Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Нестерова Юлия Юрьевна

занятие по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_yabloko_i_rassvet.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе

«пересказ рассказа В. Сухомлинского

 «Яблоко и рассвет»

Воспитатель:

Нестерова Ю. Ю.

Сухиничи, 2020 год

Цель: совершенствование  умения пересказывать произведение и составлять план пересказа.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, расширять словарь новыми словами, активизировать речь;

Развивающие:

 Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием, помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Воспитывающие:

 воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества

Ход ООД:

Воспитатель: ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

В круг широкий вижу я

встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

а теперь пойдем налево,

в центре круга соберемся,

и на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнем.

Воспитатель: ребята, послушайте загадку.

Круглое, румяное

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко).

Воспитатель: правильно ребята, это яблоко. Посмотрите, что я вам принесла.

Дети: Яблоки.

Воспитатель: правильно, это яблоки. Рассмотрим яблоки: Какие они по внешнему виду?

Дети: красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые.

Воспитатель: какие они по размеру?

Дети: большие, маленькие, огромные.

Воспитатель: а какие они по запаху?

Дети: ароматные, душистые.

Воспитатель:  как вы думаете, какие они на вкус?

Дети: вкусные, сладкие, сочные, нежные.

Воспитатель: ребята, есть много сказок, где яблоко или яблоня играют свои роли, наравне с  героями. Вспомним эти сказки.

 Сказка «Гуси-лебеди». Помните, как яблоня прятала девочку и мальчика от гусей – лебедей Бабы Яги.

Сказка «Хаврошечка».  Хаврошечка посадила косточки от коровы, а выросла волшебная яблоня с наливными яблочками, которая помогла героине удачно выйти замуж и уйти от злобной мачехи.

В сказке «О серебряном блюдечке и наливном яблочке» яблоко выступает в роли ясновидящего. «Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях…» Ну, точно, современный компьютер!

Сказка В. Сутеева «Яблоко». «С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко».

В этой сказке Ворона, Заяц и Ёж пытаются поделить одно яблоко, а рассудительный Медведь помог им в этом деле.

Воспитатель: сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Александрович Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоко и рассвет».

«Яблоко и рассвет»

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. 

– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки. 

Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка. 

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

– Почему?

– Хочу еще раз увидеть рассвет.

Разбор фразеологических оборотов:

– не мог отвести глаз – долго смотрел, любовался - когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)

– не мог одолеть – не мог победить, побороть - когда так говорят? (когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)

– собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что – то сделать - когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)

– дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления).

Повторное чтение рассказа. 

Беседа по вопросам:

Воспитатель: как звали дедушку?

Дети: дедушка Корней.

Воспитатель: как звали внука?

Дети: Миша.

Воспитатель: куда приходил Миша?

Дети: в сад к дедушке.

Воспитатель: чем угощал дед внука?

Дети: яблоками, грушами, медом.

Воспитатель: что такое рассвет?

Дети: это время перед восходом солнца, начало утра.

Воспитатель: почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете?

Дети: потому что он ленился.

Воспитатель: что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?

Воспитатель: каким яблоко было?

Дети: как небо на рассвете – розовым.

Воспитатель: почему мальчик не стал рвать яблоко?

Дети: еще раз захотел увидеть рассвет.

Воспитатель: если мы сможем составить план рассказа, то и пересказывать нам будет легче.

  1. Физминутка «Яблочко»

На носочки я встаю, (Подняться на носки)

Яблочко я достаю, (Руки вверх)

С яблочком бегу домой, (Бег на месте)

Мамочке подарок мой! (Хлопки в ладоши)

Воспитатель: помните, с чего начинается рассказ?

Воспитатель: как можно кратко назвать эту часть рассказа?  Я вам помогу. Смотрите  я подобрала картинки к 1 части рассказа.

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, молодцы «В саду у дедушки Корнея».

Воспитатель:  что же увидел Миша в саду?

Воспитатель: как развивалось дальше действие?

Воспитатель: как вы хотите назвать вторую часть рассказа? Посмотрите, следующая картинка вам подскажет.

Показ картинки «О чем мечтал Миша».

Воспитатель: почему Миша не мог прийти в сад? Что ему мешало?

Третья картинка  «Миша победил лень».

Воспитатель: получил мальчик заветное яблоко?

Воспитатель: как это яблоко описал Василий Сухомлинский?

Воспитатель:  когда это яблоко стало не белым, а розовым?

Дети: когда взошла утренняя звезда.

Воспитатель: план у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили.

Чтение рассказа, пересказ произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по коммуникации в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа «Как заяц сам себя напугал» (по Н. Сладкову)

На примере данного занятия показана работа над пересказом небольшого текста, его подготовка к восприятию предлагаемого материала и работа по закреплению и расширению знаний детей по данной теме....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие звуковой культуры речи»

Данное занятие проводится в подготовительной к школе группе. Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем полученные знания и умения детей по звуковой культуре речи. Обобщаем знания детей о понятиях...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе Пересказ рассказа И.Соколова - Микитова "Осень в лесу"

Цель: Создать условия для обучения детей старшего дошкольного возраста связному последовательному пересказу с помощью мнемотехники...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Пересказ рассказа Б.С. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Пересказ рассказа Б.С. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра"...