Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 22 «Город детства»

Конспект основной образовательной деятельности

В подготовительной группе № 7 «Звездочка»

ТЕМА: «Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Плоxушкина Ольга Александровна

Согласовано:

Старший воспитатель:

Григорьева Гелена Валентиновна

Дрожжино

2021 год

КОНСПЕКТ ООД

Цель: Формирование умения у детей отгадывать и самостоятельно составлять загадки

Задачи:

1.Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.

2.Формировать умение сочинять загадки, разнообразные по структуре. При описании предметов и явлений использовать признаки, действия и назначение предмета или явления.

3. Учить детей активно мыслить, развивать память, наблюдать, сравнивать, обобщать

Предварительная работа: Чтение и отгадывание загадок, самостоятельное составление загадок с использованием карточек - схем, наблюдение за окружающим миром.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Организация направленного внимания:

Улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

-Ребята, продолжите предложение: «Мне нравится, когда…» Дети стоят вокруг воспитателя, предлагают свои версии.

- Ребята, я тоже хочу высказать свой вариант «Мне нравится, когда приходят гости» - У нас с вами сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

(Стук в дверь)

- Кто-то еще пришел к нам сегодня в гости. Давайте откроем дверь и пригласим его. (Воспитатель подходит к двери, приглашает гостя, но гость заходить не хочет)

- Загадочный гость не показывается нам, пока мы не отгадаем, кто же он. Я предлагаю поиграть в игру «Да-нет». Вы мне будете задавать вопросы, а я буду отвечать только «Да» или «Нет». Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.

Дети задают свои вопросы, воспитатель отвечает: «Да или нет»

- Да, ребята, это кот, но это необычный зверь, а сказочный - персонаж волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом. Имя у него необычное Баюн. Баюн – это рассказчик, происходит от слова – «баять», что означает говорить, рассказывать.

Кот Баюн очень любит разные байки да загадки.

Воспитатель предлагает детям загадать загадки, если они их знают.

- Дети, как вы думаете, что такое загадка?

Дети дают свое пояснение, после этого воспитатель дает им свое объяснение:

«Загадка - это замысловатое описание предмета, которое необходимо расшифровать. Предмет в загадке не назван, но дается описание этого предмета, назначение и действия, по которым надо найти отгадку, какой формы загаданный предмет, какого он цвета, на что похож, для чего нужен, что делает».

Загадка – это испытание человека на сообразительность.

Любая загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответа. Загадки появились очень давно и всегда считаются проверкой не только знаний человека, но и учат нас наблюдательности, умению видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия. В древности человек, знающий загадки, считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье и удачу. Так, во многих русских народных сказках, герой становится удачливым благодаря умению разгадывать загадки. Недавно мы с вами читали русскую народную сказку «Умная внучка», где царь загадывал загадки, чтобы рассудить кому же принадлежит жеребеночек. Какие три загадки он загадал? Какие правильные ответы были на эти загадки?

С давних пор на Руси любили отгадывать загадки. Если человек отгадывал загадку, то его считали умным, сообразительным. Русским народом создано много загадок о семье, труде, о родной природе, о животных, о домашних вещах.

Дидактическая игра «Угадай, что спрятано»

- Кот Баюн хочет вас испытать на сообразительность и приготовил игру «Угадай, что спрятано». В конвертах спрятаны картинки с изображением предметов. Но просто так открыть конверт нельзя. С помощью схемы на доске мы должны отгадать, изображение какого предмета лежит внутри конверта. Давайте внимательно рассмотрим первую схему.

Дети сидят полукругом вокруг воспитателя. В конвертах изображения предметов-4-5 штук. На доске размещены схемы, в которых зашифрованы фразы по модели «Признак объекта – объект, у которого есть такой же признак».

  1. Красное, но не помидор, сладкое, но не груша, круглое, но не мяч» - (Яблоко)

Признак «как», «но не» Объект по вкусу сладкий, как груша, по форме круглый, как мяч, красный, как помидор).

2. Яркое, как лампа, круглое, но не колесо, жаркое, а не огонь (Солнце)

3.Летает, но не самолет, пищит, а не мышка, кусает, но не собака (Комар)

4.Овальный, но не шишка, кислый как клюква, желтый, но не сыр (Лимон)

5. Колючий, но не ежик, зеленый, а не огурец (Кактус).

6. Маленький, серенький, на слона похож (Слоненок)

Ребята, вспомним, как называется текст, в котором задуманный предмет не называется, а дается его описание или сравнение по признакам с другими предметами? (Загадка)

Немного отдохнем, вставайте возле своих стульчиков на веселую физкультминутку:

«Веселая физкультминутка»:

«А часы идут, идут»

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают (Дети останавливаются).

Второе испытание, которое КОТ БАЮН придумал для вас:

Отгадайте по первым буквам названий предметов, изображенных на картинках, какое слово зашифровал Кот Баюн.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/01/17/k_5c401c7bc5073/495735_8.jpeg

Третье испытание Кота Баюна:

Игра на развитие внимание и памяти – «Как было и что изменилось?»

Ход игры: На доску воспитатель вывешивает шесть карточек с изображением домашних животных в два ряда. Дети внимательно запоминают как они расположены, затем ребята закрывают глаза, воспитатель быстро меняет карточки местами. Дети открывают глаза и называют, что изменилось, какие карточки воспитатель поменял местами. Игра повторяется три раза.

Молодцы, ребята! Отлично справились с испытаниями. Кот Баюн говорит, что вы очень умные и сообразительные дети.

Попробуем сами сочинить свою загадку. Давайте вспомним, что в загадке подчеркнуты главные признаки предмета – его форма, цвет, назначение, на что похож. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?

Воспитатель демонстрирует изображения зайца и сороки.

Попробуем вместе сочинить загадки о сороке и зайце. Рассмотрите изображение сороки. Каковы особенности ее окраски? (Белые бока, длинный хвост.)

– Какие особенности ее поведения вы можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.) Значит, можно сказать, что она разносит новости по лесу. Живет в лесу.

Запись загадки о сороке на доске:

По лесу летает,

Всегда все знает,

Длиннохвоста, белобока,

А зовут ее … (сорока).

Аналогично отмечают отличительные признаки зайца и составляют – летом серый, зимой белый, быстро бегает, хвост короткий, уши длинные

Летом серенький, зимой беленький,

Длинные ушки на макушке,

Короткий хвостишко, а зовут его … (зайчишка)

Какие мы с вами молодцы! Сами попробовали составлять загадки. Вам понравилось?

Давайте теперь все вместе подведем итог, чем мы сегодня с вами занимались?

  1. С помощью картинок-схем отгадывали загадки?
  2. Отгадывали слова, загаданные котом Баюном по картинкам
  3. Развивали память и внимание с помощью игры «Что изменилось?»
  4. Сами попробовали составлять загадки.

Так что же такое загадка? Ответ детей Загадка –

Загадка - это мудрёный вопрос, заданный в форме замысловатого краткого описания какого-либо предмета или явления.

Сегодня со всеми заданиями вы справились, все испытания прошли на отлично, давайте попрощаемся с нашим волшебным гостем Котом Баюном и нашим дорогим гостями, скажем им все вместе «До свидания, до новых встреч!»

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ И ЛИТЕРАТУРА:

1.https://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-dlya-doshkolnikov-udivitelniy-mir-zagadok-2072669.html

2. https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-mihailovna-radulova/tvorcheskii-proekt-udivitelnyi-mir-zagadok.html

3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/20/udivitelnyy-mir-zagadok

4. https://www.maam.ru/detskijsad/pasport-pedagogicheskogo-proekta-dlja-raboty-s-detmi-mladshei-grupy-udivitelnyi-mir-zagadok.html

5. https://www.maam.ru/detskijsad/nod-sostavlenie-zagadok-po-algoritmu-triz-tehnologija.html

6. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/09/08/master-klass-metodika-sostavleniya-zagadok-po

7. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск, 2000 г. 97с

8. https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/speech-development/11777.html       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие творческих способностей и интеллектуальной активности в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»

Сегодня вопрос развитие конструктивной деятельности стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами техническо...

Использование загадок при развитии речевой активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: формирование умения у детей отгадывать и самостоятельно составлять загадки...

Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речевой активности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Делюсь своим опытом работы в театрализованной деятельности. Хочу показать и рассказать, как театр влияет на активизацию мышления, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантаз...

Презентация на тему "Создание условий педагогом для развития творческой активности в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста."

Речевое развитие : настольно-печатные игры, лото, домино, пазлы, артикуляционная гимнастика.Книжный уголок : выставки, иллюстрированные картинки, д/и «доскажи сказку&raq...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование интеллектуальных карт познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Привлечение интереса к использованию интеллектуальной карты для организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....

Технология «Говорящая стена» в развитии познавательной активности и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих уровней образования. В дошкольном возрасте особенно актуально формирова...