"Развитие связной речи через театрально-игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (старшая группа)
Все дошкольное детство ребенок играет и качество игр зависит от взрослых, находящихся рядом. Театр в детском саду открывает широкие возможности даже тем, кто не говорит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи через театрально-игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
" Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработка речевых и поведенческих навыков (А. П. Ершова)
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становится молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится « сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Вдобавок ко всему привычка "общаться с телевизором (компьютером)", лишают возможности приобрести полезный речевой опыт.
Игра, игровое общение специально разработанное может привлечь, но чем заменить телевизор?! Театральным зрелищем. в котором сегодня "зритель, а завтра активный участник театральной деятельности.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он производит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребёнка. В рамках решения задач по развитию речи у детей на пятом году жизни мы рассматриваем следующие:
• Активизировать познавательный интерес детей.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.
• Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства
• Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
• Учить согласовывать свои действия с другими детьми.
• Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.
Главный принцип организации работы по данному направлению – интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс, основой которого является комплексно-тематическое планирование. Для более полного использования потенциала театрализованных игр была специально создана развивающая среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-развивающая среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, мы старались учитывать:
- индивидуальные социально-типологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
В нашей группе постепенно появились:
•книжная полка (книга в красочном издании, портрет автора)
•театральный столик с набором атрибутов для постановки сказки по теме)
•наборы сказок в разных исполнениях (деревянный, перчаточный, пальчиковый)
•набор «волшебных предметов» (шляпы, палочки, накидки)
•набор «универсальных» вещей (платки, ободки, крылья)
А также, гардероб с костюмами, атрибутами, масками, набор деревянных палочек для сопровождения постановок, музыкальные инструменты.
Для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности практикуется выразительное чтение и рассказывание детей на занятиях.
В целях развития связной речи мы применяем следующие направления театрально-игровой деятельности:
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры-драматизации;
- Упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- Коррекционно-развивающие игры;
- парные коммуникативные игры (И.Г. Галянт)
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;
- Задания для развития речевой интонационной выразительности;
- Игры-превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения;
- Упражнения на развитие детской пластики;
- Ритмические минутки (логоритмика) ;
- Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
- Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы
- Театральные этюды;
- Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
- Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Хочется особое внимание обратить на поэтапную работу с выбранным художественным произведением (сказка, небольшой рассказ):
•яркое, эмоциональное «рассказывание» педагогом
•обсуждение игровых диалогов (словарная работа, эмоциональная характеристика героев, их поступков, заучивание повторов)
•проигрывание детьми, выбранным видом театра, в самостоятельной деятельности отдельных сюжетов.
Сказочные герои далее участвуют в играх, помогая детям выстраивать собственные монологические высказывания, на основе усвоенные на литературных примерах. В теме недели "Этикет" мы играли в театрализованную игру "Добрый теремок".
Для этого мы раздали детям карточки маски разных животных, птиц и насекомых. В этой игре два человека выходят в центр круга и поднимают навстречу друг другу руки, чтобы получился теремок. Третий ребенок становится за ними. Это хозяин теремка. Затем педагог дотрагивается до кого-либо из детей, и этот ребенок должен от имени того, кто ему достался на карточке, вежливо попроситься в теремок и объяснить, почему он хочет туда попасть.
В теме недели "Азбука безопасности" мы предложили поиграть следующим образом. Поделить детей на группы по четыре человека. В каждой группе один ребенок — Маша, а остальные три человека — медведи. Попросите детей подумать, как Маша и медведи поступят в следующих ситуациях:
•Маша заблудилась в лесу; • маленького медвежонка искусали пчелы;
•в доме медведей случился пожар; •старшего медведя поймали охотники;
•средний медведь залез на высокое дерево, и под ним обломилась ветка.
Каждая группа должна выбрать одну из этих ситуаций и рассказать о том, как Маша и медведи поступят в том или ином случае.
А в теме недели "Миром правит доброта", " В гостях у сказки" можно сыграть в театрализованную игру "Ключик желаний" Дети встают в круг. Педагог обходит детей и незаметно вкладывает в руки одного из них волшебный ключик исполнения желаний. Этот ребенок становится Буратино. Затем педагог говорит: «Ключик, ключик, покажись, перед нами появись!»
Буратино выбегает на середину круга и рассказывает о каком-либо своем сокровенном желании.
Был составлен календарно - тематический план с использованием театральной деятельности, подобраны речевые игры, разработаны консультации для родителей по речевому развитию и театрализованной деятельности. Исследования связной речи детей в конце года показало значительное повышение качество связной речи, в диалогической речи наблюдаются элементы связности, реплики детей носят развернутый характер и особенно это проявляется в ситуациях специального общения воспитателя с детьми на хорошо известном материале. Порадовали дети ,направленные на ПМПК . которым мы помогли преодолеть некие барьеры в общении. Мы не заменили телевизор, мы дали некую альтернативу, способ взаимодействовать друг с другом и решать незаметно серьезные речевые задачи. В конце года также наблюдалось влияние театральной деятельности на игровую.(усложнение сюжета, игра парами, тройками, умение разрешать несложные конфликты, переключаться с одного партнера на другого. умение договариваться о ходе и начале игры).
Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология,...
Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы, внесённй в районный банк данных....
Педагогический проект «Развитие связной речи с помощью интерактивных технологий у детей старшего дошкольного возраста»
В современном обществе трудности, связанные с процессом развития связной речи являются главной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формиров...
Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Картотека речевых игр на тему “Весна” Игры и упражнения на активизацию словаряИгровое упражнение «Какой, какая, какое?»Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое,...
Сценарий организованно-образовательной интегрированной деятельности по развитию связной речи, с элементами игрового стретчинга, для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Интерактивное путешествие на поляну заколдованных пчел».
laquo;Интерактивное путешествие на поляну заколдованных пчел» Лексическая тема: «Насекомые».Цель: Развитие связной речи у детей с ОНР посредством пересказа авторского рассказа ...
КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (общее недоразвитие речи)
Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи. Этапы логопедической работы по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи. Ст...
Отчёт по самообразованию «Развитие логического мышления через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
Цели:Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.Способствовать развитию познавательной активности детей. Задачи:1....