Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа «Весна пришла».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Заварзина Наталья Станиславовна

Данный материал призван научить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно; уточнить словарь по теме: «Весна» и естественнонаучные представления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rr_vesna_star._gr.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе.

Пересказ рассказа «Весна пришла».

Воспитатель Заварзина Н.С.

Программное содержание:

Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме: «Весна» и естественнонаучные представления.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.

Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе.

Методы и приемы.

 Сюрпризный момент, отгадывание загадок, игровая мотивация, вопросы к детям, дидактические игры и упражнения, чтение рассказа, пересказ рассказа детьми, чтение стихов наизусть.

Материалы и оборудование.

Игрушка медвежонок Умка, мольберт, карточки с изображением ключевых слов.

Предварительная работа.

Заучивание стихов, закличек, пословиц о весне, отгадывание загадок, чтение рассказов. Наблюдение в природе. Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование на тему: «Весна». Рассматривание энциклопедий: Птицы, Животные, Времена года. Настольные игры. Дидактические игры и упражнения.

Организационный момент.

Упражнение на создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.

-Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим друг другу свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее! А теперь подарим свои улыбки и хорошее настроение нашим гостям!

 Посмотрите на меня.  Я приготовила для вас загадку. Отгадайте её:

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня (Весна)

- Правильно ребята, это весна. Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца. Какое ласковое и нежное слово – весна!

Стук в дверь.

- Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости.

( Медвежонок Умка)

Умка: Здравствуйте, ребята! (Здороваемся)

Я слышал, о чем вы сейчас разговаривали. А что такое весна?

- Ребята, Умка живет на Северном полюсе, где всегда зима, и ничего о весне не знает. Давайте расскажем ему, что же это такое. А для этого я предлагаю отправиться в путешествие. Согласны? Занимайте места в нашем поезде. Осторожно, двери закрываются, следующая станция – Весна!

 (Звучит музыка со звуками весны)

- Что мы слышим, ребята!? (Ответы детей)

- Пока мы едем, давайте поиграем.

Дидактическое упражнение

 «Скажи со словом весенний».

Весенний – день, ветер, ручей, лес, цветок, вечер

Весенняя – погода, капель, ветка, трава

Весеннее - утро, настроение, дерево, небо, солнце, ненастье

- Вот мы и приехали. Выходите.

- Позовем Весну:

Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март 
Солнцу рад;
Апрель, апрель -
Откроет дверь;
Май, май-
Сколько хошь гуляй!


Умка, а хочешь посмотреть, как наши ребята умеют отгадывать загадки?

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет-

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

Без рук, без топоренка

Построена избенка.

(Гнездо)

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький … 

(Подснежник)

Бегу я как по лесенке, 

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. 

(Ручей)

Молодцы ребята!

-А сейчас, Умка, ребята покажут тебе, как они могут рассказывать о весне.

(Садимся за парты)

Вначале послушайте меня.

Первичное прослушивание рассказа детьми.

Воспитатель читает рассказ.

  1. Весеннее солнышко согревает своими лучами все вокруг.
  2. На лесных полянках появились первые проталинки.
  3. Зеленеет молодая травка.
  4. Желтеют на пригорках цветы мать и мачехи.
  5. Над ними кружатся полосатые шмели.
  6. Маленький муравьишка тащит в муравейник сухую травинку.
  7. Набухают почки на ветках деревьев.
  8. Без устали стучит по дереву дятел.
  9. Как хорошо весной!

- Ребята, а как можно назвать этот рассказ?  (Ответы детей)

Беседа по прочитанному:

  1. Что делает солнышко?
  2. Что появилось на лесных полянках?
  3. Что зазеленело?
  4. Что желтеет на пригорке?
  5. Кто кружится над цветами?
  6. Что делает муравьишка?
  7. Что набухает на ветках деревьев?
  8. Кто стучит по дереву?
  9. Хорошо весной?

          Вторичное прочтение рассказа.

Пересказ рассказа детьми  сначала по предложениям, потом по частям.

Воспитатель дает оценку.

- А теперь поиграем:

Физкультминутка

Солнце, солнце, выходи                              Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга.

И всю землю освети!                                   Идут по кругу, взявшись за руки.

Чтоб весна скорей настала,                         Останавливаются и опускают руки вниз

Чтобы нам теплее стало,                             Перекрещивают руки на груди и трут плечи

Чтоб капели звонко пели,                 Движение кистей рук, имитирующие падение капель

Чтоб весной ручьи звенели,                         Волнообразно двигают руками

Чтоб цветочки распускались,                       Поднимают руки над головой и опускают вниз

С юга птицы возвращались.                          Взмахивают руками

Солнце, солнце землю грей!                          Хлопают в ладоши на каждое слово.

Пусть весна придет скорей!

- Пора в детский сад.

 Садитесь в поезд и, пока мы едем, поиграем с Умкой.

Дидактическая игра «Назови ласково»

(Теплый день-…, ласковое солнце-…,солнечный луч-…, белое облако-…,теплый ветер-…, прозрачная сосулька-…, талая вода-…, рыхлый снег-…, черная проталина-…, подтаявшая дорога-…, огромная лужа-…, быстрый ручей-…, тонкий лед-…, высокое дерево-…, сломанная ветка-…, перелетная птица-…, уютное гнездо-…)

(Дети по очереди передают игрушку)

- Вот мы и приехали. Давайте встанем полукругом.

Олеся и Лиля хотят прочесть нам стихотворение.

Капель.

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель.

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Капель журчит, звенит, поет,

Она ломает снег и лед.

Большой сугроб ей нипочем,

Она бежит живым ручьем.

Я ручейку расчищу путь,

Чтобы он мог на мир взглянуть.

Подведение итога.

- Вот и закончилось наше весеннее путешествие.

Нам пора прощаться с Умкой.

Прощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа). Пересказ рассказа Н.Калининой "Про снежный колобок".

Программное содержание:1. Продолжать формировать умение детей выразительно пересказывать литературный текст;2. Уметь употреблять в пересказе местоимения и глаголы в форме 1 лица;3. Формировать навыки ...

Конспект НОД по развитию речи старшая группа пересказ рассказа У.Пермяк "Про нос и язык."

Разработка с учетом ФГОС по образовательным областям (познание и  речевое развитие)....

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Весна пришла»

Программное содержание:Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме: «Весна» и естественнонаучные представления.Совершенствовать ...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в группе раннего возраста "Весна пришла"

Конспект занятия на тему "Весна пришла" (первая младшая группа)...