Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
занятие по развитию речи в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_yabloko_i_rassvet.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе
«пересказ рассказа В. Сухомлинского
«Яблоко и рассвет»
Воспитатель:
Нестерова Ю. Ю.
Сухиничи, 2020 год
Цель: совершенствование умения пересказывать произведение и составлять план пересказа.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, расширять словарь новыми словами, активизировать речь;
Развивающие:
Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием, помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Воспитывающие:
воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества
Ход ООД:
Воспитатель: ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
В круг широкий вижу я
встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
а теперь пойдем налево,
в центре круга соберемся,
и на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнем.
Воспитатель: ребята, послушайте загадку.
Круглое, румяное
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко).
Воспитатель: правильно ребята, это яблоко. Посмотрите, что я вам принесла.
Дети: Яблоки.
Воспитатель: правильно, это яблоки. Рассмотрим яблоки: Какие они по внешнему виду?
Дети: красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые.
Воспитатель: какие они по размеру?
Дети: большие, маленькие, огромные.
Воспитатель: а какие они по запаху?
Дети: ароматные, душистые.
Воспитатель: как вы думаете, какие они на вкус?
Дети: вкусные, сладкие, сочные, нежные.
Воспитатель: ребята, есть много сказок, где яблоко или яблоня играют свои роли, наравне с героями. Вспомним эти сказки.
Сказка «Гуси-лебеди». Помните, как яблоня прятала девочку и мальчика от гусей – лебедей Бабы Яги.
Сказка «Хаврошечка». Хаврошечка посадила косточки от коровы, а выросла волшебная яблоня с наливными яблочками, которая помогла героине удачно выйти замуж и уйти от злобной мачехи.
В сказке «О серебряном блюдечке и наливном яблочке» яблоко выступает в роли ясновидящего. «Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях…» Ну, точно, современный компьютер!
Сказка В. Сутеева «Яблоко». «С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко».
В этой сказке Ворона, Заяц и Ёж пытаются поделить одно яблоко, а рассудительный Медведь помог им в этом деле.
Воспитатель: сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Александрович Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоко и рассвет».
«Яблоко и рассвет»
Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет.
Разбор фразеологических оборотов:
– не мог отвести глаз – долго смотрел, любовался - когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)
– не мог одолеть – не мог победить, побороть - когда так говорят? (когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)
– собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что – то сделать - когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)
– дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления).
Повторное чтение рассказа.
Беседа по вопросам:
Воспитатель: как звали дедушку?
Дети: дедушка Корней.
Воспитатель: как звали внука?
Дети: Миша.
Воспитатель: куда приходил Миша?
Дети: в сад к дедушке.
Воспитатель: чем угощал дед внука?
Дети: яблоками, грушами, медом.
Воспитатель: что такое рассвет?
Дети: это время перед восходом солнца, начало утра.
Воспитатель: почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете?
Дети: потому что он ленился.
Воспитатель: что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?
Воспитатель: каким яблоко было?
Дети: как небо на рассвете – розовым.
Воспитатель: почему мальчик не стал рвать яблоко?
Дети: еще раз захотел увидеть рассвет.
Воспитатель: если мы сможем составить план рассказа, то и пересказывать нам будет легче.
- Физминутка «Яблочко»
На носочки я встаю, (Подняться на носки)
Яблочко я достаю, (Руки вверх)
С яблочком бегу домой, (Бег на месте)
Мамочке подарок мой! (Хлопки в ладоши)
Воспитатель: помните, с чего начинается рассказ?
Воспитатель: как можно кратко назвать эту часть рассказа? Я вам помогу. Смотрите я подобрала картинки к 1 части рассказа.
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, молодцы «В саду у дедушки Корнея».
Воспитатель: что же увидел Миша в саду?
Воспитатель: как развивалось дальше действие?
Воспитатель: как вы хотите назвать вторую часть рассказа? Посмотрите, следующая картинка вам подскажет.
Показ картинки «О чем мечтал Миша».
Воспитатель: почему Миша не мог прийти в сад? Что ему мешало?
Третья картинка «Миша победил лень».
Воспитатель: получил мальчик заветное яблоко?
Воспитатель: как это яблоко описал Василий Сухомлинский?
Воспитатель: когда это яблоко стало не белым, а розовым?
Дети: когда взошла утренняя звезда.
Воспитатель: план у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили.
Чтение рассказа, пересказ произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат". Рассматривание иллюстраций в книгах Е.Чарушина о животных.
Нод разработан по программе "Детство" с использованием книги Голициной...
Конспект открытого занятия по коммуникации в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа «Как заяц сам себя напугал» (по Н. Сладкову)
На примере данного занятия показана работа над пересказом небольшого текста, его подготовка к восприятию предлагаемого материала и работа по закреплению и расширению знаний детей по данной теме....
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие звуковой культуры речи»
Данное занятие проводится в подготовительной к школе группе. Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем полученные знания и умения детей по звуковой культуре речи. Обобщаем знания детей о понятиях...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе. Составление рассказа из личного опыта «Мой город».
НОД по развитию речи "Составление рассказа из личного опыта. Мой город"....
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе Пересказ рассказа И.Соколова - Микитова "Осень в лесу"
Цель: Создать условия для обучения детей старшего дошкольного возраста связному последовательному пересказу с помощью мнемотехники...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Пересказ рассказа Б.С. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра"
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Пересказ рассказа Б.С. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра"...