Рабочая программа по развитию речи в старшей группе
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Цель: предоставление дополнительных образовательных услуг для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения по направлению – речевое развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет в форме совместной деятельности. Формирование и совершенствование общих речевых навыков, как основа успешной социализации и дальнейшего речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ladushkirabochaya_programma_starshaya_gruppa_ladushki.docx | 38.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
| Стр.2-3 |
| Стр.3-4 |
1.1.2 Принципы и подходы реализации Программы | Стр. 4-5 |
1.1.3 Значимые характеристики возрастных особенностей детей для разработки Программы | Стр.5 |
1.2 Планируемые результаты освоения Программы | Стр.5-6 |
1.3 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | Стр.6-7 |
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1 Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению Программы | Стр.7-12 |
2.2 Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников | Стр.12 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы | Стр.12-13 |
3.2 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса | Стр. 13 |
Приложение 1. Мониторинг | Стр.14 |
Приложение 2. Перспективное планирование | Стр.15-16 |
I Целевой раздел
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа по совместной деятельности «Ладушки» (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, а также:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
- Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.06 г. №06-1844 о «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 24.3648 20(утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.№28);
- Уставом МБДОУ, утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования район.... г. ...от 28.02.2019 г. № 140;
- «Конвенцией о правах ребёнка». Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
- Основной образовательной программой ДОУ.
Развитие речи и преодоление недостатков в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Она предусматривает:
- - Развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).
- - Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка).
- - Связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей по речевому развитию, и направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок непосредственной образовательной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей.
Актуальность
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Данная система занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением», направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений.
- Цели и задачи по реализации программы
Цель: предоставление дополнительных образовательных услуг для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения по направлению – речевое развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет в форме совместной деятельности. Формирование и совершенствование общих речевых навыков, как основа успешной социализации и дальнейшего речевого развития.
Задачи:
Создание условий, способствующих всестороннему развитию детей и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
- Оснащение предметно – развивающей среды, пополнение методическими материалами, дидактическими пособиями оборудованием в соответствии с реализуемой программой, с учётом возрастных особенностей детей.
- Практическое овладение детьми нормами речи, развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
- Создание условий для реализации индивидуальных возможностей развития детей данного возраста. Формировать у детей опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы.
Программа построена на следующих принципах:
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Создание программы совместной деятельности обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по развитию речи и актуальностью проблемы по развитию», направленных на развитие всей связной речи у дошкольников. Так – же данная образовательная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в дошкольном возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
- 3 Значимая характеристика возрастных особенностей детей для разработки Программы.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.
- 2.Планируемые результаты освоения Программы.
В результате обучения дети должны уметь:
1.Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.
3. Правильное употребление грамматических категорий.
4. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.
5. Формирование связной речи.
1.3.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений. Периодичность педагогической диагностики – два раза в год (октябре и мае). В октябре проводится с целью выявления стартовых условий (исходный уровень развития ребенка). В апреле-мае проводится с целью оценки степени решения поставленных задач; определения перспектив дальнейшего проектирования по дополнительному образованию.
1 балл – показатель почти не проявляется (не сформирован).
2 балла – показатель проявляется нестабильно, неустойчиво (частично сформирован);
3 балла – показатель проявляется ярко (сформирован);
Не сформирован: Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах, при рассказывании требует помощи взрослого. Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь его недостаточна выразительна.
Частично сформирован: В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная, ребенок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна.
Сформирован: Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Проявляет инициативу в общении: делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
II. Содержательный раздел.
1.Особенности осуществления образовательного процесса
Форма проведения занятий:
Занятия проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа. В течение года совместная деятельность с воспитанниками проводится 1 раз в неделю в среду 25 минут во второй половине дня по скользящему графику, вне основного времени работы.
Методы и приёмы:
Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реали зации программы.
Перспективный план работы совместной деятельности с детьми «Ладушки »
.
Приложение 2
Месяц Темы занятий Количество занятий | ||
Сентябрь | «Сказка о Весёлом язычке» «На прогулку с Весёлым язычком» «Помощники Весёлого Язычка» « Вот какие мы друзья» | 1 1 1 1 |
Октябрь | «Ай, глаза – глазёнки» « Козы, козы как живёте?» «Коза – дереза» « Заячья горка» | 1 1 1 1 |
Ноябрь | «Сундучок осени» «Курица – умница» «Осенняя карусель» «Подарки осени» | 1 1 1 1 |
Декабрь | «В гости к нам пришли матрёшки» « Тише мыши, не шумите.» « Почтовая история» « Проказы зимы» | 1 1 1 1 |
Январь | «В гостях у жука» «Отчего ты ёж колючий» « В гости к зиме» | 1 1 1 |
Февраль | «Едет, едет паровоз» «Чудесный сундучок» «Возьми меня с собой….» « Урок вежливости» | 1 1 1 1 |
Март | «Вот какая мама….» «Путешествие на речку» « Старые знакомые» «Разведчики» « Поиграй – ка» | 1 1 1 1 1 |
Апрель | «В гостях у весны» « Космонавтом быть хочу» «Путешествие вместе с капелькой» «Птицы» | 1 1 1 1 |
Май | «Баллада о юном барабанщике» «Уроки Весёлого язычка» « О чём кричит ворона» «На лесном перекрёстке» | 1 1 1 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...
Рабочая программа по развитию речи в старшей группе.
Пояснительная запискаБольшое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию речи....
Рабочая программа по развитию речи для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).
Рабочая программа по развитию речи разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в ...
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы 5-6 лет.
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы 5-6 лет по программе "Детство"....
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы"....
Рабочая программа по развитию речи в старшей логопедической группе в соответствии с лексическими темами.
Рабочая программа в старшей логопедической группе в соответствии с лексическими темами....