Мастер –класс по развитию речи в старшей группе «Волшебный портал»
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Пестова Юлия Владимировна

Мастер –класс по развитию речи в старшей группе «Волшебный портал»

     Цель: Обучение детей дошкольного возраста грамоте и развитие речи с помощью дидактических игр и упражнений.

     Задачи:

     1. Развивать сообразительность, формировать творческое мышление, умение найти выход из затруднительной ситуации;

     2. Упражнять в дифференциации звуков [ж], [з], учить различать на слух, выделять голосом;

     3. Закрепить умение отгадывать загадки, учить делить слова на слоги.

     4. Познакомить с элементами фольклора при заучивании за клички «Солнышко покажись».

     5. Учить классифицировать предметы по общему признаку;

     6. Упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа;

     7. Учить осуществлять подбор слов эпитетов к слову «солнце».

     8. Способствовать снятию психического напряжения и сохранению эмоционального благополучия ребенка.

     Методические приемы:

     Игровой - использование сюрпризных моментов: встреча с «Лучиком», «магический портал», голос волшебника, игры – перевоплощения, загадки, дидактические игры: «Зоопарк», «Один – много», «Назови одним словом», «Скажи какое», «На что похоже».

     Словесный - вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщения, поощрения, итог занятия.

     Словарная работа:

     Введение в речь новых слов – лучезарное, портал.

     Оборудование:

     Картинки, обруч, игрушки -  животные, макеты деревьев, облаков, скрепки, солнышки из картона.

     Ход занятия.

     Воспитатель: Ребята, посмотрите какое чудесное утро, сколько гостей к вам пришло.          

     Придумано кем-то просто и мудро

     При встрече здороваться: – Доброе утро!

     Доброе утро! Солнцу и птицам!

     Доброе утро! Улыбчивым лицам.

     И каждый становится добрым, доверчивым...

     Пусть доброе утро длится до вечера.

 Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки.  А теперь посмотрите все на меня и давайте подарим друг другу улыбку.

     Доброе утро, дорогие дети и взрослые!                      

     Воспитатель: Отгадайте-ка загадку:

      Среди неба голубого

     Яркий блеск огня большого

     Не спеша огонь тот ходит

     Землю-матушку обходит.

     Светит весело в оконце

      Догадались это …солнце!

     Правильно ребята! Солнце! 

     Воспитатель: А я его лучик. Случилась беда, послало солнышко свои лучи землю согреть, а злой волшебник, схватил лучики и разбросал их по всему свету. Разлучил он меня с моими братьями и сестрами. Поэтому солнышко светит, но не греет.

      Воспитатель: Ребята, как же быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?

      (Предположения детей) И весна может не прийти.

      Воспитатель: Вы хотите помочь солнцу?  

      Ответы детей (Да.)

      Воспитатель: И пришел я к вам за помощью. Помогите мне, пожалуйста, их найти. Тогда отправляемся с вами в необычное путешествие за солнечными лучами.  

Солнышко оставило мне задания-подсказки и волшебный портал для нашего перемещения. 

     Воспитатель: Что такое портал? (Это проход в другое измерение)  

В путь, друзья!

1 часть «Зоопарк»

     Через портал вы проходите, дорогу к лучику найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи.      (Пройти сквозь обруч)

      Воспитатель: Ребята, мы очутились с вами в зоопарке. Посмотрите, здесь тоже злой волшебник нахулиганил, всех зверей из клеток выпустил и дорогу назад они не найдут. Давайте поможем зверям домой попасть.

      - Посмотрите на этой полянке живут животные в названии которых есть звук –Ж- Для них поет песенку жук. Давайте споем эту песенку вместе -ж-ж-ж-.  Что вы слышите в этом слове? Скажи? (Слышно, как жук жужжит).  Вытяните все правую руку, подставьте ладошку. Представьте, что ваша ладошка будет листочком, на него из лесу прилетит жук. Он летит издалека, и его сначала еле слышно: ж (тихо произносит воспитатель, затем все громче, громче, прилетел жук, сел на листочек и отдыхает, перестал жужжать). И мальчики выбирают тех животных в названии которых есть звук –ж-, песенка жука. А девочки проверят.

     - А на этой полянке живут животные в названии которых есть звук -з-. Для них поет песенку комарик.  Давайте споем эту песенку вместе.  Что вы слышите в этом слове? Скажи? (Слышно, как комарик звенит) Вытяните все левую руку, подставьте ладошку. Представьте, что ваша ладошка будет листочком, на него прилетит комарик. Он летит издалека, и его сначала еле слышно: -з- (тихо произносит воспитатель, затем все громче, громче, прилетел комарик, сел на листочек и отдыхает, перестал звенеть). Девочки выбирают животных в названии которых есть звук -з-, а мальчики проверяют)

     Воспитатель: Молодцы ребята. Первый луч мы нашли, идем дальше.

2 часть «Лес»

      Через портал вы проходите, дорогу к лучику найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи.      (Пройти сквозь обруч)

 

     Воспитатель: - Ребята мы попали с вами в лес. Прислушайтесь, кажется я слышу чей то голос.

     (Голос волшебника) - Добрались все-таки до леса, ну ничего лучика вам не видать! Попробуйте сначала загадку отгадать.

     Есть в лесу гриб, гриб не простой

     Он ядовитый с красной головой

     С белыми пятнами ты посмотри

     Названье его на три слога дели.

                        (Му-хо-мор)

      -Сколько слогов в слове «мухомор»? (Проверяем)

     Голос волшебника: Вторая загадка

     В лесу есть маленький зверек

     В его названии один слог

     Может свернуться он в клубок. (Еж) (проверяем)

      - Сколько в этом слове слогов?

     Голос волшебника: Третья загадка

     Найдете то, что ищете вы, если поразмыслите

     Лежит оно пред вами - ищи его глазами.

      Воспитатель:

     - А вот и второй лучик! Продолжим ребята путь!

 

3 часть «Страна»

     Через портал вы проходите, дорогу к лучику найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи.      (Пройти сквозь обруч)

    (Звучит музыка прибоя.)

     - Ребята, мы с вами оказались в открытом море, давайте поплаваем, как весёлые рыбки. А теперь вдохнули и нырнули глубоко, глубоко и задержали дыхание, под водой дышать нельзя. Вынырнули, вздохнули. Молодцы, а теперь плывём вон к тому берегу, там нас ждёт приключение.

     Попали мы в страну, где не бывает ничего по одному. Здесь задание такое оно не сложное оно простое.

     (Дети ставят слово в форме множественного числа родительного падежа)

     Одна роза - много …

     Один гриб – много…

     Одна корова – много…

     Одна ромашка – много…

     Воспитатель: А вот и третий лучик! Продолжим ребята путь!

4 часть «Облака»

     Через портал вы проходите, дорогу к лучику найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи.      (Пройти сквозь обруч)

     Попали мы на облака, посмотрите как мы высоко, под нами города, реки, горы, а вон Баба-Яга полетела, наверное, какие-то пакости замышляет. Давайте ей помашем рукой. Но нас ждут дела, в путь.

     Воспитатель: Какие картинки лежат на первом облаке (лежат фрукты) что на них изображено, а как их можно назвать, одним словом. Тогда это облако, будет какое? (Фруктовое, овощное, мебельное, профессиональное).

     Воспитатель: А вот и лучик!    

5 часть «Солнышко».

     Через портал вы проходите, дорогу к солнышку найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи.      (Пройти сквозь обруч)

     Воспитатель: Ребята мы с вами очутились в гостях у солнышка, но его не видно.               Давайте его позовем. Повторяйте за мной:

     Солнышко покажись!

     Красное снарядись!

     Поскорей, не робей

     Нас, ребят, отогрей!

    (На доске из-за тучки появляется «грустное» солнышко)

    -Солнышко, мы нашли твои лучики.

    -Ребята посмотрите солнышко, какое у нас?  Давайте назовем ему ласковые, волшебные, добрые слова, что бы солнышко улыбнулось.

    -Солнышко, какое?   (Желтое, круглое, нежное, лаковое, яркое, весёлое, лучистое, блестящее, веселое, горячее, доброе, жаркое, жгучее, желтое, золотистое, золотисто-огненное, испепеляющее, красное, ласковое, лимонно-желтое,

     Лучезарное, лучистое, морозное, нежное, оранжевое, ослепительное, печальное, приветливое, радостное румяное, рыжее, сверкающее, светлое, сияющее.)

     (Воспитатель солнышко поворачивает и оно улыбается)

     Солнце жёлтое, как что (одуванчик).

     Солнце круглое, как что (мячик).

     Солнце ласковое, как что, или как кто (бабушка).

     Солнце румяное, как что (блинчик).

     Солнышко улыбнулось и благодарит вас, говорит «спасибо». За то, вы нашли все лучики.

     Теперь весна обязательно придет.

     Через портал вы проходите, дорогу к детскому саду вы найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи.      (Пройти сквозь обруч)

     Дети садятся на стульчики вокруг стола, проводится беседа и дети украшают солнышко цветными скрепками.

     Воспитатель подводит итог:

     Пусть солнышко, которое вы сделали подождет вас, а я вам предлагаю встать в круг:

     «Эй, дружок становись скорей в кружок!»

     Воспитатель:

     Что понравилось в нашем путешествии? Что было сложно выполнить?

     Протяните руку вперед и соедините их в центре круга. Закройте глаза, тихо постойте и почувствуйте себя теплым солнечным лучиком. А теперь солнышком. Никогда не забывайте, что каждый может стать добрым волшебником. И ни на минуту а на всю жизнь, если дела его будут веселыми солнечными. Я желаю вам стать такими волшебниками.

 

На этом наше путешествие закончилось.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Волшебный мир сказки"

Продолжать давать детям представление о многообразии видов устного народного творчества....

Мастер-класс для родителей и детей старшей группы «Волшебный шар»

Управление образования администрации г. о. Долгопрудный Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный  детский сад № 10 «Лучик&raqu...

Мастер - класс по развитию речи в младшей группе детского сада на тему « Домашние животные »

Данный мастер - класс был показан на региональном семинаре воспитателей...