Приметы весны
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи
«Весна. Приметы весны»
Цели:
- учить замечать изменения в природе, сравнивать погоду зимой и весной;
- уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне,
- обогащать и активизировать словарь по теме «Весна»;
- развивать внимание, память, общую моторику;
- воспитывать интерес и бережнее отношение к природе.
Материалы: иллюстрации перелётных птиц (грач, ласточка, скворец), мяч, презентация «Весна», картинки к игре «Зимой или весной?», сигнальные карточки синего и зелёного цвета.
Ход занятия:
1. Беседа о признаках весны.
- Ребята, отгадайте загадку:
Она была такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
То тихая, то вихрем кружится. (Зима)
- Вот и закончилась зима. Какое время года наступило после зимы?
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны. (И. Токмакова)
- Какой сейчас месяц? Какое время года уже совсем скоро наступит? Какие весенние месяцы вы знаете?
-Давайте поиграем в игру «Какой, какая, какое?» и подберём определения к словам, которые я назову.
- Какое небо весной?...голубое, ясное, чистое, безоблачное.
- Солнце какое?...весеннее, тёплое, яркое.
- Весной ветер какой?...весенний, свежий, тёплый.
- Каким становится снег весной?...тёмным, грязным, рыхлым.
- А теперь давайте подберём слова-действия.
- Что происходит со снегом весной?... снег тает, темнеет, оседает.
- Что делает солнце весной?... солнце ярко светит, пригревает, ласкает.
- Какие изменения происходят с деревьями?... на деревьях набухают почки.
- Все мы с нетерпением ждали прихода весны. В старину русские люди верили, что весна потому наступает, что её издалека на своих крыльях приносят птицы.
- Ребята, а вы знаете какие птицы вернуться к нам из тёплых стран?... скворец, ласточка, грач, журавль. Как можно назвать всех этих птиц?... перелётные птицы.
Воспитатель показывает картинки с изображением перелётных птиц.
2. Игра- Забава.(физмитунка).
- Ребята, люди ждали прихода весны, пели о ней песни и водили хороводы. Давайте немного отдохнём и поиграем в русскую народную игру «Веснянка»
Солнышко, солнышко, Идут по кругу, взявшись за руки.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно, Поднимают руки вверх.
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.
3. Рассказ воспитателя о весне с показом презентации.
Наступила долгожданная весна . Небо весной голубое, ясное. Солнце светит ярче, греет сильнее. Дует тёплый весенний ветерок.
Снег темнеет, тает, становится рыхлым и грязным. На крышах домов висят сосульки. На проталинах появляются первые подснежники.
На реках тает и трескается лёд. Начинается ледоход. На деревьях набухают почки. Из дальних стран прилетают первые перелётные птицы.
Люди сменили зимнюю одежду на весеннюю. Дети рады весне. Они пускают кораблики. Весной люди сажают растения в городских парках, садах и огородах.
4. Подвижно-дидактическая игра с мячом «Назови ласково»
- Вы рады приходу весны? Когда люди рады приходу долгожданных гостей, они разговаривают ласково. Вот и мы поиграем в игру «Назови ласково».
Ветер-ветерок Солнце-солнышко Лист-листик
Капля-капелька Облако-облачко Корабль-кораблик
Ручей-ручеёк Цветок-цветочек Снег-снежок
Ветка-веточка Птица-птичка Льдина-льдинка
Сосулька-сосулечка Проталина-проталинка Гнездо-гнёздышко.
5 Сравнение весенних и зимних признаков
Дети, погода в конце зимы и ранней весной может быть похожа.
— Давайте проверим не перепутаете ли вы зиму и раннюю весну:
1) Зимой воздух холодный, а весной -…(тёплый).
2) Зимой небо пасмурное, а весной - …(ясное)
3) Зимой сугробы высокие, а весной — …(низкие).
4) Зимой солнце стоит низко, а весной - …(высоко).
5) Зимой дни короткие, а весной -…(длинные).
6. Игра «Зимой или весной?»
- Ребята, а каком времени мы сегодня говорили?
Предлагаю вам поиграть в игру с сигнальными карточками «Зимой или весной?»
И проверить себя, свои знания об изменениях в природе весной.
Я буду показывать картинки, а вам нужно будет показать синий сигнал, если эта картинка относится к зиме, зелёный, если картинка относится к весне.
Воспитатель просит детей объяснить свой выбор.
Весна (зеленая карточка) Зима(синяя карточка)
Подснежник на проталине Сугробы
Скворец в скворечнике Птицы в кормушке
Серый заяц Медведь в берлоге
Ветка с набухшими почками Рябина зимой
Ласточка Снегирь
Кораблик Лыжи
Сосулька _ Снеговик
Итог занятия: - Ребята, вы сегодня хорошо занимались, молодцы! Предлагаю выйти на прогулку и найти приметы весны на нашем участке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Весна, приметы весны, весна в лесу"
Конспект занятия для средней группы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Весна,приметы весны.Перелетные птицы"
Пришла весна. Наступили теплые денечки. Природа проснулась от зимней спячки. Набухают на деревьях почки, пробивается молодая травка, расцветают первые подснежники. Птицы стали петь веселее свои песни....
Занятие по теме "Весна, приметы весны"
Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация"...
Презентация "Весна. Приметы весны"
Презентация о приметах весны....
Весна пришла. Приметы весны
Презентация для второй младшей группы "приметы весны"...
Весна. Приметы весны
В данной картотеке рекомендаций для воспитателей по лексической теме "Весна. Приметы весны" предложены задания, охватывающие все компоненты речи ребенка....
Календарно-тематическое планирование по теме "Весна.Приметы весны.Родной край весной."
В данном материале указаны все занятия, все виды игр, различные виды гимнастик по данной теме....