Проект по речевому развитию в среднй группе
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Приобщать детей к русской народной культуре я начинаю с устного народного творчества, к которым относятся и сказки. Знакомство и дальнейшая инсценировка сказок самими детьми, подготовка атрибутов родителями делает процесс приобщения более интересным и увлекательным. Данный проект ставит перед собой цель формировать у детей и родителей желание знакомиться с русскими народными сказками, воспитывать трудолюбие на сказках, любовь к русской народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhikharka.doc | 405.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Колпинского района детский сад №22
Проект
«Русская народная сказка «Жихарка»
(краткосрочный)
Воспитатели:
Малоземова Светлана Анатольевна
Новожилова Евгения Станиславовна
Санкт-Петербург
2013
Проект
по речевому развитию
(01.10.13-25.10.13г.)
Проблема: Незнание детей и родителей русской народной сказки «Жихарка».
Цель: Формировать у детей и родителей желание знакомиться с русскими народными сказками, воспитывать трудолюбие на сказках, любовь к русской народной культуре.
Задачи:
- Развивать память, активизировать речь.
- Обогащать словарный запас из слов архоизмов.
- Сформировать интерес к русским народным сказкам.
- Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сказке.
Этапы проекта:
- Рассматривание иллюстраций к сказке «Жихарка»;
- Чтение сказки;
- Просмотр фильма-сказки «Жихарка» на ДВД-проигрователе;
- Посещение уголка «Русская изба» в старшей группе.
- Составление понятийного словаря к сказке (родители);
- Экспериментирование «Тили-тили-тили-тили, тесто мы с тобой месили»( изготовление соленого теста);
- Художественное творчество: Тестопластика (изделия из теста);
Лепка (ложка для Жихарки)
Рисование ( раскраска ложек);
Аппликация (украшаем русскую печку)
- Изготовление атрибутов к сказке – лопата, тряпичная кукла, ложки (родители);
- Музыкальное развитие (танец с ложками);
- Правила безопасного поведения (беседа по сказке);
- Консультация для родителей «Из прошлого сказки»;
- Инсценировка сказки «Жихарка» в уголке «Русская изба» (дети).
Планирование совместной деятельности проекта.
дата | тема | содержание | цель | ответственные |
01.10 | Чтение сказки | Познакомить с новой сказкой | воспитатели | |
02.10 | Рассматривание иллюстраций к сказке. | Учить соотносить иллюстрацию с текстом | воспитатели | |
03.10 | Изготовление атрибутов к сказке: лопата, ложки, тряпичная кукла. | Привлечь родителей к созданию атрибутов для инсценировки сказки | родители | |
04.10 | ФЦКМ «Русская изба» | Посещение уголка «Русская изба» в старшей группе | Познакомить с бытом русского народа, с предметами домашнего обихода | воспитатели |
07.10 | Лепка «Ложка для Жихарки» | Рассматривание иллюстраций деревянных ложек | Воспитывать интерес к русскому народному ремеслу | воспитатели |
11.10 | ФЦКМ «Весёлые ложки». Рисование «Раскрась ложку для Жихарки» | Беседа как изготавливали и использовали ложки на Руси, танец с ложками, отгадывание загадки. | познакомить детей с понятием: резчик, ложкарь, баклуша. | воспитатели |
14.10 | Украшаем русскую печь | Аппликация макета русской печи из готовых фигур | Формировать умение выкладывать узор из геометрических фигур | воспитатели |
15.10 | «Как правильно себя вести дома». | Беседа по содержанию сказки. | Формировать у детей навык безопасного поведения. | Воспитатели, родители. |
16.10 | «Тили-тили-тили-тили, тесто мы с тобой месили» | Экспериментирование - - изготовление пресного теста | Вызвать желание у детей из продуктов приготовить тесто для выпечки. | Воспитатели, родители. |
21.10 | «Мы пекли,пекли,пекли …» | Тестопластика из соленого теста. | Дать представление детям о лепке из теста различных изделий | Родители, воспитатели |
25.10 | Жихарка | Инсценировка сказки | Развивать память, связную речь. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. | Дети, воспитатели |
Конспект открытого занятия
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи:
- Познакомить с предметами обихода - деревянными ложками, ковшами.
- Активизация словоря словами: резчик, "бить баклуши", художник, горбинка, вмятина, ручка граненая, точеная, ковш, роспись, ложкари, ложечники.
- Воспитывать интерес к народной культуре, народным ремеслам.
Предшествующая работа: экскурсия в "русскую избу", чтение и рассматривание иллюстраций к русской народной сказке "Жихарка", заучивание танца с деревянными ложками.
Демонстрационный материал: кукла-мальчик в русском народном костюме-Жихарка, чугунный горшок, деревянные ложки (по две ложки на каждого ребёнка и ложки для выставки, ковши, иллюстрации с изображением деревянных ложек.
Методические приёмы: игровая мотивация, беседа, загадывание загадки, рассматривание предметов обихода, поэтическое слово взрослого, чтение рассказа, инсценировка детьми русской народной сказки "Жихарка", танец с ложками.
Ход занятия:
Cтук в дверь.
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам пришёл в гости. "Заходит "Жихарка, приносит чугунок покрытый салфеткой.
Жихарка: Здравствуйте.
Воспитатель:Здравствуй, Жихарка, а что это ты принёс?
Жихарка: А вот отгадайте: "Сама не ест, а людей кормит".
Дети: Ложка.
Воспитатель:(снимает салфетку с чугунка) Жихарка, да у тебя целый чугунок деревянных ложек! Можно нам их посмотреть?
Жихарка: Посмотрите.
Воспитатель: Посиди, Жихарка, послушай, что мы знаем о деревянных ложках. (сажает Жихарку на стульчик.)
Воспитатель: Ребята, раньше люди ели деревянными ложками. Россия-страна лесов. Богатое лесами Заволжье особенно славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины, липы, берёзы выделывали здесь лёгкую и прочную посуду. Дерево рубили и обтёсывали топором, распиливали на небольшие чурочки (заготовки для ложек, а назывались эти чурочки -"баклуши". Как назывались заготовки для ложек (Баклуши) Повтори. А из баклуш резчик, с помощью ножа и специальных резаков, делал ложки. Кто, вырезал ложки? (Резчик) .Повтори. Правильно. У ложки созданной ручным инструментом часто не совсем правильная форма. Иди, потрогай эту ложку, что чувствуешь, какая она? (Неровная) А ты, потрогай, что это (Вмятина), потрогай ты ложечку, что у неё есть (Горбинка) Правильно, на ложке есть вмятины, горбинки, ручка гранёная. Всё это следы работы резчика. Каждая его ложка единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую. Вырезанную резчиком ложку расписывает художник. Кто, расписывает ложки ?(Художник) Повтори, Правильно. Золотистый, красный, чёрный-такое сочетание цветов можно встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и в произведениях народных мастеров. Для хохломы эти цвета особенно важны: красный придаёт теплоту и мягкость искусственному золоту. Золото олицетворяет счастливую, богатую жизнь, довольство, красоту и чистоту. В Заволжье всегда крестьяне- ремесленники любили узоры -"золото" да "травку". Травка и цветы, ягоды и листья-побеги напоминали людям о молодости, силе, о чём-то новом. А чёрный цвет усиливал красоту этих узоров.
"Резные ложки и ковши.
Ты рассмотри-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может солнцем налитые. "
Посмотрите, какие красивые расписные ложки, какие они разные.
Этими ложками удобно есть кашу, щи. (воспитатель раскладывает ложки на столе) А вот эта ложка, смотрите, поменьше. Ей удобно будет есть ребёнку. Эта ложка побольше, у неё длинная ручка. Такой ложкой хорошо раскладывать по тарелкам кашу. А вот, посмотрите, какой большой ковш с длинной ручкой, им как половником очень удобно разливать по тарелкам щи, суп, уху. Повтори, что это? (Ковш). Правильно, ребята, это ковш.
Вот сколько ложек у Жихарки в чугунке. Что, ребята, можно делать деревянными ложками?
Дети: Есть, готовить, раскладывать еду.
Воспитатель: Правильно. А ещё деревянные ложки - это русский народный музыкальный инструмент, на них и сейчас играют в народных ансамблях. Для игры нужны две ложки. Ложки ударяются друг о друга выпуклыми частями, звук у них сухой, чёткий, как щелчок. Есть большие мастера исполнения на ложках, их зовут ложечники или ложкари. Как, называют людей играющих на ложках? (Ложкари) Повтори.
Ребята, давайте и мы попробуем поиграть на ложках (раздаёт ложки) Вставайте в хоровод, повторяйте за мной движения, а Жихарка на нас посмотрит.
Выполняется танец с ложками под русскую народную мелодию.
Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо потанцевали. Жихарка, а мы про тебя сказку знаем. Сейчас мы покажем тебе отрывок из русской народной сказки "Жихарка".
Воспитатель читает слова автора, а ребёнок слова Жихарки.
Вызываются трое детей по очереди для драматизации отрывка.
Воспитатель: Понравилось тебе, Жихарка, как ребятки показали отрывок из сказки?
Жихарка: Понравилось, молодцы.
Воспитатель: Спасибо тебе, Жихарка, за то, что ты пришёл к нам и принёс такие замечательные, резные, расписные деревянные ложки. Мы сегодня узнали так много интересного о них. Узнали как изготавливали деревянные ложки, узнали, что ложками в старину не только ели, но и использовали как музыкальный инструмент.
Ребята, Жихарке надо возвращаться в сказку. Скажите ему "спасибо" и "до свидания".
Жихарка: До свидания, ребята, мне у вас очень понравилось. (Уходит)
Воспитатель: Ребятки, сегодня вы хорошо занимались, танцевали, отгадывали загадку, внимательно слушали. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по речевому развитию в средней группе на тему «Весна - Красна, в гости к нам пришла!» Автор проекта : воспитатель Полунина Е. В.
Данный проект направлен на формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности. закрепление представлений детей о времени года «весна»; воспитывать бережное отношение к пробуждению приро...
Методическая разработка по речевому развитию в средней группе."Мы идём в театр"(Игры - драмматизации для средней группы.
Методическая разработка по речевому развитию в средней группе.Игры – драмматизации на тему «Мы идём в театр».Цель. Создание условий для овладения речью как средством общения и культу...
Практико -ориентированный проект по познавательно- речевому развитию в средней группе. Тема: «Любимые детские сказки».
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр ...
Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада
Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского садаИспользованная литература:1. Валентина Гербова: Ра...
Конспект ООД по речевому развитию по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе по теме: "Мы спешим на помощь героям сказки «Теремок»"
Конспект ООД по речевому развитию по образовательной области «Речевое развитие»...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.
Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...
ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...