Мастер класс по развитию речи
методическая разработка по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №31»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Мастер классна тему:
«Развитие речь детей дошкольного возраста спомощью технологии
наглядного моделирования»
Подготовила: воспитатель высшей кв. категории
Демидова Светлана Кузьминична
г. Нижнекамск
2021 г.
Тема: «Развитие речь детей дошкольного возраста с помощью технологиинаглядного моделирования».
Цель: Повысить профессиональную компетенцию педагогов по использованию современных педагогических технологий развития речи детейдошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить знания педагогов по проблеме развития речи у дошкольников;
2. Познакомить участников мастер-класса с применением технологии моделирования в речевом развитии дошкольников;
3. Практическое обучение педагогов играм по развитию речи детей с использованием пособия «Многофункциональное панно «Озеро-дом».
Категория участников: воспитатели ДОУ.
Ожидаемый результат:повысить интерес педагогических работников к использованию технологии моделирования в работе с детьми по развитию речи.
Оснащение: макет из фоамирана «Многофункциональное панно «Озеро-дом» с изображениями птиц, животных, насекомых из фоамирана на липучках, картинки животных и деревьев, солнце и облака, коврик зеленого цвета для выполнения практической части.
План:
- Речь – это великий дар!
- Состояние развития речи детей дошкольного возраста в современном мире.
- 7 компонентов речевого развития дошкольника.
- Современная технология наглядного моделирования.
- Многофункциональное панно «Озеро-дом».
- Игры, упражнения «Путешествие к волшебному озеру».
- Работа фокус - группы.
- Выводы, рефлексия.
Введение:
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас сегодня на мастер-классе. Тема моего мастер-класса «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью технологии наглядного моделирования».
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста в современном мире?
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
-Односложная, состоящая из простых предложений речь.
- Недостаточный словарный запас.
-Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений).
-Бедная диалогическая речь, т.е. ребенок не способен грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
-Плохая дикция.
В целом уровень речевого развития у современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Поэтому это проблема является очень значимой и актуальной.
Уважаемые коллеги, поделитесь, пожалуйста, какие формы, приемы, методы вы используете в работе с детьми по речевому развитию (ответы аудитории).
Спасибо. Все названные вами формы, приемы и методы являются эффективными в речевом развитии дошкольников. Однако они не особо привлекательны для самого ребенка. Нам педагогам хорошо известно, как трудно научить ребёнка чему - то, что не вызывает у него интереса.
Вот уже несколько лет я занимаюсь над проблемой развития речи детей. В своей работе, как один из способов привлечь и удержать внимание ребенка во время занятий по речевому развитию, я использую технологию наглядного моделирования.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, макетов которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Моделирование в развитии речи – это эффективный прием, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме.
В дидактике выделены три вида наглядного моделирования:
1.Предметное моделирование
Модель имеет вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части и взаимосвязь объектов.
2.Предметно-схематическое моделирование
- Здесь выделенные в объекте познания, существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.
3.Графическое моделирование
- Обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы).
Основная часть:
Уважаемые коллеги, сегодня в своем мастер-классе я хочу вам продемонстрировать на примере разработанного мною макета «Озеро-дом» эффективность использования предметных моделей в работе с дошкольниками по развитию речи.
Прием предметного моделирования может быть использован в работе над всеми компонентами речевого развития, которые представлены ФГОС ДО.
Сейчас, позвольте, вас пригласить в путешествие к волшебному озеру.
- Посмотрите, мы с вами оказались около озера (показ макета озеро-дом).
- Прежде, чем начать путешествие по озеру, я хочу предложить вам игру, для этого ненадолго превратимся в попугайчиков (мы не девочки, не мальчики, мы сегодня попугайчики). Я говорю слово, в вы должны его повторить так же, как я: тихо, громко, быстро или медленно. Начинаем, слушайте внимательно: озеро, лебедь, рыба, филин, змея, кувшинка, стрекоза, утка.
В этой игре велась работа над развитием звуковой культуры речи, т.е. над умением отчетливо произносить слова, пользуясь разным тембром голоса, а также работа над дикцией.
- Озеро – это не просто водоем, но еще и дом для животных, насекомых, птиц, рыб, растений.
- Назовите, пожалуйста, кого вы видите (перечисление). А теперь назовите мне животных, далее насекомых, птиц, растения…
Данное упражнение направлено на то, чтобы научить употреблять существительные с обобщающими значениями – животные, птицы, рыбы…. Таким образом, происходит формирование словаря, а так же расширение представлений детей о животном мире, о его классификации.
- Сейчас, попрошу вас внимательно разглядеть озеро и описать, какое оно? (Озеро - голубое, спокойное, овальное, красивое, ровное…).
Выполняя данное упражнение, мы учим детей описывать предметы, правильно использовать в речи имена прилагательные. Таким образом, ведется работа над формированием словаря, а также над развитием связной речи.
- Поиграем в игру «Один-много». Утка одна, а много …уток, лебедь – лебедей, бобер - бобров, кувшинка – кувшинок, бабочка – бабочек, рыба – рыб.
В этой игре я показала работу над грамматическим строем речи.
- А сейчас, позвольте, перейти к практической части мастер-класса. Для этого мне необходимо определить фокус группу: прошу, внимательно посмотреть на ножки своих стульев и если вы увидели привязанный к ней бантик, то, значит, вы являетесь участником фокус группы. Участники фокус – группы 3 человека), пожалуйста, подойдите ко мне и выберите одну из карточек. Коллеги (обращает внимание на материал, который находится на столе), из предложенных картинок вам необходимо составить предметную модель, которая поможет вам выполнить задания, написанные на ваших карточках (не озвучивает задания):
1. С помощью модели провести работу по ЗКР (Внимательно посмотрите на предметы изображенные на картине и определите в каких словах звук –к- находиться в начале слова, в середине и в конце – клен, куст, белка, волк);
2. С помощью модели провести работу по развитию активного словаря:
- Посмотрите на картину, какие деревья изображены на ней – береза, клен, дуб, рябина, осина. Теперь скажите, пожалуйста, если у березы лист – березовый, то у клена…, у дуба…, у рябины…, у осины…;
3. С помощью модели проведите работу по формированию грамматического строя речи:
- Посмотрите на картину, какие животные изображены на ней – белка, лиса, медведь, лось, заяц, волк. Ответь мне, пожалуйста, детеныша медведя как называют - , а если детенышей много, то они -, и так по аналогии со всеми животными.
4. Составить связный рассказ, используя готовую модель (каждый участник составляет по одному предложению):
- Лес – большой дом для животных и растений. Какие только деревья не растут в лесу: березы, клены, рябины, дубы, осины. В лесу можно встретить много разных животных: пугливого зайца, рыженькую белочку, серого волка, плутовку лисицу и даже самого хозяина леса бурого медведя.
Пока творческая группа выполняет задание, позвольте вас лучше познакомить с макетом «Дом-Озеро», созданным мною на основе технологии моделирования.
Макет - занимательное игровое пособие, благодаря своему яркому дизайну, оно привлекает внимание дошкольников. Пособие представляет собой панно из фоамирана с яркими, красочными, подвижными деталями и элементами на липучках (демонстрация).
Действия со съемными элементами панно побуждают детей к самостоятельному высказыванию, сравнению, запоминанию речевого материала.
Игры с панно стимулируют познавательную активность детей, помогают им в увлекательной форме овладеть различными речевыми навыками и стимулируют творческую активность детей.
И так, творческая группа готова представить нашему вниманию свои разработки (представление составленной модели и выполнение заданий на карточках с помощью аудитории; выполняя упражнение, аудитория определяет цель данного упражнения).
Рефлексия:
Уважаемые коллеги, мне бы очень хотелось получить от вас обратную связь, поэтому попрошу вас ответить на мои вопросы:
- Вызвал ли интерес, представленный на мастер-классе опыт работы?
- Испытывали ли Вы трудности при выполнении работы?
- Возникло ли желание применять в своей педагогической деятельности полученный опыт?
- Если вам понравился мой мастер класс, то я предлагаю вам подарить друг другу свою улыбку.
Анализ:
Таким образом, представленная мною технология наглядного макетирования позволяет повысить интерес дошкольников к занятиям по развитию речи и оптимизировать процесса развития речевых навыков детей.
Спасибо за внимание! Желаю вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии речи дошкольников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс по развитию речи
Мини - выступление воспитателя по проблеме. Одна из задач воспитания детей среднего возраста - осуществляется прежде всего линейно, поскольку от возраста к возрасту, от группы к группе пос...
Мастер –класс по развитию речи в старшей группе «Волшебный портал»
Мастер –класс по развитию речи в старшей группе «Волшебный портал» Цель: Обучение детей дошкольного возраста грамоте и развитие речи с помощью дидактических игр и упражнений....
Мастер-класс «по развитию речи посредством опытов и экспериментов»
Мотивация педагогов к применению в своей работе форм и методов познавательно-исследовательской деятельности для развития речи дошкольников....
Мастер-класс Тема: «Развитие речи и приобщения к художественной литературе дошкольников».
мастер - класс для родителей или воспитателей...
Мастер- класс по развитию речи дошкольников.
В нашем современном мире проблема развития речи детей дошкольного возраста стала очень острой. В век компьютеризации наши дети все чаще проводят время у мониторов компьютеров, телевизоров, что порожда...
Мастер-класс по развитию речи "Волшебный паровозик"
Мастер-класс по развитию речи....