"Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда. | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является условием умственного воспитания и развития детей. Таким образом, развитие связной речи у старших дошкольников с ЗПР является одной из приоритетных задач в их подготовке к школе. Развитие связной речи у детей с ЗПР в основном ведется по следующим направлениям с учетом нарастания степени сложности: Заучивание стихотворений-отраженная речь; Пересказы сказок, рассказов- повествовательная речь; Составление самостоятельных рассказов- описательная речь.
Мнемотехника Мнемотехника, в переводе с греческого – «искусство запоминания» Мнемотехника -это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация в виде определенных символов.
Использование мнемотаблиц Мнемотаблицы используются для : Запоминания и заучивания стихов; Пересказа сказок, рассказов. Этапы работы с мнетаблицей : Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено; Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование из символов в образы; Рассказывание стихотворения или пересказ сказки с опорой на символы( образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Мнемотаблицы для заучивания стихов
Мнемотаблицы для пересказа рассказов
Схемы - модели Схемы - модели используются для составления описательных рассказов. Они учат фиксировать полученный результат в доступной детям схематической форме. В схеме используются унифицированные символы, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут меняться в зависимости от содержания рассказа. Получившаяся схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Этапы работы со схемой -моделью Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; Самостоятельно, с помощью значков-символов, заполнять схему- модель. Использовать схему-модель как план рассказа; Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
Примеры схем - моделей
Использование схем-моделей и мнемотаблиц помогает достичь следующих результатов: Развивается связная речь детей; Обогащается словарный запас детей, из пассивного превращается в активный ; Увеличивается круг знаний о предметах бытового окружения, об окружающем мире; У детей развивается наблюдательность, внимание, память, усидчивость; Развивается воображение и фантазия, логическое и образное мышление.
Заключение: Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием , структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. Таким образом, мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих эффективно запоминать стуктуру расска...
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...
Использование приемов мнемотехники дл развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на тему: "Весна"
презентация...
Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники....
Самообразование Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №46 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» САМООБРАЗОВАНИЕТема: «Использование приемов мнемотехники в разв...
Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи подразумевает формирование связной речи: речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Для того, чтобы связно рассказать о чем – либо, нужно представлять объект ...
Методическая разработка " Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс ра...