Мастер – класс по развитию речи
методическая разработка (средняя группа) по теме
Мини - выступление воспитателя по проблеме. Одна из задач воспитания детей среднего возраста - осуществляется прежде всего линейно, поскольку от возраста к возрасту, от группы к группе постепенно усложняется материал, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по развитию речи
Организация и проведение диагностики по усвоению программного материала.
Цель:
Мини - выступление воспитателя по проблеме. Одна из задач воспитания детей среднего возраста - осуществляется прежде всего линейно, поскольку от возраста к возрасту, от группы к группе постепенно усложняется материал, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь.
Задачи:
- Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу;
- Понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
- Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
- Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине;
- Соотносить названия животных и их детёнышей (собака – щенок);
- Употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);
- Правильно согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончания (пушистая кошка, пушистый котёнок);
- Учить кратко называть его качества и действия с ним;
- Уточнять лексическое значение слов.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Материал и оборудование:
Кукла, 2 разных мяча, картина «Собака со щенками», Незнайка, картинки посуды, словесные игры.
Ход обследования:
Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявить по методике, разработанной для детей трёх – четырёх лет. Однако добавляются и усложняются некоторые задания тем, что ребёнку, помимо называния игрушек и домашних животных, выделения признаков и качеств предмета, предлагается определить значение слова, обозначающего предмет.
Первая серия заданий.
Кукла.
Воспитатель показывает ребёнку куклу, предлагает вопросы и задания в определённой последовательности.
1. Что такое кукла?
* ребёнок даёт определение (кукла – это игрушка, с куклой играют).
* называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит).
* не выполняет задание, повторяет слово кукла.
2. Какая на кукле одежда?
* ребёнок называет более четырёх слов.
* называет более двух вещей.
* показывает, не называя.
3. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
* ребёнок даёт правильные формы (Катя, побегай, пожалуйста, помаши рукой).
* даёт только глаголы – побегай, помаши.
* даёт неправильные формы.
4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
* ребёнок называет слово посуда.
* перечисляет отдельные предметы посуды.
* называет один предмет.
5. Какую посуду ты знаешь?
* ребёнок называет более четырёх предметов.
* называет два предмета.
* называет один предмет.
6. Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло (в маслёнку), соль (в солонку)?
* ребёнок правильно отвечает на все вопросы.
* ответил на три вопросаю
* выполнил только одно задание.
7. Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (Показать картинку с разной посудой.)
* ребёнок называет по цвету (или форме и величине).
* перечисляет отдельные признаки (эта чашка – зелёная, эта – красная, эта – высокая).
* называет одно отличие.
8. Выбери слово. Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это блюдо или тарелка?
* выполняет все задания.
* выполняет два задания.
* выполняет одно задание.
9. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая…(мелкая); один стакан высокий, а другой…(низкий); эта чашка чистая, а эта…(грязная).
* ребёнок правильно подобрал все слова.
* выполнил два задания.
* выполнил одно задание.
10. У чашки есть ручка. Какие ручки ты ещё знаешь?
* ребёнок называет ручку у трёх – четырёх предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика).
* называет две ручки (у кастрюли, сковородки).
* показывает ручку у чашки.
Вторая серия заданий.
Мяч.
Воспитатель показывает два мяча и спрашивает:
1. Что такое мяч?
* ребёнок даёт определение (мяч – это игрушка; он круглый, резиновый).
* называет какой – то признак.
* повторяет слово мяч.
2. Что значит бросать, ловить?
* ребёнок объясняет словами (бросать – это я кому – то кинул мяч, о другой поймал).
* показывает движение и нацеливает, говорит «бросил».
* толь показывает движение (без слов).
3. Сравни два мяча. Чем они отличаются и чем похожи?
* ребёнок называет признаки (оба круглые, резиновые, мячами играют).
* называет только различия по цвету.
* говорит одно слово.
4. Какие игрушки ты знаешь?
* ребёнок называет более четырёх игрушек.
* называет более двух.
* говорит одно слово.
Третья серия заданий.
Картина «Собака со щенками».
Воспитатель спрашивает:
1. Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?
* ребёнок обобщает (собака – это животное; собака лает; она пушистая).
* называет (это собака, она чёрная).
* повторяет за взрослым одно слово.
2. Как зовут детёнышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щенок…(медленно). Собака лает громко, а её детёныши…(тихо).
* ребёнок называет детёныша, заканчивает предложения.
* называет детёныша словом собачонок.
* говорит одно слово.
3. Что умеет делать собака? (Лаять, бегать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она… (залает, побежит за ней).
* ребёнок называет 3 – 4 действия.
* называет два действия.
* говорит одно слово.
4. Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются. (загадки: «Большая и лохматая – это собака или щенок?», «Маленький и пушистый – это щенок или собака?»)
* ребёнок отвечает на все вопросы.
* выполняет только одно задание.
* называет одно – два слова.
Четвёртая серия заданий.
Д/и «Задумай слово»
Цель: Конкретизировать представления детей о том или ином предмете, учить кратко называть его качества и действия с ним.
Ход игры: - Давай поиграем в интересную игру. Я должна задумать слово, которое все знают, но не называть его, а только рассказать, что оно обозначает: что можно с ним делать или что оно делает, а ты отгадай.
- Он пушистый, лакает и мурлычет…(котёнок).
- Он кукарекает…(петух).
- Она металлическая, ею можно есть суп, борщ…(ложка).
- Она оранжевая, вкусная, длинная…(морковка).
- Оно белое, по небу плывёт…(облако).
Д/и «Какое что бывает?»
Цель: Учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять и подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.
Ход игры: - Давай расскажем Незнайке, что бывает:
Зелёным – огурец, крокодил, листья, ёлка, краски, нитки, яблоко;
Широким – река, дорога, лента, бульвар, улица;
Новым – шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, машина, мебель;
Маленьким – котёнок, мышка, брат, лисёнок, хомячок, мальчик;
Вкусным – конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт;
Пушистым – белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса;
Холодным – чай, снег, молоко, лёд, погода, зима, мороженое, сосулька;
Высоким – дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура;
Круглым – стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце.
Д/и «Исправь ошибку Незнайки»
Цель: Уточнять лексическое значение слов, исправляя ошибки.
Ход игры: Создаётся игровая ситуация, в которой Незнайка говорит неправильно, а ребёнок исправляет.
- Я весь босой (раздетый).
- Я укладил мишку спать (уложил).
- Я заключаю дверь (закрываю).
- У меня на правой ноге ладошка чешется (коленка).
- Это я проснул Буратино (разбудил).
- Ребята, идите шепотом (медленно).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 17 «Лесная сказка» Мастер - класс
«Организация и проведение диагностики по усвоению программного материала» (по развитию речи в массовых группах) Составила: воспитатель I категории Мардамшина Елена Рудольфовна г. Набережные Челны
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер –класс по развитию речи в старшей группе «Волшебный портал»
Мастер –класс по развитию речи в старшей группе «Волшебный портал» Цель: Обучение детей дошкольного возраста грамоте и развитие речи с помощью дидактических игр и упражнений....
Мастер-класс «по развитию речи посредством опытов и экспериментов»
Мотивация педагогов к применению в своей работе форм и методов познавательно-исследовательской деятельности для развития речи дошкольников....
Мастер-класс Тема: «Развитие речи и приобщения к художественной литературе дошкольников».
мастер - класс для родителей или воспитателей...
Мастер- класс по развитию речи дошкольников.
В нашем современном мире проблема развития речи детей дошкольного возраста стала очень острой. В век компьютеризации наши дети все чаще проводят время у мониторов компьютеров, телевизоров, что порожда...
Мастер-класс по развитию речи "Волшебный паровозик"
Мастер-класс по развитию речи....
Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"
Сообщение о мастер-классе по развитию речи в подготовительной группе.В этом учебном г...