ОД по развитию речи в старшей группе Беседа "Зима в лесу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект ОД предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Зима", "Дикие животные". Данная разработка может использоваться полностью или фрагментарно.Этот конспект направлен на развитие речи детей, воспитание интереса к живой природе и развитии любознательности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_zima_v_lesu.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Зима в лесу»

ОД по развитию речи в старшей группе

Цель: Обобщение представлений о диких животных, их образе жизни.

Задачи:

1. Расширить и углубить представление о зимовке зверей.

2. Развивать познавательный интерес

3. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.

4. Обобщить и уточнить знания о зиме как времени года, закрепить названия зимних месяцев.

Оборудование: иллюстрации с изображениями животных, ТСО для просмотра презентации.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и скажите о каком времени года идет речь?

Загадка

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила»

Воспитатель: О каком времени года идет речь?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Какие слова вам подсказали? Молодцы!

Зима, как и другие времена года включает в себя три месяца. Назовите три зимних месяца.

Дети: Декабрь, январь и февраль.

Воспитатель: А какой сейчас месяц?

Дети: февраль.

Воспитатель: Молодцы! Сейчас последний месяц зимы – февраль.

СЛАЙД 1.

Воспитатель: Посмотрите на картинку. Что вы видите?

Дети: Лес, деревья стоят все в снегу, на земле сугробы и т.д.

Воспитатель: Как можно охарактеризовать зиму? Какая она?

Дети: Снежная, морозная, холодная, белая, долгая, голодная и т.д.

Воспитатель. Белая и холодная пришла зима. Утонул в снегу лес, спрятались под ним плоды и семена, ещё недоступней стали корни деревьев, растений. Нет ни сочной травы, ни мягких листьев на деревьях. Но не боятся звери зимы. Почему?

Дети. От зимней стужи и спасает пушистая, тёплая шуба. Некоторые звери даже изменили цвет шубки.

Воспитатель. А какие это животные сейчас мы с вами узнаем, если отгадаете загадки.

 СЛАЙД 2.  Комочек пуха, два длинных уха

                     Зимой белый, летом серый.

Дети: Заяц.

Воспитатель: Почему зайцу не страшен мороз? А зачем ему надо поменять шубку? (зимняя шубка теплее, белый цвет защищает от врагов). А где прячется заяц? Под большими ветками елок.

- Сразу ли зайцы становятся белыми?  (Белеет заяц постепенно. Сначала он весь немного светлеет.  Потом белеют задние ноги, а через неделю он белеет весь).

- Чем питается заяц зимой? (Зайцы не делают запасы на зиму, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки растений, сухую траву из-под снега).

СЛАЙД 3. Зверька узнаем мы с тобой

    По двум таким приметам:

    Он в шубке серенькой зимой,

    А в рыжей шубке летом.

Воспитатель. Почему белке не страшен мороз? Где она живёт? (ответы детей).

Воспитатель. Не страшна белке зима. В дупле у белочки выстлано сухой, мягкой подстилкой. Заберётся белка в лютую непогоду дупло, а чтобы холодный ветер не задувал, лазейку закроет. Сама свернётся клубочком, пушистым хвостом прикроется и спит. Утихнет непогода, белочка из дупла вылезет. Чем питается белка? (ответы детей). Своими запасами, которые приготовила летом и осенью, грибы, орехи, желуди.

Воспитатель.

СЛАЙД 4. Кто зимой холодной

   Ходит злой, голодный?

Дети: волк.

Воспитатель. Правильно, самый злой зверь зимой – волк. Какие припасы готовит волк? Чем питается зимой? (ответы детей). Как называется жилье волка? (логово)

Воспитатель. Ходят волки не в одиночку, а стаями, нападают на зазевавшегося мелкого зверька зайчика, белку, одиноких лосей, нередко голод заставляет волка приходить к жилью-стащить овечку со двора.

 СЛАЙД 5. Трав копытами касаясь,

     Ходит по лесу красавец,

     Ходит смело и легко,

     Рога раскинув широко.

Дети: лось.

Воспитатель. Чем питается лось? (ответы детей).

Воспитатель. Ветками молодых деревьев, хвоей, сухой травой. Но такому великану, конечно, нелегко живётся, много ли корма добудешь? Ветки деревьев бывают высоко-достать трудно. Снег глубокий-по глубокому снегу лосю ходить тяжело, тому же к зиме у лося опадают рога-главная защита от волков. В период морозов лоси прячутся по холки в толще рыхлого снега, а в период сильных ветров или во время бурана животные скрываются в чаще леса.

Воспитатель. А теперь немножко отдохнем.

  Физкультминутка «Лоси»

На полянку вышли лоси                         скрестить руки и поднять их над

Дружная семья:                                        головой (пальцы прямые, раздвинуты), 

Папа лось идет с рогами,                        шагают на месте, высоко поднимая колени,

А лосенок с рожками;                             на месте переступают с носочка на носочек,

                                                                 указательные пальцы обеих рук

                                                                  приставляют ко лбу (рожки);      

Мама длинными ногами                   переходят на высокий шаг с «большими рогами»;   А лосенок – ножками.                             повторяют шаги лосенка.

Воспитатель. Молодцы, немножко отдохнули и теперь продолжим свое путешествие по зимнему лесу.

СЛАЙД 6.  Эта рыжая плутовка

  Может влезть в курятник ловко,

  С петушком в лесок умчится.

  Как зовут ее?

Дети: лиса.

Воспитатель. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по лесу, тщательно обнюхивает кочки; то там, то здесь видны следы расправы лисицы с мышами-полёвками. Это основная еда лис. Заходят лисы на болото, где под снегом во мху клюкву отыскивает. Сахар, кислота и витамины и лисицам требуются. Наведывается лисонька и в деревню, в курятник. Недаром её зовут «рыжей птичницей». Нередко в незамёрзшем ручье, проруби среди зимы лиса ловит рыбу. Живет лиса в норе.

СЛАЙД 7.  Летом мёд ел и малину,

   Чтобы сытым спать всю зиму.

   Тише, дети! Не шуметь!

   Пусть спокойно спит…

Дети: медведь.

Воспитатель. Ребята, что делает медведь зимой? (спит)

Как называется его зимний дом? (берлога)

Зимой медведь просыпается? (нет)

А чем он питается? (подкожным жиром, который нагулял летом и осенью).

А еще утверждают, что зимой медведь «сосёт свою лапу» из-за того, что он голодный. Оказывается, это не так. На подошвах лап медведей находится очень толстая и грубая кожа, которая позволяет им безболезненно передвигаться по любой поверхности. В период бодрствования медведя кожа стаптывается по время ходьбы, вследствие этого, ее обновление происходит естественно и незаметно для животного. В зимний же период, когда медведь дни напролет лежит в своей берлоге, верхний слой кожи не имеет возможности стираться о камни и землю, но новый слой, тем не менее, продолжает расти, создавая зуд. Стараясь удалить старый слой кожи, медведи обкусывают старую кожу на подошвах лап, а со стороны по незнанию может показаться, будто медведь сосет лапу.

Воспитатель. В начале беседы мы с вами говорили, что зима бывает холодная и голодная. Как вы думаете, а надо ли помогать зимой лесным животным? (ответы детей). А как можно помочь?

СЛАЙД 8. На помощь животным приходят люди-лесники: где сено и веники разложат для лосей, где соль лизунец положат для кабанов. Что можно положить в лесу для зайчика? (ответы детей). Насыпают зернышки для птиц. А как зимуют лесные птицы, мы с вами узнаем на следующем занятии.

Воспитатель. Молодцы! Понравилось вам наше занятие? Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Грибы в осеннем лесу»

Образовательные цели:Закрепление представлений о лесе. ...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Путешествие по лесу»

Способствовать развитию предпосылок логического мышления,   познавательного интереса....

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»

С помощью сказкотерапии ребенок  учится придумывать сказки и рассказы на заданную тему, у детей развивается связная речь,они учатся описывать внешний вид персонажей,их поступки, переживания, регу...

Комплексное занятие по развитию речи в старшей группе " Приключение лисенка в осеннем лесу"

Комплексное занятие по развитию речи. Тема: «Придуманные сказки на заданную тему. Приключение лисёнка в осеннем лесу» Подготовительная группаВоспитатель: Клюкина В.В. Программное содерж...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "На помощь,к жителям сказочного леса".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "На помощь,к жителям сказочного леса"....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: рассказ по картине «Ежи в лесу"

Создать условия для  закрепления знаний  детей  о  ежах (внешний вид, образ жизни, питание,  повадки). Воспитывать  бережное   отношение к живому миру, природе....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Дикие животные наших лесов»

Цель:формировать умение грамматически правильного употребления предлогов, расширение словарного запаса у дошкольников.Задачи:Расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепл...