"Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Мышкина Наталья Александровна
 
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является условием умственного воспитания и развития детей.
Развитие связной речи у старших дошкольников с ЗПР является одной из приоритетных задач в их подготовке к школе.
В поисках новых форм и методов работы мы интегрируем в коррекционную работу знания смежных дисциплин и инновационных технологий. Одним из таких методов является метод мнемотехники. На сегодняшний день это один из эффективных направлений в развитии связной речи детей с ЗПР.
Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью.
Мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Мышкина Наталья Александровна, Учитель-логопед Детского сада № 326 « Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития »

Слайд 2

Актуальность Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является условием умственного воспитания и развития детей. Таким образом, развитие связной речи у старших дошкольников с ЗПР является одной из приоритетных задач в их подготовке к школе. Развитие связной речи у детей с ЗПР в основном ведется по следующим направлениям с учетом нарастания степени сложности: Заучивание стихотворений-отраженная речь; Пересказы сказок, рассказов- повествовательная речь; Составление самостоятельных рассказов- описательная речь.

Слайд 3

Мнемотехника Мнемотехника, в переводе с греческого – «искусство запоминания» Мнемотехника -это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация в виде определенных символов.

Слайд 4

Использование мнемотаблиц Мнемотаблицы используются для : Запоминания и заучивания стихов; Пересказа сказок, рассказов. Этапы работы с мнетаблицей : Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено; Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование из символов в образы; Рассказывание стихотворения или пересказ сказки с опорой на символы( образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Слайд 5

Мнемотаблицы для заучивания стихов

Слайд 6

Мнемотаблицы для пересказа рассказов

Слайд 7

Схемы - модели Схемы - модели используются для составления описательных рассказов. Они учат фиксировать полученный результат в доступной детям схематической форме. В схеме используются унифицированные символы, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут меняться в зависимости от содержания рассказа. Получившаяся схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Этапы работы со схемой -моделью Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; Самостоятельно, с помощью значков-символов, заполнять схему- модель. Использовать схему-модель как план рассказа; Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Слайд 8

Примеры схем - моделей

Слайд 9

Использование схем-моделей и мнемотаблиц помогает достичь следующих результатов: Развивается связная речь детей; Обогащается словарный запас детей, из пассивного превращается в активный ; Увеличивается круг знаний о предметах бытового окружения, об окружающем мире; У детей развивается наблюдательность, внимание, память, усидчивость; Развивается воображение и фантазия, логическое и образное мышление.

Слайд 10

Заключение: Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием , структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. Таким образом, мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих  эффективно запоминать стуктуру расска...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...

Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники....

Самообразование Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №46 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»  САМООБРАЗОВАНИЕТема: «Использование приемов мнемотехники в разв...

Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи подразумевает формирование связной речи: речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Для того, чтобы связно рассказать о чем – либо, нужно представлять объект ...

Методическая разработка " Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Трудности в   овладении   детьми   словарным запасом   и   грамматическим   строем родного   языка   тормозит процесс ра...