосить, протирать пыль.

- Я мою посуду, потом протираю её.

- Я помогаю маме нести домой покупки.

II. Основная часть.

1.Проектирование решений проблемной ситуации.

В. Молодцы, ребята. Вижу, что вы любите своих мамочек, стараетесь не огорчать их. А как ещё можно маме помочь, чтобы она меньше уставала и чаще улыбалась?

Дети. Песенки ей петь, чай принести, цветы подарить и т.д.

(Дети не дают правильный ответ)

В. Все это хорошо! Маме приятно послушать ваши песенки и стихи, и цветы, и чай ее порадуют. Но есть другое, о чем вы не вспомнили.

 Я предлагаю вам послушать стихотворение, и тогда вы поймете, о какой помощи я говорю. Сегодня вы узнаете историю одной девочки, которая произошла, когда ее мама отдыхала. А история эта описана в стихотворении, которое написала детская поэтесса Елена Благинина (показываю портрет Е.Благининой), называется оно "Посидим в тишине".

В. Ребята, кто такая поэтесса, как вы думаете?

Дети. Поэтесса - это кто пишет стихи.

В. Правильно, молодцы ребята.

2.Добывание (сообщение и приятие нового знания).

Выразительное чтение стихотворения Елены Благининой «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала! 

Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине.

После прочтения стихотворения нужно сделать небольшую паузу.

- Поняли, ребята, о какой помощи идет речь?

Дети: Надо давать мамам отдыхать, спать, чтобы у них было хорошее настроение.

3.Проверка восприятия услышанного.

В. Ребята, вам понравилось стихотворение, которое написала Елена Благинина?

В. Повторим все вместе автора стихотворения (повторяют)

В. Как оно называется?

Дети. «Посидим в тишине»

В. Кто написал это стихотворение?

Дети. Елена Благинина

В. Молодцы, ребята. Какие персонажи есть в стихотворении?

Дети. Мама, дочка, луч.

В.  Кто нам рассказал эту историю?

Дети. Девочка, дочка.

В. Почему девочка сидела в тишине и не играла?

Дети.  Потому что мама устала и девочка хотела, чтобы мама отдохнула.

В. Как вы думаете, трудно ей было сидеть в тишине?

В. Правильно, дети, трудно ей было, но она очень любит свою маму, поэтому терпела и ждала, когда мама проснется.

4.Вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.

В. Дети, а что такое волчок?

Дети. Детская игрушка юла.

В. Как вы понимаете фразу: луч крадётся?

Дети. Тихонько двигается.

В. Какой луч?

Дети. Золотой.

В.  Почему он золотой?

Дети. Солнечный, яркий, желтый.

В. Как это понимать: луч метнулся по стене?

Дети. Луч совершил быстрое движение по стене.

Дети. Незаметно, бесшумно, плавно, мягко.

В.  Каким голосом надо читать стихотворение?

Дети. Тихим спокойным голосом, чтобы никого не разбудить.

В.  Я хочу открыть вам один секрет: когда я была маленькая, то рассказывала это стихотворение своей маме. Хочу, чтоб вы тоже его выучили и подарили своим мамам, тем более что приближается праздник.

В.  Кто помнит, какой это праздник?

Дети. День матери.

5.Физминутка.

Я предлагаю вам немного отдохнуть, выходите на середину, встаньте удобнее, чтобы не кому не мешать.

Маму я свою люблю, (Взявшись за руки по кругу)

Я всегда ей помогу (Руками в вертикальном направлении)

Я стираю, полоскаю, (Руками в горизонтальном направлении)

Воду с ручек отряхну, (Встряхнуть кистями рук)

Пол я чисто подмету (Имитация подметания)

И дрова ей наколю. (Имитация колки дров)

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу, (Дети идут на цыпочках)

Маму я не разбужу.

Я на пяточках хожу, (Дети идут на пятках, спина ровная)

Маму я не разбужу.

И ни разу, и ни разу

Ни словечка не скажу. (Поднести палец к губам и повертеть головой)

6.Работа с мнемотаблицей.

В.  А сейчас, ребята, я проверю вашу внимательность, память, наблюдательность и сообразительность. Подойдите к столу, посмотрите внимательно на картинки. Задание такое: я читаю строчки из стихотворения, а вы находите подходящую картинку и выкладываете перед собой. Один из вас работает у доски.

Чтение стихотворения, выставляя по очереди картинки на доску

Вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения (в вопрос включаем слова из стихотворения, побуждаем при ответе применять авторские слова)

В. Что делает мама?

В. Почему мама спит?

Дети. Она устала.

В.  Как повела себя дочка? Что она не стала делать?

Дети. Ну и я играть не стала.

В.  Кого девочка не заводит?

Дети. Я волчка не завожу.

В. А что она сделала?

Дети. А уселась и сижу.

В.  А игрушки как ведут себя?

Дети. Не шумят мои игрушки.

В. Что говорится про комнату?

Дети. Тихо в комнате пустой.

В. Кто крадётся по маминой подушке?

Дети. А по маминой подушке Луч крадётся золотой.

В. Что сказала девочка лучу?

Дети. И сказала я лучу -Я тоже двигаться хочу!

В. Что девочка хотела бы сделать, если бы мама не спала? Как об этом сказано в стихотворении?

Дети. Я бы многого хотела: вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать.

В. А что решила дочка? Какой вывод сделала?

Дети. Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу.

В.  Куда метнулся луч?

Дети. Луч метнулся по стене.

В. А что сделал потом?

Дети А потом скользнул ко мне.

В.  Что он будто шепнул?

Дети. Ничего, шепнул он будто, Посидим и в тишине.

В. Вот видите, ребята, девочка сама не мешала маме отдыхать и лучу не разрешила мешать! Вы молодцы, хорошо запомнили фразы и стихотворения.

7.Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание

(используются картинки к стихотворению,  хоровое проговаривание.

Дети, следя за указкой воспитателя,  проговаривают хором стихотворение.

8.Самостоятельное проговаривание стихотворения.

Желающий ребенок  сам  водит указкой по таблице и пытается прочитать стихотворение индивидуально. Другой ребенок продолжает, а третий заканчивает.

III.Итог.

В. Молодцы, ребята! Запомнили стихотворение! На этом наше занятие подходит к концу.

Что вам больше всего понравилось на занятии?

А что показалось самым трудным?

А если кто-то не успел хорошо запомнить, не волнуйтесь.  Я дарю вам маленькие таблички – подсказки, которые вы заберете домой,  и повторите стихотворение с папой!

Продуктивная деятельность.

А сейчас предлагаю поработать художниками – иллюстраторами. Проходите к столам, берите карандаши и за работу!

Дети  рассматривают мнемотаблицы, на обратной стороне которых раскраска – иллюстрация к стихотворению

Ребята, покажите, что у вас получилось. Ой, какие красочные иллюстрации. Не забудьте дома повторить стихотворение, чтобы на праздник  порадовать свою самую любимую мамочку!

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце»

Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;Вырабатывать у детей умение ненапр...

конспект открытого занятия по развитие речи и ФЭМП в средней группе. ТЕМА: Чтение стихотворений о весенних деревьях. Заучивание стихотворения Е. Благининой "Черёмуха".

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение    «Детский сад общеразвивающего вида № 50». Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района Республики Тата...

Конспект НОД по развитию речи. "Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Возрастная группа детей: подготовительная к школе группаТема НОД: Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения Афанасия Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»Цель: создать условия для з...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе заучивание стихотворения "Что мы Родиной зовем?" В. Степанова (с использованием мнемотаблицы).

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе заучивание стихотворения "Что мы Родиной зовем?" В. Степанова (с использованием мнемотаблицы)....

Открытое занятие по развитию речи в логопедической группе «Путешествие в страну Красивой и правильной речи»

Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей.Задачи:1.Образовательные:Совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;Формировать умения обобщать, классифицировать...