Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Бруховецкая Юлия Николаевна.

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programm_avtovosstanovlenie.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 136

   УТВЕРЖДАЮ          

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 136

_____________________И.Н. Львова

Приказ от ____________№_________

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Возрастная категория: дошкольный возраст (5-6 лет)

Срок реализации: 1 учебный год

Разработчик:

Бруховецкая Ю.Н., воспитатель

                                                      Рассмотрено членами методического

                                                        объединения МАДОУ ЦРР д/с № 136.

                                                       Рекомендовано к использованию.

                                                       Заседание МО от _______протокол № __

Калининград

2020

Пояснительная записка.

Рабочая программа по развитию речи разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.


Актуальность программы.

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет развитие.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной школе. Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности, в том числе и на специальных занятиях по обучению грамоте. Д. Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой).

Исследования лингвистов, психологов, педагогов, показали, что пятый и шестой годы жизни являются периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольника в звуковую систему родного языка необходимо уже во время предшкольной подготовки.

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста является элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические – и на их основе – развитие связной речи.

Цель и задачи программы

Цель: развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Задачи:

  • продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи;
  • добиваться правильного и четкого произношения слов;
  • помогать активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта об игрушке, по сюжетной картине;
  • формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми и взрослыми (что и где видел; кто купил обновку);
  • упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости;
  • учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • отрабатывать интонационную выразительность речи;
  • учить составлять по образцу простые и сложные предложения;
  • совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью;
  • побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
  • учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять;
  • учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
  • помогать, доброжелательно общаться друг с другом.

Адресат программы

Программа предназначена для детей в возрасте 5-6 лет.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 36 часов.

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 36 часов.

Продолжительность занятия - 25 минут.

Занятие проводится 1 раз в неделю. 

Возрастные особенности развития речи у детей 5-6 лет.

У детей 5-6 лет продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

 Планируемые результаты освоения программы детей старшей группы

К концу года дети старшей группы могут:

  • Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
  • Составлять по образцу простые и сложные предложения.
  • Активно употреблять в речи слова, обозначающие: эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).
  • Рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказы о событиях из личного опыта, составлять небольшие рассказы творческого характера.
  • Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

Содержание образовательной работы по развитию речи.

Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).

В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый -сильный, пасмурно — солнечно).

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Художественная литература. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.  Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение)

доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи,

участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.

Календарно-тематическое планирование образовательной области

 «Речевое развитие» (старшая группа).

 

Неделя

Тема

Цель

СЕНТЯБРЬ

1

Мы – воспитанники старшей группы.

Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

2

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

3

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

4

Веселые рассказы Н. Носова.

Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

ОКТЯБРЬ

5

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем.

6

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц.

Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи. Познакомить детей с новой загадкой.

7

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана

8

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

НОЯБРЬ

9

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений

10

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.

11

Обучение рассказыванию.

Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.).

12

Завершение работы над сказкой «Айога»

Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя

ДЕКАБРЬ

13

Чтение стихотворений о зиме

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

14

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове.

15

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

16

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

ЯНВАРЬ

17

Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму»

Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

18

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

19

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж.

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

20

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.

ФЕВРАЛЬ

21

Беседа на тему "О друзьях и дружбе"

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

22

Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово"

Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

23

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ.

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

24

Пересказ сказки А. Н. Толстого "Еж"

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

МАРТ

25

Беседа на тему "Наши мамы". Чтение стихотворений Е. Благининой "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном"

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

26

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". Дидактическая игра "Закончи предложение"

Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

27

Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов".

Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева "Про пингвинов" (по своему выбору)

28

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза "Шумный Ба-бах"

Учить детей дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза "Шумный Ба-бах" (перевод М. Боровицкой).

АПРЕЛЬ

29

Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.

Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

30

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра "Угадай слово".

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

31

Обучение рассказыванию по теме "Мой любимый мультфильм".

Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

32

Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик"

Познакомить детей со сказкой В. Катаева "Цветик-семицветик".

МАЙ

33

Чтение рассказа В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения.

Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

34

Звуковая культура речи (проверочное)

Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

35

Рассказывание на тему "Забавные истории из моей жизни"

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.

36

Повторение пройденного материала

Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога).

Литература

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,  2012. –112 с.
  2. Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Старшая группа. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. –  144 с.
  3.  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Инновационная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. –  336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...

Рабочая программа по развитию речи в старшей группе.

Пояснительная запискаБольшое  внимание в решении задач умственного воспитания и  общего развития ребенка уделяется развитию речи....

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы 5-6 лет.

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы 5-6 лет по программе "Детство"....

Парциальная программа по развитию речи в старшей группе

Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направл...

Рабочая программа по развитию речи в старшей группе

Цель: предоставление дополнительных образовательных услуг для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения   по направлению – речевое ...