Мастер –класс по развитию речи в старшей группе «Волшебный портал»
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Мастер –класс по развитию речи в старшей группе «Волшебный портал»
Цель: Обучение детей дошкольного возраста грамоте и развитие речи с помощью дидактических игр и упражнений.
Задачи:
1. Развивать сообразительность, формировать творческое мышление, умение найти выход из затруднительной ситуации;
2. Упражнять в дифференциации звуков [ж], [з], учить различать на слух, выделять голосом;
3. Закрепить умение отгадывать загадки, учить делить слова на слоги.
4. Познакомить с элементами фольклора при заучивании за клички «Солнышко покажись».
5. Учить классифицировать предметы по общему признаку;
6. Упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа;
7. Учить осуществлять подбор слов эпитетов к слову «солнце».
8. Способствовать снятию психического напряжения и сохранению эмоционального благополучия ребенка.
Методические приемы:
Игровой - использование сюрпризных моментов: встреча с «Лучиком», «магический портал», голос волшебника, игры – перевоплощения, загадки, дидактические игры: «Зоопарк», «Один – много», «Назови одним словом», «Скажи какое», «На что похоже».
Словесный - вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщения, поощрения, итог занятия.
Словарная работа:
Введение в речь новых слов – лучезарное, портал.
Оборудование:
Картинки, обруч, игрушки - животные, макеты деревьев, облаков, скрепки, солнышки из картона.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое чудесное утро, сколько гостей к вам пришло.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: – Доброе утро!
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А теперь посмотрите все на меня и давайте подарим друг другу улыбку.
Доброе утро, дорогие дети и взрослые!
Воспитатель: Отгадайте-ка загадку:
Среди неба голубого
Яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце
Догадались это …солнце!
Правильно ребята! Солнце!
Воспитатель: А я его лучик. Случилась беда, послало солнышко свои лучи землю согреть, а злой волшебник, схватил лучики и разбросал их по всему свету. Разлучил он меня с моими братьями и сестрами. Поэтому солнышко светит, но не греет.
Воспитатель: Ребята, как же быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?
(Предположения детей) И весна может не прийти.
Воспитатель: Вы хотите помочь солнцу?
Ответы детей (Да.)
Воспитатель: И пришел я к вам за помощью. Помогите мне, пожалуйста, их найти. Тогда отправляемся с вами в необычное путешествие за солнечными лучами.
Солнышко оставило мне задания-подсказки и волшебный портал для нашего перемещения.
Воспитатель: Что такое портал? (Это проход в другое измерение)
В путь, друзья!
1 часть «Зоопарк»
Через портал вы проходите, дорогу к лучику найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи. (Пройти сквозь обруч)
Воспитатель: Ребята, мы очутились с вами в зоопарке. Посмотрите, здесь тоже злой волшебник нахулиганил, всех зверей из клеток выпустил и дорогу назад они не найдут. Давайте поможем зверям домой попасть.
- Посмотрите на этой полянке живут животные в названии которых есть звук –Ж- Для них поет песенку жук. Давайте споем эту песенку вместе -ж-ж-ж-. Что вы слышите в этом слове? Скажи? (Слышно, как жук жужжит). Вытяните все правую руку, подставьте ладошку. Представьте, что ваша ладошка будет листочком, на него из лесу прилетит жук. Он летит издалека, и его сначала еле слышно: ж (тихо произносит воспитатель, затем все громче, громче, прилетел жук, сел на листочек и отдыхает, перестал жужжать). И мальчики выбирают тех животных в названии которых есть звук –ж-, песенка жука. А девочки проверят.
- А на этой полянке живут животные в названии которых есть звук -з-. Для них поет песенку комарик. Давайте споем эту песенку вместе. Что вы слышите в этом слове? Скажи? (Слышно, как комарик звенит) Вытяните все левую руку, подставьте ладошку. Представьте, что ваша ладошка будет листочком, на него прилетит комарик. Он летит издалека, и его сначала еле слышно: -з- (тихо произносит воспитатель, затем все громче, громче, прилетел комарик, сел на листочек и отдыхает, перестал звенеть). Девочки выбирают животных в названии которых есть звук -з-, а мальчики проверяют)
Воспитатель: Молодцы ребята. Первый луч мы нашли, идем дальше.
2 часть «Лес»
Через портал вы проходите, дорогу к лучику найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи. (Пройти сквозь обруч)
Воспитатель: - Ребята мы попали с вами в лес. Прислушайтесь, кажется я слышу чей то голос.
(Голос волшебника) - Добрались все-таки до леса, ну ничего лучика вам не видать! Попробуйте сначала загадку отгадать.
Есть в лесу гриб, гриб не простой
Он ядовитый с красной головой
С белыми пятнами ты посмотри
Названье его на три слога дели.
(Му-хо-мор)
-Сколько слогов в слове «мухомор»? (Проверяем)
Голос волшебника: Вторая загадка
В лесу есть маленький зверек
В его названии один слог
Может свернуться он в клубок. (Еж) (проверяем)
- Сколько в этом слове слогов?
Голос волшебника: Третья загадка
Найдете то, что ищете вы, если поразмыслите
Лежит оно пред вами - ищи его глазами.
Воспитатель:
- А вот и второй лучик! Продолжим ребята путь!
3 часть «Страна»
Через портал вы проходите, дорогу к лучику найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи. (Пройти сквозь обруч)
(Звучит музыка прибоя.)
- Ребята, мы с вами оказались в открытом море, давайте поплаваем, как весёлые рыбки. А теперь вдохнули и нырнули глубоко, глубоко и задержали дыхание, под водой дышать нельзя. Вынырнули, вздохнули. Молодцы, а теперь плывём вон к тому берегу, там нас ждёт приключение.
Попали мы в страну, где не бывает ничего по одному. Здесь задание такое оно не сложное оно простое.
(Дети ставят слово в форме множественного числа родительного падежа)
Одна роза - много …
Один гриб – много…
Одна корова – много…
Одна ромашка – много…
Воспитатель: А вот и третий лучик! Продолжим ребята путь!
4 часть «Облака»
Через портал вы проходите, дорогу к лучику найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи. (Пройти сквозь обруч)
Попали мы на облака, посмотрите как мы высоко, под нами города, реки, горы, а вон Баба-Яга полетела, наверное, какие-то пакости замышляет. Давайте ей помашем рукой. Но нас ждут дела, в путь.
Воспитатель: Какие картинки лежат на первом облаке (лежат фрукты) что на них изображено, а как их можно назвать, одним словом. Тогда это облако, будет какое? (Фруктовое, овощное, мебельное, профессиональное).
Воспитатель: А вот и лучик!
5 часть «Солнышко».
Через портал вы проходите, дорогу к солнышку найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи. (Пройти сквозь обруч)
Воспитатель: Ребята мы с вами очутились в гостях у солнышка, но его не видно. Давайте его позовем. Повторяйте за мной:
Солнышко покажись!
Красное снарядись!
Поскорей, не робей
Нас, ребят, отогрей!
(На доске из-за тучки появляется «грустное» солнышко)
-Солнышко, мы нашли твои лучики.
-Ребята посмотрите солнышко, какое у нас? Давайте назовем ему ласковые, волшебные, добрые слова, что бы солнышко улыбнулось.
-Солнышко, какое? (Желтое, круглое, нежное, лаковое, яркое, весёлое, лучистое, блестящее, веселое, горячее, доброе, жаркое, жгучее, желтое, золотистое, золотисто-огненное, испепеляющее, красное, ласковое, лимонно-желтое,
Лучезарное, лучистое, морозное, нежное, оранжевое, ослепительное, печальное, приветливое, радостное румяное, рыжее, сверкающее, светлое, сияющее.)
(Воспитатель солнышко поворачивает и оно улыбается)
Солнце жёлтое, как что (одуванчик).
Солнце круглое, как что (мячик).
Солнце ласковое, как что, или как кто (бабушка).
Солнце румяное, как что (блинчик).
Солнышко улыбнулось и благодарит вас, говорит «спасибо». За то, вы нашли все лучики.
Теперь весна обязательно придет.
Через портал вы проходите, дорогу к детскому саду вы найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи. (Пройти сквозь обруч)
Дети садятся на стульчики вокруг стола, проводится беседа и дети украшают солнышко цветными скрепками.
Воспитатель подводит итог:
Пусть солнышко, которое вы сделали подождет вас, а я вам предлагаю встать в круг:
«Эй, дружок становись скорей в кружок!»
Воспитатель:
Что понравилось в нашем путешествии? Что было сложно выполнить?
Протяните руку вперед и соедините их в центре круга. Закройте глаза, тихо постойте и почувствуйте себя теплым солнечным лучиком. А теперь солнышком. Никогда не забывайте, что каждый может стать добрым волшебником. И ни на минуту а на всю жизнь, если дела его будут веселыми солнечными. Я желаю вам стать такими волшебниками.
На этом наше путешествие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспек непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Волшебный мир сказки"
Продолжать давать детям представление о многообразии видов устного народного творчества....
Конспект непрерывной непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи детей старшей группы «Волшебная коробка»
Учить детей класифицировать предметы по материалу, называть обобщающие слова....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " Волшебный мешочек"
конспект по развитию речи...
Мастер-класс для родителей и детей старшей группы «Волшебный шар»
Управление образования администрации г. о. Долгопрудный Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад № 10 «Лучик&raqu...
Мастер - класс по развитию речи в младшей группе детского сада на тему « Домашние животные »
Данный мастер - класс был показан на региональном семинаре воспитателей...