Мастер-класс Тема: «Развитие речи и приобщения к художественной литературе дошкольников».
методическая разработка на тему

Дзгоева Марина Казбековна

мастер - класс для родителей или воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Мастер-класс

 Тема: «Развитие речи и приобщения к художественной литературе дошкольников».

 

 

Выполнил и подготовил:

 воспитатель

Дзгоева Марина Казбековна.

 

г. Беслан 2014г

Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников.

Организационный момент:

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим проблему развития речи у детей и приобщения детей к художественной литературе; обоснуем наши позиции, поделимся практическими находками.

1 задание. Теоретическая часть.

На дереве висят воздушные шары с вопросами двух цветов «зеленые» и «желтые». Педагоги подходят к дереву берут по одному шару и таким образом по цвету воздушных шаров делятся на две команды .

 

По очереди лопают по одному шару и отвечают на вопрос спрятанный в шаре. Жюри оценивает правильность ответа и время.

 

 

Вопросы для команды с зелеными шарами:

1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

  • Развитие словаря
  • формирование грамматического строя речи
  • воспитание звуковой культуры речи
  • развитие связной речи
  • подготовка детей к обучению грамоте
  • развитие речевого дыхания, выразительности

2. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника?

  • Развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи.

3. Что такое диалог?

  • Диалог — это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора.

4. Что такое монолог?

  • Монолог — (от греч. monos — один и logos — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

Вопросы для команды с желтыми шарами:

5. Как называется образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

 

6. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания  с выводом-моралью (басня)

 

7. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

 

8. как называется устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

 2 задание За 1 минуту придумать название команды и девиз.

 

3. задание. Практическая часть.

Покажите сценку – пантомиму одной из предложенных сказок от начала и до конца так, чтобы команда противников могла узнать ее. На подготовку 2 минуты.

  • Для первой команды: «Теремок»
  • Для второй команды: «Колобок» 

4. Игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

Образец:

сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Задание для группы №1.

  • «Рукавичка» от лица рукавички

 

 

Задание для группы №2.

  • «Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

5. задание. Скороговорки

Участники должны произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

  • Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

 

  • Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»

 

 

6. конкурс «Времена года» проводится поочередно.

Стихотворения  о временах года.

 

Из конверта участники команд достают пейзажные картинки.

 

 

На них изображены зима, лето, весна, осень. Команда должна

вспомнить отрывок стихотворения о каждом времени года, кто больше.

 

7 задание. Кроссворд.

Решить кроссворд за определенное время. Каждой команде дается лист с кроссвордом. Жюри засекает время и подсчитывает баллы. 

 

8 задание. Творческий конкурс.

Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать». Дается 1 минут

Для первой команды «Не плюй в колодец: случится воды напиться»

  • Для второй команды: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»

 

9 задание «Блиц-опрос»

Блиц – опрос команд на время. Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной: «Мал золотник -да дорог» Большой золотник, Да не нужен»

 

Для первой команды:

  • Коротка ночь до зари, коли много работы» (долог день до вечера, когда делать нечего)
  • Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь)
  • У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше)

Для второй команды:

  • Красив дом без углов, а не красив бе выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами)
  • Кто поздно ложиться, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому бог подает)
  • Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)

 

А сейчас жюри будет подводить итоги.

 

Звучит музыка

Жюри подводит итоги

Награждение медалями умники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"

Данный мастер-класс для педагогов ДО.Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов и обмен опытом по развитию речи дошкольников.     Задачи:...

Мастер-класс «Развитие речи и приобщения к художественной литературе дошкольников».

Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников....

Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе посредством сказок»

Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приемами по созданию условий для развития речи детей....

Мастер-класс "Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"

Мастер-класс для воспитателей "Развитие речи и приобщение к художественной литературе дошкольников"...

Методическая разработка НОД по развитию речи с приобщением к художественной литературе посредством пальчикового театра "курочка - ряба"

Цель: Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, придумывать новые эпизоды; учить понимать характер героев; способствовать снятию психического напряжения. Развивать пр...