Рабочая программа по развитию речи для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Семёнова Наталья Юрьевна

Рабочая программа по развитию речи  разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Данная рабочая программа определяет цель, задачи, содержание и организацию образовательного процесса по развитию речи с детьми старшей (дети  5-6 лет) и подготовительной к школе ( дети 6-7 лет) групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_razvitiyu_rechi_st.gr_.doc425.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Нартасская средняя общеобразовательная школа»

                               «Рассмотрено»                                       «Согласовано»                                          «Утверждаю»

                               на заседании пед.совета                         Зам.директора по УВР                             Директор МБОУ

                               школы                                                       И.С.Казанцева_________                        «Нартасская СОШ»                                         Дир                       №____ от «___»________                                                                                            В.П.Семенов___________                                          





                                                 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗДЕЛУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

(старшая и подготовительная к школе группы)

(в рамках программы «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).




                                                                                                                               

                                                                                                                                          Составил воспитатель:

                                                                                                      Семёнова Н.Ю.

2019 – 2020 уч. год.

       1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по развитию речи  разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Данная рабочая программа определяет цель, задачи, содержание и организацию образовательного процесса по развитию речи с детьми старшей (дети  5-6 лет) и подготовительной к школе ( дети 6-7 лет) групп.

 Цель и задачи  Программы.

 Речевое  развитие  включает  владение  речью  как  средством  общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево-

го творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического  слуха;  знакомство  с  книжной  культурой,  детской  литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование  звуковой  аналитико-синтетической  активности  как  предпосылки обучения грамоте»

Цель: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, связной речи- диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение детьми нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественное произведение, следить за развитием действия.

Задачи:

• Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи;

• Добиваться правильного и четкого произношения слов;

• Помогать активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта об игрушке, по сюжетной картине;

• Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми и взрослыми (что и где видел; кто купил обновку) ;

Упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

• Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. .

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

• Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

• Помогать  доброжелательно, общаться друг с другом.

  2. Возрастные особенности развития речи у детей 5-6  лет.

У детей 5-6 лет продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. 

Возрастные особенности развития речи у детей 6-7  лет. 

У  дошкольников  продолжает  развиваться  речь:  ее  звуковая  сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся  в  этом  возрасте.  Дети  начинают  активно  употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

3. Планируемые результаты освоения Программы детей старшей группы.

К концу года дети старшей группы могут:

• Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

• Составлять по образцу простые и сложные предложения.

• Активно употреблять в речи слова, обозначающие: эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница) .

• Рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказы о событиях из личного опыта, составлять небольшие рассказы творческого характера.

• Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

Планируемые  результаты освоения Программы детей подготовительной  к школе группы. 

К концу года дети могут:

  • Высказывать желание послушать определенное литературное произведение.
  • С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
  • Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.
  • С помощью взрослого драматизировать небольшие сказки.
  • Отвечать на вопросы «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть еще раз».
  • Участвовать в коллективном разговоре; задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
  • Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.
  • В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
  • Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

4.  Содержание образовательной работы  по развитию речи (старшая группа).

Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми

разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).

В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными,

обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному

(белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озор-

ник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный,

пасмурно — солнечно).

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц,

с — ш, ж — з, л — р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого  характера на тему, предложенную воспитателем.

Художественная литература. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.  Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение)

доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи,

участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.

Содержание образовательной работы по развитию речи (подготовительная к школе группа).

Развивающая  речевая  среда.  Приучать  детей — будущих  школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим об-

суждением с воспитателем и сверстниками. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.

Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая  культура  речи.  Совершенствовать  умение  различать  на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать  умение  образовывать  (по  образцу)  однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать  правильно  строить  сложноподчиненные  предложения,  использовать  языковые  средства  для  соединения  их  частей  (чтобы,  когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся  действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать  совершенствовать  умение  сочинять  короткие  сказки  на  заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить  детей  делить  двусложные  и  трехсложные  слова  с  открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.  Художественная  литература. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать  совершенствовать  художественно-речевые  исполни-

тельские  навыки  детей  при  чтении  стихотворений,  в  драматизациях (эмоциональность  исполнения,  естественность  поведения,  умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.


5. Календарно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи (старшая группа).         

 

СЕНТЯБРЬ

Тема недели

Тема

Цель

Источник

День знаний

Мы – воспитанники старшей группы.

Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (30)

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки»…

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (32)

«Осень»

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (33)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с  и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (34)

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

     Гербова В.В.   Развитие речи в детском саду (35)

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (37)

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (38)

Веселые рассказы Н. Носова.

Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (40)

ОКТЯБРЬ

Я вырасту

Здоровым

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (40)

Учимся вежливости.

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (41)

Обучение рассказыванию: описание кукол

Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (43)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц.

Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи. Познакомить детей с новой загадкой.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (44)

День народного единства

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (46)

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (47)

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».

Продолжать упражнять детей в умении быть вежливым. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (48)

Литературный калейдоскоп.

Выяснить у детей какие литературные произведения они помнят.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (49)

НОЯБРЬ

День народного единства

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (50)

Рассказывание по картине.

Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (51)

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка». Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (52)

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (53)

Новый год

Обучение рассказыванию.

Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (55)

Завершение работы над сказкой «Айога»

Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (56)

Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (56)

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (57)

ДЕКАБРЬ

Чтение стихотворений о зиме

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (60)

Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»

 Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета, вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (61)

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать ее.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (63)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (64)

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце»

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (66)

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой»

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (66)

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (68)

 Дидактические игры со словами.

Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (69)

ЯНВАРЬ

Зима

Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму»

Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (70)

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (71)

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (72)

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (74)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж.

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (75)

Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и воронёнок»

Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям)

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (76)

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать  стихотворение И.Сурикова «Детство» (в сокращении)

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (77)

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении  употреблять обобщающие слова.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (79)

ФЕВРАЛЬ

День Защитника Отечества

Беседа на тему "О друзьях и дружбе"

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (80)

Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово"

Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (81)

Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка"

Познакомить детей с волшебной сказкой "Царевна-лягушка" (в обработке М. Булатова).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (83)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ.

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (83)

Пересказ сказки А. Н. Толстого "Еж"

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (84)

Чтение стихотворения Ю. Владимирова "Чудаки"

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (86)

Международный женский день

Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"

Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой (М.: Просвещение)) [8] , придерживаясь плана.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (87)

Обучение рассказыванию по картине "Мы для милой мамочки…"

Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (88)

МАРТ

Беседа на тему "Наши мамы". Чтение стихотворений Е. Благининой "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном"

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (91)

Составление рассказа по картинкам "Купили щенка".

Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (92)

Народная культура и традиции

Рассказы на тему "Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем". Дидактическая игра "Где мы были, мы не скажем…"

Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (93)

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". Дидактическая игра "Закончи предложение"

Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (94)

Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов".

Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева "Про пингвинов" (по своему выбору)

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (95)

Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства"

Познакомить детей с рассказом В. Драгунского "Друг детства", помочь им оценить поступок мальчика.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (95)

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза "Шумный Ба-бах"

Учить детей дифференцировать звуки ц – ч ; познакомить со стихотворением Дж. Ривза "Шумный Ба-бах" (перевод М. Боровицкой).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (96)

Чтение сказки "Сивка-Бурка"

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой "Сивка-бурка" (обработка М. Булатова).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (97)

АПРЕЛЬ

Весна

Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.

Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (98)

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра "Угадай слово".

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (99)

Обучение рассказыванию по теме "Мой любимый мультфильм".

Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (101)

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…"

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…".

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (102)

День Победы

Пересказ "загадочных историй" (по Н. Сладкову)

Продолжать учить детей пересказывать.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (103)

Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга"

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского "Кот-ворюга".

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (104)

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц

Активизировать словарь детей.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (104)

Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик"

Познакомить детей со сказкой В. Катаева "Цветик-семицветик".

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (105)

МАЙ

День Победы

«Литературный калейдоскоп»

Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (106)

        Обучение     рассказыванию по картинкам

Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (107)

Лето

Чтение рассказа В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения

Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (107)

Лексические упражнения

Проверить, насколько богат словарный запас детей

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду

(108)

Чтение русской народной сказки "Финист – Ясный сокол"

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой "Финист – Ясный сокол".

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (109)

Звуковая культура речи (проверочное)

Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (109)

Рассказывание на тему "Забавные истории из моей жизни"

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (110)

Повторение пройденного материала

Работа по закреплению программного материала ( по выбору педагога).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (106)

                                     

6. Тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи (старшая группа)

                                        Тема

Количество

Мы – воспитанники старшей группы.

1

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки»…

1

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

1

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

1

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

1

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».

1

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

1

Веселые рассказы Н. Носова.

1

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

1

Учимся вежливости.

1

Обучение рассказыванию: описание кукол

1

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц.

1

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

1

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

1

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».

1

Литературный калейдоскоп.

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».

1

Рассказывание по картине.

1

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

1

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

1

Обучение рассказыванию.

1

Завершение работы над сказкой «Айога»

1

Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

1

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

1

Чтение стихотворений о зиме

1

Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»

1

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

1

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш

1

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

1

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

1

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» Дидактические игры со словами.

1

Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму»

1

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

1

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

1

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской

«Вежливое слово»

1

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж.

1

Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и воронёнок»

1

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство»

1

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»

Беседа на тему "О друзьях и дружбе"

1

Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово"

1

Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка"

1

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ.

1

Пересказ сказки А. Н. Толстого "Еж"

1

Чтение стихотворения Ю. Владимирова "Чудаки"

1

Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"

1

Обучение рассказыванию по картине "Мы для милой мамочки…"

1

Беседа на тему "Наши мамы". Чтение стихотворений Е. Благининой "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном"

1

Составление рассказа по картинкам "Купили щенка".

1

Рассказы на тему "Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем". Дидактическая игра "Где мы были, мы не скажем…"

1

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". Дидактическая игра "Закончи предложение"

1

Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов".

1

Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства"

1

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза "Шумный Ба-бах"

1

Чтение сказки "Сивка-Бурка"

1

Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.

1

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра "Угадай слово".

1

Обучение рассказыванию по теме "Мой любимый мультфильм".

1

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…"

1

Пересказ "загадочных историй" (по Н. Сладкову)

1

Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга"

1

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц

1

Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик"

1

Литературный калейдоскоп.

1

Обучение рассказыванию по картинкам

1

Чтение рассказа В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения

1

Лексические упражнения

1

Чтение русской народной сказки "Финист – Ясный сокол"

1

Звуковая культура речи (проверочное)

1

Рассказывание на тему "Забавные истории из моей жизни"

1

Литературный калейдоскоп

Повторение пройденного материала.

                                                                                                                    Итого:

1

72

7. Календарно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи. (Подготовительная  группа).

Тема недели

месяц

Тема образовательной

деятельности

Программное содержание

Методическое

Обеспечение

День

знаний

Сентябрь

"Подготовишки"

Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.14

Летние истории.

Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.15

Осень

Звуковая культура речи (проверочное).

Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.16

Лексико-грамматические упражнения.

Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложение.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.17

Для чего нужны стихи?

Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.18

Пересказ итальянской сказки «Как осёл петь перестал»

Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осёл петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.19

Работа с сюжетной картиной.

Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.20

Беседа о А.С. Пушкине.

Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.21

Мой город, моя страна, моя планета

Октябрь

Лексико-грамматическое упражнение.

Активизировать речь детей.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.21

Заучивание стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…»

Помочь детям запомнить стихотворение А.Фета «Ласточки пропали…»

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.22

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.23

Русские народные сказки.

Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.26

День народного единства

Вот такая история!

Продолжить учить детей составлять рассказы из личного опыта.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.27

Чтение сказки А.Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я-вам, вы-мне».

Познакомить со сказкой А.Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.28

На лесной поляне.

Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.29

Небылицы – перевёртыши.

Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумывать свои небылицы.

 В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.29

День народного единства

Ноябрь

Сегодня так светло кругом!

Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.31

Осенние мотивы.

Учить рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.32

Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.32

Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.34

Новый год

Лексические игры и упражнения.

Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.35

Чтение сказки К.Паустовского «Тёплый хлеб»

Познакомить детей с литературной сказкой К.Паустовского «Тёплый хлеб».

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.37

Подводный мир.

Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.37

Первый снег. Заучивание стихотворения наизусть А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.38

Новый год

Декабрь

Лексические игры.

Обогащать и активизировать речь детей.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.40

Работа с иллюстрированными изданиями сказок.

Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.41

Звуковая культура речи.

Продолжать развивать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой анализ слова.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.42

Чтение рассказа Л.Толстого «Прыжок»

Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказа Л.Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок».

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.43

Тяпа и Топ сварили компот.

Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.44

Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»

Познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь».

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.45

Лексические игры и упражнения.

Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.46

Повторение стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой»

Повторить с детьми любимые стихотворения.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.47

Зима

Январь

Новогодние встречи

Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.50

Произведения Н.Носова.

Вспомнить с детьми рассказы Н.Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей».

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.50

Творческие рассказы детей.

Активизировать фантазию и речь детей.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.51

Здравствуй, гостья-зима!

Познакомить детей со стихотворениями о зиме.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.52

Лексические игры и упражнения.

Активизировать словарный запас детей.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.53

Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев»

Познакомить со сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев»

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.54

День Защитника Отечества

Февраль

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.54

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.55

Работа по сюжетной картине.

Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.56

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Познакомить детей с былиной, с её необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.57

Лексические игры и упражнения.

Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.58

Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант»

Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.59

День Защитника Отечества

Чтение рассказа Е.Воробьёва «Обрывок провода»

Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.59

Повторение пройденного материала.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.60

Март

Чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.60

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.61

Чтение сказки В.Даля «Старик-годовик»

Совершенствовать диалогическую речь детей.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.62

Заучивание стихотворения П.Соловьёвой «Ночь и день»

Познакомить со стихотворением П.Соловьёвой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.63

Народная культура и традиции

Лексические игры и упражнения.

Активизировать речь детей, учить их импровизировать.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.64

Весна идёт, весне дорогу!

Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.65

Лохматые и крылатые.

Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.67

Чтение былины «Садко»

Познакомить детей с былиной «Садко».

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.68

Весна

Апрель

Чтение сказки «Снегурочка»

Познакомить с народной сказкой, с образом Снегурочки.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.68

Лексико-грамматическое упражнение.

 

Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно строить сложноподчинённые предложения.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.69

Сочиняем сказку про Золушку.

Помогать детям составлять творческие рассказы.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.70

Рассказы по картинкам.

Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.71

День Победы

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.71

Пересказ сказки «Лиса и козёл»

Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.72

Сказки Г.Х Андерсена

Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х.Андерсена.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.73

Повторение пройденного материала.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.73

День Победы

Май

Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина»

Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех одна»), запомнить произведение.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.74

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.75

До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа!

Весенние стихи.

Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.77

Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В.Бианки «Май»

Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В.Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.77

Лексико-грамматические упражнения.

.

Активизировать речь детей.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.78

Пересказ рассказа Э.Шима «Очень вредная крапива»

Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложение.

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.79

Повторение материала (по выбору воспитателя)

(2 занятия)

В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе» стр.80

         

 8. Тематическое планирование организованной образовательной деятельности .Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи. (Подготовительная к школе группа)

                                         Тема

Количество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

Подготовишки

Летние истории.

 Звуковая культура речи.

Лексико-грамматические упражнения.

 Для чего нужны стихи.

Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал».

Работа с сюжетной картиной.

 Беседа о А. С. Пушкине.

.Лексико-грамматические упражнения.

Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали».

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Русские народные сказки.

 Вот такая история.

 Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я-вам,

 вы-мне».

 На лесной поляне.

 Небыльцы – перевертыши.

 Сегодня так светло кругом!

 Осенние мотивы

 Звуковая культура речи. Работа над предложением.

 Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Лексические игры и упражнения.

Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб».

 Подводный мир.

 Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка...»

Лексические игры.

Работа с иллюстративными изданиями сказок.

 Звуковая культура речи.

Чтение сказки Л. Толстого «Прыжок».

Тяпа и Топ сварили компот.

Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»

Лексические игры и упражнения.

 Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

Новогодние встречи

Произведения Н. Носова

Творческие рассказы детей

Здравствуй, гостья-зима!

Лексические игры и упражнения

Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

.Повторение

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

 Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

 Работа по сюжетной картине

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Лексические игры и упражнения

Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»

 Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»

 Повторение пройденного материала

Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

 Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»

Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»

Лексические игры и упражнения

 Весна идет, весне дорогу!

 Лохматые и крылатые

 Чтение былины «Садко»

Чтение сказки «Снегурочка»

 Лексико-грамматические упражнения

 Сочиняем сказку про Золушку

Рассказы по картинкам

 Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

 Пересказ сказки «Лиса и козел»

Сказки Г.Х. Андерсена

 Повторение

Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

 Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

 Весенние стихи

Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май»

 Лексико – грамматические упражнения

 Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Повторение

                                                                                                                   Итого:

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

72

9..Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2014г;
  2. Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Старшая группа.-М.:Мозаика-Синтез,2014.-144с..
  3.  Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий.-М.:Мозаика-Синтез,2012.-112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...

Рабочая программа по развитию речи в старшей группе.

Пояснительная запискаБольшое  внимание в решении задач умственного воспитания и  общего развития ребенка уделяется развитию речи....

Рабочая программа кружка «Юный эколог» для детей 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа) по образовательной области «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность) на 2019 – 2020 учебный год

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю...

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы"....

Рабочая программа по лепке/аппликации (Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие») Подготовительная к школе группа.

Рабочая программа по изобразительной деятельности (лепке/аппликации) подготовительная группа разработана на основе ожидаемых результатов освоения ООП ДО,  на основе примерной основной образовател...

Рабочая программа по "Развитию речи" в подготовительной группе.

В основе системы работы по развитию речи дошкольников лежит комплексный подход, направленный на решение в рамках одного занятия различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны разв...