Рабочая программа по развитию речи для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Рабочая программа по развитию речи разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная рабочая программа определяет цель, задачи, содержание и организацию образовательного процесса по развитию речи с детьми старшей (дети 5-6 лет) и подготовительной к школе ( дети 6-7 лет) групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 425.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Нартасская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании пед.совета Зам.директора по УВР Директор МБОУ
школы И.С.Казанцева_________ «Нартасская СОШ» Дир №____ от «___»________ В.П.Семенов___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗДЕЛУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
(старшая и подготовительная к школе группы)
(в рамках программы «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Составил воспитатель:
Семёнова Н.Ю.
2019 – 2020 уч. год.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию речи разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная рабочая программа определяет цель, задачи, содержание и организацию образовательного процесса по развитию речи с детьми старшей (дети 5-6 лет) и подготовительной к школе ( дети 6-7 лет) групп.
Цель и задачи Программы.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево-
го творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Цель: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, связной речи- диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение детьми нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественное произведение, следить за развитием действия.
Задачи:
• Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи;
• Добиваться правильного и четкого произношения слов;
• Помогать активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта об игрушке, по сюжетной картине;
• Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми и взрослыми (что и где видел; кто купил обновку) ;
Упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.
Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.
• Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. .
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
• Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
• Помогать доброжелательно, общаться друг с другом.
2. Возрастные особенности развития речи у детей 5-6 лет.
У детей 5-6 лет продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Возрастные особенности развития речи у детей 6-7 лет.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
3. Планируемые результаты освоения Программы детей старшей группы.
К концу года дети старшей группы могут:
• Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
• Составлять по образцу простые и сложные предложения.
• Активно употреблять в речи слова, обозначающие: эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница) .
• Рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказы о событиях из личного опыта, составлять небольшие рассказы творческого характера.
• Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
Планируемые результаты освоения Программы детей подготовительной к школе группы.
К концу года дети могут:
- Высказывать желание послушать определенное литературное произведение.
- С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
- Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.
- С помощью взрослого драматизировать небольшие сказки.
- Отвечать на вопросы «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть еще раз».
- Участвовать в коллективном разговоре; задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
- Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.
- В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
- Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
- Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
4. Содержание образовательной работы по развитию речи (старшая группа).
Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми
разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными,
обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному
(белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озор-
ник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный,
пасмурно — солнечно).
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц,
с — ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Художественная литература. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение)
доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи,
участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.
Содержание образовательной работы по развитию речи (подготовительная к школе группа).
Развивающая речевая среда. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим об-
суждением с воспитателем и сверстниками. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета.
Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах. Художественная литература. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполни-
тельские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
5. Календарно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи (старшая группа).
СЕНТЯБРЬ | |||
Тема недели | Тема | Цель | Источник |
День знаний | Мы – воспитанники старшей группы. | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (30) |
Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки»… | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (32) | |
«Осень» | Пересказ сказки «Заяц-хвастун» | Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (33) |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. | Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (34) | |
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени. | Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (35) | |
Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень». | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (37) | |
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (38) | |
Веселые рассказы Н. Носова. | Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (40) | |
ОКТЯБРЬ | |||
Я вырасту Здоровым | Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель» | Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (40) |
Учимся вежливости. | Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (41) | |
Обучение рассказыванию: описание кукол | Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (43) | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц. | Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи. Познакомить детей с новой загадкой. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (44) | |
День народного единства | Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (46) |
Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». | Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (47) | |
Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет». | Продолжать упражнять детей в умении быть вежливым. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (48) | |
Литературный калейдоскоп. | Выяснить у детей какие литературные произведения они помнят. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (49) | |
НОЯБРЬ | |||
День народного единства | Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение». | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (50) |
Рассказывание по картине. | Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (51) | |
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка». Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (52) | |
Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. | Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (53) | |
Новый год | Обучение рассказыванию. | Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.). | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (55) |
Завершение работы над сказкой «Айога» | Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (56) | |
Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» | Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (56) | |
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (57) | |
ДЕКАБРЬ | |||
Чтение стихотворений о зиме | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (60) | |
Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе» | Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета, вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (61) | |
Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать ее. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (63) | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (64) | |
Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце» | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (66) | |
Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой» | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (66) | |
Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» | Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (68) | |
Дидактические игры со словами. | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (69) | |
ЯНВАРЬ | |||
Зима | Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму» | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (70) |
Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза». | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (71) | |
Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (72) | |
Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» | Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (74) | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (75) | |
Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и воронёнок» | Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям) | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (76) | |
Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» | Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство» (в сокращении) | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (77) | |
Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?» | Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (79) | |
ФЕВРАЛЬ | |||
День Защитника Отечества | Беседа на тему "О друзьях и дружбе" | Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (80) |
Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово" | Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (81) | |
Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" | Познакомить детей с волшебной сказкой "Царевна-лягушка" (в обработке М. Булатова). | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (83) | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ. | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (83) | |
Пересказ сказки А. Н. Толстого "Еж" | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (84) | |
Чтение стихотворения Ю. Владимирова "Чудаки" | Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (86) | |
Международный женский день | Обучение рассказыванию по картине "Зайцы" | Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой (М.: Просвещение)) [8] , придерживаясь плана. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (87) |
Обучение рассказыванию по картине "Мы для милой мамочки…" | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (88) | |
МАРТ | |||
Беседа на тему "Наши мамы". Чтение стихотворений Е. Благининой "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном" | Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (91) | |
Составление рассказа по картинкам "Купили щенка". | Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (92) | |
Народная культура и традиции | Рассказы на тему "Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем". Дидактическая игра "Где мы были, мы не скажем…" | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (93) |
Чтение рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". Дидактическая игра "Закончи предложение" | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (94) | |
Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". | Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева "Про пингвинов" (по своему выбору) | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (95) | |
Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства" | Познакомить детей с рассказом В. Драгунского "Друг детства", помочь им оценить поступок мальчика. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (95) | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза "Шумный Ба-бах" | Учить детей дифференцировать звуки ц – ч ; познакомить со стихотворением Дж. Ривза "Шумный Ба-бах" (перевод М. Боровицкой). | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (96) | |
Чтение сказки "Сивка-Бурка" | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой "Сивка-бурка" (обработка М. Булатова). | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (97) | |
АПРЕЛЬ | |||
Весна | Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р. | Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (98) |
Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра "Угадай слово". | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (99) | |
Обучение рассказыванию по теме "Мой любимый мультфильм". | Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (101) | |
Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…" | Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…". | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (102) | |
День Победы | Пересказ "загадочных историй" (по Н. Сладкову) | Продолжать учить детей пересказывать. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (103) |
Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга" | Познакомить детей с рассказом К. Паустовского "Кот-ворюга". | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (104) | |
Дидактические игры со словами. Чтение небылиц | Активизировать словарь детей. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (104) | |
Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик" | Познакомить детей со сказкой В. Катаева "Цветик-семицветик". | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (105) | |
МАЙ | |||
День Победы | «Литературный калейдоскоп» | Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (106) |
Обучение рассказыванию по картинкам | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (107) | |
Лето | Чтение рассказа В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения | Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (107) |
Лексические упражнения | Проверить, насколько богат словарный запас детей | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (108) | |
Чтение русской народной сказки "Финист – Ясный сокол" | Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой "Финист – Ясный сокол". | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (109) | |
Звуковая культура речи (проверочное) | Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (109) | |
Рассказывание на тему "Забавные истории из моей жизни" | Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (110) | |
Повторение пройденного материала | Работа по закреплению программного материала ( по выбору педагога). | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (106) |
6. Тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи (старшая группа)
№ | Тема | Количество |
Мы – воспитанники старшей группы. | 1 | |
Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки»… | 1 | |
Пересказ сказки «Заяц-хвастун» | 1 | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. | 1 | |
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени. | 1 | |
Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень». | 1 | |
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. | 1 | |
Веселые рассказы Н. Носова. | 1 | |
Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель» | 1 | |
Учимся вежливости. | 1 | |
Обучение рассказыванию: описание кукол | 1 | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц. | 1 | |
Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. | 1 | |
Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». | 1 | |
Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет». | 1 | |
Литературный калейдоскоп. | ||
Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение». | 1 | |
Рассказывание по картине. | 1 | |
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». | 1 | |
Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. | 1 | |
Обучение рассказыванию. | 1 | |
Завершение работы над сказкой «Айога» | 1 | |
Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» | 1 | |
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». | 1 | |
Чтение стихотворений о зиме | 1 | |
Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе» | 1 | |
Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» | 1 | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш | 1 | |
Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» | 1 | |
Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | 1 | |
Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» Дидактические игры со словами. | 1 | |
Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму» | 1 | |
Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза». | 1 | |
Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» | 1 | |
Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» | 1 | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж. | 1 | |
Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и воронёнок» | 1 | |
Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство» | 1 | |
Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?» | ||
Беседа на тему "О друзьях и дружбе" | 1 | |
Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово" | 1 | |
Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" | 1 | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ. | 1 | |
Пересказ сказки А. Н. Толстого "Еж" | 1 | |
Чтение стихотворения Ю. Владимирова "Чудаки" | 1 | |
Обучение рассказыванию по картине "Зайцы" | 1 | |
Обучение рассказыванию по картине "Мы для милой мамочки…" | 1 | |
Беседа на тему "Наши мамы". Чтение стихотворений Е. Благининой "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном" | 1 | |
Составление рассказа по картинкам "Купили щенка". | 1 | |
Рассказы на тему "Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем". Дидактическая игра "Где мы были, мы не скажем…" | 1 | |
Чтение рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". Дидактическая игра "Закончи предложение" | 1 | |
Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". | 1 | |
Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства" | 1 | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза "Шумный Ба-бах" | 1 | |
Чтение сказки "Сивка-Бурка" | 1 | |
Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р. | 1 | |
Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра "Угадай слово". | 1 | |
Обучение рассказыванию по теме "Мой любимый мультфильм". | 1 | |
Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…" | 1 | |
Пересказ "загадочных историй" (по Н. Сладкову) | 1 | |
Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга" | 1 | |
Дидактические игры со словами. Чтение небылиц | 1 | |
Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик" | 1 | |
Литературный калейдоскоп. | 1 | |
Обучение рассказыванию по картинкам | 1 | |
Чтение рассказа В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения | 1 | |
Лексические упражнения | 1 | |
Чтение русской народной сказки "Финист – Ясный сокол" | 1 | |
Звуковая культура речи (проверочное) | 1 | |
Рассказывание на тему "Забавные истории из моей жизни" | 1 | |
Литературный калейдоскоп | ||
Повторение пройденного материала. Итого: | 1 72 |
7. Календарно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи. (Подготовительная группа).
Тема недели | месяц | Тема образовательной деятельности | Программное содержание | Методическое Обеспечение |
День знаний | Сентябрь | "Подготовишки" | Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.14 |
Летние истории. | Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.15 | ||
Осень | Звуковая культура речи (проверочное). | Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.16 | |
Лексико-грамматические упражнения. | Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложение. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.17 | ||
Для чего нужны стихи? | Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.18 | ||
Пересказ итальянской сказки «Как осёл петь перестал» | Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осёл петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.19 | ||
Работа с сюжетной картиной. | Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.20 | ||
Беседа о А.С. Пушкине. | Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.21 | ||
Мой город, моя страна, моя планета | Октябрь | Лексико-грамматическое упражнение. | Активизировать речь детей. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.21 |
Заучивание стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…» | Помочь детям запомнить стихотворение А.Фета «Ласточки пропали…» | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.22 | ||
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. | Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.23 | ||
Русские народные сказки. | Выяснить, знают ли дети русские народные сказки. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.26 | ||
День народного единства | Вот такая история! | Продолжить учить детей составлять рассказы из личного опыта. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.27 | |
Чтение сказки А.Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я-вам, вы-мне». | Познакомить со сказкой А.Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.28 | ||
На лесной поляне. | Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.29 | ||
Небылицы – перевёртыши. | Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумывать свои небылицы. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.29 | ||
День народного единства | Ноябрь | Сегодня так светло кругом! | Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.31 |
Осенние мотивы. | Учить рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.32 | ||
Звуковая культура речи. Работа над предложением. | Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.32 | ||
Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет». | Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.34 | ||
Новый год | Лексические игры и упражнения. | Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.35 | |
Чтение сказки К.Паустовского «Тёплый хлеб» | Познакомить детей с литературной сказкой К.Паустовского «Тёплый хлеб». | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.37 | ||
Подводный мир. | Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.37 | ||
Первый снег. Заучивание стихотворения наизусть А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» | Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.38 | ||
Новый год | Декабрь | Лексические игры. | Обогащать и активизировать речь детей. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.40 |
Работа с иллюстрированными изданиями сказок. | Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.41 | ||
Звуковая культура речи. | Продолжать развивать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой анализ слова. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.42 | ||
Чтение рассказа Л.Толстого «Прыжок» | Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказа Л.Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок». | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.43 | ||
Тяпа и Топ сварили компот. | Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.44 | ||
Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь» | Познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь». | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.45 | ||
Лексические игры и упражнения. | Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.46 | ||
Повторение стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой» | Повторить с детьми любимые стихотворения. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.47 | ||
Зима | Январь | Новогодние встречи | Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.50 |
Произведения Н.Носова. | Вспомнить с детьми рассказы Н.Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей». | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.50 | ||
Творческие рассказы детей. | Активизировать фантазию и речь детей. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.51 | ||
Здравствуй, гостья-зима! | Познакомить детей со стихотворениями о зиме. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.52 | ||
Лексические игры и упражнения. | Активизировать словарный запас детей. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.53 | ||
Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев» | Познакомить со сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев» | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.54 | ||
День Защитника Отечества | Февраль | Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» | Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.54 |
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. | Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.55 | ||
Работа по сюжетной картине. | Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.56 | ||
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Познакомить детей с былиной, с её необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.57 | ||
Лексические игры и упражнения. | Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.58 | ||
Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант» | Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.59 | ||
День Защитника Отечества | Чтение рассказа Е.Воробьёва «Обрывок провода» | Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.59 | |
Повторение пройденного материала. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.60 | |||
Март | Чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» | Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.60 | |
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. | Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.61 | ||
Чтение сказки В.Даля «Старик-годовик» | Совершенствовать диалогическую речь детей. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.62 | ||
Заучивание стихотворения П.Соловьёвой «Ночь и день» | Познакомить со стихотворением П.Соловьёвой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.63 | ||
Народная культура и традиции | Лексические игры и упражнения. | Активизировать речь детей, учить их импровизировать. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.64 | |
Весна идёт, весне дорогу! | Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.65 | ||
Лохматые и крылатые. | Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.67 | ||
Чтение былины «Садко» | Познакомить детей с былиной «Садко». | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.68 | ||
Весна | Апрель | Чтение сказки «Снегурочка» | Познакомить с народной сказкой, с образом Снегурочки. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.68 |
Лексико-грамматическое упражнение.
| Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно строить сложноподчинённые предложения. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.69 | ||
Сочиняем сказку про Золушку. | Помогать детям составлять творческие рассказы. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.70 | ||
Рассказы по картинкам. | Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.71 | ||
День Победы | Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. | Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.71 | |
Пересказ сказки «Лиса и козёл» | Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.72 | ||
Сказки Г.Х Андерсена | Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х.Андерсена. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.73 | ||
Повторение пройденного материала. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.73 | |||
День Победы | Май | Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина» | Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех одна»), запомнить произведение. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.74 |
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. | Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.75 | ||
До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа! | Весенние стихи. | Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.77 | |
Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В.Бианки «Май» | Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В.Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.77 | ||
Лексико-грамматические упражнения. . | Активизировать речь детей. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.78 | ||
Пересказ рассказа Э.Шима «Очень вредная крапива» | Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложение. | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.79 | ||
Повторение материала (по выбору воспитателя) (2 занятия) | В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.80 |
8. Тематическое планирование организованной образовательной деятельности .Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи. (Подготовительная к школе группа)
№ | Тема | Количество |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. | Подготовишки Летние истории. Звуковая культура речи. Лексико-грамматические упражнения. Для чего нужны стихи. Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал». Работа с сюжетной картиной. Беседа о А. С. Пушкине. .Лексико-грамматические упражнения. Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали». Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Русские народные сказки. Вот такая история. Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я-вам, вы-мне». На лесной поляне. Небыльцы – перевертыши. Сегодня так светло кругом! Осенние мотивы Звуковая культура речи. Работа над предложением. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Лексические игры и упражнения. Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб». Подводный мир. Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка...» Лексические игры. Работа с иллюстративными изданиями сказок. Звуковая культура речи. Чтение сказки Л. Толстого «Прыжок». Тяпа и Топ сварили компот. Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» Лексические игры и упражнения. Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» Новогодние встречи Произведения Н. Носова Творческие рассказы детей Здравствуй, гостья-зима! Лексические игры и упражнения Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» .Повторение Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте Работа по сюжетной картине Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Лексические игры и упражнения Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант» Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода» Повторение пройденного материала Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик» Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день» Лексические игры и упражнения Весна идет, весне дорогу! Лохматые и крылатые Чтение былины «Садко» Чтение сказки «Снегурочка» Лексико-грамматические упражнения Сочиняем сказку про Золушку Рассказы по картинкам Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте Пересказ сказки «Лиса и козел» Сказки Г.Х. Андерсена Повторение Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте Весенние стихи Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май» Лексико – грамматические упражнения Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» Повторение Итого: | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 72 |
9..Литература:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2014г;
- Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Старшая группа.-М.:Мозаика-Синтез,2014.-144с..
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий.-М.:Мозаика-Синтез,2012.-112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/10/picture-40195-1649612263.jpg)
рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...
Рабочая программа по развитию речи в старшей группе.
Пояснительная запискаБольшое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию речи....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1001112-1517394620.jpg)
Рабочая программа кружка «Юный эколог» для детей 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа) по образовательной области «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность) на 2019 – 2020 учебный год
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/18/picture-1081616-1603047844.jpg)
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/30/picture-955403-1640846489.jpg)
Рабочая программа по лепке/аппликации (Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие») Подготовительная к школе группа.
Рабочая программа по изобразительной деятельности (лепке/аппликации) подготовительная группа разработана на основе ожидаемых результатов освоения ООП ДО, на основе примерной основной образовател...
Рабочая программа по "Развитию речи" в подготовительной группе.
В основе системы работы по развитию речи дошкольников лежит комплексный подход, направленный на решение в рамках одного занятия различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны разв...