Мастер – класс по развитию речи
методическая разработка (средняя группа) по теме

Мини - выступление воспитателя по проблеме. Одна из задач воспитания детей среднего возраста  -  осуществляется прежде всего линейно, поскольку от возраста к возрасту, от группы к группе постепенно усложняется материал, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Мастер – класс по развитию речи

Организация и проведение диагностики по усвоению программного материала.

Цель:

 Мини - выступление воспитателя по проблеме. Одна из задач воспитания детей среднего возраста  -  осуществляется прежде всего линейно, поскольку от возраста к возрасту, от группы к группе постепенно усложняется материал, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь.

Задачи: 

  1. Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу;
  2. Понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
  3. Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
  4. Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине;
  5. Соотносить названия животных и их детёнышей (собака – щенок);
  6. Употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);
  7. Правильно согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончания (пушистая кошка, пушистый котёнок);
  8. Учить кратко называть его качества и действия с ним;
  9. Уточнять лексическое значение слов.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Материал и оборудование:

Кукла, 2 разных мяча, картина «Собака со щенками», Незнайка, картинки посуды,  словесные игры.

Ход обследования:

Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявить по методике, разработанной для детей трёх – четырёх лет. Однако добавляются и усложняются некоторые задания тем, что ребёнку, помимо называния игрушек и домашних животных, выделения признаков и качеств предмета, предлагается определить значение слова, обозначающего предмет.

Первая серия заданий. 

Кукла.

Воспитатель показывает ребёнку куклу, предлагает вопросы и задания в определённой последовательности.

1. Что такое кукла?

* ребёнок даёт определение (кукла – это игрушка, с куклой играют).

* называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит).

* не выполняет задание, повторяет слово кукла.

2. Какая на кукле одежда?

* ребёнок называет более четырёх слов.

* называет более двух вещей.

* показывает, не называя.

3. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.

* ребёнок даёт правильные формы (Катя, побегай, пожалуйста, помаши рукой).

* даёт только глаголы – побегай, помаши.

* даёт неправильные формы.

4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

* ребёнок называет слово посуда.

* перечисляет отдельные предметы посуды.

* называет один предмет.

5. Какую посуду ты знаешь?

* ребёнок называет более четырёх предметов.

* называет два предмета.

* называет один предмет.

6. Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло (в маслёнку), соль (в солонку)?

* ребёнок правильно отвечает на все вопросы.

* ответил на три вопросаю

* выполнил только одно задание.

7. Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (Показать картинку с разной посудой.)

* ребёнок называет по цвету (или форме и величине).

* перечисляет отдельные признаки (эта чашка – зелёная, эта – красная, эта – высокая).

* называет одно отличие.

8. Выбери слово. Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это блюдо или тарелка?

* выполняет все задания.

* выполняет два задания.

* выполняет одно задание.

9. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая…(мелкая); один стакан высокий, а другой…(низкий); эта чашка чистая, а эта…(грязная).

* ребёнок правильно подобрал все слова.

* выполнил два задания.

* выполнил одно задание.

10. У чашки есть ручка. Какие ручки ты ещё знаешь?

* ребёнок называет ручку у трёх – четырёх предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика).

* называет две ручки (у кастрюли, сковородки).

* показывает ручку у чашки.

Вторая серия заданий. 

Мяч.

Воспитатель показывает два мяча и спрашивает:

1. Что такое мяч?

* ребёнок даёт определение (мяч – это игрушка; он круглый, резиновый).

* называет какой – то признак.

* повторяет слово мяч.

2. Что значит бросать, ловить?

* ребёнок объясняет словами (бросать – это я кому – то кинул мяч, о другой поймал).

* показывает движение и нацеливает, говорит «бросил».

* толь показывает движение (без слов).

3. Сравни два мяча. Чем они отличаются и чем похожи?

* ребёнок называет признаки (оба круглые, резиновые, мячами играют).

* называет только различия по цвету.

* говорит одно слово.

4. Какие игрушки ты знаешь?

* ребёнок называет более четырёх игрушек.

* называет более двух.

* говорит одно слово.

Третья серия заданий. 

Картина «Собака со щенками».

Воспитатель спрашивает:

1. Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?

* ребёнок обобщает (собака – это животное; собака лает; она пушистая).

* называет (это собака, она чёрная).

* повторяет за взрослым одно слово.

2. Как зовут детёнышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щенок…(медленно). Собака лает громко, а её детёныши…(тихо).

* ребёнок называет детёныша, заканчивает предложения.

* называет детёныша словом собачонок.

* говорит одно слово.

3. Что умеет делать собака? (Лаять, бегать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она… (залает, побежит за ней).

* ребёнок называет 3 – 4 действия.

* называет два действия.

* говорит одно слово.

4. Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются. (загадки: «Большая и лохматая – это собака или щенок?», «Маленький и пушистый – это щенок или собака?»)

* ребёнок отвечает на все вопросы.

* выполняет только одно задание.

* называет одно – два слова.

Четвёртая серия заданий.

                                          Д/и «Задумай слово»

Цель: Конкретизировать представления детей о том или ином предмете, учить кратко называть его качества и действия с ним.

Ход игры: - Давай поиграем в интересную игру. Я должна задумать слово, которое все знают, но не называть его, а только рассказать, что оно обозначает: что можно с ним делать или что оно делает, а ты отгадай.

- Он пушистый, лакает и мурлычет…(котёнок).

- Он кукарекает…(петух).

- Она металлическая, ею можно есть суп, борщ…(ложка).

- Она оранжевая, вкусная, длинная…(морковка).

- Оно белое, по небу плывёт…(облако).

                                        Д/и «Какое что бывает?» 

Цель: Учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять и подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Ход игры: - Давай расскажем Незнайке, что бывает:

Зелёным – огурец, крокодил, листья, ёлка, краски, нитки, яблоко;

Широким – река, дорога, лента, бульвар, улица;

Новым – шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, машина, мебель;

Маленьким – котёнок, мышка, брат, лисёнок, хомячок, мальчик;

Вкусным – конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт;

Пушистым – белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса;

Холодным – чай, снег, молоко, лёд, погода, зима, мороженое, сосулька;

Высоким – дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура;

Круглым – стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце.

                                   Д/и «Исправь ошибку Незнайки»

Цель: Уточнять лексическое значение слов, исправляя ошибки.

Ход игры: Создаётся игровая ситуация, в которой Незнайка говорит неправильно, а ребёнок исправляет.

- Я весь босой (раздетый).

- Я укладил мишку спать (уложил).

- Я заключаю дверь (закрываю).

-  У меня на правой ноге ладошка чешется (коленка).

- Это я проснул Буратино (разбудил).

- Ребята, идите шепотом (медленно).

       

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

          комбинированного вида «Детский сад № 17 «Лесная сказка»

                     Мастер - класс

                           

       «Организация и проведение

          диагностики по усвоению

          программного материала»

                      (по развитию речи в массовых группах)               

                                                                         Составила:

                                                                         воспитатель

                                                                         I категории

                                                                         Мардамшина

                                                                         Елена

                                                                         Рудольфовна

                              г. Набережные Челны

                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер –класс по развитию речи в старшей группе «Волшебный портал»

Мастер –класс по развитию речи в старшей группе «Волшебный портал»     Цель: Обучение детей дошкольного возраста грамоте и развитие речи с помощью дидактических игр и упражнений....

Мастер-класс «по развитию речи посредством опытов и экспериментов»

Мотивация педагогов к применению в своей работе форм и методов познавательно-исследовательской деятельности для развития речи дошкольников....

Мастер- класс по развитию речи дошкольников.

В нашем современном мире проблема развития речи детей дошкольного возраста стала очень острой. В век компьютеризации наши дети все чаще проводят время у мониторов компьютеров, телевизоров, что порожда...

Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"

Сообщение о мастер-классе по развитию речи в                     подготовительной группе.В этом учебном г...