Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Пересказ рассказа по технологии ОТСМ - ТРИЗ - РТВ «Четыре желания» (по К. Ушинскому).
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Горина Наталья Владимировна

Цель:

Освоение детьми старшего дошкольного возраста алгоритма последовательного пересказа текста.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять умение детей понимать схему.

- Формировать навыки планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).

- Закрепить навыки грамматически правильного оформления высказываний.

Развивающие:

Развивать:

-  связную и монологическую речь;

- умение говорить предложениями;

- логическое мышление;

- обогащать словарный запас;

- интонационную выразительность речи.

Воспитательное:

- Воспитывать способность чувствительность художественную выразительность слова, его точность, образность;

- Воспитывать любовь к родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект НОД

по развитию речи

для детей старшей группы


 Пересказ рассказа по технологии ОТСМ - ТРИЗ - РТВ 

«Четыре желания»

(по К. Ушинскому).»

Составила: воспитатель

высшей кв. категории

Горина Н. В.

Югорск. 2022 г.

Цель:

Освоение детьми старшего дошкольного возраста алгоритма последовательного пересказа текста.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять умение детей понимать схему.

- Формировать навыки планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).

- Закрепить навыки грамматически правильного оформления высказываний.

Развивающие:

Развивать:

-  связную и монологическую речь;

- умение говорить предложениями;

- логическое мышление;

- обогащать словарный запас;

- интонационную выразительность речи.

Воспитательное:

- Воспитывать способность чувствительность художественную выразительность слова, его точность, образность;

- Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

Картинки с изображением времен года; картинки с изображением уха, глаз и театральной маски; мяч.

        

Ход НОД.

Организация

Содержание

Игра «Про что так можно сказать?»

Дети стоят в кругу.

П: Ребята давайте поиграем. скажите мне, про что можно сказать «осенний»? 

Д: Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.

П: Про что можно сказать «зимняя»? 

Д: Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.

П: Про что мы скажем «весеннее»? 

Д: Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.

П: А о чем говорим «летние»? 

Д: Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры

Дети проходят к столу.

Игра «Доскажи словечко»

На столе разложены в произвольном порядке картинки с изображением времен года.

Выставляется картинка с изображение осени.

Выставляется картинка с изображение зимы.

Выставляется картинка с изображение весны.

Выставляется картинка с изображение весны.

Дети проходят на стульчики.

Выставляется карточка, на которой нарисовано ухо.

Чтение текста

Словарная работа по тексту.

Выставляется карточка, на которой нарисован глаз.

Текст зачитывается по предложениям и схематизируется на мольберте.

Выставляется карточка, на которой нарисована маска.

Распределяются роли. Текст зачитывается еще раз, а дети обыгрывают текст как мини представление.

Дети подходят к взрослым и пересказывают рассказ.

Рефлексия

П: Ребята помогите мне правильно разложить картинки.

Для этого нужно отгадать загадки, подбирая отгадки в рифму.

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я….

Д: Осень

П: Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла...

Д: Зима

П: Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня…

Д: Весна

П: Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

«Купайтесь» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я…

Д: Лето.

П: Молодцы!  Как одним словом можно назвать осень, зиму, весну и лето?

Ответы детей. 

П: Ребята, а какое время года у вас самое любимое и почему?

Ответы детей.  

П: А вам интересно, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа?

Я сейчас вам прочитаю рассказ, который называется «Четыре желания», а написал его К. Д. Ушинский.

Главное правило: Внимательно слушать.

П: Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.

- Что означает слово румяный?

(красный, алый).

- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка? (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).

 - Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)

- Что значит, восторг? (веселье, радость).

 -Ребята, а что такое желание? (мечта)   

П: Предлагаю вам нарисовать схемы к рассказу, чтобы получился рассказ в картинках.

Для вас эти картинки будут являться планом рассказа, по ним вы будете рассказывать самостоятельно, последовательно и выразительно.

Правило: надо представить.

Я предлагаю вам пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

П: Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке? 
Кто хочет рассказывать начало рассказа? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ?

Ответы детей.

Сейчас можно подойти к любому взрослому и пересказать рассказ для него. При рассказывании помните, что самое главное при пересказе четко и ясно передать последовательность событий. Ваша подсказка – наша схема.

Молодцы! Мы сегодня хорошо потрудились.

Как называется произведение?

Кто его автор?

Кто главный герой?

 «Четыре желания» К. Д. Ушинский.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

 - Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!

- Запиши твоё желание в мою карманную книжку - сказал отец. Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

 И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"

1.     Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.2....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа В.Бианки " Купание медвежат"

Конспект заняти по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказ В.Бианки  " Купание медвежат "...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа «Весна пришла».

Данный материал призван научить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно; уточнить словарь по теме: «Весна» и естественнонаучные представления....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие»для детей старшей группы«Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Г. Снегирёва «Пингвиний пляж»

Рассказы Геннадия Снегирева — произведения, которыми восхищаются взрослые и любят дети. В рассказах ребенок найдет ответы на свои многие «почему», научится удивляться природе, восхищ...