квест – игра « Знатоки птиц»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Анастасия Андреевна Липатова

Интегрированное занятие,старшая, логопедическая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_-igra.docx114.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Д/с № 8комбинорованного вида

Интегрированное занятие

квест – игра « Знатоки птиц»

                               

               

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\skvorez-13.jpg

Провела: учитель – логопед

Липатова Анастасия Андреевна

Г. Чебаркуль 2022г.

Игра - квест «Знатоки птиц»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о птицах нашего края.

Задачи:

Задачи:образовательные – способствовать активизации и расширению словаря по теме;

Развивающие – развивать связную речь, умение детей отвечать на вопросы; способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания; способствовать умению сравнивать, анализировать и обобщать; развивать моторику и координацию движений;

Воспитательные – воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к окружающей среде.

 Оборудование: книга «Птицы нашего края», картинки птиц (грач, воробей, поползень, пестрый дрозд, озерная чайка), перелетных птиц, зимующих птиц, среда обитания (лес, водоем, город), корм (семечки, червячки), ложки, карточки с буквами слова СКВОРЕЦ, СНЕГИРЬ, маршрутные листы.

Форма проведения: познавательно-игровая

Место проведения: логопедическая группа.

Ход квест - игры

Звучит мелодия: Птичья трель соловья

Педагог: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались на квест - игру “Знатоки птиц”.

Квест-игра- увлекательное путешествие. Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных  – воздушное пространство. Мы с вами многое знаем о птицах. У нас даже с вами есть книга о птицах нашего края, которую мы сами сделали. Но мне кажется, что в сегодняшнем путешествии мы  узнаем еще, что нибудь интересное про птиц. Отправляемся в путь.!!

 Сегодня в квест -  игре  принимают участие 2 команды, с которыми сейчас познакомимся.

( Приветствие команд, каждая команда рассказывает стихотворение перелетную и зимующую птицу)(грачи,воробьи)

Педагог: Вот мы и познакомились с командами. А сейчас жюри получает маршрутный листы. На  каждой станции вы выполняете задание или отвечаете на вопросы и получаете одну букву из названия перелетной и зимующей птицы. В конце путешествия каждая команда выложит название птицы которое у нее получилось.

За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. УДАЧИ, ВАМ!

(Капитаны команд получают маршрутные листы)

Игра-квест  «Знатоки птиц»   Название команды__________________________________________________

Название станции

Количество баллов команды

Подпись ответственного лица

«Разминка»   

«Отгадай кто я?»

 «Птичьи разговоры»

«Покормите птиц»

«Где обитают птицы?»

«Ответь на вопрос»

«Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.»

«Четвертый лишний»

Итого

Окончание путешествия и подведение итогов ____________________.

Станция 1 «Разминка»

Педагог:

Утро настало, солнышко встало!

Птицы запели

И к нам прилетели.

Много с собою нам дел принесли.

Команда “Грачи”: 

А когда же прилетают птицы?

 -назовите признаки весны?

Дети: тает снег, солнце греет, птицы прилетают.

Педагог: Но солнце и зимой светит, а как оно светит весной?

Дети: Ярче,  от лучей его теплее.

-назовите весенние месяцы?

Педагог: правильно март, апрель, май.
Команда “Воробьи”: 

-какое время года было перед весной?

Дети: зима.

 Какое время года наступит после весны?

Дети: лето

А какие птицы бывают?

Дети: перелетные и зимующие.

 Педагог: Молодцы команды, вы ответили на все вопросы правильно. И получаете свои первые буквы.

ИТОГО по 3  балла  + карточки с буквами птиц С,С

Станция 2 «Отгадай кто я?»

Педагог:  Отгадайте загадки, о каких птицах пойдет речь?

1.Он в своей лесной палате

Носит пёстренький халатик,

Он деревья лечит:

Постучит - и легче. (дятел)

2. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

3. Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (воробей)

4,. Вместе с этой черной птицей

 К нам весна в окно стучится.

Зимнюю одежду прячь!

Кто по пашне скачет? (Грач)

Педагог: Ребята, вы правильно отгадали загадки.

 А скажите пожалуйста на какие две группы можно разделить этих птиц?

Дети: перелетные и зимующие.

 Педагог: Правильно перелетные и зимующие.

А каких перелетных птиц вы знаете?

А почему они улетают?

Ответы детей.

Правильно, потому что им нечего есть. Водоемы замерзают, насекомые прячутся,  свежих плодов уже нет на деревьях.

А каких зимующих птиц вы знаете?

Ответы детей.

Правильно, а остаются они зимовать, потому, что едят они пшено, семечки, сало.

Молодцы ребята! Получайте следующие буквы.

ИТОГО по 2  балла  + карточки с буквами птиц К, Н.

Станция 3 «Птичьи разговоры»

 Педагог: Разгадайте птичьи разговоры. (вопросы задаются поочереди каждой команде)

Журавли                              кричат

Вороны                              крякают

Ласточки                            воркуют

Голуби                              каркают

Синицы                             щебечут

   Утки                                Пищат

Ответы детей: журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат.

Педагог: Я думаю вы справились с заданием, получайте свои буквы.

ИТОГО по 6 баллов  + карточки с буквами птиц В,Е.

Станция 4  «Покормите птиц»

 Педагог: Ребята, а вы знаете, чем питаются зимующая птица воробей? а перелетная птица грач?

Ответы детей.

 Педагог: Правильно, разрешите я немного дополню ваши ответы?

В качестве питательной пищи для воробья в зимние месяцы выступает микс(много: геркулес, овес, рис кукуруза) злаков, остатки пищи с нашего стола, в том числе хлеб и белковые продукты, орехи, крупы, семена. Кусочки сала рекомендуется нанизать на толстую нить и подвесить сверху кормушки.

Важным фактором, влияющим на выживаемость грачей и их большую популяцию, является всеядность(могут есть и злаки и остатки пищи с нашего стола). Эти пернатые всегда найдут то, чем можно полакомиться, восстановить жизненную энергию. Они едят практически все. Однако основу их рациона все же составляет белковая пища: черви, жуки, насекомые, различные личинки. Такую пищу грачи находят под землей, активно роясь в ней своим коротким, но мощным клювом.

Соревнуются две  команды. Каждый участник  по очереди должны ложками, кто быстрее, перенести корм – червячков и семечек, из одной  тарелки  в другую.  Выигрывает тот, кто больше перенесёт корм, не просыпав.

Педагог: Грачи переносят себе червячков, воробьи  - семечки.

ИТОГО  3 балла  + карточка с буквами птиц О,Г.

Станция 5 «Где же обитают птицы?»

Педагог: Птицы летели, летели и сбились с пути, давайте им поможем найти их среду обитания.

На столе лежат перемешанные картинки перелетных и зимующих птиц, и стоит один мольберт, на котором расположены места обитания птиц (Лес: дятел, кукушка. Водоем: утка, озерная чайка, Город: голубь, чиж)

Дети берут по одной птички, называют ее и крепят в среду обитания.

Закрепляя предложением (дятел зимующая птица – живет в лесу, кукушка живет в лесу – перелетная птица, утка обитает на водоемах – перелетная птица, озерная чайка тоже обитает на водоемах – перелетная птица, голубь обитает в городе – зимующая птица, чиж обитает в городе– перелетная).

Ответы детей.

 Педагог: Я вижу у вас вызвали затруднения три птицы, поползень и озерная чайка? Давайте я вам расскажу, про этих птиц и вы поместите их в нужную среду обитания.

Кукушка. Кукушка – небольшая лесная птица. У кукушки длинное худощавое тело, узкие, заостроенные на конце крылья, хвост длинный, скошен по краю в форме клина. Ноги короткие, развиты слабо, непригодны для ходьбы по земле. Строение лап очень интересное – два когтя смотрят вперед, а два остальных повернуты назад. Клюв короткий, загнут книзу. Кукушку назвали так из-за особенностей ее песен. Звонкое «ку-ку»не спутать ни с какой другой птицей. Кукушки потребляют пищу животного происхождения. На корм идут мелкие древесные и летающие насекомые, пауки. Любимая пища кукушек: кузнечики, слизни, комары, мухи, черви, гусеницы, бабочки. Кукушки, живущие на равнинах, в меню добавляют фрукты и ягоды. Птицы кукушки не строят гнезда и не выращивают потомства. 

Чиж. Размер чижа схож с воробьем. Размах крыльев – 20 см. Длинный хвост. Тонкие лапки оснащены  крючковатыми пальцами. Глаза птахи угольно-черные. Необычный клюв – тонкий, маленький, слабовыпуклой формы, хорошо заостренный.Спинка зелено-серого цвета с добавлением оливкового, желтоватого, коричневого оттенков. На голове большая шапочка смоляного цвета, над глазами желтые полоски, напоминающие «брови». Брюшко светлое, украшено пятнышками, темными полосами. Хвост лимонно-желтый. Рулевые перья с белой каймой.
Чиж – птица звонкая, голосистая. Сплоченные стайки постоянно перекликаются разнообразными сигналами. Пение чижа имеет собственный стиль исполнения, но они способны с легкостью подражать другим пернатым, особенно синицам. Слушать чижей в лесу приятно. Они создают атмосферу радости, доброго настроения.

Озерная чайка
. Небольшая изящная чайка с округлой головой и тонким клювом. Длина 35—39 см, размах крыльев 86—99 см. Среди особенностей окраса — широкая белая полоса в верхней передней части крыла и чёрная кайма в задней, голова тёмно-коричневая, но не полностью, а до затылка, где проходит отчётливая косая граница между тёмным и светлым оперением. Вокруг глаз хорошо заметен тонкий белый ободок. Клюв слегка загнут вниз, без каких-либо украшений тёмно-бордового цвета.  Затылок, шея, грудь, брюхо, хвост и надхвостье белые, иногда с небольшим розоватым оттенком. Обитает преимущественно на озёрах,  прудах, болотах,  где гнездится на мелководье и заросших островах.

 Педагог: Этих птиц мы можем разместить в нашу книгу, которую мы сделали. Кстати ,птица дрозд занесена в Красную книгу нашего Урала.

ИТОГО  6 баллов  + карточка с буквами птиц Р,И.

Станция 6 «Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.»

 Педагог: Ребята, в вы знаете с помощью чего птица добывают себе пищу?

Дети: с помощью клюва.

 Педагог: Правильно, с помощью клюва, он выполняет функцию и рта и носа. В верхней части клюва есть две точки, это ноздри.  В носу у птиц очень много рецепторов, которые различают запахи ,а иногда даже температуру.

А мы с вами с помощью чего разговариваем. Что нам помогает произносить звуки?

Дети: с помощью языка, рта.

 Педагог: Правильно, с помощью язычка.

-Чтобы общаться наш язычок должен хорошо работать, давайте его разомнём.

Выполняем артикуляционные упражнения.

«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать её под счёт до шести.

«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать. Произнося: тдд-тдд .

Педагог: Ну вот мы размяли наши язычки.

Замечательные птенчики и дятлы получились. Держите свои буквы.

ИТОГО по 1 баллу  + карточки с буквами птиц Е,Р.

Станция 7 «Четвертый лишний»

Педагог: А сейчас навострите свои ушки, и послушайте внимательно вопросы. Постарайтесь на них правильно ответить.

  1. Три птицы из перечисленных – перелетные, а одна зимующая. Какая именно? (грач, скворец, соловей, синица)

Дети : синица

Педагог: Правильно, синица.

А почему, она зимующая. Остается с нами зимовать.

  1. Среди представленных птиц – одна лишняя. Какая?

(утка, лебедь, чайка, голубь)

Дети: голубь.

Педагог: Правильно, голубь, потому, что он городская птица, а все остальные обитают на водоемах.

  1. Среди представленных птиц одна лишняя. Какая?

(петух, ворона, воробей, голубь)

Дети: петух.

Педагог: Правильно петух, потому,  что он домашняя птица и обитает на птичьем дворе рядом с человеком, а все остальные они городские птицы.

  1. Среди представленных птиц одна лишняя. Какая?

  (воробей, чиж, голубь, дятел)

Дети: дятел.

 Педагог: Правильно, дятел. Он обитает в лесу и питается насекомыми, которых добудет из под коры деревьев. А остальные птицы обитают в городе и питаются, тем чем покормят люди

пшеном, семечками,  крошками хлеба, мороженными ягодами.

Педагог : Вы такие молодцы, замечательно справились с последним заданием.

Получайте последние буквы.

ИТОГО 3 балла  + карточки с буквами птиц Ц,Ь.

Педагог: Наша игра подошла к концу,  подведем итоги  квест-игры. Обе команды получили карточки с буквами, сейчас нужно из букв собрать слово – название перелетной и зимующей птицы .И это слово – скворец и снегирь.

Педагог:

-Какая птица останется зимовать?

-А какая птица улетит в тёплые края?

-Почему птиц называют друзьями человека?

Дети: потому, что мы их кормим.

Педагог: Птицы приносят пользу.  Они поедают насекомых. А если птицы перестанут поедать насекомых, тогда насекомые съедят всю листву на деревьях. А если не будет листьев, то не будет и кислорода(воздуха). А без воздуха человек жить не сможет .Еще птицы радуют нас своим щебетаньем, людям веселее, радостнее жить.

Педагог:

- Как нужно заботиться о птицах?

Кормить их, строить им скворечники, кормушки.

Мы сегодня много говорили о птицах, что то вспомнили, что то узнали нового.

Кому, что понравилось?

Ответы детей.

Педагог: Вы сегодня были замечательными, сплоченными умными  птичьими командами за это я вам приготовила немного птичьей еды. (червячки, ягодки  - мармелад).

Игра-квест  «Знатоки птиц»

   Название команды__________________________________________________

Название станции

Количество баллов команды

Подпись ответственного лица

«Разминка»   

«Отгадай кто я?»

 «Птичьи разговоры»

«Покормите птиц»

«Где обитают птицы?»

«Ответь на вопрос»

«Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.»

«Четвертый лишний»

Итого

Окончание путешествия и подведение итогов ____________________.

Название команды__________________________________________________

Название станции

Количество баллов команды

Подпись ответственного лица

«Разминка»   

«Отгадай кто я?»

 «Птичьи разговоры»

«Покормите птиц»

«Где обитают птицы?»

«Ответь на вопрос»

«Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.»

«Четвертый лишний»

Итого

Окончание путешествия и подведение итогов ____________________.

Слово "нога" и слово "лапа" имеют изначально разное происхождение, но в дальнейшем являются синонимами. Биологически ни одно из этих слов нельзя применять, это не грамотно (хотя есть исключения).
Нога - изначально имело в своей основе такую часть как: ноготь. Т. е. - конечность с ногтями.
Лапа - изначально имело в своей основе такую часть как: ладонь. Т. е. - часть ноги, ступня.
Грамотно говорить - нижние конечности, верхние конечности или просто - конечности.
------------------------------------
Обычно ноги у птиц четырёхпалые (в преобладающем большинстве случаев три пальца направлены вперёд, а один — назад), но иногда число пальцев сокращается до трёх и даже двух (африканский страус).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная квест- игра «Знатоки природы» для средней и старшей групп детского сада..

Интеллектуальная квест- игра «Знатоки природы».Участники: дети и педагоги, родители.Материальное обеспечение: таблички с названиями станций, соответствующие картинки к названиям, конверты с заданиями ...

Интеллектуальная квест- игра «Знатоки природы».

Игра проводится с несколькими группами детского сада  одновременно на открытом воздухе. форма проведения аналогична состязаниям....

Конспект квест - игры "Знатоки природы"

Создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры.1.  Уточнить  и обобщ...

Конспект квест-игры «Знатоки мультфильмов» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект квест-игры «Знатоки мультфильмов» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: обобщить знания детей о мультфильмах и их герояхЗадачи: закреплять знания детей о героях мультфильмо...

Сценарий квест-игры "Знатоки родной природы"

Квест-игра предназначена для использования в совместной деятельности детей и родителей....

Квест-игра "Знатоки и юные защитники природы" (экологический квест)

Совместное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет и родителей с применением ИКТ...

Статья Квест -игра "Знатоки и юные защитники природы" (экологический квест)

В статье рассказывается о проблеме экологического воспитания. Предлагается информация о проведённом совместном мероприятии детей с родителями на данную тему с применением ИКТ....