Рабочая программа по развитию речи в старшей логопедической группе в соответствии с лексическими темами.
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Рабочая программа в старшей логопедической группе в соответствии с лексическими темами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rechevoe_razvitie_20_-_21_starshaya_gr.docx108.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7«Журавушка»

г. Ртищево Саратовской области»

Принята                                                                                                                                                                         Утверждаю

на педагогическом совете                                                                                                                                     Заведующая МДОУ №7

МДОУ №7                                                                                                                                                         ________О.В.Москвичёва

Протокол №1                                                                         «28» августа 2020 г.

«28» августа 2020г.                                                                                                                                Приказ № 115 от «28.08.2020г.

Рабочая учебная программа

Речевое развитие

2020 -  2021 учебный год

Составлена  на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

под редакцией Нищевой Н.В.

Санкт – Петербург, 2018г.

Воспитатели: Бобина Т.Ю. Иванова О.А.

II.Пояснительная записка.

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей, является возможность говорить и понимать речь. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого , что служит основой для развития диалогической речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной активности. Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Так расширяется словарь ребенка, его представления об окружающем, закрепляют и реализуются в собственном речевом опыте полученные занятия.

Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль за собственной речью. Поэтому они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.

Особое внимание необходимо уделить развитию артикуляции. Наряду с развитием мелкой моторики полезно уделять внимание развитие тактильной чувствительности. Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания.

Основными целями начального курса развития речи является развитие у детей познавательной речевой активности и формирования культуры речевого общения.

На реализацию этих целей направлены задачи курса:

  1. Активизация смысловой стороны речи, понимания речи.
  2. Расширение словаря.
  3. Совершенствование грамматического строя речи.
  4. Развитие связной речи ( монологической и диалогической).
  5. Усилие контроля над собственной речью.
  6. Знакомство со звуками и развитие умений простейшего звукового анализа.
  7. Подготовка мышц артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы.
  8. Развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.
  9. Нравственное воспитание детей.

Календарно тематическое планирование

Развитие речи

раздел

Речевое развитие

                  доминирующая область

старшая логопедическая  группа

группа

Количество занятий___________37______________

всего в год

в неделю ________________1__________________

Плановых занятий______37____        тестов _____4______

Планирование составлено на основе  комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

под редакцией Нищевой Н.В.

Санкт – Петербург, 2018г.

Программа

Календарно – тематическое планирование

Тема, цель

Содержание НОД, пути достижения цели

количество занятий в неделю

Форма организации НОД, продолжительность

Предметно – пространственная развивающая среда

Дата проведения

Вид контроля

1

Диагностика.

Цель. Выявить уровень речевого развития детей.

1.. Составление рассказа по картине «В лесу» (связная речь)

2. Игровое упражнение «сосчитай» -  согласование числительных с существительными.

3. Игровое упражнение «Назови одним словом» - слова с обобщающим значением – словарный запас.

4.Придумывание слов с определенным звуком - звуковая культура речи.

1

фронтальная, индивидуальная

Диагностический материал

03.09

Тест №1

2

Диагностика.

Цель. Выявить уровень речевого развития детей.

1. Игровое упражнение «Какой вопрос можно задать по картине?» - структура предложения.

2. Игровое упражнение «Цепочка слов» - словообразование.

3. Дидактическое упражнение «Как сказать по другому? – слова – антонимы.

4. Упражнение «Какой звук есть во всех словах?» - фонематический слух.

1

фронтальная, индивидуальная

Диагностический материал

10.09

Тест №2

3

Тема: «Я и моя семья».

Цели: формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, активизировать в речи детей названия членов семьи, полные имена  родственников, развивать связную речь, упражнять в составлении описательных рассказов о членах своей семьи, упражнять в словообразовании; воспитывать желание заботиться о близких.

1. Игровое упражнение «Отгадай, о ком речь». Описание внешности.

2. Встреча с Незнайкой.  – Как познакомить со своей семьей, если нет фотографии?

3. Игровое упражнение «Словесный портрет моих родителей».

4. Игровое упражнение «Как сказать по – другому?» (голубые глаза – голубоглазый).

5. Игровое упражнение «Поможем Незнайке составить  предложение» (по картинкам)

6.Итог.

1

фронтальное

Кукла Незнайка, семейные фотографии, план-схема для составления описательного рассказа, карточки – схемы предложения, модели слогов.

17.09

Анализ фронтальное

4

Тема. Осень. Пересказ рассказа «Осень».

Цель.  Обогащать представление о характерных признаках осени, учить произносить названия осенних месяцев;  учить пересказывать рассказ близко к тексту;  развивать внимание и память, учить составлять предложения со словами, обозначающими признак действия, отвечающий на вопрос как? Воспитывать наблюдательность, любовь к природе.

1. «Наш календарь природы». игровое упражнение «Поговорим об осени». – беседа об осени по вопросам.  –Какое сейчас время года?  Как называются осенние месяцы?  Сколько их? Какая осенью погода? Что стало с листьями на деревьях? Куда улетают птицы? Куда идут дети? Что делают осенью на полях? Как одеваются люди осенью?

2. Чтение рассказа «Осень» (Развитие речи, стр. 43)

3. Пересказ рассказа детьми.

4. Игра «Закончи предложение». (Солнце светит как? И т.д.)

5. Итог.

1

фронтальное

Календарь природы, иллюстрации об осени,  осенних месяцах.

14.09

фронтальное

5

Тема. «Овощи». Составление описательных рассказов об овощах.

Цель. Учить составлять описательные рассказы об овощах, использовать предложения со словами, обозначающими признак предмета, учить согласовывать форму родительного падежа существительных в сочетании со словами нет, много , мало; упражнять в согласовании существительных с  числительными; развивать умение понимать смысл стихотворения, перечислять овощи, о которых в нем говорится; воспитывать уважение к труду овощеводов.

1. Чтение стихотворение Тувима «Овощи». –  Как называется стихотворение?  Какие овощи принесла хозяйка с базара? Как овощи попали на рынок? Кто их выращивает?

2. Игровое упражнение «Какой бывает овощ?» - подбор определений к существительному.

3. Дидактическая игра  « Узнай овощ по описанию» - составление описательного рассказа об овоще по схеме.

4. Игровое упражнение «Чего много? Мало? Нет?»

5. Игра «Чего не стало?» (образование слов в родительном падежа)

6. Игровое упражнение «Считаем овощи» - согласование  существительных с числительными.

8. Итог.

1

фронтальное

Иллюстрация к произведению тТвима «Овощи»,  иллюстрации с изображением огорода, уборки овощей; корзина с овощами, схема составления рассказа; карточки с изображением овощей.

01.10

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

6

Тема. Л. Н. Толстой «Старик сажал яблони». Понимание смысла текста, пересказ текста.

Цель. Учится понимать смысл текста. Побуждать размышлять на тему «Я и другие», учить пересказывать текст; упражнять в подборе глаголов, обозначающих трудовые действия, определений; воспитывать положительное отношение к труду.

1. Игра-мотивация «Яблоки». Группировка предметов по одному из признаков.

2. Как появились эти яблоки? Рассуждения детей.

3. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Старик сажал яблони».  – Как вы думаете , что ответил старик? Для кого он сажал яблони? Что можно сказать об этом человеке – какой он?

4. «Я и другие» - рассуждения детей. Что можно сделать для других людей чтобы тебя вспоминали добрыми словами?

5.  Пересказ рассказа Л.Н.Толстого.

6.Игровое упражнение  «На каких картинках добрые дела?»

7. Игровое упражнение «Подбери слова». Активизация глаголов. Прилагательных.

8. Итог.

1

Фронтальное.

Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого «Старик сажал яблони», муляжи яблок; сюжетные картинки с изображением труда людей

08.10

Анализ качества выполнения речевых заданий. самоконтроль. Самооценка.

7

Тема.  Пересказ рассказа «Грибы».

Цель. Обогащать представления детей о лесных грибах, развивать умение внимательно слушать и запоминать текст; продолжать учить составлять  предложения   с предлогами в, на, под;  учить пересказывать текст, используя фразы из него; развивать интонационную выразительность речи; упражнять в словообразовании однокоренных слов; активизировать в речи названия лесных грибов и ягод; воспитывать любовь к природе, знать правила поведения в лесу.

1. Встреча со старичком – Лесовичком. Игровое упражнение «Отвечаем на вопросы Лесовичка». – составление предложений с предлогами с, под, на, активизация словаря.

2. Слушание рассказа «Грибы».

3. Пересказ текста «Грибы».

4. Игровое упражнение «Подбери словечко» - образование однокоренных слов.

5. Игровое упражнение «Поможем Лесовичку сосчитать грибы».

6. Игровое упражнение «Расскажем Лесовичку о правилах поведения в лесу».

7. Итог.

1

Фронтальное

Элементы костюма старичка Лесовичка, иллюстрация к рассказу «Грибы», карточки с изображением разных грибов – опят, подберезовиков, боровиков, лисичек, сыроежек и т.д., лесных ягод.

15.10

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

8

Тема. «Деревья осенью»». Составление рассказов об осени.

Познакомить с рассказом В.Скребицкого «Осень», формировать эмоциональное восприятие  художественного произведения; развивать умение понимать художественный текст, находить определения, обогащать ими словарь; учиться рассказывать о приметах золотой осени, отвечать на вопросы фразами из текста, воспитывать любовь к природе, умение замечать ее красоту.

 

1. Загадки об осени. – О каком периоде осени загадка? Найдите картинку.

2. Проблемная ситуация: потерялась красавица осень. Где ее найти? Высказывания детей.

3. Чтение рассказа Г.Скребицкого «Осень».  – Как украсила осень березы и клены?  В какие краски осень разукрасила кусты и деревья? Какая картина подходит к рассказу?

4.Предлагается картинаИ. Левитана «Золотая осень». – Найдите в картине то, о чем говорится в рассказе. Рассказ о приметах золотой осени.

5. Игровое упражнение «Найди красивое слово». Подбор определений к словам осень, листва, воздух, небо, солнце.

6. «Веселый счет». Согласование числительных с существительными.

7.Игровое упражнение «Закончи предложение».

8. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное

Карточки  с изображениями периодов осени, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень». Аудиозапись концерта А.Вивальди «Времена года».

22.10

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

9

Тема. Чтение словенской сказки «Кто сшил Видеку рубашку?»

Цель. Развивать умение понимать смысл произведения, раскрыть значение понятия «взаимопомощь», побуждать детей рассуждать на тему «Я и другие», закрепить знания о процессе изготовления одежды, упражнять в составлении описательных рассказов об одежде, активизировать в речи слова - определения.

1. Игра «Что из чего сделано?»

2. Встреча с Солнечным Зайчиком проблемная ситуация: где взять новую рубашку?

3. О том, кто сшил Видеку новую рубашку. (По тексту сказки) – Почему все помогали Видеку?

4. Рассматривание шерсти, шерстяной пряжи, шерстяных ниток, шерстяной ткани.

5. Игра «Смотай нитки в клубок».

6.Инсценирование  «Новая рубашка».

7.Игра «Узнай одежду по описанию».

8. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное.

Плоскостное изображение Солнечного Зайчика, иллюстрации к сказке «Кто сшил Видеку рубашку», образцы шерсти, шерстяной пряжи, шерстяной ткани, клубки ниток, выкройки, Картинки с изображением видов одежды.

29.10

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

10

Тема. Обувь. «Составляем рекламу обуви.»

Цель. Обогащать представление о сезонной обуви; о материалах, которые используют для изготовления   демосезонной  обуви; продолжать учить составлять небольшие описательные рассказы о предметах обуви; развивать зрительное восприятие, внимательность; упражнять в составлении предложений с предлогами; в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением; воспитывать бережное отношение к своей обуви, опрятность.

1. Встреча с Незнайкой. Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти свою обувь» - с использованием иллюстрации. -  Составление предложений с использованием предлогов.

2. Рассматривание  картинок с изображением обуви, материалов. – Какой должна быть осенняя обувь? Кто шьет обувь? Какие части обуви вы знаете? (подошва, голенище, каблук, замок) Из какого материала делают обувь? (из резины, кожи, ткани, меха, кожзаменителя) Чем украшают обувь? Какая  обувь вам нравится?

3. Игра «Незнайка в магазине «Обувь». – составление небольших описательных рассказов об обуви.

4. Игровое упражнение «Расскажи Незнайке, что можно считать парами».

5. Игровое упражнение «Назови ласково».

6. Игровое упражнение «Расскажем Незнайке, как ухаживать за обувью».

7. Итог.

1

фронтальное

Игрушка Незнайка, иллюстрация  с изображением обуви, расставленной в разных местах Незнайкиной комнаты, кукольная обувь, картинки с изображением разных видов м обуви.

05.11

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка

11

Тема. Составление  рассказов об игрушках  с использованием мнемотаблиц.

Цель. Обогащать представление о том, какие бывают игрушки; учить составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц, учить составлять предложения с однородными членами; упражнять в согласовании числительных с существительными; развивать фонематический слух, дикцию; воспитывать доброжелательное отношение  к игровым персонажам, бережное отношение к игрушкам.

1. «Наши первые книги» -  рассматривание иллюстрации к книге А Барто «Игрушки».  – Знакома ли вам эта книга? Как она называется? Кто написал книгу «Игрушки»? Какие бывают игрушки? Назовите ваши любимые игрушки.

2. Игровое упражнение «Подбери словечко» ( игрушка из резины какая? – резиновая, и т.д.)

3. Игровое упражнение «Кто больше слов подберет к игрушке – какая она? – подбор определений.

4. Игровое упражнение «Что в коробке?» - придумывание предложений  с однородными членами об игрушке.

5. Рассматривание мнемотаблиц. – Что обозначают символы?  

    Составление рассказа об игрушках с использованием мнемотаблиц.

 6. Игровое упражнение «Назови ласково».

7. Игровое упражнение «Выбери игрушки, в названии которых услышишь звук А.

8. Итог.

1

фронтальное

Книга А.Барто «Игрушки», игрушки – пластмассовые, деревянные, картонные, резиновые, мягкие, разноцветные мячи; мнемотаблицы.

12.11

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка

12

Тема. «Как аукнется, так и откликнется». Составление сравнительных рассказов о предметах посуды, пересказ  русской народной сказки «Лиса и журавль».

Цель. Обогащать представления о предметах посуды, их предназначении, качествах; учить составлять сравнительные рассказы о предметах посуды; учить выразительно пересказывать сказку близко к тексту; упражнять в подборе однокоренных слов; продолжать учить определять количество и последовательность слогов в слове; развивать связную речь, фонематический слух, грамматический строй речи; воспитывать щедрость, гостеприимство.

1. Игровое упражнение «Посудная лавка». Составление сравнительных рассказов о предметах посуды.

2. Рассматривание иллюстрации из сказки «Журавль и лиса».  – почему лиса грустная? Как вы понимаете выражение «Как аукнется, так и откликнется?»

3. Выразительный пересказ  сказки «Лиса и журавль».

4. Рассуждения детей на тему «Что значит быть гостеприимным?».

5. Игровое упражнение «Цепочка слов».

6. Игровое упражнение «Живые слова».

7. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное

Предметы посуды , иллюстрация к сказке «Лиса и журавль».

19.11

Анализ выполнения речевых заданий, взаимоконтроль, самооценка.

13

Тема. «Кот, петух и лиса».

 Развитие интонационной выразительности речи.

Цель. Обогащать представление о русских народных сказках, учить понимать идею произведения, развивать умение инсценировать сказку, передавая характер персонажей; развивать интонационную выразительность речи, жестов; развивать грамматический строй речи, воспитывать положительное отношение к дружбе, взаимовыручке.

1. Игровое упражнение «Чей клюв».(грамматический строй речи),

2. Игровое упражнение «Узнай сказку о домашних птицах».

3. Игровое упражнение «Что сначала, что потом».  - восстановление последовательности сказки «Кот, петух и лиса» - по картинкам.

4. Физминутка «Изображаем персонажей сказки».

5. Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса»

6. Пояснение пословицы «В дружбе – сила». Итог.

1

Фронтальное

Карточки «Разрезные картинки» с изображение частей тела домашних птиц, иллюстрации к русским народным сказкам, иллюстрации к сказке «Кот, петух и лиса», декорации к сказке.

26.11

Анализ качества выполнения речевых заданий, взаимоконтроль, самооценка.

14

Тема. Зима.

Цель. Обогащать представления детей о зиме, о приметах зимы; учить детей пересказу; упражнять в составлении предложений с предлогом на; упражнять в подборе глаголов и определений; развивать внимание, память, фонематический слух; формировать умение замечать красоту русской природы; развивать чувство прекрасного.

1. Рассматривание картины «Зима».

 - Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить? Какое сейчас время года? Как вы заметили наступление зимы? Назовите признаки зимы.

2. Игровое упражнение «Доскажи словечко».  (Развитие речи, стр.72)

3. Игровое упражнение «Какой?» - подбор определений.

4.Игровое упражнение «Где это бывает?» (Развитие речи, стр.74)

5. Чтение рассказа «Белые мухи». – Кто выглянул утром рано в окно? Что увидела Маша? На что были похожи снежинки? Что предложила бабушка?

6. Пересказ рассказа «Белые мухи».

7. Игровое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук М. (мороз, зима, заморозки, комок)

8. Итог.

1

Фронтальное.

Картинна «Зима», иллюстрации о зиме, рассказ «Белые мухи» ((Развитие речи, стр.75).

03.12

Анализ качества выполнения речевых заданий, взаимоконтроль, самооценка.

15

Тема. «Птичья столовая».

Цель. Учить  составлять сюжетный рассказ по картине с использованием описаний зимующих птиц: цвета их оперения, строения, особенностей поведения; продолжать развивать слуховое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова; упражнять в составлении предложений; воспитывать доброжелательное отношение к объектам живой природы.

1. Игровое упражнение «Узнай птицу по описанию».

2. Встреча с Машей. – Пришла Маша из детского сада, а кормушка – пустая. Кто побывал в птичьей столовой?

3.Составление рассказов на тему «Кто побывал в птичьей столовой?»

4.Игровое упражнение «Задачка в стихах».

5. Игровое упражнение «Четвертый – лишний» (Классификация  - зимующие, перелетные, домашние птицы)

6. Дидактическая игра «Ты мне, я – тебе».

7. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное

Слайды с изображением зимующих птиц, иллюстрация с изображением кормушки, кукла.

10.12

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка

16

Тема. «Вот так истории!»

Цель. Обогащать представления о повадках домашних животных, продолжать учить составлять рассказы из личного опыта о своих домашних питомцах; активизировать в речи детей глаголы, обозначающие действия животных , воспитывать доброжелательное отношение к животным. (зан. 31, стр.31)

1. Игровое упражнение «Чей портрет?» Описание домашних животных.

2.  – Почему щенок грустный? Как ему помочь? Рассуждения  детей.

3. «Вот так истории!» Составление рассказов из личного опыта о своих домашних питомцах.

4. Игровое упражнения «Придумай предложения о щенке».

5. Игровое упражнение «Подбери словечко» - подбор глаголов к существительным.

6. Игровое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук».

7. Итог.

1

Фронтальное.

Картинки с изображением домашних животных, числовые карточки, схемы предложений.

17.12

Анализ качества выполнения речевых заданий, взаимоконтроль, самооценка.

17

Тема.«На лесной полянке». Развитие диалогической речи.

Цель. Развивать воображение и творческие способности детей; учить передавать диалог лесных животных, создавать выразительные образы. Продолжать учить делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении, подбирать схему к предложению.

1. Игровое упражнение «Я задумал то, что находится на лесной полянке».

2. «Вот что случилось на лесной полянке…» работа в парах, составление детьми диалогов от лица животных.

3. Игровое упражнение «Чей хвост?» (Окончания слов: беличий, лисий ит.д.)

4. Рассматривание схем предложений, придумывание предложений к схемам про животных.

5. Игровое упражнение «хлопни в ладоши, если услышишь звук».

6. Итог.

1

Фронтальное

Макет лесной полянки, картинки с изображением диких животных.

24.12

Анализ качества выполнения речевых заданий, работа в парах, взаимоконтроль, самооценка.

18

Тема. «Придумывание новогодних сказок».

Цель. Продолжать учить детей сочинять сказки и выразительно рассказывать их; развивать диалогическую речь, умение задавать вопросы, вежливо и подробно отвечать на них; воспитывать вежливость, доброжелательное отношение к сказочным персонажам.

1. Игровое упражнение « Сказочное – реальное». Что может быть и в  сказке, и на самом деле?. Что может быть только в сказке?

2. Телеграмма от Деда Мороза. Дед Мороз потерял книгу сказок как ему помочь?

3. Сочинение новогодних сказок для Дедушки Мороза.

1) Особенности сказок.

2) Составление схем сказок, определение  вариантов последовательности событий в сказках.

3) Сочинение и рассказывание сказок детьми.

4) «Игровое упражнение «Подберем иллюстрации к сказкам».

5. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное

Телеграмма от деда Мороза, карточки-схемы, стрелки, картинки-иллюстрации,

Фишки – модели звуков.

31.12

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка

19

Тема. «Небылицы-перевертыши».

Цель. познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумывать свои небылицы, обогащать представления о предназначении мебели, активизировать в речи детей названия предметов мебели, ее деталей; активизировать использование в речи глаголов; учить определять количество  слогов в слове; воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

1. Игровое упражнение «Что правда – а что – нет».

2.  Рассматривание юмористической иллюстрации.  - почему пудель сидит в буфете? Рассуждения детей.

3. Чтение небылиц-перевертышей.

3. Игра «Путаница» Н. Матвеевой. Составление детьми небылиц.

4. Игровое упражнение «Все наоборот». Составление детьми рассказов о предназначении мебели, частей мебели.

5. Игровое упражнение «Кто больше придумает слов?». Активизация глаголов. (За столом можно: сидеть, писать, рисовать, читать, завтракать и т.д.)

6. Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове.

7. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное

Иллюстрации к небылицам, картинки-путаницы с изображением предметов мебели.

14.01

Анализ результатов детской деятельности, самоконтроль, работа подгруппами.

20

Тема. Тема. Чтение Г.Цыферова «Паровозик».

 Цель. развивать умение понимать идею произведения; рассуждать на тему: «Если видишь красивое - остановись»; учить составлять рассказы из личного опыта; упражнять в подборе определений.; воспитывать любовь к природе, умение замечать прекрасное вокруг себя.

1. Игра «Выбираем вид транспорта».

2. Встреча с Паровозиком из Ромашкина. - Почему никто не стал ругать паровозик за то, что он прибыл с опозданием? Высказывания детей.

3. Чтение «Паровозик» Г.Цыферова. Куда спешил паровозик? Как вы думаете, услышав пение соловья, что он сделает? Как бы вы сделали - остановились бы послушать пение соловья или поспешили бы по своим делам? Где еще останавливался паровозик? Почему пассажиры не стали ругать паровозик за опоздание? Что они сказали?

4. Прекрасные минуты в нашей жизни. Рассказы детей из личного опыта.

5. Игра «Подбери красивые слова». Подбор определений.

6. Итог. -   Не бойся опоздать, учись замечать прекрасное в жизни, учись любоваться красотой природы.

1.

Фронтальное, интегрированное

Книга «Паровозик из Ромашкина», иллюстрации к произведению, фонозапись пения соловья, тетради в клетку.

21.01

Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка.

21

Тема. «Для чего руки нужны.

Цель. Побуждать детей рассуждать на тему, для чего руки нужны; продолжать учить пересказывать текст близко к тексту; упражнять в подборе глаголов, обозначающих трудовые действия; упражнять в делении слов на слоги, воспитывать положительное отношение к труду, к учебе.

1. Игра «Что для чего?»

2. Рассматривание иллюстрации к рассказу Е.Пермяка «Для чего руки нужны?» - О чем разговаривают дедушка с внуком?

3. Чтение рассказа. – Как вы думаете, что ответил дедушке маленький Петя на вопрос «Для чего руки нужны». Почему дедушка так долго задавал один и тот же вопрос? Как бы вы ответили?

4. Пересказ рассказа детьми.

5. Игровое упражнение «Для чего нужны руки маляру? Плотнику? Повару? (и т.д.) Подбор глаголов.

6. Игра «Кому что нужно для работы?»

7. Игра «Поможем художнику дорисовать его картину». Деление слов на слоги.

8. Итог. Для человека важно быть трудолюбивым и умелым, чтобы приносить пользу другим людям.

1

фронтальное, интегрированное

Иллюстрация к рассказу Е.Пермяка «Для чего руки нужны», картинки с изображением людей разных профессий, инструментов, орудий труда, картинки - детали картины. модели слов, слогов.

28.01

Анализ результатов детской деятельности,  взаимоконтроль, самооценка.

22

Тема: «А что у вас?»

Цель. Продолжать знакомить с произведениями С Михалкова; развивать умение понимать идею произведения,; учиться рассказывать о профессиях мам: где мама работает, как называется ее профессия, почему важен мамин труд;; активизировать в речи детей названия профессий, глаголы, обозначающие  трудовые действия, воспитывать уважение к людям разных профессий, положительное отношение к труду.

1.Игровое упражнение «Узнай художественное произведение». (Чтение строчек из произведения С.Михалкова «А что у вас?»  

2.  – Как начинается стихотворение? О чем рассказывали ребята? Кем работают мамы ребят? Назовите профессии.  – Как вы думаете, какая профессия важнее? Что хотел сказать писатель?  А если бы вы  были теми ребятами, что бы вы рассказали о своих мамах?

3. Составление детьми рассказов о профессиях мам.

4. Игровое упражнение «Кто что делает5. – подбор глаголов, обозначающих трудовые действия.

5. Итог.

1

фронтальное

Книга С.Михалкова «А что у вас?», иллюстрации с изображением людей разных профессий, рисунки детей о мамах, карточки для составления схем предложений.

04.02

Анализ результатов детской деятельности,  взаимоконтроль, самооценка.

23

Тема. «Бывает ли каша из топора?»

Цель. Развивать умение понимать смысл сказки, обогащать представления о продуктах; упражнять в классификации продуктов; учить составлять рецепты блюд при помощи схемы; активизировать в речи детей названия круп, молочных продуктов; упражнять в подборе определений; упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов; воспитывать гостеприимство, умение приглашать гостей, угощать их.

1. Игровое упражнение «Разложи продукты»  (классификация продуктов – молочные, мясные, крупы, выпечка и т.д., активизация слов с обобщающим значением)

2. Рассматривание иллюстрации к сказке «Каша из топора». – «Как вы думаете, почему топор в кастрюле?» Кто его туда положил?  Можно ли из топора что-то сварить?

3. Чтение сказки «Каша из топора». – Поверил ли солдат жадной старухе? Что придумает солдат, чтобы кашу сварить? Из чего на самом деле получилась каша?. Что можно сказать о солдате – какой он?. А какой была старуха?

4. Игровое упражнение «Составляем рецепты блюд по схеме».

5. Игровое упражнение «Подбери словечко» - подбор определений к  словам – названиям блюд.

 6. Игра «Что где находится?» (сахар – в сахарнице; масло -  в масленке, соль – в солонке, суп – в супнице: салат – в салатнице и т.д.)

7.Игровое упражнение «Приглашаем в гости». – слова вежливости.

8. Итог.

1

фронтальное, интегрированное

Люстрация к сказке «Каша из топора», картинки с изображением разных продуктов и блюд; схемы рецептов; карточки для игры «Что где находится».

11.02

Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка.

24

Тема: «Самое страшное» -  по произведению Е. Пермяка.

 Развивать умение понимать  смысл текста, учить составлять   рассказ  на тему «Как не остаться одному», развивать  связную речь, грамматический строй  речи, развивать    способы взаимодействия со сверстниками,  воспитывать  культуру общения,  умение соблюдать  элементарные общепринятые  моральные  нормы  и правила поведения.

1. «Что самое страшное?»- - высказывания детей.

2. Чтение произведения Е Пермяка «Самое страшное».  – способность испытывать страдание и сочувствие к персонажу произведения, понимание смысла текста.

3. Составление рассказов на тему «Как не остаться одному». – связная речь

4. Игровое упражнение «Цепочка слов». словообразование.- -грамматический строй речи.

5. Игровые упражнения «Назови одним словом», «Как сказать по-другому» - формирование словаря.

6. Игровое упражнение «Назови первый звук в слове» - звуковая культура речи.

1

 Фронтальное

Иллюстрации к тексту, наборы картинок.

18.02

Анализ результатов детской деятельности,  взаимоконтроль, самооценка.

25

Тема. Чтение стихотворений о Дне Защитника Отечества: Л.Некрасовой «Наша армия родная», В.Руденко «Мужской праздник», В.Степанов «Наша армия». Обогащать представления о событиях общественной жизни, воспитывать патриотические чувства; поощрять чтение стихотворений наизусть.

1. Наши любимые праздники.

2. «Что за праздник к нам пришел?» - Что мы знаем о Дне Защитников Отечества?

3. Чтение стихотворений Л.Некрасовой «Наша армия родная», В Руденко «Мужской праздник», В. Степанова «Наша армия». – Кого можно назвать защитниками Отечества?  Что главное для защитников нашей Родины? Почему мир важен для всех людей?  За какие подвиги военные получают свои награды? Почему мы гордимся своей армией?

4. Чтение наизусть стихотворения В.Степанова «Наша армия».

5. Игра «Разрезные картинки» - рода войск.

6.Изготовление сувениров в подарок защитникам нашей родины.

7. Итог.

1

фронтальное, интегрированное

Набор картинок «Защитники нашей Родины», книги о Российской армии, игра «Разрезные картинки».

25.02

Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка.

26

Тема. Чтение Д.Лунич «Четыре девочки».

Цель. Развивать умение понимать смысл текста, домысливать его в ходе чтения, побуждать ребят  размышлять о трудолюбии, рассказывать о своей помощи взрослым; учиться пересказывать текст; упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением, развивать умение замечать эмоциональное состояние взрослых.

1.Сравни картинки «Мама» и «дочка».

2. Рассматривание иллюстрации к рассказу Д.Лунич «Четыре девочки».  – Почему мама грустная? Как ей помочь?

3. Чтение рассказа «Четыре девочки». – Что попросят девочки у мамы? Почему девочки промолчали, когда мама хотела купить щетку?  Что можно сказать о девочках? О маме?. Легко ли ей с такими дочками? Как ей помочь?

4. Игра «Попросим у мамы». (словообразование: попросим у мамы маленькую щеточку, маленькую леечку, маленькое ведерко и т.д.)

5. Пересказ «Четыре девочки». – Что бы вы изменили в рассказе?

6. Игра «Помогаю маме».  Образование глаголов.

7. Почему мама улыбается? Итог.

1

фронтальное

Книга «Тридесятое царство», иллюстрация с изображением мамы и дочки, картинки с изображением предметов, действий.

04.03

Анализ результатов детской деятельности,  взаимоконтроль, самооценка.

27

Тема. «Весна идет».

Цель. Обогащать представления о весне, о приметах первого весеннего месяца; упражнять в подборе определений; продолжать учить составлять рассказ о весне по плану – схеме; развивать связную речь, грамматический строй речи; упражнять в подборе слов – антонимов, активизировать их в речи детей; развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков З – С; воспитывать доброжелательное   отношение  к объектам живой природы.

1. Игра «Подбери слово». (подбор слов-эпитетов к словам солнце, небо, весна, ручей)

2. Встреча с синичкой  Зинькой. – Мартовская весна – какая она? Поможем заполнить синичкин календарь.

 - Назовите приметы весны. Как светит солнце? Что происходит со снегом? Что появляется на дорогах и пригорках? Что происходит с деревьями и кустарниками?

3. Составление рассказа о весне по плану – схеме.

4. Игровое упражнение «Подбери слово» - слова антонимы.

5. Игровое упражнение «Разложи картинки» - дифференциация звуков З,С.

6. Итог.

1

фронтальное

Игрушка - синичка Зинька, календарь природы, иллюстрации о весне, .план – схема рассказа, картинки, в названии которых есть звуки З – С.

11.03

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

28

Тема. Составление описательных рассказов о комнатных растениях.

Цель. Обогащать представления о комнатных растениях; активизировать в речи детей названия частей комнатных растений; активизировать глаголы, обозначающие трудовые действия; учить составлять описательный рассказ о растении по плану-схеме; развивать умение определять количество слогов в слове,  воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.

1. Встреча с «Кактусом». Кактус хочет поселиться в нашем уголке природы.   -  Как ему познакомиться с соседями?

2. Игровое упражнение «Назови части растения» - активизация словаря.

3. Составление плана-схемы детьми, придумывание условных обозначений.

4. «Наши растения» - составление описательных рассказов

5. Игровое упражнение «Хлопни столько раз, сколько слогов в слове».

6 . Игровое упражнение «Уход за комнатными растениями» - активизация глаголов.

7. Итог.

1

фронтальное, интегрированное

Игровой персонаж «Кактус», комнатные растения, ватман для составления схемы рассказа, , мяч.

18.03

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

29

Тема. «Рыбы».

Цель. Закреплять  названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания, обобщающее слово; продолжать учить подбирать родственные слова к слову «рыба»; упражнять в подборе определений;  развивать связную речь, учить пересказывать рассказ близко к тексту; воспитывать бережное отношение к ресурсам природы.  

1.Игровое упражнение «Отгадай загадку» - загадки о рыбах.

 - Каких рыб вы знаете? Где они живут? Что у рыб вместо ног? Чем покрыто тело рыбы?  Почему они могут дышать в воде? – Почему говорят «Молчит, как рыба?»

2. Игровое упражнение «Поймай рыбу» - активизация названий речных рыб.

3. – Кто такие рыбаки? Как их назвать по – другому? (рыболов) Как называется суп из рыбы?

Игровое упражнение «Цепочка слов» - подбор однокоренных слов.

4.Чтение рассказа «Сом» (Развитие речи, стр.24)

 - Какую рыбу поймали Сеня и Костя? Что они сделали с сомом? Что  с ним случилось?

5. Пересказ рассказа детьми.

6.  – В какой воде могут жить рыбы? Почему нужно охранять водоемы от загрязнений?

Игровое упражнение «Подбери слово» - подбор определений к слову «вода».

7.Итог.

фронтальное, интегрированное.

Иллюстрации с изображением речных рыб, схема строения рыбы, рассказ «Сом», иллюстрации с изображением водоемов.

25.03

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

30

Тема. Перелетные птицы.

Цель. Закрепить названия перелетных птиц и обобщающее слово; учить согласовывать числительные с существительными в форме дательного  падежа; упражнять в словообразовании; продолжать учить пересказывать рассказ по плану; развивать внимание, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам; бережное отношение к объектам живой природы.

1. Игровое упражнение «»Перелетные – зимующие птицы» (в кругу).

2. Игровое упражнение «Какая стая?» (стая гусей – гусиная и т.д.)

3.Игровое упражнение «Сложные слова» - словообразование (У утки короткий хвост  - короткохвостая утка).

4. Чтение рассказа «Ласточка» (Развитие речи, стр. 47)

 - Что случилось с ласточкой? Где она оказалась? Как помогли ласточке подруги? Как можно назвать всех ласточек?

  Составление плана детьми с помощью воспитателя.

5. Пересказ рассказа детьми по плану.

6. Игровое упражнение «Считаем перелетных птиц» - согласование числительных с существительными.

7. Итог.

1

фронтальное

Иллюстрации с изображением перелетных птиц, частей тела птиц, иллюстрации с изображением птичьих стай.

01.04

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка

31

Тема.  Космос.

 Цель. Обогащать   представления детей о космосе, космонавтах, учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах; учить детей пересказу; продолжать развивать связную речь, память, внимание; воспитывать уважение к профессии космонавта.

1. Игровое упражнение «Один и много»  (космонавт - космонавты, скафандр – скафандры и т.д.)

2.  – С каким праздником связаны названные слова? Когда отмечают День Космонавтики? Кто был первым космонавтом? Каким был Юрий Гагарин? Как назывался первый космический корабль?

3. Игра «Составь предложение из слов».

4. Чтение рассказа «Первый космонавт» (Развитие речи, стр. 117)

5. Пересказ рассказа детьми.

6. итог.

1

Фронтальное тематическое..

Плакат «С Днем Космонавтики», иллюстрации с изображением космоса, космических кораблей. Портреты Юрия Гагарина и других космонавтов..

15.04

Анализ результатов детской деятельности, , взаимоконтроль, самооценка.

32

Тема. «Бывает ли хлеб легким?»

Цель. Развивать умение  понимать идею сказки, помочь понять, что для того, чтобы из зернышка получился каравай, нужен труд многих людей, упражнять в составлении сравнительных предложений о семенах злаков; учить составлять рассказ о процессе выращивания хлеба по плану-схеме; упражнять в подборе глаголов; продолжать учить  делить слова на слоги и определять последовательность слогов в слове; воспитывать бережное отношение  к хлебу.

1.Игра «Узнай колосок».

2. Встреча с Волком.  – Почему Волк не нашел «легкого» хлеба? Расскажем Волку, почему хлеб не бывает «легким» и научим выращивать его.

3. «Научим Волка различать семена злаков.» - Составление сравнительных рассказов о семенах злаков.

4. «От зернышка до каравая» - составление рассказа по плану-схеме.

5. Игровое упражнение «Что для чего?» - подбор глаголов.

6. Игровое упражнение «Делим слова на слоги».

7. Итог.

1

Фронтальное, интегрированное.

Семена злаков, слайды о том, как возделывают землю и выращивают хлеб, карточки-схемы, картинки с изображением сельскохозяйственной техники.

22.04

Анализ результатов детской деятельности,  взаимоконтроль, самооценка.

33

Тема. Почта.

Цель. Активировать словарь по теме, учить подбирать синонимы, учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах; учить детей составлять рассказ по серии картин; активизировать в речи детей вежливые формы речи; развивать умение произносить поздравительный текст, придумывать пожелания; воспитывать отзывчивость, умение радовать близких, воспитывать уважение к труду работников почты.

1. Игровое упражнение «Подбери слово» (поздравительная…открытка; ценная…бандероль)

2. Игровое упражнение «Цепочка  слов» - подбор синонимов.

3.  Игра «Один – много».(один конверт, много конвертов)

4. Составление рассказа по серии картин «Почта».

Рассматривание  картинок. Расстановка их в нужной последовательности. Описание картинок по порядку. составление рассказа.

5.Игровое упражнение «Составляем поздравительный текст» - слова вежливости, пожелания.

6. Итог.

1

фронтальное

Почтовые принадлежности: конверт, бланк телеграммы, посылка, переводы. Извещения, открытки, газета, журнал, серия картинок по теме «Почта».

29.04

Анализ результатов детской деятельности,  взаимоконтроль, самооценка.

34

Тема. Чтение стихотворения Е.Благининой «Шинель».

Цель. Развивать эмоциональное восприятие произведений художественной литературы, развивать умение понимать смысл произведения; учиться выразительному чтению, воспитывать чувство гордости за солдат, защищавших нашу Родину, чувство патриотизма; способствовать активизации и обогащению словаря.

1. «Наши любимые вещи»; «Вещи на память». рассматривание памятных предметов, фотографий.

2. Рассматривание иллюстрации к стихотворению Е.Благининой «Шинель». – Почему отец девочки берег шинель? (Рассуждения детей).  -  Как служила шинель бывшему солдату?

3. Чтение стихотворения.

4. Чтение понравившихся отрывков из стихотворения детьми наизусть.

5. Рассуждения на тему: «Почему мы не забываем подвиги солдат, защищавших нашу Родину?»

6. Итог. Мы всегда будем чтить память солдат, воевавших за нашу Родину.

1

фронтальное, тематическое

Слайды на тему: «Подвиг солдат во время Великой Отечественной войны», «У Вечного огня», иллюстрация к стихотворению Е.Благининой «Шинель», музыкальный материал

06.05

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

35.

Тема. Красный, желтый. Зеленый.

Цель. Закрепить знания детей о работе светофора, о правилах пешехода;

- развивать у детей диалогическую речь, расширять словарный запас, учить составлять  рассказы о правилах дорожного движения, о правилах поведения в общественном транспорте; упражнять в делении слов на слоги, определении количества и последовательности слогов в слове; формировать навыки безопасного образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к игровому персонажу, желание ему помочь.

1. Игровое упражнение «Скажи наоборот» - слова - антонимы.

2. К нам пришел Незнайка. Он не знает правил дорожного движения. Как ему помочь?  - Рассматривание макета «Улица города». – Что такое проезжая часть?  Где ходят люди – пешеходы?

 - Расскажите, где и как нужно переходить проезжую  часть. Что такое «зебра»?  Какие знаки устанавливают возле пешеходных переходов?  Для чего нужен светофор? Что означают его цвета? Какие бывают пешеходные переходы?

3. Расскажем Незнайке о дорожных знаках. Игровое упражнение «Расставь дорожные знаки».

4. Игра «Едем в автобусе». Составление рассказа о правилах поведения в общественном транспорте.

5. Игровое упражнение  «считаем слоги». Определение количества и последовательности слогов в слове.

6. Итог.

1

фронтальное

Игрушка Незнайка, макет улицы с дорожными знаками, светофорами, машинами и переходами, карточки с изображением дорожных знаков, видов пешеходных переходов, макет автобуса, построенный из мягких модулей и стульев.

13.05

Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка.

36

Тема. Диагностика. (С использованием сказок М Михайлова «Лесные хоромы» и русской народной «Теремок».

Цель. Выявить уровень речевого развития детей, способность анализировать художественное произведение.

1Составление сравнительного рассказа о сказках «Лесные хоромы» М Михайлова и русской народной «Теремок».  – умение понимать смысл художественного произведения связная речь, словарь.

3. Инсценирование отрывка из сказки «Лесные хоромы» (диалогическая речь).

4. Игровое упражнение «Сложные слова» (словообразование: у стрекозы большие глаза – большеглазая стрекоза)

5. Игровое упражнение «Считаем насекомых» - грамматический строй речи, согласование существительных с числительными.

6 Игровое упражнение «Разложи картинки» - дифференциация  звуков.

1

Фронтальное

Диагностический материал.

12.05

Тест №3

37

Тема. «Что нельзя купить» (По произведению Вл. Орлова) диагностика.

Цель. Выявить умение понимать эмоциональную окраску, смысл текста; выявить уровень речевого развития детей.

1. Чтение стихотворения В.Орлова «Что нельзя купить». Беседа по произведению.

2. Составление рассказа по картине с последовательно развивающимся действием. – связная речь.

3. Игровое упражнение «Цепочка слов» - образование однокоренных слов.).

4. Игровое упражнение «Подбери слово» - подбор существительных и прилагательных – формирование словаря.

5. Определение позиции звука в слове. – звуковая культура речи.

1

фронтальное

Диагностический материал

26.05

Тест №4

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»

Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности в старшей логопедической группе в соответствии с ФГОС ДО учителя-логопеда

МКДОУ «Детский сад № 5»  г. Пласта     РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной образовательной деятельности в старшей логопедической группе  в соответствии с ФГОС ДОучителя-л...

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе в соответствии с ФГОС «Составление рассказа «Осень»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ; грамматически правильно оформлять предложения; активизировать словарь по теме «Осень»; обогащать речь образными сравнениями....

Занятие (НОД) по развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема "Птицы".

Занятие (НОД) по развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Мы дежурим».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Мы дежурим».Учить составлять рассказ по сюжетной картине «Мы дежурим». Соверш...

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР Тема: Составление описательного рассказа о синичке.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа о синичке.Учить составлять описательный рассказ о синичке. Совершенствовать навыки детей построению предложе...

Презентация к занятию по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР Тема: Составление описательного рассказа о синичке.

Презентайия к занятию по развитию речи в старшей группе.  Составление описательного рассказа о синичке.Закрепить с детьми знания о зимующих птицах. Учить составлять описательный рассказ о си...