Рабочая программа по развитию речи в старшей группе.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме
Пояснительная записка
Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_3.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по развитию речи в старшей группе
Пояснительная записка
Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию речи.
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.,2010г.
- федерального перечня методической литературы по развитию речи, рекомендованной министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях на 2010-2011 уч.г.
- перспективного планирования развития речи в старшей группе.
Статус документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; содержание рабочей программы с перспективным планированием развитии речи в старшей группе; требования к уровню подготовки воспитанников.
Особенности развития речи детей шестого года
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Сила родного языка, как фактора родного, развивающего интерес и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром.
Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков.
Занятия по развитию речи в старшей группе содержат следующие блоки:
- развивающая речевая среда;
- формирование словаря;
- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;
- связная речь.
Программные задачи развития речи:
- содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;
- расширять и активизировать словарь;
- добиваться чистого произношения всех звуков родного языка;
- учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;
- продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи.
Согласно перечню основных занятий на месяц, развитию речи и художественной литературе отводится – 8 из расчета 2 занятия в неделю. Общее количество – 72.
Длительность одного занятия до 25 минут.
Диагностическое обследование детей по развитию речи проводится 2 раза в год: сентябрь, май.
Содержание рабочей программы
Перспективное планирование развития речи в старшей группе.
Месяц | Тема и цели занятий 1 -й недели | Тема и цели занятий 2-й недели | Тема и цели занятий 3-Й недели | Тема и цели занятий 4-й недели | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сентябрь | Тема | Рассказывание из опыта на тему «Наши игрушки» | Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето» | Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют» | Рассматривание картины И. Левитана «Березовая роща» |
Цели | Учить: - давать описание внешнего вида игрушки; - рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение: - Отчетливо произносить звуки [с] и [з], выделять их из слов, слова с этими звуками из фраз; - произносить фразы громко, тихо, шепотом | Учить составлять короткий рассказ по стихотворению. Упражнять в образовании форм единственного и множественного чисел имен существительных, обозначающих животных | Учить: - выразительно передавать текст без пропусков и повторения; - подбирать по смыслу глаголы к существительным. Активизировать в речи глаголы | Учить по наблюдению рассказывать о содержании картины. Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова | |
Октябрь | Тема | Рассматривание и рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень» | Составление рассказа из опыта по сюжетной картине «Семья» | Пересказ, В. Чаплина «Лес осенью» | Составление рассказа из опыта «Много у бабушки с нами хлопот» |
Цели | Учить: - составлять предложения с однородными членами; - распространять предложения путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш], [ж]. Учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с ними, делить на части двусложные слова, показать последовательность значения слогов в слове | Формировать представления о семье, называя имена и отчества своих родителей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи | Развивать умение составлять рассказ. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени. Обогащать речь существительными, обозначающими растения. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи | Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о членах своей семьи. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Учить произносить фразу с разной интонацией (вопрос, удивление, обида, недовольство). Упражнять в произношении чистоговорок и скороговорок на звуки [с], [ц], [ш], [щ'] в разном темпе и силой голоса | |
Ноябрь | Тема | Рассматривание и описание картины И. Шишкина «Рожь» | Ролевая игра «Овощи и фрукты в магазине» | Пересказ сказки «Лиса и рак» | Составление рассказа по теме «Дары природы» |
Цели | Упражнять в подборе синонимов и антонимов. Развивать умении придумывать концовки к рассказам. Учить употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек) | Учить рассказывать о предметах. Знакомить с новыми профессиями. Упражнять в образовании однокоренных слов. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [щ'], [ч'], учить различать эти звуки, выделять их в словах | Учить: - связно, последовательно рассказывать сказку; - образовывать близкие по смыслу однокоренные слова. Побуждать составлять описательный рассказ «Лиса» | Учить: - составлять короткий рассказ на заданную тему; - подбирать слова, сходные, по звучанию; - выделять в фразах слова со звуками [ч'], [щ']; - произносить слова с разной силой голоса |
Декабрь | Тема | Составление рассказа из опыта «Игры зимой» | Звуковая культура речи. Звуки [з], [ж] | Рассказывание по картине «Ежик» | Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» |
Цели | Учить составлять связный короткий рассказ о впечатлениях из личного опыта. Обогащать речь существительными, обозначающими эмоции, чувства, переживания. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных | Учить: - различать на слух звуки [з], [ж]; - подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи; - произносить изолированные звуки [з], [ж] с разной громкостью и в различном темпе. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных | Учить: - составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о животных; - согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Обогащать речь существительными, обозначающими животных | Учить выразительно пересказывать текст без помощи вопросов воспитателя. Закрепить: - правило произношения звуков [с], [ш]; - умение произносить их протяжно на одном выдохе; - умение делить слова на части | |
Январь | Тема | Поговорим с игрушками | Пересказ. Е. Чарушин «Лисята» | Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» | Рассматривание картины и составление рассказа «Зимние забавы» |
Цели | Продолжать учить составлять рассказ по набору игрушек, самостоятельно осуществляя выбор. Учить подбирать определения к разным словам. Добиваться четкого произнесения фраз со звуками [ц], [ч']. Закреплять умение пользоваться интонацией вопроса | Учить выразительно пересказывать текст. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Побуждать придумывать новые эпизоды сказки | Учить составлять рассказ по картине, опираясь на план, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, их характеристики. Побуждать придумывать разные развивающие эпизоды | Формировать умение составлять небольшой сюжетный рассказ. Закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков. Побуждать рассказывать о своих впечатлениях | |
Февраль | Тема | Рассказывание из личного опыта «Мой любимец» | Составление рассказа по набору игрушек военной тематики | Беседа о Дне защитника Отечества | Рассматривание и рассказывание по картине И. Шишкина «Зима» |
Цели | Учить составлять рассказ из личного опыта (по плану). Упражнять в употреблении в своей речи простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Воспитывать любовь к животным | Продолжать учить составлять рассказ по набору игрушек, самостоятельно осуществляя выбор. Учить подбирать определения к разным словам. Закреплять умение пользоваться интонацией вопроса | Продолжать совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать уважение к защитникам Отечества | Продолжать учить составлять рассказ по картине из 5-6 предложений. Совершенствовать монологическую речь. Воспитывать устойчивое внимание | |
Март | Тема | Беседа о Международном женском дне | Составление рассказа из опыта «Здравствуй, мамочка моя!» | Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком» | Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» |
Цели | Продолжить совершенствование диалогической речи. Учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их | Воспитывать любовь к членам своей семьи. Понимать и объяснять смысл пословиц о семье. Упражнять в построении предложений | Учить составлять описательный рассказ по картине, используя точные слова для обозначения величины, цвета. Упражнять в образовании существительных от глаголов и прилагательных (воевать – воин, охранять – охрана и т. п.). Дать представление о разных значениях многозначных слов. Учить подбирать признаки и действия к заданным словам | Продолжать учить пересказывать небольшие рассказы, соблюдая признаки монологического высказывания: целостность, связность и объем. Развивать умение употреблять слова активно, в точном соответствии со смыслом. Учить строить предложения из заданного набора слов, менять их порядок. Воспитывать любовь к окружающей природе |
Апрель | Тема | Рассматривание и рассказывание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | Составление рассказа на темы сказок | Беседа о Дне космонавтики | Рассказывание из личного опыта «Как мы побывали на почте» |
Цели | Учить внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать эстетическое восприятие картины. Воспитывать интерес к искусству | Учить составлять рассказ на тему сказки «Новые приключения колобка». Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л], [л'], [р], [р'], изолированных в словах и фразах, различать и выделять их в речи | Продолжать знакомить с российскими праздниками, с полетом в космос первого человека – Ю. Гагарина. Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями. Учить находить заданный звук в начале, середине и конце слова | Учить составлять связный рассказ об увиденном. Подвести к образованию названий лиц по профессии. Активизировать в речи названия профессий и действий. Закрепить названия предметов, необходимых людям некоторых профессий | |
Май | Тема | Пересказ украинской народной сказки «Колосок» | Составление рассказа из личного опыта «Как трудятся мои родители» | Рассказывание по картине «Строим дом» | Составление творческого рассказа о весне |
Цели | Учить: - пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацию, характеры героев, свое отношение к персонажу; - подбирать по смыслу определения, слова близкие и противоположные по смыслу. Упражнять в составлении предложений | Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта. Учить строить сложные предложения. Упражнять в образовании слов-названий профессий (учить -учитель, варить – повар и т. д.) | Формировать умение составлять небольшой сюжетный рассказ, придумывать продолжение сюжета, название картины. Расширять представления о родном городе, его улицах. Развивать умение рассказывать о месте, где живешь | Побуждать рассказывать о своих впечатлениях. Закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков. Отрабатывать интонационную речь. Развивать фонематический слух. Воспитывать эстетическое восприятие весенней природы |
Требования к уровню
подготовки воспитанников.
В результате речевого развития в старшей группе к концу года ребенок должен уметь:
- участвовать в беседе;
- аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника;
- составлять по образцу рассказы по сюжетной картинке, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшое литературное произведение;
- определять место звука в слове;
- подбирать к существительному несколько прилагательных;
- заменять слово другим словом со сходным значением.
Литература
1. « Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.: 2008г.
2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.: 2008г.
3. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада. Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006г.
4. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
5. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
6. В.В.Гербова. Развитие речи. 4-6 лет. Учебно – наглядное пособие. М.:Владос,2003г.
7. А.И. Максаков. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...
Рабочая программа по развитию речи для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).
Рабочая программа по развитию речи разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в ...
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы 5-6 лет.
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы 5-6 лет по программе "Детство"....
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы"....
Рабочая программа по развитию речи в старшей логопедической группе в соответствии с лексическими темами.
Рабочая программа в старшей логопедической группе в соответствии с лексическими темами....
Рабочая программа по развитию речи в старшей группе
Цель: предоставление дополнительных образовательных услуг для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения по направлению – речевое ...