Рабочая программа кружка по речевому развитию "Говорушки"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Программа направлена на речевое развитие ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_po_rechevomu_razvitiyu_dlya_detey_vtoroy_mladshey_gruppy.doc | 472.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Сказка»
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
на Педагогическом совете Заведующий
МКДОУ Детский сад №2 Сказка МКДОУ Детский сад №2 Сказка
___________________ Е.А.Дедова
протокол № ___ от «___» ___ 2023 г Приказ № ____ от «_____» ______2023г
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Говорушки»
Возраст обучающихся:3–4 года
Срок реализации: 1 учебный год
Автор: воспитатель
Бородавка Алина Владимировна
Казьминское
2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 7 |
4. | Содержание изучаемого курса | 9 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 16 |
6. | Список литературы | 16 |
7 | Приложения | 17 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки» (далее - Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель Бородавка Алина Владимировна |
Организация-исполнитель | МКДОУ Детский сад №2 Сказка |
Адрес организации исполнителя | с. Казьминское, ул. Советская, 61а |
Цель программы | Помощь детям в освоении разговорной речи, развитие выразительности детской речи через театральную деятельность, малые фольклорные формы и пальчиковые игры |
Направленность программы | Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | Дополнительная общеобразовательная Дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки» (далее - Программа) для детей 3-4 лет рассчитана на 1 учебный год.
Программа разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;
2. Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809).
3. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
4. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
5. Письмом Министерства образования и науки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы))».
6. Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей прграмме МКДОУ Детский сад №2 «Сказка».
Программа направлена на речевое развитие ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы рисовать, лепить, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр.
Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе.
При всём разнообразии видов художественной деятельности особое место в воспитательно-образовательной работе занимает театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.
Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности. Содержание программы направлено на то, чтобы жизнь ребёнка была насыщена различными проявлениями искусства. Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния.
Цель и задачи программы
Программа «Говорушки» ставит своей целью помощь детям в освоении разговорной речи, развитие выразительности детской речи через театральную деятельность, малые фольклорные формы и пальчиковые игры
Задачи программы.
Обучающие задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
3.Обогащать, активизировать речь детей.
3.Учить обсуждать содержание художественного произведения, текста пальчиковой игры.
4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
Развивающие задачи:
1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
2.Развивать интерес к народному творчеству.
3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
4.Развивать внимание, зрительное восприятие.
Воспитательные задачи:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, любовь к художественным произведениям, доброжелательное отношение друг к другу.
Возраст детей.
В реализации дополнительной образовательной программы участвуют дети 3-4 лет, посещающие ДОУ и имеющие норму речевого развития и нарушения речи.
Срок реализации программы.
Дополнительная образовательная программа рассчитана на 32 часа, учебный год проходит с октября по май включительно (2023 – 2024 г.г.) и составляет 4 занятия в месяц по 15-20 минут каждое.
Занятия проходят 1 раз в неделю в понедельник. Таким образом, освоение программы составляет 32 учебных часа за учебный год.
Форма и режим организации занятий:
Форма обучения по Программе – очная.
Формы организации образовательного процесса - групповые занятия, индивидуальная работа, коллективная работа, работа в парах (ребенок-педагог, ребенок-ребенок).
Занятия определяются содержанием программы и могут быть тематическими, игровыми и нетрадиционными
Общее количество часов в год – 32;
Количество часов и занятий в неделю – 1 час, 1 занятие;
Периодичность занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
освоения дополнительной образовательной программы
.
В результате освоения программы воспитанники будут:
знать: изученный детский фольклор, пальчиковые игры, невербальные средства общения;
уметь: передавать различные эмоциональные состояния, выражать свои чувства и понимать чувства других, преодолевать робость и быть уверенными в себе;
владеть: разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности.
Определение результативности реализации Программы - педагогическая диагностика.
Диагностика проводится 1 раз в год – в конце учебного года.
Метод: наблюдение за детьми в процессе занятий.
Форма подведения итогов работы по программе:
открытые занятия
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Песенка-закличка «Осень, осень, в | 1 | 15 мин | 15 мин | 15 мин |
2 | Потешка «Здравствуйте» | 1 | 15 мин | 15 мин | 15 мин |
3 | Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) | 1 | 15 мин | 15 мин | 15 мин |
4 | Пальчиковая игра «Апельсин» | 1 | 15мин | 15 мин | 15 мин |
5 | Пальчиковая игра «Перелётные птицы» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
6 | Потешка «Тили-бом! Тили-бом!» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
7 | Русская народная сказка «Колобок» (настольный театр) | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
8 | Дружба | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
9 | Потешка «Зайка серенький сидит» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
10 | Потешка «Сидит белка на тележке» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
11 | Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка) | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
12 | Пальчиковая игра «Котик» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
13 | Потешка «Как на горке снег» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
14 | Грустный-веселый | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
15 | Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
16 | Потешка «Ты мороз, мороз, мороз» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
17 | Пальчиковая игра «Варежка» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
18 | Потешка «Снежинки» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
19 | В гости к нам пришли матрешки | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
20 | Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса» (настольный театр) | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
21 | Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
22 | Считалка «Зайчик» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
23 | Потешка «Мыши» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
24 | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка) | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
25 | Пальчиковая игра «Моя семья» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
26 | Потешка «Пекла кошка пирожки» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
27 | Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр) | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
28 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» (детский спектакль) | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
29 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» (детский спектакль) | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
30 | Песенка «Жили у бабуси» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
31 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
32 | Пальчиковая игра «Дружба» | 1 | 15мин | 15мин | 15мин |
Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия* | Форма занятия | Кол-во часов** | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Октябрь, 2023- май 2024 | 02.10.23- 31.05.24 | понедельник | очная, групповая | 32 | см. учебный план | Групповое помещение | Наблюдение за ходом занятия, оценка результата |
* Время занятия может быть изменено в связи с непредвиденными обстоятельствами (карантин, мероприятие в ДОУ и пр.)
** За 1 учебный час принимается время занятия (в соответствии с возрастными особенностями воспитанников 3-4 лет) – 15-20 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
1. Художественное слово.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Речевые игры.
5. Подвижные игр.
2. Приемы и методы организации.
1. Словесный метод (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр).
2. Наглядный метод- показ действий, рассматривание иллюстраций, игрушек.
3. Практический метод - действия руками ребёнка, самостоятельные действия ребёнка.
4.Музыкальное сопровождение образовательной деятельности.
3. Дидактический материал.
1. Словесный материал (картотека малых фольклорных форм)
2. Картотека пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики.
3. Наглядный иллюстративный материал (картинки по темам)
4. Музыкальное оформление (подборка музыкальных произведений для сопровождения образовательной деятельности)
5. Наглядный материал: игрушки иллюстрации, разные виды театров по тематике малых фольклорных форм.
6. ТСО: магнитофон, аудиозаписи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Правильно ли говорит ваш ребенок», А.И.Максаков.
2. «Воспитание правильной речи», В. Рождественская, Е. Радина.
3. «Словесные игры в детском саду», А.К. Бондаренко;
4. «Сборник потешек «Прилетели гули», составитель К.М.Скопцов.
5. «Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет», составитель Н. Френкель, В. Карасева.
6. «Учите детей отгадывать загадки», Ю.Г. Илларионова.
7. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», Е.А.Савельева.
8. «Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком» , В.В.Абраменко.
9. «Тренируем пальчики», М.М.Безруких.
10. «Пальчиковые игры». А.Е.Белая.
Приложение 1
месяц | Тема занятия |
октябрь | 1.Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим» 2.Потешка «Здравствуйте!» Здравствуйте, ладошки, 3.Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) 4. Пальчиковая игра «Апельсин» Мы делили апельсин, (рука в кулаке) Много нас, а он один, (указательный палец) Эта долька для ежа, (разгибаем пальцы по очереди) Эта долька для чижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, Ну, а волку кожура, (потряхиваем разжатой рукой) Он сердит на нас, беда, (из двух рук делаем волчью пасть) В домик прячемся – сюда! (руки «домиком» над головой) |
ноябрь | 1.Пальчиковая игра «Перелетные птицы» Тили-тели, тили-тели - С юга птицы прилетели! (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.) Прилетел к нам скворушка - Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж - (Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки). Все вернулись, прилетели, (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.) Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»). 2.Потешка «Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! 3. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр) 4.Пальчиковая игра «Засолка капусты» Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз) Мы морковку трём, трём, (трём кулак о кулак) Мы капусту солим, солим, (движение пальцев, имитирующие посыпание солью) Мы капусту жмём, жмём.(интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки) |
декабрь | 1.Потешка «Зайка серенький сидит» Зайка серенький сидит, И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так, Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так, Надо зайке поскакать! Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал! 2.Потешка «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, 3.Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка) 4. Пальчиковая игра «Котик» Котик, котик, котик (круговыми движениями погладить ладонью по животику) Тёпленький животик, Подойди к нам близко. (кистями обеих рук сделать манящие движения) Вот сметаны миска, (ладони соединить в виде чаши ) Вот тарелка с молоком, (руки положить на стол ладонями вверх и прижать друг к другу рёбрами ) Ну, лакай же языком! (ладони поднести к лицу) |
январь | 1.Потешка «Как на горке снег» Как на горке - снег, снег, 2. Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. 3. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр) 4. Потешка «Ты мороз, мороз, мороз» Ты, мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмём, Мы на улицу пойдём, Сядем в саночки – самокаточки. |
февраль | 1.Пальчиковая игра «Варежка» Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак) «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого) В свой домишко не попал». Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец) «Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь – и найдёшь, Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок) 2.Потешка «Снежинки» С неба падали снежинки, 3.Загадывание загадок о зиме. 4.Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр) |
март | 1.Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать». Повторить то же самое с правой рукой. Раз, два, три, четыре, пять, 3. Потешка «Мыши» Мыши-мыши, ну-ка тише! 4. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» (инсценировка). |
апрель | 1.Пальчиковая игра «Моя семья» Знаю я, что у меня (руку поднять вверх, ладонью к себе, пальцы выпрямить) Дома дружная семья: Это – мама, (согнуть безымянный палец) Это – я, (согнуть мизинец) Это – бабушка моя, (согнуть средний палец) Это – папа, (согнуть указательный палец) Это – дед, (согнуть большой палец) И у нас разлада нет! (пальцы сжать в кулак) 2.Потешка «Пекла кошка пирожки» Пекла кошка пирожки, Из гороховой муки. Лист из печки вынула - На пол опрокинула. Покатился колобок Прямо мышке под порог. Мышка Прасковья пищит из подполья: - Катись, колобок, на мышкин зубок! Мышка-то рада, а кошке досада. 3.Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр) 4.Русская народная сказка «Волк и семеро котят»(драматизация) |
май | 1.Пальчиковая игра «Сказки» Будем пальчики считать, Будем сказки называть: (Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.) Эта сказка - «Теремок». Эта сказка - «Колобок». Эта сказка - «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. (Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная суказательного.) «Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад! (Показывают большой палец) 2.Песенка «Жили у бабуси» Жили у бабуси два веселых гуся. Спрятались в канавке. 3.Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций) 4.Пальчиковая игра «Дружба.» |
Приложение 2
Картотека игр по развитию речи.
Досказалка
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко).
Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща).
Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.
Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.
Общие слова
Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.
Задания могут быть двух видов:
1. Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц…
2. Назови одним словом:
туфли, ботинки, сапоги — это…
молоток, пила, топор — это…
сосна, берёза, клён — это…
Цветные предложения
К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.
Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.
Назови ласково
Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.
Какая бывает собака?
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Кто больше?
Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков , например мяч - круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.
Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям :
1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)
Шаги
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов.Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”
Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т.д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
«Кто это?» знакомимся с профессиями
Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
1 вариант: Задаем вопросы : Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
2 вариант: Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?
Путаница
Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.
"Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".
Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.
Знает это ребёнок любой -
У апельсина цвет ... голубой.
Корова мычит,
Поросёнок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака ... мяукает.
Как на нашей улице
Крякали две ... курицы.
Известно каждому ребенку -
Корова - мама …жеребёнка.
Отгадай слово
Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.
«Я скажу: «Лоша… », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
Материал: игрушки - кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных.
Лошадки и поезд
Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила.
«Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»
Игра повторяется 3 раза.
Приложение 3
Анкета для родителей по пальчиковым играм
1. Знаете ли вы, что такое «пальчиковые игры»? ____________________
2. Согласны ли вы с утверждением, что пальчиковые игры полезны для развития детей?
а) да б) нет в) не уверен
3. Знаете ли вы пальчиковые игры (текст, движения). Если «да», то укажите, сколько и какие? _______________________________________________________________
4. Вы видите, что взрослый играет с ребёнком в пальчиковую игру. Выскажите своё мнение:
- развлекает ребёнка
- наверное, этот человек воспитатель
-полезно для ребенка
-пустое времяпровождение
-надо запомнить и поиграть со своим ребенком.
- свой вариант__________________________________________________
5. Играете ли вы со своим ребенком в пальчиковые игры?
а) да б) нет в) иногда г) не хватает времени д) свой вариант
6. Кто из членов семьи чаще играет с ребенком в пальчиковые игры.
а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) свой вариант
7. Как вы считаете, есть ли связь между умением ребёнка в младшем возрасте выполнять движения пальчиковых игр с успешным обучением в школе?
а) да б) нет в) не уверен
8. Хотели бы вы узнать больше о значении пальчиковых игр для развития ребёнка и узнать новые игры?
а) да Консультации
«Развитие детей в театрализованной деятельности»
|
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.
Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.
Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани , ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.
Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.
Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.).
Уважаемые родители! Давайте поиграем с вами так, как мы играем с детьми:
Игра «Узнай по голосу»
Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай.
Кто назвал тебя – узнай!
Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»
Игра «Иностранец»
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.
Упражнения
1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).
Игры со скороговорками
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок:
Король – орел, орел-король.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Испорченный телефон
Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух.
Пантомимические этюды и упражнения
Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.
Покажите, как: вратарь ловит мяч;
-зоолог ловит бабочку;
-рыбак ловит большую рыбу;
-ребенок ловит муху.
Попробуйте изобразить:
Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.
Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.
Родители не должны задаваться вопросом: а нужно ли посещение театра в наше время? Да еще с таким маленьким ребенком? Есть Интернет, кабельное телевидение. Не надо забывать, что театрализованные постановки помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника:
-формирование правильного эстетического вкуса;
-развитие коммуникативных способностей;
-влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения
- помогает решить конфликт в процессе игры;
- создание положительного эмоционального настроя;
-помогает нравственному воспитанию.
Важно так же участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.
Консультация
« Значение пальчиковых игр в развитии речи детей».
Начиная с самого раннего возраста, развитию мелкой моторики рук необходимо уделять особое внимание. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка. Занятия и игры, направленные на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук сейчас очень популярны. Уровень психических процессов и уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированности мелкой моторики. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.
Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.
Формированием моторики рук необходимо заниматься родителям с детьми. Советую не упускать времени и тренировать пальцы рук уже в раннем возрасте. Массаж играет большую роль, стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции. Массаж необходимо делать ежедневно. Начинать ежедневные занятия следует с массажа пальчиков и рук: поглаживаний и потираний пальчиков, пощипывания, в результате руки детей перестанут быть мягкими и увеличиться чувствительность ладоней.
К сожалению, многие взрослые лишают малышей возможности проявлять самостоятельность даже в застёгивании пуговиц, кнопок, «молний». Родителям необходимо вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки.
Приобретайте разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку на разные темы в зависимости от поставленных целей.
Среди игрушек должны быть различные пирамидки, матрёшки и машинки. Приобретайте для детей такие наборы: лопатка, совочек, грабельки, лейка. Покажите, как правильно пользоваться ими, объясните, какую пользу приносят эти орудия труда. Советую не упускать возможности и познакомить детей с различными крупами, можно насыпать рис, гречку, пшено. Игры с крупами очень полезны и интересны.
Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами. Ребёнок должен правильно держать и вырезать как чёткие линии (геометрические фигуры) так и извилистые линии и силуэты.
У детей мелкую моторику рук хорошо развивает рисование, аппликация, вышивание, развязывание узелков на веревочке. Пусть у вашего ребенка будет целый набор для домашнего творчества: карандаши, краски, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин. Родителям вместе с детьми необходимо делать настоящие поделки, что-то клеить и шить.
Пальчиковые игры - наилучшее средство для развития мелкой моторики рук. Игры с пальчиками - представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики рук, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми. Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают интерес у ребёнка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти, а заинтересует ли ребёнка игра, зависит от родителей.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:
1.Не начинайте играть с ребёнком холодными руками. Предварительно их нужно согреть, растерев ладошки.
2.При присутствии в новой игре незнакомых ребёнку персонажей или слов, первым делом объясните, что такое. Применяя всё те же картинки или игрушки.
3.Пальчиковые игры с малышами в возрасте от 1,5 лет осуществляйте как показ или сами производите необходимые действия пальцами ребёнка.
4.Малышам старше 1,5 года периодически можно предлагать осуществлять движения вместе.
5.Не забывайте про максимальную выразительную мимику.
6.Проводите игру весело, поощряйте успехи.
7.Никогда не принуждайте, попытайтесь разобраться в причинах отказа или поменяйте игру.
Пальчиковые игры:
1.Пальчик, мальчик (народная потешка).
Исходная позиция: все пальцы, кроме большого зажаты и кулак. Большой палец оттопырен.
Пальчик, мальчик, Где ты был?
С этим братцем — в лес ходил. (Показать указательный палец.)
С этим братцем — щи варил. (Показать средний палец.)
С этим братцем — кашу ел. (Показать безымянный палец.)
С этим братцем — песни пел. (Показать мизинец.)
2.Сомни платочек.
Предложите малышу одной рукой (второй рукой не помогать) смять как можно сильнее носовой платочек (салфетку). Затем это же задание выполнить другой рукой. Задание можно выполнить и двумя руками вместе.
3.В гости к пальчику большому.
Исходная позиция: все пальцы сжаты в кулак.
В гости к пальчику большому (Оттопырить большой палец.)
Приходили прямо к дому:
Указательный (Показать указательный палец.)
И средний, (Показать средний палец.)
Безымянный (Показать безымянный палец.)
И последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог. (Показать мизинчик.Затем все пальцы сжать в кулачки и постучать кулачками перед собой.)
Пальцы все друзья, (Сложить обе руки в замок.)
Друг без друга им нельзя. (Имитация мытья рук.)
4.Маленькие ножки идут по дорожке
Исходная позиция: сидя за столом, руки лежат на столе.
Маленькие ножки
Идут по дорожке. (Ходьба пальчиками по столу вперед и обратно.)
Большие ножки
Бегут по дорожке. (Бег пальчиками по столу вперед и обратно.)
5.Моя семья
Исходная позиция: стоя или сидя.
Вот мой папа, (Все пальцы сжаты в кулак,показать большой палец.)
Рядом мама, (Показать указательный палец.)
Брат, (Показать средний палец.)
Сестра, (Показать безымянный палец.)
А это я. (Показать мизинчик. Похлопать в ладоши.)
Вот и вся моя семья!
6.Наши пальчики устали
Исходная позиция: сидя за столом.
Наши пальчики устали. (Пошевелить всеми пальцами.)
Долго, долго рисовали. (Постучать пальчиками друг о друга (мизинец правой руки о мизинец левой, безымянный о безымянный, средний о средний и т. д.).)
Мы немного отдохнем (Поглаживание ладошкой правой руки по левой руке и наоборот.)
И рисовать опять начнем. (Подуть на пальчики.)
7.Дождик, дождик, веселей (народная потешка)
Исходная позиция: сидя или стоя.
Дождик, дождик, веселей! (Указательным пальцем правой руки стучать по ладошке левой руки.)
Капли, капли не жалей. (Стучать указательным пальцем по каждому пальцу левой руки, начиная с мизинца и обратно.)
Только нас не замочи, (Указательным пальцем левой руки стучать по ладошке правой руки.)
Зря в окошко не стучи. (Стучать указательным пальцем по каждому пальцу правой руки, начиная с мизинца и обратно.)
Пусть игры вашего ребенка будут короткими – достаточно и нескольких минут в день, но они должны быть доведены до конца. Главное – проявить терпение, ведь упражнения нужно выполнять ежедневно, начиная с самого раннего возраста малыша. Зато потом у ребенка не будет проблем ни в саду, ни в школе. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг. Наряду с развитием мелкой моторики рук, развиваются память, внимание, интеллект. Поэтому важно выполнять упражнения на мелкую моторику рук регулярно, так вы поможете вашему ребёнку быстрее развиваться и учиться.
Родителям важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребёнка даёт положительный результат. Умелыми пальцы становятся не сразу.
Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически!!!
Консультация для родителей
Сказка в развитии речи детей
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности; музыкальной деятельности, игровой Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.
Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.
Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка?
Умение задавать вопросы. По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых порах гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки о Курочке Рябе (деду, бабе, курочке или мышке). Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос.
Конструирование слов, словосочетаний и предложений
Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с ребенком нужно:
• придумывать несколько однокоренных слов (лес — лесок, лесник, лесовик);
Например, такая поговорка, как «Не все коту Масленица», дает повод к разговору о древнем славянском празднике Масленицы как празднике проводов зимы, встречи весны, с вытеканием блинов, сжиганием чучела Зимы, народными гуляньями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота — быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит, не всегда и коту Масленица. Так в процессе разбора содержания и выяснения происхождения той или иной поговорки у малыша расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах.
Вам легко увлечь ребенка игрой, состоящей в придумывании таких ситуаций, для которых бы подходила выбранная пословица, или сказок, к героям которых ее можно применить.
Новое название.
Для развития речи детей советуем чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия — «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д.
Новый персонаж.
При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы "не"» (НЕ репка выросла на грядке, а...; Не Золушка, а...; Не Иван- царевич, а...; НЕ рукавичку потерял дед, а...; НЕ Колобка испекла баба, а...).
Исчезновение.
Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, создать элемент неожиданности, загадочности, можете использовать следующий прием. Читая ребенку сказку, «проглатывайте» часть слова или пропускайте целые слова (например, глаголы) и предлагайте игровую ситуацию: «Некоторые части слов обиделись и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка». Например: «Жи-бы-де-ба-бы-у-ни-ку-ря-сне-ку-ря» и т. д.
Словотворчество.
Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками:
• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
• сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
• произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «принцесса»;
• определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»).
Последнее задание подчеркивает важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. Ведь любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление
Интервью.
Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель — широкий маркер, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — зависит от сюжета сказки.
Повторное чтение.
Во-первых, постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас малыша, а во-вторых, читая книгу каждый раз по-разному, вы способствуете развитию более качественной речи детей как таковой.
Что значит "по-разному”? После того, как вы прочли книгу с выражением пару раз и убедились, что смысл полностью понят ребенком, читайте эту же сказку немного быстрее, затем еще быстрее и т.д., доходя до темпа скороговорки – так вы научите малыша воспринимать информацию на слух и в разных вариациях. Еще один способ работы с книгой – это периодически останавливаться и спрашивать малыша о том, что будет дальше. Это не только отличный способ отработки практических навыков разговорной речи, но и тренировка памяти.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
«Новые сказки»
Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.
«Пропущенный кадр»
Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.
По порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
«Сказочная цепочка»
Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет, есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.
Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.
Все в Ваших руках, дорогие родители! Ловите момент, дети быстро растут!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Речевой этикет"
Программа рассчитана на два года обучения...
Рабочая программа кружка "Речевичок"
Данная программа расчитана на реализацию в течении 4 мес....
Рабочая программа кружка "Речевичок"
рабочая программа кружка...
рабочая программа кружка "Речевичок"
рабочая программа кружока "речевичок" 2017 -2018...
Рабочая программа кружка по речевому развитию в средней группе.
Речевое развитие с элементами ИЗО- деятельности....
Рабочая программа кружка по речевому развитию дошкольников "Читарики" в разновозрастной группе с 4 до 6 лет для детей с ТНР
Цель: Создание условий для речевого развития детей старшего дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой. ...
Рабочая программа кружка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у Говорушки»
Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры....