Проект по речевому развитию детей в средней группе
проект по развитию речи
Цель – развитие речи детей через игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_rechi.docx | 410.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждения
детский сад «Медвежонок»
Проект по речевому развитию детей
в средней группе
«Развитие речи через игровую деятельность»
Разработчик:
Салиева Олеся Ульяновна
2023 год
Содержание
1. Актуальность проекта………………………………………………………...3
2 Цели и задачи…………………………………………………………………..4
3. Этапы реализации……………………………………………………………..5
4. Тематическое планирование………………………………………………… 6
5. Планируемые результаты …………………………………………………...14
Список литературы………………………………………………………………16
Актуальность проекта
Вид проекта: долгосрочный
Срок реализации проекта:
Возраст детей: 5-6 лет
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, родители.
Актуальность обусловлена тем, что развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно в дошкольном детстве ребенок особенно чувствителен к усвоению речи.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.
Именно поэтому актуальность выбранной темы неоспорима.
Цель и задачи проекта
Цель – развитие речи детей через игровую деятельность.
Задачи:
- развивать умение свободно общаться с детьми и со взрослыми;
- развивать умение вступать в диалог, выразительности речи, способствовать речевому общению детей;
- создавать атмосферу эмоционального комфорта, повысить настрой детей;
- развивать воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику;
- развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, доброжелательное отношение к сверстникам.
- воспитывать любознательность, познавательную активность;
- формировать положительные нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помочь; самостоятельность, инициативность, ответственность;
- воспитывать интерес к творчеству, усидчивость, взаимопомощь.
Основные педагогические условия:
- опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий;
- особое внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Поддержание детской инициативы в процессе разыгрывания сказки и в придумывании собственных сюжетов.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Методы и приемы: практические; игры; наглядные; словесные: беседы, художественное слово; игры-драматизации; проблемно-поисковые вопросы; сюрпризный момент; Консультации родителям ; наблюдение; изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;
Этапы реализации проекта
1 этап. Предварительный мониторинг детей старшего дошкольного возраста, изучение литературы, беседы с родителями. Обогащение предметно - развивающей среды - подготовка демонстрационного материала, ребусов, загадок, кроссвордов, пазлов, лабиринтов, игр с содержанием творческих заданий.
Взаимодействие с родителями: разработка и подборка консультаций, методических рекомендаций по теме проекта.
Работа с воспитанниками:
Массаж лица и губ
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки на звуки: а, о, и
Игры на развитие словаря: «Какой? Какая? Какое?», «Назови ласково»
Игры на развитие звуковой культуры речи: «Замени звук», «Какого звука не хватает?»
Игры на развитие связной речи: «Найди картинке место», «Хорошо - плохо», «Где начало рассказа?»
Игры на развитие речевого дыхания: «Отгадай, что за фрукт», «Отгадай, что за овощ»
Логоритмические упражнения: «Осень», «Осенью», «Помидор», «Капустка», «Репка», «Ягоды»
Взаимодействие с музыкальным руководителем:
3 этап - заключительный
Подведение итогов работы по проекту.
Итоговое занятие «Путешествие в город правильной речи»
Цель: закрепление и расширение знаний у детей о гласных звуках и буквах.
Создание презентации для родителей проекта.
Цель: повышение уровня знаний родителей о новых педагогических технологиях.
Оценка результатов и отчетность.
Продукт проекта: презентация проекта, обогащение предметно - развивающей среды методическими материалами.
4. Тематическое планирование
Месяц | Тема недели | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | 1 неделя: «День знаний» | Оформить совместно с детьми центр речевого развития Изготовить и внести дидактические игры по речевому развитию «Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?» Беседа «День знаний» Игра «Что нам надо в школу» Чтение загадок, поговорок Рассматривание тем.альбома «Школьные принадлежности» | 1. Привлечь родителей к пополнению уголков «Речевого развития» и «Книги», новыми играми, книгами 2. Родительское собрание на тему: «Мы читающая семья» | Развлечение (коммуникация+ художественная литература) « По страницам книжек» |
2 неделя: «Вот и стали мы на год взрослее» | Дид.игры «Кто откуда?» , «Скажи наоборот» Беседы «Чему мы научились», «Как мы говорим? Наша речь» Рассказывание по картине «Я большой» Игры на развитие ЗКР: «Замени звук», «Какого звука не хватает?» Игры на развитие связной речи: «Найди картинке место», «Хорошо - плохо», «Где начало рассказа?» Игры на развитие речевого дыхания: «Отгадай, что за фрукт», «Отгадай, что за овощ» Логоритмические упражнения: «Осень», «Осенью», «Помидор», «Капустка», «Репка», «Ягоды» | |||
3 неделя: «Мама, папа, я-дружная семья!» | Чтение стихов по теме, заучивание стихов, Пальчиковые игры Составление рассказов по теме «Я люблю свою семью за ...» Игра «Составь предложение» Д/и «Моя родня» | |||
4 неделя: «Мы сильные, смелые, ловкие!» | Чтение стихов о спорте, пословиц о здоровье и спорте, Подвижные народные игры Рассматривание иллюстраций с видами спорта Слушание аудиозаписи песен о спорте Рассказывание по сюжетным картинкам «Что мы знаем о спорте?» | |||
Октябрь | 1 неделя: Мониторинг 2 неделя: | Драматизация по сказке «Рукавичка» Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осень», «Осень в лесу»,«По грибы» Артикуляционная гимнстика Чистоговорки на звуки: м, мь, д Игры на развитие словаря: «Узнай по описанию» Игры на развитие ЗКР: «Измени слово», «Третий лишний» Игры на развитие связной речи: «Какая картинка не нужна?», «Составь два рассказа», «Что изменилось?» | 1. Предложить родителям консультации «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» 2. Консультация для родителей «Как заучивать стихи?» 3. «Сказка – это серьезно.О роли сказки в развитии речи ребенка» | Конкурс подделок из природного материала «Любимое животное из рассказа» Вечер досуга «Интервью у осени» |
3 неделя: «Природа осенью» | Игра «Найди нужную картинку» Заучивание стихов , Чтение закличек, поговорок, стих-ия В. Мирович «Все деревья облетели,..», А. Плещеев «Скучная картина!» Составление сюжетных картинок с фабульным развитием действия «Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки» Настольный театр «Лиса и кувшин» | |||
4 неделя: «Что нам осень принесла!» | Чтение загадок, закличек, Чтение произведений И.Токмакова «Деревья» и К. Ушинского «Спор деревьев» Рассказывание по иллюстрациям произведения А.Пушкина «Осень» Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметови «Ветры», «Листики осенние» | |||
Ноябрь | 1 неделя: «Широка страна моя родная» | Беседы «Наша малая Родина», «Калуга- мой дом» Чтение стихотворения И. Никитина «Русь» Упражнение «Это важное слово» Подвижное упражнение «Береза» Игра «Семейка слов» | 1. Консультация «Речь как средство общения» 2. Предложить родителям сделать дид.игру « Достопримечательности г.Калуги» 3. Предложить родителям альбом «Калужский фольклор», для ознакомления детей в домашних условиях с традициями г.Калуги | Открытое занятие по образовательной области «Коммуникация» |
2 неделя: «Неизведанное рядом» | Составление описательных рассказов по репродукции И.И. Шишкина «На Севере диком…» Чистоговорки на звуки: в, вь, н, нь, к, кь Игры на развитие словаря: «Съедобные – ядовитые», «Улетели птицы» Игры на развитие ЗКР: «Чудесный художник», «Кто больше?» Игры на развитие связной речи: «Почемучкины вопросы», «Потому что…», «Распространи предложение» | |||
3 неделя: «В гости к светофору» | Чтение загадок по теме, стихов Игра-ситуация «Поможем сказочным героям перейти дорогу!» | |||
4 неделя: «Малая Родина» | Чтение художественных произведений по теме, беседа «Наш город», рассматривание тем.альбома «Калужский фольклор», народные Калужские игры, заучивание Калужских кол. песенок | |||
Декабрь | 1 неделя: «Что мы знаем о зиме?» | Чтение стих-ий ипересказ Рассматривание иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка» с последующим составлением схем Настольный театр «Зимовье зверей» Составление описательных рассказов «Зимушка Зима» | 1. Рекомендации по заучиванию наизусть стихотворений 2. Консультация « Устное народное творчество в развитие речевой активности детей» | Утренник «Новый год» |
2 неделя: «Зимние забавы» | Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий «Катание на лыжах», «Зимние забавы» Составление сказок с игрушками: медведь, кукла, зайчик и т.д. Артикуляционная гимнастика Чистоговорки на звуки: х, хь, с, сь, з, зь Игры на развитие словаря: «Кто где живет?», «Закончи предложение» Игры на развитие ЗКР: «Услышишь — хлопни», «Нужное слово» Игры на развитие связной речи: «Если бы...», «Составь рассказ», «Пойми меня» | |||
3 неделя: «Зимушка-зима, белоснежная краса» | Чтение и обсуждение, пересказ сказок «Зимовье зверей», «Снегурочка», В. Сутеев «Новогодняя ёлка» Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук «Погреем пальчики», «Дед Мороз», «Фонарики» | |||
4 неделя: «Новый год у ворот» | Чтение стих-ий Е. Благинина «Сюрприз», «Новый год» Чтение загадок Составление рассказов из личного опыта. Тема: «Как мы готовимся к Новогоднему празднику» К.Чуковского «Елка» | |||
Январь | 1 неделя: «Рождественские вечера» | Рассматривание картины «Зимой на прогулке» Народные подвижные игры « Дид.игра «Слова из сказки» Игры на дыхание: «Флюгер», «Свеча», «Мельница» Игры на развитие связной речи: «Нарисуй сказку», «Пословицы, поговорки», «А я бы…» Игры на развитие речевого дыхания: «Кто дольше?», «Загадай желание» | Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома» 2. Просьба к родителям изготовить пособия для дыхательных гимнастик из подручных материалов 3. Предложить родителям список литературных произведений по теме «Зимушка-зима», «Здоровье детей» | Спортивное развлечение «Встречаем олимпиаду» ( физическая культура+ коммуникация) |
2 неделя: «Зима белоснежная» | Отгадывание загадок о зимних явлениях Дидактические игры«Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением» Составление рассказов по сюжетным картинкам «Зима»,«Зимние забавы» Чтение и заучивание стихотворений С. Есенин «Поет зима – аукает», С. Есенин «Пороша» | |||
3 неделя: «Мы друзья зимующих птиц» | Чистоговорки на звуки: л, ль, р, рь Игры на развитие словаря: «Зоопарк», «Найди рифму» Игры на развитие ЗКР: «Загадки «поющих» звуков, «Какой звук чаще звучит?» Игры на развитие связной речи: «Опиши-угадай», «Опиши игрушку», «Черный ящик» Дидактические игры «Я знаю эту птицу», чтение «Кто как зимует» Рассказывание по сюжетным картинам «Зимующие птицы» Чтение рассказов о птицах | |||
4 неделя: «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» | Чтение К.Чуковский «Айболит» Рассматривание иллюстраций к произведению Чтение поговорок о здоровье, потешек «Утром я встаю...», «Вместе с солнышком встаю,..» Дыхательные гимнастики Беседы «Что я знаю о себе», «Речевой аппарат». | |||
Февраль | 1 неделя: «Азбука этикета» | Дидактические игры «Поможем сказочным героям», «Комплимент волку», «Добрый волк» Беседы «Я хороший, поэтому ...», «Мы не будем сороться» Чтение произведения В.Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо» | 1. Консультация «Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях» 2. Предложить родителям тем.альбом «Деловые игры. Развитие речи в картинках» (с логическими играми по развитию речи) 3. Обратить внимание родителей на информацию «21 февраля- Международный день родного языка» | Развлечение «23 февраля- Днь Защитника Отечества» (музыкальное творчество+ коммуникация) |
2 неделя: «Современные профессии» | Игры на развитие связной речи: «Отгадай-ка», «Как ты узнал?», «Верно ли это?» Игры на развитие речевого дыхания: «Лети, одуванчик!», «Надувайся, шар!» Чтение загадок о профессиях, пестушек «Поехали, поехали..», «Ребёнок плачет» Д/и «Кому что принадлежит» Составление описательных рассказов по фотографиям «Профессии родителей» | |||
3 неделя: «Защитники земли русской» | Составление рассказов о папах по фотографиям Беседы «Что мы знаем о богатырях», «Я хочу быть сильным, как ...» Упражнение «Богатыри» | |||
4 неделя: «Наша Армия родная!» | Речевое упражнение: «Как можно назвать иначе своих близких?» Чтение рассказа «Наше отечество» Рисование «Мой папа», с дальнейшим рассказыванием | |||
Март | 1 неделя: «Самая обаятельная и привлекательная» | Заучивание стих-ия «На щеках у мамочки...», чтение стихов о маме,слушание песен Составление рассказов на тему: «Я люблю свою маму за ...», «Нет дороже бабушки» | 1. Обратить внимание родителей на печатную консультацию «Растим талантливого рассказчика» 2. Предложить родителям интернет-ресурсы (адреса сайтов) по теме «Развитие речи детей. Что полезно знать» 3. Предложить папам совместно с детьми, составить мини-рассказы с фотографиями на тему «Наша мама дорогая» | Утренник к»8 марта- Женский день» Развлечение по сказкам «Животные из сказок» |
2 неделя: «Мамина работа» | Игры на развитие словаря: «Мой. Моя. Мое. Мои» «Найди рифму» Игры на развитие ЗКР: «Третий лишний», «Эхо» Игры на развитие связной речи: «Чего на свете не бывает», «Объясни, что такое» Игры на развитие речевого дыхания: «Вертушка» Пальчиковая игра «Я пеку...», Чтение и беседы по рассказам, пересказ «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк | |||
3 неделя: «Животные наших лесов» | Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна», поговорок, закличек, пословиц,загадкок о весне, признаках весны, птицах Ситуативный разговор «Приметы весны» Составление рассказов по сюжетным картинкам «Весна», «Птицы прилетели» | |||
4 неделя: «Мы друзья природы» | Чтение стихотворения «Подснежник» Н. Романовой, заучивание Ф. Тютчева «Зима не даром злится» Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова «Три медведя» Дид.игры Рассказывание по схеме сказки «Морозко» | |||
Апрель | 1 неделя: «Хочу все знать» | Рассматривание тем.альбома «Сказка ложь, да в ней намек...», «Опасность в сказках», с дальнейшим рассказыванием Чтение произведений по данной теме Упражнения «Хочу я многое узнать» Дид.игры «Из чего сделано», «Скажи по слогам», «Подбери синоним» | 1. Предложить родителям сделать поделку ко Дню космонавтики 2. Консультация «2 апреля- Международный День Книги!» 3. Консультация для родителей «Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет» | Спортивное развлечение «12 апреля- День космонавтики» Музыкальное развлечение «Весна-красна» |
Мониторинг 2-3 неделя: «Калуга космическая» | ||||
Беседа «Библиотека-дом, где живут книги», чтение русских народных сказок, Рассматривание иллюстраций к сказкам, с дальнейшим рассказыванием Составление описательного рассказа по картинкам «Белка и Стрелка», «Полет Гагарина в космос» Чтение стихов, загадок о космосе | ||||
4 неделя: «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!» | Игровое упражнение «Кто бежит, кто сидит?» Чтение потешек «Водичка-водичка..», « Глазки, вы будете в жмурки играть?» и т.д. Рассказ по схемам «Я здоровый ребенок» | |||
Май | 1 неделя: «Запомни-это надо знать!» | Чтение стихотворений об опасных предметах Просмотр видео «Кошкин дом» по произв-ию С.Маршака Рассказывание по серии картинок «Осторожно, опасные предметы» Заучивание поговорок | 1) Обратить внимание детей на информацию «27 мая- Общероссийский день библиотек». Проконсультировать- какие книги нужно брать в библиотеке | Итоговое НОД «Что мы знаем о сказках и рассказах» Выпускной «Досвиданье, десткий сад!» |
2 неделя: «Не забудем памятные дни» | Рассматривание темат.альбома «Воины Калужской области» Беседы «Что мы знаем о войне», «Наша Родина » Составление рассказов по сюжетным картинкам (по данной теме) | |||
3 неделя: «Мы теперь ученики» | Чтение стихотворения Дидактические игры «Пересказ», «Буква моего имени», «Назови слова», «Слова из звуков», «Придумай новое слово» | |||
4 неделя: «Лето на пороге» | Чтение закличек, стихотворений, народная игра «Кот и мыши», «У медведя во бору» Рассказывание по иллюстрациям сказок |
Планируемые результаты
- Ребенок проводит правильный звуковой анализ слов; составляет рассказ по схеме;
- Ребенок свободно общается с детьми и со взрослыми; легко вступать в диалог;
- Развивается воображение, внимание, мышление, память,
- Ребенок проявляет доброжелательное отношение к сверстникам.
- У детей воспитывается любознательность, познавательная активность; положительные нравственные качества: доброта, отзывчивость, самостоятельность, ответственность, усидчивость и взаимопомощь.
Список литературы
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2006.
- Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет. – М.: Изд-во «Ювента», 2012.
- Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод.пособие по развитию речи детей 3–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.– СПб.: ИД “Литера”, 2013.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М., 2005.
- Светлова И.Е. Звук / Ил.А.Проскурякова. – М.: Изд-во Эксмо, 2015.
- Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 2004г.
Приложение
Картотека игр по развитию речи
«Найди пару»
Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Игровой материал:
- Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5 – 7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.
- Предметные картинки, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:
коза – коса | мишка – мышка | кит – кот |
трава – дрова | крыша – крыса | усы – осы |
катушка – кадушка | каска – маска | ком – сом |
уточка – удочка | мак – рак | дом – дым |
«Построим пирамиду»
Цель: Упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Игровой материал:
- Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу 3 квадрата для трехсложных слов, выше – 2 для двухсложных и наверху – 1 для односложных слов.
- Предметные картинки: на односложные слова (сом, рак, ключ, тигр и т.д.); на двухсложные слова (коза, кошка, баран, чашка и т.д.); на трехсложные слова (собака, корова, сапоги, тарелка и т.д.).
«Включи телевизор»
Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), упражнять в чтении слов из трех-четырех букв (в логопедических группах)
Игровой материал:
- Изображение телевизора, в нижней части которого наклеены два длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв; за экраном – карман (для демонстрации картинок).
- Предметные картинки и карточки с буквами.
- Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.
«Ателье»
Цели:
- Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя – осенняя, летняя – весенняя).
- Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая.
- Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке.
Игровой материал:
- Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др.
- Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).
«Кто как зимует»
Цели:
- Активизация, обогащение словаря по теме «Дикие животные» (жилище, внешние признаки, поведение).
- Учить правильно употреблять предлоги (в, под, на).
- Составление предложений по демонстрационным действиям.
Игровой материал:
- Потолочная плитка, на которой изображен зимний лес. В некоторых местах «леса» сделаны прорези (в дереве, под кустом, в сугробе), в них изображены животные (белка, заяц, медведь).
- Крышки для закрывания прорезей.
«Составь предложение»
Цели:
- Обогащение и активизация словаря детей.
- Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление простых – в, на, к, из, за и т.д. и сложных – из-под, из-за и т.д. предлогов).
- Учить составлять предложения различного типа.
Игровой материал:
- Предметные картинки
- Схематическое изображение предлогов.
Игра «Измени слово» или придумай похожие слова.
Цель: Упражнять детей в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.
Материал: Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.
Ход игры: - Ребята сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Игру со словами. Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (лес) Скажите, какие слова можно ещё придумать, похожие на слово «лес»? (лесник, лесовичок, лесная, лесовик и т.д.)
За каждый ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Игра «Один – много».
Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа.
Материал: Мячик
Ход игры: - Ребята, сегодня мы будем играть со словами. Я вам буду называть предмет, бросать мячик, вы должны поймать мяч и ответить мне, как это слово будет звучать во множественном числе. Потом вернуть мячик. Например: я говорю «дом», а вы должны ответить «дома». Вариант: я говорю один «кубик», а вы должны сказать как будет, если их много на столе - «кубики».
Игра может усложняться. Воспитатель говорит предложение, где подлежащее в единственном числе, а дети должны сказать это же предложение уже во множественном числе.
Например: «На дереве сидит черная ворона», Дети: «На деревьях сидят черные вороны». Эта игра может проводиться по любой теме. Воспитателю надо подобрать лексический материал по теме, над которой работают.
Игра «Что можно делать с этим предметом?»
Цель: Упражнять детей в правильном употреблении несклоняемых имен существительных.
Материал: Картинки с изображением предметов ( несклоняемых имен существительных), фишки.
Ход игры: Ребята, русский язык очень необычный. В нем есть слова, которые могут меняться, например «кошка». Если их много, то скажем? «кошки» А если мы понесем им рыбу, то кого мы будем кормить? (кошек). Видите, каждый раз слово «кошка» звучит по-разному. Но в русском языке есть волшебные слова, которые звучат одинаково, о чем бы мы ни говорили. Одно из таких слов – слово «пальто». Давайте придумаем про пальто самые разные предложения, но будем помнить, что слово это не должно меняться. (У меня есть пальто. Мы купили пальто. Есть пальто зимнее, а есть осеннее. Я сняла пальто с вешалки. Мы вешаем пальто на вешалку и т. д.)
Игра « От каждого по словечку» или «Дополни предложение».
Цель: Развивать умение составлять длинное предложение сложных конструкций. Упражнять в употреблении предлогов.
Материал: Сюжетные картинки.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку, произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова, например: Мы играем.> Мы играем в футбол.> Мы играем в футбол на стадионе.> Мы играем в футбол на школьном стадионе. (Выигрывает тот, кто придумал самое длинное предложение).
Игра «Скажи наоборот».
Цель: Упражнять детей в употреблении антонимов. Игра может проводиться по любой теме.
Материал: Мяч или предметные картинки.
Ход игры: - Ребята, я вам буду говорить слово, бросать мячик, а вы должны придумать слово «наоборот». Например: я говорю вам мелкая речка, а вы мне должны ответить глубокая речка и бросить мячик обратно.
Игра может проводиться с картинками. Воспитатель показывает картинку, например, длинный карандаш, а дети должны сказать короткий карандаш. Кто отвечает правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто наберёт больше картинок.
Игра «Кто больше назовёт действий».
Цель: Закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями. Воспитывать умение быстро думать. Активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголов).
Ход игры: - Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Мама Артёма лечит больных, она – врач. Это её профессия. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что делает повар? Дети – варит, печет, жарит, чистит овощи и др.
Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек.
Игра «Узнай на вкус».
Цель: Упражнять детей в употреблении качественных прилагательных: сладкий, кислый, соленый и т.д.
Материал: Овощи, фрукты, знакомые детям, тарелочки, вилки.
Ход игры: - Ребята, сегодня мы с вами будем дегустировать. Дегустатор – это человек, который пробует на вкус продукты, напитки и говорит, вкусно это или нет, стоит эти продукты покупать или нет. Но мы с вами будем не простыми дегустаторами, а с закрытыми глазами. Я вам поднесу на вилочке кусочек фрукта или овоща, а вы должны тщательно прожевать его и сказать, какой он на вкус.
(Я съел огурец, он хрустящий, твердый, соленый. Это яблоко, сочное, вкусное и т.д.)
Игра «Пропавшее слово».
Цель: Пополнить словарь детей словами разных частей речи. Умение согласовывать слова в роде, числе, падеже.
Ход игры: Воспитатель говорит какую-либо фразу или предложение, пропуская слово, обозначая его либо интонацией, либо бессмысленными слогами, а дети отыскивают из предложенных вариантов пропавшее слово и возвращают его на место. Инициатива должна постепенно переходить к детям.
Игра «Что в чем».
Цель: Закрепить название частей предмета.
Материал: На первых этапах игры – предметные картинки, далее - словесные варианты, мяч.
Ход игры: Воспитатель бросает мяч и говорит слово, а ребёнок должен в ответ вернуть мяч и назвать часть этого предмета. Например: дом – дети: крыша, труба, стенка, окно и т.д.
Игра «Лавина».
Цель: Развивать память, умение классифицировать предметы по группам.
Ход игры: Ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им предстоит называть существительные, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущим участником игры. Тот, кто не может назвать свое слово или пропустит сказанное ранее, выбывает из игры (или пропускает ход). Например: окунь; окунь, карась; окунь, карась, щука и т.
Игра «Придумай слова, в которых звук – будет в начале (в середине, в конце)».
Цель: Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком в начале слова, в середине слова и в конце слова.
Материал: Игра проводится в словесном варианте.
Ход игры: Эта игра может проводиться по любой теме: овощи, транспорт, посуда, мебель и т.д. Воспитатель предлагает детям задание: «Придумайте и скажите, в названии каких овощей и фруктов есть звук «к» в начале слова. (Картофель, капуста, кукуруза, кабачок и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в середине. (Редька, репка, свекла, морковка и т.д.) Подумайте и скажите, в названии каких овощей есть звук «к» в конце слова. (Лук, чеснок).
Аналогично игра проводится по другим темам.
Игра «Два дома».
Цель: Упражнять детей называть слова с заданным звуком.
Материал: Предметные картинки, в названии которых есть заданный звук.
Ход игры: - Ребята посмотрите, что вы видите? (Два дома). В синем домике живут слова, в названии которых есть звук «с», а в зеленом живут слова, в названии которых есть звук «сь». Давайте, посмотрим, что нарисовано на картинках, назовем этот предмет словом и поселим его в нужный дом. Например, слово «коса» мы поселим в синий дом, а слово «сено» - в зеленый дом. «С» - роса, сова, нос, сом.
«Сь» - поросенок, сирень и т.д.
Игра «Цепочка слов».
Цель: Закреплять произношение звука в словах, определять его местоположение в слове.
Материал: Предметные картинки, мяч. Игра может проводиться в словесном варианте.
Ход игры: - Ребята, сегодня мы с вами будем играть в «Цепочку слов». Я начну первая. Мое слово – кот. Какой последний звук в слове кот? (Ответ детей: звук «т»). Воспитатель бросает мяч по кругу следующему ребёнку и говорит: Значит, теперь ты должен придумать слово, которое начинается со звука «т». Так продолжается игра другими детьми по очереди.
Если игра проводится с картинками, то картинки выкладываются одна за другой: кот – тигр – репа – арбуз и т.д.
Игра «Для чего нужен предмет?»
Цель: Закреплять произношение определенного звука в слогах и словах.
Материал: Тексты чистоговорок.
Ход игры: - Ребята, есть такие весёлые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто весёлые. Давайте я начну их рассказывать, а вы продолжите:
«Са-са-са – живет в лесу…(оса, лиса)
Со-со-со – катилось…(колесо)
Су-су-су – я беру…(косу)
Сы-сы-сы – жало у …(осы)».
Игра «Кто откуда?»
Цель: Научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами, отражать свои наблюдения в речи.
Ход игры: Детям показывают два рисунка (на одном из которых изображен лес, а на другом – море) и картинки с изображениями животных, живущих в разных местах обитания (медведь, лиса, синица, тюлень и т.д.) Их необходимо отнести к какому либо рисунку, аргументировав свой ответ.
Игра «Рисунки по кругу».
Цель: Развивать детское творчество (во время рисования и при составлении рассказов).
Ход игры: В этой игре предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребёнок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается сигнал и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребёнку. Получив от соседа начатый рисунок, ребёнок продолжает его в течение 1-2 минут и передает дальше. Выполненные таким круговым способом рисунки служат великолепной опорой для придумывания фантастических рассказов, небылиц и прочих «продуктов» литературного творчества.
Игра «Снежный ком».
Цель: Развивать воображение, мышление, связную речь и формировать здоровое чувство юмора.
Ход игры: Ведущий наугад называет два слова, например, «коробка» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию возникшую на эти слова. Например, «из открытой коробки выкатился огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «Яйцо». Третий участник игры связывает второе слово (апельсин) с третьим (яйцо) также при помощи возникшей ассоциации, например, «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т.д.
По окончании игры можно предложить детям нарисовать то, что запомнилось им или рассмешило их.
Игра «Что лишнее?»
Цель: Совершенствовать доказательную форму речи.
Материал: Предметные картинки.
Ход игры: Воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например: кошка, собака, корова, воробей, лошадь).
- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая картинка лишняя и почему?
Дети: лишняя картинка с изображением воробья. Кошка, собака, корова и лошадь – это домашние животные, а воробей – это птица.
Подобная игра может проводиться по многим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т.д.
Игра «Если бы…»
Цель: Развивать формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь.
Ход игры: Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником…» (каким, зачем? Что делал бы? И т.п.)
«Если бы вдруг исчезло время…» (Что в этом хорошего и плохого?)
«Фрукты – овощи»
Цель игры: дифференциация сходных понятий.
Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие - овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как все картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.
Игра «Фрукты-ягоды» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по речевому развитию в среднй группе
Приобщать детей к русской народной культуре я начинаю с устного народного творчества, к которым относятся и сказки. Знакомство и дальнейшая инсценировка сказок самими детьми, подготовка атрибутов роди...
Проект по речевому развитию в средней группе на тему «Весна - Красна, в гости к нам пришла!» Автор проекта : воспитатель Полунина Е. В.
Данный проект направлен на формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности. закрепление представлений детей о времени года «весна»; воспитывать бережное отношение к пробуждению приро...
Методическая разработка по речевому развитию в средней группе."Мы идём в театр"(Игры - драмматизации для средней группы.
Методическая разработка по речевому развитию в средней группе.Игры – драмматизации на тему «Мы идём в театр».Цель. Создание условий для овладения речью как средством общения и культу...
Практико -ориентированный проект по познавательно- речевому развитию в средней группе. Тема: «Любимые детские сказки».
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр ...
Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада
Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского садаИспользованная литература:1. Валентина Гербова: Ра...
Конспект ООД по речевому развитию по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе по теме: "Мы спешим на помощь героям сказки «Теремок»"
Конспект ООД по речевому развитию по образовательной области «Речевое развитие»...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.
Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...