Технологии развития связной(диалогической) речи
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 64.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии развития связной(диалогической) речи
Составила:
Воспитатель-Оганезова Юлия Георгиевна
первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие человеческого общества. Речь используется в процессе деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передает их.
Речь – это средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении.
Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться переживаниями, сопереживать, искать понимания. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и, как отмечают многие ученые, педагоги и логопеды, возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Актуальность
Культура речи как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально – экономических условий и культурно – идеологических ориентаций нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи – обучение культуре речи детей дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Эта проблема является важной в развитии детей дошкольного возраста, так как если ребенок не научится правильно и последовательно излагать свои мысли, ему будет в дальнейшем очень тяжело при обучении в школе, а потом и во взрослой жизни. Поэтому связную речь нужно развивать у детей, начиная с детского сада, и воспитатель должен обращать внимание на речь каждого ребенка в отдельности, проводить работу с детьми по развитию речи, также индивидуальную работу, коррекционную и другую работу, чтобы речь детей достигла высокого уровня развития.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.
Научные концепции становления технологий развития речи в России
Этапы и даты | Направления изысканий в данной области и результаты |
До 1917 г.
| К.Д.Ушинский (1824—1870) доказал необходимость обучения родному языку задолго до школы. Заложил основы для становления методики. Е.Н.Водовозова (1844—1923) разработала программу развития у детей родной речи и методику использования русского фольклора. А.С.Симонович составила словарь детской речи, написала книгу «О детском языке». М.Х.Свентицкая разработала методику рассказов и бесед по картинкам и без картинок. |
1) 1918—1932 гг. | На первых съездах по дошкольному воспитанию (1918, 1919, 1924 гг.) художественная литература провозглашена основным средством развития речи детей. Разрабатывается круг детского чтения, методика ознакомления с книгой (М.Х.Свентицкая, Е.А.Флерина). |
2) 1932—1953 гг. | Работа над созданием программ воспитания детей, в т.ч. программ развития речи (Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина). Создание первой системы развития речи детей в детском саду (Е.И.Тихеева). Провозглашается необходимость педагогического руководства развитием речи детей. Проводятся первые исследования в области методики развития речи детей (А.Н.Гвоздев, А.М.Леушина, В.И.Городилова, Е.И.Радина). |
3) 1953—1990 гг | Введение обязательных занятий в практику детского сада. Разработка технологий проведения занятий по развитию речи. Совершенствование программ речевого развития (Ф.А.Сохин, М.М.Конина, А.М.Бородич, Г.М.Лямина, В.В.Гербова, В.И.Логинова, О.С.Ушакова и др.) |
Современный этап | Укрепление теоретических основ технологий, поиск форм и методов развития речи вне занятий, развитие идеи ком- муникативно-деятельностного подхода (О.С.Ушакова, В.В.Гербова, М.М.Алексеева, В.И.Яшина, А.Г.Арушанова) |
Цель и задачи
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
Задачи
1.Овладение речью как средством общения и культуры.
2.Обогащение активного словаря.
3.Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4.Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
5.Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
6.Формирование звуковой аналитико– синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
7.Развитие речевого творчества.
Целевые ориентиры речевого развития детей:
- Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания.
- Может построить речевое высказывание в ситуации общения.
- Может выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности.
- Способен договариваться, учитывая интересы других.
- Проявляет любознательность, задает вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей.
- Знаком с произведениями детской литературы.
Педагогические принципы
1.Принцип наглядности в обучении.
Язык ребенка развивается наглядным путем, и только среди вещественного мира каждое новое слово будет становиться достоянием ребенка в связи с ясным конкретным представлением.
2.Принцип постепенности и повторности.
Постепенно увеличивать число предметов; постепенно переходить от перечисления предметов к перечислению признаков и качеств предметов, от индивидуальных бесед к коллективным, от восприятия незнакомых предметов к предметам знакомым, но не наблюдаемым в данный момент, и т. д.
3. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.
4.Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку
5.Принцип развития языкового чутья («чувства языка»).
Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности
6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение.
7.Принцип обеспечения активной речевой практики.
Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи
8. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания.
9. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.
Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка.
10.Принцип системности.
Развивать речь — значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком будет способствовать овладению им. Без специальной работы над содержанием и его речевым выражением дети научатся лишь болтать, что вредно для их общего и речевого развития
Этапы внедрения:
Данная технология обеспечивает всестороннее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
I этап - начальный.
Интеллектуальное развитие:
- совершенствование психологической базы речи;
- развитие тонкой и артикуляционной моторики.
Речевое развитие:
- развитие понимания речи;
- расширение пассивного и активного словаря;
- формирование фонематического восприятия и начальных навыков звукового анализа;
- формирование фразы: договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок
II этап – основной
Овладение диалогической речью при
частичном слиянии обоих процессов: развития мышления и речи.
Формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов) при максимально возможном совпадении процессов мышления и речи на занятиях по обучению рассказыванию.
III этап – заключительный.
самостоятельное составление творческих рассказов и рассказов из личного опыта с использованием моделирования.
Приемы |
Наглядные показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению |
Методы развития речи детей |
Методы обогащения содержания речи детей |
Методы формирования практических навыков детей |
Наблюдения Рассматривание предметов, объектов окружающего мира, картин |
· Моделирование · Дидактические игры · Сюжетно-ролевые игры |
Беседы, разговоры · Рассказы педагога · Чтение литературы · Просмотры спектаклей · Просмотры диа- и кинофильмов, слайдов |
Методы организации речевой деятельности детей |
Речевые упражнения |
Методы организации восприятия речи детьми |
Словесные речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. |
Игровые |
Формы |
Ситуация общения Упражнения, направленные в использование освоенных речевых категорий ( беседа, обследование игрушек, предметов, картин, иллюстраций, поручения) |
Игровая обучающая ситуация ситуация – иллюстрация, ситуация – оценка (развивать умения слышать и замечать достоинства и недостатки речи сверстников: доброжелательно оценивать речевые проявления сверстника) |
Образовательная ситуация в разных видах деятельности по одной тематике, НОД , в самостоятельной деятельности детей, а также в режимных моментах. |
Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Занятия игры с предметами и сюжетными игрушками. Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, частушки, колыбельные). Чтение, рассматривание иллюстраций. Сценарии активизирующего общения. Имитативные упражнения, пластические этюды. Коммуникативные тренинги. Совместная продуктивная деятельность. Экскурсии проектная деятельность. Дидактические игры. Настольно-печатные игры. Продуктивная деятельность. Разучивание стихотворений. Речевые задания и упражнения. Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций. Работа по –обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя -обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы. - обучению пересказу по серии сюжетных картинок. -обучению пересказу по картине. -обучению пересказу литературного произведения (коллективное рассказывание) Показ настольного театра, работа с фланелеграфом. | Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение). Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. Хороводные игры, пальчиковые игры. Пример использования образцов коммуникативных кодов взрослого. Тематические досуги. Фактическая беседа. Мимические, логоритмические, артикуляционные гимнастики. Речевые дидактические игры. Наблюдения. Чтение слушание, воспроизведение, имитирование. Тренинги (действия по речевому образцу взрослого) Разучивание скороговорок, чистоговорок. Индивидуальная работа. Освоение формул речевого этикета. Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром. Праздники и развлечения | Коллективный монолог. Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.). Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог) Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей. Сюжетно-ролевые игры. Игра-импровизация по мотивам сказок. Театрализованные игры. Дидактические игры. Игры-драматизации. Настольно-печатные игры. Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Словотворчество | Речевые игры. Беседы. Пример коммуникативных кодов. Чтение, рассматривание иллюстраций. Игры-драматизации. Совместные семейные проекты. Разучивание скороговорок, чистоговорок. |
Средства развития речи детей
· Общение
| · Речевая среда |
· Художественная литература
| · Окружающий мир |
· Обучение
| · Деятельность детей |
Условия развития речи: создание развивающей предметно-пространственной среды; целенаправленная работа педагога и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; развитие речи детей во время общения взрослых и детей; участие родителей в речевом воспитании; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников. |
Взаимосвязь всех участников процесса
Взаимосвязь всех участников процесса
Ребенок |
Воспитатель Контроль за речью детей Развитие мелкой моторики Занятия по развитию речи Формирование навыков звукового анализа и синтеза Обогащение словарного запаса |
Родители Активное участие в речевом развитие ребенка Единство требований воспитания, обучения и развития ребенка в условиях ДОУ |
Инструктор по физкультуре Развитие общей моторики и координации движений Проведение подвижных игр |
Педагог-психолог Создание среды психологической поддержки детям с нарушением речи Развитие психических процессов Снятие тревожности при негативном настрое на занятия (особые случаи) |
Учитель логопед Обследования состояния звукопроизношения и речи детей Проведение коррекционно-речевой работы с детьми Оказание консультативной помощи родителям Методическая помощь педагогам ДОУ |
Музыкальный руководитель Распевки, попевки Музыкально-двигательные упражнения Разучивание песен, фольклора Знакомство с муз. жанрами |
Содержательный компонент технологии состоит из 3-х блоков
(В. В. Гербова, О. С. Ушакова)
Технология спроектирована на основе коммуникативно-деятельностного подхода, поскольку наиболее сложной и совершенной формой общения является речевое (диалогическая речь), что позволяет говорить о его главенствующей роли в развитии их личности. Эффективность речевого общения зависит от коммуникативных качеств человека, вступающего в контакт с другими людьми.
Первый блок состоит из комплекса задач, предполагающих усвоение детьми реплик из диалогического единства «вопрос-ответ» и соответствующих этой паре реплик форм поведения.
Второй блок включает задачи обучения детей репликам и речевому поведению в диалогическом единстве «побуждение - реакция на побуждение».
Третий блок содержит материал, связанный с «сообщением- реакцией на сообщение» и соответствующими правилами культуры диалога.
Содействие выполнению детьми правил речевого этикета в процессе работы над диалогически единством «побуждение- реакция на побуждение» предполагает:
- обогащение лексики детей определенным запасом разнообразных форм и выражений речевого этикета, обслуживающих ситуации просьбы, благодарности, извинения, предложения и приглашения;
- обучение детей использовать этикетные средства осознанно: подбирать из числа усвоенных наиболее подходящую для определенных условий, адресовать ее и по возможности «мотивировать».
Содержание работы по развитию диалогической речи детей
Диалогическое единство | Освоение стимулов | Освоение реакции | Освоение правил поведения |
Вопрос- ответ | Учить задавать вопросы различного содержания и вида; пользоваться вопросительными словами и местоимениями | Учить отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно, в соответствии с темой и ситуацией общении | Учить задавать вопросы адресовано, не отвечать вопросом на вопрос, задавая вопрос, проявлять тактичность, не оставлять вопрос без внимания, в беседе говорить по очереди |
Побеждение- реакция на побуждение | Учить вежливо выражать: — побуждения к какому-либо действию, — просьбы, — советы, — предложения, — приглашения | Учить в принятых формах выражать готовность к выполнению побуждения или отказ от выполнения | Учить пользоваться средствами речевого этикета при выражении побуждений и реакций на побуждение |
Соощение- реакция на сообщение | Учить сообщать собеседникам: — о своем мнении, точке зрения, — о новых фактах, впечатлениях, событиях, об изменившихся представлениях, — о выполнении обещания, о сде- ланном, — о желаниях, намерениях, — о своих чувствах и переживаниях и т.п. | Формировать умения толерантно реагировать на сообщения, выражать вежливо: согласие (несогласие), удивление, возражение, добавление, разъяснение и т.д. | Учить сообщать, о чем–либо, избегая нескромности и хвастливости; быть сдержанным при высказывании своих чувств; избегать категоричности в своих суждениях; проявлять толерантность к другому мнению; обмениваясь мнениями, давать возможность высказываться всем собеседниками |
Методы обучения детей диалогической речи
Разговор воспитателя с детьми – один из ведущих методов обучения детей диалогу, способ общения воспитателя с детьми в процессе повседневной жизни.
Виды бесед с детьми
Беседы как методические приемы | Беседы как метод обучения или воспитания детей |
Беседы с детьми по поводу какой- либо деятельности: предварительные; · заключительные; · сопровождающие (рассматривание картин, проведение наблюдений и т.п.); воспроизводящие | Обобщающие (итоговые) беседы |
Алгоритм беседы с детьми по картине
| Назначение части | Методические приемы |
1 | Подготовка детей к восприятию картины через активизацию их жизненного опыта | Предварительная беседа |
2 | Первичное (самостоятельное) восприятие картины детьми | Внесение и демонстрация картины |
3 | Руководство процессом восприятия картины детьми | Сопроводительная беседа: короткий рассказ воспитателя · по картине; вопросы к детям; · суждения воспитателя по картине · побуждения · направляющие внимание детей на объекты картины |
4 | Обобщение впечатлений детей по картине | Завершающий рассказ воспитателя по картине |
Алгоритм проведения обобщающей беседы
Части | Назначение части | Методические приемы |
Начало беседы (вступление, вводная часть, зачин) | Привлечь внимание детей к теме разговора, вызвать интерес к нему, создать необходимый эмоциональный настрой к предстоящему разговору | загадки по теме беседы; v вопросы; v чтение стихотворения; v показ картины; v показ наглядного материала; v прослушивание песни (другого музыкального произведения) |
Основная часть беседы (развитие темы разговора) | Обсуждение вопросов, предусмотренных программным содержанием беседы | вопросы проблемные, репродуктивные, обобщающие; v объяснения воспитателя; v рассказы воспитателя; v показ наглядного материала; v игровые приемы; v чтение рассказов и стихотворений |
Окончание беседы (завершение) | Обобщение содержания беседы | обобщающий вопрос; v прослушивание или исполнение детьми песни или др. музыкального произведения; v чтение стихотворения; v обобщение педагога |
Игровые упражнения детей в диалогах
Репродукция диалогов на основе литературного образца | Продуктивные диалоги |
Заученные диалоги: чтение стихов по ролям; диалоги в подвижных играх; театрализованные постановки | Свободно передаваемые диалоги: пересказ по ролям; игры -инсценировки; режиссерские игры (кукольный театр) | Диалоги, обусловленные игровыми правилами: диалоги в ТРИЗовских играх; диалоги в словесных играх без готовых текстов | Творческие диалоги: диалоги в сюжетно-ролевых играх; диалоги с игрушками; диалоги в режиссерских играх; игры с атрибутами |
Развитие речи и настольные игры
Дидактические игры давно занимают значительное место в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей.
Исследования педагогов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным: такое обучение способствует лучшему усвоению сведений и умений, а также развитию речи, мышления, внимания, памяти и т.д.
Естественно, что с введением обучения в детском саду изменилось положение дидактической игры в педагогическом процессе. Дидактическая игра теряет своё ведущее значение, но ценность её не снижается - она остаётся одним из средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Характерные особенности построения дидактических игр
В процессе обучения на занятиях формирование знаний происходит путём пояснения, показа, закрепления их, путём повторения и упражнения, путём выяснения того, как усвоили эти знания дети.
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме, обучающая задача решается в ходе игры.
Содержание правил и игровое действие дидактических игр специально разрабатываются в обучающих целях. В противоположность творческим играм дидактические игры не являются результатом творчества детей, созданием детской самодеятельности- дети получают эти игры в готовом виде. Однако созданные в дидактических целях, они остаются всё же играми.
Какую же роль могут выполнять существующие дидактические игры в условиях организованного обучения и в какой мере они помогают лучшему усвоению программы детского сада?
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть характерные особенности построения дидактических игр.
Каждая дидактическая игра состоит из нескольких элементов, а именно: содержания, обучающей задачи, правил игры, игровых действий.
Основным элементом дидактической игры является обучающая задача, все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают её.
Обучающая задача ставится перед детьми в разнообразном содержании, отражающем окружающую действительность (природу, людей, их быт, труд и т.д.)
В настольно-печатных играх содержание зависит от образов, предметов, которые даны на картинках (животные, игрушки, овощи, мебель и т.д.)
Обучающей задачей наиболее распространённых в детских садах дидактических игр являются в основном следующие: формирование правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи детей.
Обучающие задачи дидактических игр математического содержания направлены на формирование представления о числе, упражнение в количественном и порядковом счёте, составе числа, сложения и вычитания, счёте двойками, нахождении большего и меньшего числа в порядковом ряду и т.д.
Важные значения в дидактической игре имеют правила. Правила являются организующим элементом игры: они определяют, что и как надо делать по ходу той или иной игры, а также указывать путь к достижению цели, что очень важно для воспитания целенаправленности мышления и поведения. В каждой игре обязательны правила, раскрывающие содержание игры; правила, обслуживающие обучающую задачу; правила, устанавливающие последовательность развёртывания игрового действия; а также правила запрещающие, которые развивают процессы торможения, воспитывают у детей умение управлять своими действиями.
В игре «Арифметическое лото», дети могут все сразу сказать результат решённого примера (три и пять), правила же, указывают, что результат говорит только тот ребёнок, у которого на большой карте есть ответ-число восемь.
В игре «У тебя сколько?», нужно отсчитывать не столько шариков, сколько хочет ребёнок, а согласно правилам-столько, сколько показывает число на фишке.
В игре «Чей домик», правила требуют отвечать на вопрос ведущего (Кто здесь живёт?) В игре «Чудесный мешочек», правила указывают, что определять название игрушки нужно на ощупь и т.д.
Помимо того, что правила раскрывают содержание игры, указывают детям, что и как надо делать, они выполняют ещё одну роль-обслуживают решение дидактической задачи.
Например, в игре «Кто знает, пусть дольше считает», дети присчитывают к названному числу только по одному предмету, так обязывают правила в игре. Взять себе такую пару с числом, чтобы в общей сложности было десять-правило игры «Найди пару».
Известно, что у ребёнка дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением. Поэтому, ребёнок быстро поддаётся влиянию охватившего его чувства или желания, не умеет ещё владеть собой, регулировать свои действия. Вследствие этого приобретает большое значение развитие способности торможения. Помочь этому, в частности, могут дидактические игры, содержащие запрещающие правила. Эти правила способствуют воспитанию у детей умения сдерживаться, управлять своим поведением.
Например, ребёнку хочется первому получить маленькие карточки, закрыть ими клетки своей большой карты, а правила обязывают его внимательно следить за карточками, показываемыми ведущим, и называть их только тогда, когда есть ответ на большой карте.
Этапы развития диалогической речи
I этап: сенсорный
- чтение художественной литературы (Использовались следующие произведения: «Говорливый медведь» Л. Устинова, «Азбука вежливости» Л.П. Васильева-Гангус, «Фея» Ш.Перро, «Приключения Мишки-Ушастика» Ч.Я. Янчарского, «Морозко (словацкая сказка), Обида Э.Мошковской, «Сова» В.Бианки, «Вежливый кролик» (мексиканская сказка), «Друг детства» В. Драгунского, «Кузька» И. Александровой, «Лиса и тетерев» И.С.Крылов, «Совет» Р.Сефа, «Телефон» К.Чуковского, «Умей обождать» К. Д. Ушинского, «Маленький водолазик» Д. Цончева, русские сказки «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Моя семья» Д. Габе, и др.
- чтение стихов: А. Деметьев, С. Машак, З. Александрова, А. Барто
-показ спектаклей при помощи кукольного театра,
-показ мультфильмов с обсуждением по поводу диалогов персонажей, привлекалось внимание детей к функциям диалогических реплик, выполнению (нарушению) персонажами правил культуры диалога («Паровозик для Ромашкова», «Трое из Простоквашино», «Котёнок по имени Гаф», «Про слоненка и его друзей», диафильм «Вежливое слово», «О грубиянке курице и вежливом червячке», «Уроки вежливости», мультфильм про вежливые слова, «Вежливые слова» и др.
Подкреплением представлений о правилах поведения в диалоге, дети запоминали пословицы и руководствовались ими в поведении:
«Каков привет, таков ответ»,
«Умей сказать, умей и смолчать»,
«Высказывайся сам, дай другому сказать»,
«Меньше говори, да больше слушай»,
«Доброму слову- добрый ответ».
Для старших дошкольников были созданы микропрограммы, для расширения и углубления интереса детей; «Автомобили», «Герои мультфильмов», «Неживая природа», «Экзотические животные» и др.
Дети собирали картинки для альбома.
Педагог знакомил с подобранным материалом группу в 3-4 чел., или одного, (читал, рассказывал, показывал иллюстрации, обсуждал информацию с детьми и др.),
Рекомендовал поделиться этой информацией с другими детьми. (познакомить детей с речевой и поведенческой стороной поведения человека в диалоге).
Дети переносили в самостоятельные игры увиденные игровые этюды.
II этап технологии- репродуктивный
- игры и игровые упражнения, в которых дети оперировали заученными литературными диалогическими действиями.
- воспроизведение литературных диалогов: чтение стихотворений по ролям, разыгрывание этюдов по готовым текстам, подвижные и словесные игры с диалогами, разучивание и разыгрывание по ролям коротких стихов и народных стихов-прибауток давало возможность детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонацию, но и приучало выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора и др.
-просмотры спектаклей; кукольный- «В гостях у Степашки»; игровой- «Как цыпленок солнышко искал»,
- организовывались театрализованные концерты из коротких сценок для детей,
- учили и читали по ролям стихотворения из 3-4 реплик. «Перчатки» С. Маршака, «Лиса и тетерев», «Зима» Е. Благининой
-репродуктивное использование готовых реплик использовалось в подвижных играх с диалогическими текстами «А мы просо сеяли», «Кондалы», «Гуси-гуси» и др. и в словесных играх («Садовник», «Фанты»)
III этап технологии «Конструктивный»
Строился с опорой на литературные тексты, но в играх и игровых упражнениях предполагалось свободное использование содержания литературных диалогов, употребление наряду с репродуктивной речью- продуктивной.
Пересказ по ролям:
- литературного произведения,
-отрывков увиденных фильмов (игровых, мультфильмов), спектаклей, игр-инсценировок по мотивам знакомых произведений, режиссерские игры (обычные и компьютерные),
-показ игр с телефоном.
- «озвучивание мультфильмов»
Используется прием «отраженной речи»:
-реплики персонажей сначала проговаривал взрослый, а дети повторяли за ним
Используются
-дидактические игры без готовых текстов для диалога, но предполагающие их использование (свободная передача услышанных диалогов).
Для театральных игр, для пересказов используются сказки и рассказы, в которых сюжет передавался через диалоги, а авторского текста было мало:
«Кто сказал, мяу» В. Сутеева,
«Бабушка Удава» Г. Остера,
«Приключение мишки-Ушастика» Янычарского
Игры инсценировки: Сказка «Спор животных» (пересказ: дети изменяют содержание реплик, учатся подбирать собственный аргументы в пользу животных, изменяют лексико-грамматическое оформление реплик, вносили дополнительные реплики, на которые другие партнеры откликались своими репликами)
Воспитатель: «Давайте разыграем сказку так, как будто события в ней происходят в наши дни»
- что еще может сказать собака о себе. За что еще люди любят собак
- вспомнить о пользе, которую могут принести животные,
-подумать, чем может быть полезна лошадь сейчас, когда ей не нужно таскать соху и борону, так как пашет, боронит трактор
Игры инсценировки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»,
- детям предлагалось говорить не стихами, как в сказке, а своими словами.
- детям предлагалось пригласить для мышонка других «нянек»: гуся, корову, зайца или просто ребенка.
В ходе игры дети сочиняли песенки для мышонка в соответствии со своей ролью.
«Му-му- му, спи мышонок, я принесу тебе вкусную зеленую травку» (Алеша К.),
«Га-га-га, спи мышонок до утра. Утром мы пойдем гулять. Купим много сладких конфет (Таня М.)».
В игре инсценировке «Теремок» детям предлагалось изменить концовку сказки:
- жителям теремка нужно уговорить медведя не ломать теремок.
-дети придумывают дополнительные реплики, а взрослый подсказывает новые формы речевого этикета:
-«уважаемый медведь, пожалуйста, не ломай нам крышу. Приходи к нам на чай с медом» (Денис В.).
-«Медведь, ты такой большой, а теремок маленький. Давай мы построим новый дом, побольше, и всем в нем места хватит» (Катя С.).
Игра «Будь внимателен»
Детей нужно научить реагировать на различные сообщения соответствующих реплик: их знакомили с несколькими клише для реакции на радостное событие и на грустное: Я рад(а) за Вас; очень приятно; я горжусь вами; очень жаль, я сочувствую Вам. Педагог предъявлял детям самые различные реплики, на них дети реагировали, отбирая нужные фразы.
Например:
1.Воспитатель вошла в комнату и сказала детям приветливым голосом…. (реплика детей «Я рада видеть вас»)
2. дети соорудили кормушку для птиц, повесили ее на дерево, и воспитатель сказала им …. (реплика детей «Я горжусь вами»)
Усложнение задания для детей. Воспитатель и дети меняются ролями: Детям, выступающим в роли ведущих, предлагается сообщить о радостных для них или грустных, неприятных событиях, о своих намерениях, желаниях и др., а воспитатель отвечает на каждую фразу.
Игровые ситуации с телефоном (игрушечные, символические, натуральные).
Наблюдая в реальной жизни разговоры за взрослыми, дети «заразились ими».
Однако содержательная сторона таких разговоров страдала скудостью, а оформление телефонных разговоров-несовершенством. Дети хотели говорить по телефону, но не находили темы, нарушали этикет телефонных разговоров. Поэтому дети вовлекались в обыгрывание телефонных разговоров:
- поздравить с днем рождения, праздником,
- пригласить в гости,
-звонок в стол заказов, поликлинику, вызов такси и др.
IV этап технологии (творческий этап)
Побуждение детей к самостоятельному построению диалоговых реплик.
Задание детям: «придумать» диалог в режиссерских и театрализованных, компьютерных играх (показать файл «лиса и заяц», перемещая картинки рассказать сказку и придумать новые диалоги для зайца с волком, ежиком, львом, колобком).
Примечание: упор делался на то, чтобы дети толерантно реагировали на действия партнера, его замечания, указания
Особенность эксперимента было то, что первые три этапа повторялись циклично. Первый цикл был предназначен обучению детей диалогическому единству «вопрос-ответ», второй- «побуждению реакции на побуждение», третий цикл- «сообщение- реакция на сообщение».
Разработанные словесные игры и игровые упражнения предполагали:
-содействие овладению детьми лексическим материалом для выражения побуждений различного вида через прямое воспроизведение формул речевого этикета вслед за воспитателем (игра «Эхо», «Передай письмо»); (Например, для обогащения словаря детей формулами просьбы в подвижной игре «Эхо», связанной с ловлей и бросками мяча, использовались такие фразы: «Будь добр(а)», «Тебя не затруднит?», «Ты можешь», «Ты не мог бы…». Дидактическая задача для дошкольников в игре звучала как ее сюжетная линия: «Эхо будет учиться вежливо просить», «Эхо будет учиться вежливо советовать» (предлагать, говорить приятное и др.). Благодаря подвижному характеру игры ее использовали в качестве физкультминутки.
-организация многократного повторения формул речевого этикета в словесных играх «Справочное бюро» (роль справочного бюро- ребенок), «Вежливые поиски», в настольно-печатных играх «Гуси-лебеди», «Пряничная избушка» и др.
-организация применения усвоенных средств речевого этикета в игровых ситуациях, приближенных к реальным ситуациям и предполагающих автоматизацию умений использовать любую формирующую речевого этикета из числа усвоенных.
После усвоения инициативных реплик задача менялась: «Эхо начинало учиться отвечать на просьбы, советы, предложения, приглашения». Правила игры изменились: дети бросали мяч педагогу, и он озвучивал различные варианты реакций на побуждения. Затем менялись ролями. В этой технологии нужно стремиться, чтобы дети не только услышали, но и многократно повторяли некоторые формулы, чтобы они стали привычным средством речевого общения.
В играх парами учили детей вежливо комментировать свое мнение, доказывать свою правоту или правильность действий. «Одеваемся на праздник, в кино, на каток, на катание на санках»
-(воспитатель предлагает детям разную одежду- картинки, дети выбирают и обосновывают свой выбор)
-«Приготовление торта»- игра (воспитатель предлагает детям разные продукты, дети выбирают и обосновывают свой выбор)
Диагностика уровня знаний. Умений и навыков детей по развитию речи
Обследование речевого развития детей на начало и конец уч. г.
Таблица №1
Обобщающие результаты проведённых исследований.
Уровни развития | Звукопроизношение | Фонематические процессы | Лексика | Грамматический строй речи | Связная речь | Мелкая моторика | ||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Высокий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Низкий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В результате использования технологии у детей сформированы:
- логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ без лишних вставок и повторений, пропусков существенных эпизодов);
- грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания);
- точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);
- богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).
Заключение
Дачный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалификационные специалисты (педагоги- психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей».
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении,
· владеет активной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек;
· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях, появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
· проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им,
· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства,
· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этане завершения дошкольного образования:
· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты,
· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности,
· у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в ратных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены,
· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Список литературы
1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Васильевой. -3-е изд. -М.: Мозаика-Синтез, 2014 год.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 80с.:
3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия:4-5 лет /Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М.: Оникс-ХХI век, 2005
5. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. - Москва: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2015.
6. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство ОНИКС, 2011
7. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации; Мозаика-Синтез - Москва, 2008.
8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактические материалы; Вентана-Граф - Москва, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников
Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...
Опыт работы «Развитие связной диалогической речи через театрализованную деятельность»
«Развитие связной диалогической речи через театрализованную деятельность» из личного опыта работы Синицыной Т. В....
Развитие связной диалогической речи у дошкольников с ОНР
В данной статье представлена поэтапная методика обучения детей дошкольного возраста с ОНР развитию связной диалогической речи...
Пальчиковые игры как средство развития связной диалогической речи у детей с ОНР
Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Логопед...
Статья на тему "Роль игры в развитии связной диалогической речи детей дошкольного возраста"
В статье рассмативается роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности игровых задач и игровых ситуаций, как основных средств развития связной диалогической речи дошкольников. Кратко раскры...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Из всех…знаний и умений самым...
" Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи дошкольников"
" Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи дошкольников" Презентация...