Проект по речевому развитию в среднй группе
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Малоземова Светлана Анатольевна

Приобщать детей к русской народной культуре я начинаю с устного народного творчества, к которым относятся и сказки. Знакомство и дальнейшая инсценировка сказок самими детьми, подготовка атрибутов родителями делает процесс приобщения более интересным и увлекательным. Данный проект ставит перед собой цель формировать у детей и родителей желание знакомиться с русскими народными сказками, воспитывать трудолюбие на сказках, любовь к русской народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zhikharka.doc405.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Колпинского района детский сад №22

Проект

«Русская народная сказка «Жихарка»

(краткосрочный)

Воспитатели:

Малоземова Светлана Анатольевна

Новожилова Евгения Станиславовна

Санкт-Петербург

2013

Проект

по речевому развитию

(01.10.13-25.10.13г.)

Проблема: Незнание детей и родителей русской  народной сказки «Жихарка».

Цель: Формировать у детей и родителей желание знакомиться с русскими народными сказками, воспитывать трудолюбие на сказках, любовь к русской народной культуре.

Задачи:

  1. Развивать память, активизировать речь.
  2. Обогащать словарный запас из слов архоизмов.
  3. Сформировать интерес к русским народным сказкам.
  4. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сказке.

Этапы проекта:

  1.  Рассматривание иллюстраций к сказке «Жихарка»;
  2. Чтение сказки;
  3. Просмотр фильма-сказки «Жихарка» на ДВД-проигрователе;
  4. Посещение уголка «Русская изба» в старшей группе.
  5. Составление понятийного словаря к сказке (родители);
  6. Экспериментирование «Тили-тили-тили-тили, тесто мы с тобой месили»( изготовление соленого теста);
  7. Художественное творчество: Тестопластика (изделия из теста);

                                                   Лепка (ложка для Жихарки)

                                                   Рисование ( раскраска ложек);

                                                   Аппликация (украшаем русскую печку)

  1. Изготовление атрибутов к сказке – лопата, тряпичная кукла, ложки (родители);
  2. Музыкальное развитие (танец с ложками);
  3. Правила безопасного поведения (беседа по сказке);
  4. Консультация для родителей «Из прошлого сказки»;
  5. Инсценировка сказки «Жихарка» в уголке «Русская изба» (дети).

Планирование совместной деятельности проекта.

дата

тема

содержание

цель

ответственные

01.10

Чтение сказки

Познакомить с новой сказкой

воспитатели

02.10

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Учить соотносить иллюстрацию с текстом

воспитатели

03.10

Изготовление атрибутов к сказке: лопата, ложки, тряпичная кукла.

Привлечь родителей к созданию атрибутов для инсценировки сказки

родители

04.10

ФЦКМ «Русская изба»

Посещение уголка «Русская изба» в старшей группе

Познакомить с бытом русского народа, с предметами домашнего обихода

воспитатели

07.10

Лепка «Ложка для Жихарки»

Рассматривание иллюстраций деревянных ложек

Воспитывать интерес к русскому народному ремеслу

воспитатели

11.10

ФЦКМ «Весёлые ложки».

Рисование «Раскрась ложку для Жихарки»

Беседа как изготавливали и использовали ложки на Руси, танец с ложками, отгадывание загадки.

познакомить детей с понятием: резчик, ложкарь, баклуша.

воспитатели

14.10

Украшаем  русскую печь

Аппликация макета русской печи из готовых фигур

Формировать умение выкладывать узор из геометрических фигур

воспитатели

15.10

«Как правильно себя вести дома».

Беседа по содержанию сказки.

Формировать у детей навык безопасного поведения.

Воспитатели, родители.

16.10

«Тили-тили-тили-тили, тесто мы с тобой месили»

Экспериментирование -  - изготовление пресного теста

Вызвать желание у детей из продуктов приготовить тесто для выпечки.

Воспитатели, родители.

21.10

«Мы пекли,пекли,пекли …»

Тестопластика из соленого теста.

Дать представление детям о лепке из теста различных изделий

Родители, воспитатели

25.10

Жихарка

Инсценировка сказки

Развивать память, связную речь. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Дети, воспитатели

Конспект открытого занятия

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.

Задачи:

- Познакомить с предметами обихода - деревянными ложками, ковшами.

- Активизация словоря словами: резчик, "бить баклуши", художник, горбинка, вмятина, ручка граненая, точеная, ковш, роспись, ложкари, ложечники.

- Воспитывать интерес к народной культуре, народным ремеслам.

Предшествующая работа: экскурсия в "русскую избу", чтение и рассматривание иллюстраций к русской народной сказке "Жихарка", заучивание танца с деревянными ложками.

Демонстрационный материал: кукла-мальчик в русском народном костюме-Жихарка, чугунный горшок, деревянные ложки (по две ложки на каждого ребёнка и ложки для выставки, ковши, иллюстрации с изображением деревянных ложек.

Методические приёмы: игровая мотивация, беседа, загадывание загадки, рассматривание предметов обихода, поэтическое слово взрослого, чтение рассказа, инсценировка детьми русской народной сказки "Жихарка", танец с ложками.

Ход занятия:

Cтук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам пришёл в гости. "Заходит "Жихарка, приносит чугунок покрытый салфеткой.

Жихарка: Здравствуйте.

Воспитатель:Здравствуй, Жихарка, а что это ты принёс?

Жихарка: А вот отгадайте: "Сама не ест, а людей кормит".

Дети: Ложка.

Воспитатель:(снимает салфетку с чугунка) Жихарка, да у тебя целый чугунок деревянных ложек! Можно нам их посмотреть?

Жихарка: Посмотрите.

Воспитатель: Посиди, Жихарка, послушай, что мы знаем о деревянных ложках. (сажает Жихарку на стульчик.)

Воспитатель: Ребята, раньше люди ели деревянными ложками. Россия-страна лесов. Богатое лесами Заволжье особенно славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины, липы, берёзы выделывали здесь лёгкую и прочную посуду. Дерево рубили и обтёсывали топором, распиливали на небольшие чурочки (заготовки для ложек, а назывались эти чурочки -"баклуши". Как  назывались заготовки для ложек (Баклуши) Повтори. А из баклуш резчик, с помощью ножа и специальных резаков, делал ложки. Кто, вырезал ложки? (Резчик) .Повтори. Правильно. У ложки созданной ручным инструментом часто не совсем правильная форма. Иди, потрогай эту ложку, что чувствуешь, какая она? (Неровная) А ты, потрогай, что это (Вмятина), потрогай ты ложечку, что у неё есть (Горбинка) Правильно, на ложке есть вмятины, горбинки, ручка гранёная. Всё это следы работы резчика. Каждая его ложка единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую. Вырезанную резчиком ложку расписывает художник. Кто, расписывает ложки ?(Художник) Повтори, Правильно. Золотистый, красный, чёрный-такое сочетание цветов можно встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и в произведениях народных мастеров. Для хохломы эти цвета особенно важны: красный придаёт теплоту и мягкость искусственному золоту. Золото олицетворяет счастливую, богатую жизнь, довольство, красоту и чистоту. В Заволжье всегда крестьяне- ремесленники любили узоры -"золото" да "травку". Травка и цветы, ягоды и листья-побеги напоминали людям о молодости, силе, о чём-то новом. А чёрный цвет усиливал красоту этих узоров.

"Резные ложки и ковши.

Ты рассмотри-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может солнцем налитые. "

Посмотрите, какие красивые расписные ложки, какие они разные.

Этими ложками удобно есть кашу, щи. (воспитатель раскладывает ложки на столе) А вот эта ложка, смотрите, поменьше. Ей удобно будет есть ребёнку. Эта ложка побольше, у неё длинная ручка. Такой ложкой хорошо раскладывать по тарелкам кашу. А вот, посмотрите, какой большой ковш с длинной ручкой, им как половником очень удобно разливать по тарелкам щи, суп, уху. Повтори, что это? (Ковш). Правильно, ребята, это ковш.

Вот сколько ложек у Жихарки в чугунке. Что, ребята, можно делать деревянными ложками?

Дети: Есть, готовить, раскладывать еду.

Воспитатель: Правильно. А ещё деревянные ложки - это русский народный музыкальный инструмент, на них и сейчас играют в народных ансамблях. Для игры нужны две ложки. Ложки ударяются друг о друга выпуклыми частями, звук у них сухой, чёткий, как щелчок. Есть большие мастера исполнения на ложках, их зовут ложечники или ложкари. Как, называют людей играющих на ложках? (Ложкари) Повтори.

Ребята, давайте и мы попробуем поиграть на ложках (раздаёт ложки) Вставайте в хоровод, повторяйте за мной движения, а Жихарка на нас посмотрит.

Выполняется танец с ложками под русскую народную мелодию.

Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо потанцевали. Жихарка, а мы про тебя сказку знаем. Сейчас мы покажем тебе отрывок из русской народной сказки "Жихарка".

Воспитатель читает слова автора, а ребёнок слова Жихарки.

Вызываются трое детей по очереди для драматизации отрывка.

Воспитатель: Понравилось тебе, Жихарка, как ребятки показали отрывок из сказки?

Жихарка: Понравилось, молодцы.

Воспитатель: Спасибо тебе, Жихарка, за то, что ты пришёл к нам и принёс такие замечательные, резные, расписные деревянные ложки. Мы сегодня узнали так много интересного о них. Узнали как изготавливали деревянные ложки, узнали, что ложками в старину не только ели, но и использовали как музыкальный инструмент.

Ребята, Жихарке надо возвращаться в сказку. Скажите ему "спасибо" и "до свидания".

Жихарка: До свидания, ребята, мне у вас очень понравилось. (Уходит)

Воспитатель: Ребятки, сегодня вы хорошо занимались, танцевали, отгадывали загадку, внимательно слушали. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по речевому развитию в средней группе на тему «Весна - Красна, в гости к нам пришла!» Автор проекта : воспитатель Полунина Е. В.

Данный проект направлен на формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности. закрепление  представлений детей о времени года «весна»; воспитывать бережное отношение к пробуждению приро...

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе."Мы идём в театр"(Игры - драмматизации для средней группы.

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе.Игры – драмматизации на тему «Мы идём в театр».Цель. Создание условий для овладения речью как средством общения и культу...

Практико -ориентированный проект по познавательно- речевому развитию в средней группе. Тема: «Любимые детские сказки».

Одним из  самых   эффективных  средств  развития  и  воспитания  ребенка  в младшем   дошкольном  возрасте  является  театр  ...

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского садаИспользованная литература:1. Валентина Гербова: Ра...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...