Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 22 «Город детства»
Конспект основной образовательной деятельности
В подготовительной группе № 7 «Звездочка»
ТЕМА: «Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Плоxушкина Ольга Александровна
Согласовано:
Старший воспитатель:
Григорьева Гелена Валентиновна
Дрожжино
2021 год
КОНСПЕКТ ООД
Цель: Формирование умения у детей отгадывать и самостоятельно составлять загадки
Задачи:
1.Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
2.Формировать умение сочинять загадки, разнообразные по структуре. При описании предметов и явлений использовать признаки, действия и назначение предмета или явления.
3. Учить детей активно мыслить, развивать память, наблюдать, сравнивать, обобщать
Предварительная работа: Чтение и отгадывание загадок, самостоятельное составление загадок с использованием карточек - схем, наблюдение за окружающим миром.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Организация направленного внимания:
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
-Ребята, продолжите предложение: «Мне нравится, когда…» Дети стоят вокруг воспитателя, предлагают свои версии.
- Ребята, я тоже хочу высказать свой вариант «Мне нравится, когда приходят гости» - У нас с вами сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их.
(Стук в дверь)
- Кто-то еще пришел к нам сегодня в гости. Давайте откроем дверь и пригласим его. (Воспитатель подходит к двери, приглашает гостя, но гость заходить не хочет)
- Загадочный гость не показывается нам, пока мы не отгадаем, кто же он. Я предлагаю поиграть в игру «Да-нет». Вы мне будете задавать вопросы, а я буду отвечать только «Да» или «Нет». Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.
Дети задают свои вопросы, воспитатель отвечает: «Да или нет»
- Да, ребята, это кот, но это необычный зверь, а сказочный - персонаж волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом. Имя у него необычное Баюн. Баюн – это рассказчик, происходит от слова – «баять», что означает говорить, рассказывать.
Кот Баюн очень любит разные байки да загадки.
Воспитатель предлагает детям загадать загадки, если они их знают.
- Дети, как вы думаете, что такое загадка?
Дети дают свое пояснение, после этого воспитатель дает им свое объяснение:
«Загадка - это замысловатое описание предмета, которое необходимо расшифровать. Предмет в загадке не назван, но дается описание этого предмета, назначение и действия, по которым надо найти отгадку, какой формы загаданный предмет, какого он цвета, на что похож, для чего нужен, что делает».
Загадка – это испытание человека на сообразительность.
Любая загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответа. Загадки появились очень давно и всегда считаются проверкой не только знаний человека, но и учат нас наблюдательности, умению видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия. В древности человек, знающий загадки, считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье и удачу. Так, во многих русских народных сказках, герой становится удачливым благодаря умению разгадывать загадки. Недавно мы с вами читали русскую народную сказку «Умная внучка», где царь загадывал загадки, чтобы рассудить кому же принадлежит жеребеночек. Какие три загадки он загадал? Какие правильные ответы были на эти загадки?
С давних пор на Руси любили отгадывать загадки. Если человек отгадывал загадку, то его считали умным, сообразительным. Русским народом создано много загадок о семье, труде, о родной природе, о животных, о домашних вещах.
Дидактическая игра «Угадай, что спрятано»
- Кот Баюн хочет вас испытать на сообразительность и приготовил игру «Угадай, что спрятано». В конвертах спрятаны картинки с изображением предметов. Но просто так открыть конверт нельзя. С помощью схемы на доске мы должны отгадать, изображение какого предмета лежит внутри конверта. Давайте внимательно рассмотрим первую схему.
Дети сидят полукругом вокруг воспитателя. В конвертах изображения предметов-4-5 штук. На доске размещены схемы, в которых зашифрованы фразы по модели «Признак объекта – объект, у которого есть такой же признак».
- Красное, но не помидор, сладкое, но не груша, круглое, но не мяч» - (Яблоко)
Признак «как», «но не» Объект по вкусу сладкий, как груша, по форме круглый, как мяч, красный, как помидор).
2. Яркое, как лампа, круглое, но не колесо, жаркое, а не огонь (Солнце)
3.Летает, но не самолет, пищит, а не мышка, кусает, но не собака (Комар)
4.Овальный, но не шишка, кислый как клюква, желтый, но не сыр (Лимон)
5. Колючий, но не ежик, зеленый, а не огурец (Кактус).
6. Маленький, серенький, на слона похож (Слоненок)
Ребята, вспомним, как называется текст, в котором задуманный предмет не называется, а дается его описание или сравнение по признакам с другими предметами? (Загадка)
Немного отдохнем, вставайте возле своих стульчиков на веселую физкультминутку:
«Веселая физкультминутка»:
«А часы идут, идут»
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают (Дети останавливаются).
Второе испытание, которое КОТ БАЮН придумал для вас:
Отгадайте по первым буквам названий предметов, изображенных на картинках, какое слово зашифровал Кот Баюн.
Третье испытание Кота Баюна:
Игра на развитие внимание и памяти – «Как было и что изменилось?»
Ход игры: На доску воспитатель вывешивает шесть карточек с изображением домашних животных в два ряда. Дети внимательно запоминают как они расположены, затем ребята закрывают глаза, воспитатель быстро меняет карточки местами. Дети открывают глаза и называют, что изменилось, какие карточки воспитатель поменял местами. Игра повторяется три раза.
Молодцы, ребята! Отлично справились с испытаниями. Кот Баюн говорит, что вы очень умные и сообразительные дети.
Попробуем сами сочинить свою загадку. Давайте вспомним, что в загадке подчеркнуты главные признаки предмета – его форма, цвет, назначение, на что похож. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?
Воспитатель демонстрирует изображения зайца и сороки.
Попробуем вместе сочинить загадки о сороке и зайце. Рассмотрите изображение сороки. Каковы особенности ее окраски? (Белые бока, длинный хвост.)
– Какие особенности ее поведения вы можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.) Значит, можно сказать, что она разносит новости по лесу. Живет в лесу.
Запись загадки о сороке на доске:
По лесу летает,
Всегда все знает,
Длиннохвоста, белобока,
А зовут ее … (сорока).
Аналогично отмечают отличительные признаки зайца и составляют – летом серый, зимой белый, быстро бегает, хвост короткий, уши длинные
Летом серенький, зимой беленький,
Длинные ушки на макушке,
Короткий хвостишко, а зовут его … (зайчишка)
Какие мы с вами молодцы! Сами попробовали составлять загадки. Вам понравилось?
Давайте теперь все вместе подведем итог, чем мы сегодня с вами занимались?
- С помощью картинок-схем отгадывали загадки?
- Отгадывали слова, загаданные котом Баюном по картинкам
- Развивали память и внимание с помощью игры «Что изменилось?»
- Сами попробовали составлять загадки.
Так что же такое загадка? Ответ детей Загадка –
Загадка - это мудрёный вопрос, заданный в форме замысловатого краткого описания какого-либо предмета или явления.
Сегодня со всеми заданиями вы справились, все испытания прошли на отлично, давайте попрощаемся с нашим волшебным гостем Котом Баюном и нашим дорогим гостями, скажем им все вместе «До свидания, до новых встреч!»
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ И ЛИТЕРАТУРА:
1.https://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-dlya-doshkolnikov-udivitelniy-mir-zagadok-2072669.html
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/20/udivitelnyy-mir-zagadok
5. https://www.maam.ru/detskijsad/nod-sostavlenie-zagadok-po-algoritmu-triz-tehnologija.html
7. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск, 2000 г. 97с
8. https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/speech-development/11777.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Развитие творческих способностей и интеллектуальной активности в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»
Сегодня вопрос развитие конструктивной деятельности стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами техническо...
Использование программы «CrazyTalk Pro» для создания анимированных персонажей как эффективное средство повышения мотивации к познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
знакомство с программой «CrazyTalk Pro»...
Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Цель: формирование умения у детей отгадывать и самостоятельно составлять загадки...
Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речевой активности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Делюсь своим опытом работы в театрализованной деятельности. Хочу показать и рассказать, как театр влияет на активизацию мышления, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантаз...
Презентация на тему "Создание условий педагогом для развития творческой активности в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста."
Речевое развитие : настольно-печатные игры, лото, домино, пазлы, артикуляционная гимнастика.Книжный уголок : выставки, иллюстрированные картинки, д/и «доскажи сказку&raq...
МАСТЕР-КЛАСС «Использование интеллектуальных карт познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Привлечение интереса к использованию интеллектуальной карты для организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....
Технология «Говорящая стена» в развитии познавательной активности и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих уровней образования. В дошкольном возрасте особенно актуально формирова...