Развитие связной диалогической речи у дошкольников с ОНР
статья по логопедии на тему
В данной статье представлена поэтапная методика обучения детей дошкольного возраста с ОНР развитию связной диалогической речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной диалогической речи у дошкольников с ОНР
Успешность обучения ребенка в школе, а в дальнейшем и формирование взрослой личности в целом, во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, адекватно воспринимать и воспроизводить текстовые материалы,— все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития связной как диалогической, так и монологической речи.
По мнению Л.С. Выготского, диалог является естественной средой развития личности ребенка. Участие в диалоге требует от него умений слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение и правильно выражать его средствами языка, а также контролировать нормативность своей речи, поддерживать определённый эмоциональный тон. [1].
Диалог включает такие умения, как: вступать в общение со знакомым и незнакомым человеком; поддерживать и завершать общение; переспрашивать; проявлять инициативу в общении, доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора. Важной частью диалогического общения является речевой этикет, а именно: необходимо научиться приветствовать друг-друга, обращаться с просьбой, уметь приглашать играть, выражать согласие или отказ, извиняться, общаться в паре и в коллективе, со сверстниками и взрослыми.
Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные сложности в овладении связной диалогической речи, которые проявляются как в их общих, так и в специфических особенностях речевого развития. Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, тем самым создавая зону их ближайшего развития. Таким образом, игра – это лучший способ овладения навыками развития связной диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.
Мы предполагаем, что использование игр на ситуативной основе с учётом дифференцированного подхода будет обеспечивать большую эффективность коррекционно-логопедической работы по развитию связной диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Занятия по обучению диалогической речи, как правило, проходит в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных коррекционных занятиях. В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время прогулки, игры и во время режимных моментов и т.д. Неподготовленной беседа является для детей, при этом педагог должен быть всегда подготовлен к любому виду общения. Являясь носителем грамотной разговорной речи, педагог в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей правильному языку, в этом и заключается его подготовленность [2].
На специальных занятиях по развитию диалогической связной речи А.Г. Рузская [3] предлагает использовать прием подготовленной беседы и прием театрализации (имитации и пересказа). Задачи подготовленной беседы направлены на то, чтобы, во-первых, научить детей говорить понятно для собеседника и выслушивать его речь, во-вторых, отрабатывать грамматические и произносительные навыки, а также уточнять смысл известных малышам слов.
Нам представляется, что процесс развития связной диалогической речи проходит эффективно исключительно в условиях, побуждающих к речевой активности ребёнка, поэтому необходимо использовать задания в игровой форме, так как именно в ней речевой материал запоминается легко и непринуждённо. В виду особенностей развития детей с общим недоразвитием речи, необходимо помнить, что для успешного формирования связной диалогической речи нужно осуществлять комплексное развитие всех компонентов речи, а именно: развивать лексический и грамматический строй речи, состояние артикуляционной моторики, звуко-слоговой структуры слов и предложений, состояние дыхательной и голосовой функций речи, состояние мимической мускулатуры и просодических компонентов речи. Для развития связной диалогической речи необходимо понимать, что все задания должны располагаться в порядке возрастающей сложности. А именно:
Для усвоения дошкольниками навыков развития речевого этикета задания в игровой форме необходимо давать в следующей последовательности:
- знакомство с речевым штампом;
- автоматизация речевого штампа;
- перенесение речевого штампа в однотипную (схожую с предыдущей) ситуацию;
- перенесение речевого штампа в другую (непохожую на предыдущую) ситуацию;
- замена речевого штампа аналогичным.
Задания для усвоения навыка запроса информации:
- формулирование распространённых коротких вопросов;
- формулирование серии коротких распространённых вопросов возможно без логической связи;
- формулирование серии вопросов имеющих логическую последовательность (целенаправленных).
Задания для усвоения навыков составления диалога:
- составление отдельных реплик или определение детьми темы диалога;
- составление диалогического единства (вопрос-ответ);
- составление нескольких диалогических единств (микродиалога);
- составление диалога сложной структуры, который включает несколько микродиалогов;
- составление диалога сложной структуры, который включает несколько микродиалогов и микротем [3].
Мы полагаем, что проводимая логопедическая работа, применяя дифференцированный подход и усложняясь от этапа к этапу, призвана эффективно стимулировать развитие навыков диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Выготский Л.С. Мышление и речь М., 2011г. 368 с.
- Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. СПб.: КАРО, 2004. 160 с.
- Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. СПб.: Питер, 2008. 315 с.
- Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников. / Ростов-на Дону, 2008г. 220 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников
Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...
Опыт работы «Развитие связной диалогической речи через театрализованную деятельность»
«Развитие связной диалогической речи через театрализованную деятельность» из личного опыта работы Синицыной Т. В....
Пальчиковые игры как средство развития связной диалогической речи у детей с ОНР
Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Логопед...
Статья на тему "Роль игры в развитии связной диалогической речи детей дошкольного возраста"
В статье рассмативается роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности игровых задач и игровых ситуаций, как основных средств развития связной диалогической речи дошкольников. Кратко раскры...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Из всех…знаний и умений самым...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей тема: «Развитие связной диалогической речи».
Почему так важно, чтобы дети общались друг с другом? В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, за...
Тема: Развитие связной диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста на занятиях. Занятие: «Цыплёнок и утёнок»
Првый год работаю по программе Н.М.Крыловой "Дом радости". Большое внимание по программе уделяется развитию связной речи детей, умению вести диалог. Почти все литературные произведения,с кот...