Индивидуальное занятие с ребенком старшего возраста «Дифференциация звуков [С] – [З]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шляпникова Александра Рауфовна

Цель: развитие фонематического слуха, развитие слухо-произносительной дифференциации фонем.

 

Образовательные задачи:

Закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях.

Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков).

 

Развивающие задачи:

Совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука.

Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков.

Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте).

 

Воспитательные:

Воспитание положительных черт характера.

Формирование произвольных дифференцированных мимических движений.

Формирование правильного диафрагмального типа физиологического дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx792.66 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие с ребенком старшего возраста

«Дифференциация звуков [С] – [З]»

                                                                                                              Выполнила: воспитатель

                                                                                                      Шляпникова А.Р.

Челябинск

2023

Цель: развитие фонематического слуха, развитие слухо-произносительной дифференциации фонем.

Образовательные задачи:

Закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях.

Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков).

Развивающие задачи: 

Совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука.

Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков.

Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте).

Воспитательные: 

Воспитание положительных черт характера.

Формирование произвольных дифференцированных мимических движений.

Формирование правильного диафрагмального типа физиологического дыхания.

Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, буквы разрезной азбуки, картинки на межполушарное развитие, ветродуйчик, 6 мыльниц с крупами.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Оргмомент.

 Создание положительного эмоционального настроя.

- Здравствуй, какое прекрасное утро! Давай поприветствуем гостей. Повторяй, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу я тебе! (руки в стороны)

Видеть тебя снова очень я рад! (хлопают в ладоши)

- Здравствуйте

Ребенок повторяет за педагогом

Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

2.Дыхательные упражнения.

Работа с ветродуйчиками.

3.Поиск звуков в начале слова

4.Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции.

5.Характеристика звуков.

- Сегодня к нам на занятие придут гости. Но кто это, мы узнаем чуть позже.

- Прежде чем встретить наших гостей, нужно хорошенько

размяться, сделать гимнастику.

 - Артикуляционная зарядка

«Лягушка – слоник»

«Киска сердится»

«Месим тесто»

«Блинчики»

«Чистим нижние зубки»

Зарядка для пальчиков

«Зайчик»

Кто там скачет на лужайке,

Это длинноухий зайка,

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит,

Этот зайка под сосной,

Этот зайка под другой,

Дали зайцу барабан,

Он ударил: там-там-там!

- Пошли мы с совятами в лес, а там поднялся сильный ветер и стал сдувать листочки с деревьев. Давай покажем, как сильно он дует!

- К нам на занятие пришли два гостя Саня и Зоя.

 показывает ребенку картинку с изображениями.

- Какой звук находятся в начале имени Саня? Правильно, звук [С]. А в имени Зоя, какой первый звук? Правильно, звук [З]. Сегодня мы пойдем на прогулку и будем учиться распознавать звуки [С]и [З].

- Давай споем песенку «водички», а теперь песенку «мухи». Чем они отличаются? Песенка комарика поется….., без голоса, а песенка мухи с голосом. Попробуй еще раз сам. Спой песенку водички и поднеси к губам ладонь.

Какой воздух – холодный, а песенка мухи как поется?- воздух теплый?

- Звук З –звонкий мы его с голосом произносим, а звук С тихо говорим-он у нас глухой.

Ребенок повторяет упражнения перед зеркалом.

Ребенок набирает в легкие воздух и начинает постепенно выдыхать на ветродуйчик.

- С, С, С

- З, З, З

Выполняет действия за педагогом.

- Тихо

 - Громко.

- Тепплый

Пальчиковая гимнастика.

1. Пальчики приветствуют друг друга. Поочередное соединение всех пальцев с большим и проговаривание «Привет», «Привет», «Привет», «Привет».

6. Развитие фонематического слуха.


Д/И «Угадай одинаковый шум»

7.Проговаривание слогов

8. Д/У «Подарки для Сани и Зои»

- Посмотри, что есть у меня. Это мыльницы, но не простые, а музыкальные. Тебе нужно расставить мыльницы парами, потому что каждая пара мыльниц издает свой звук.

Готов?( В 6 разных по цвету мыльниц, насыпаем крупы 3-х сортов.) 

- Ты молодец! Хорошо справился!

- Саня и Зоя просят тебя повторить за ними интересные песенки. Слушай и запоминай, со мной вместе повторяй!

СА-ЗА-СА,

ЗА-СА-ЗА,

СА-ЗА-ЗА-СА,

ЗО-СО-СО-ЗО,

СУ-ЗУ-СУ-ЗУ

- Давай отправим поезд с пассажирами Сани и Зои. А чтобы узнать, кому в какой вагон сесть, нам нужно определить, какой звук находится в названии картинки. Если в названии картинки есть звук [З], то это будет подарок для Зои, а если в названии картинки есть звук [С], то это подарок для Сани.

- Да.

Ребенок, после того как потрясет каждую мыльницу должен найти пару

Ребенок повторяет за педагогом

СА-ЗА-СА,

ЗА-СА-ЗА,

СА-ЗА-ЗА-СА,

ЗО-СО-СО-ЗО,

СУ-ЗУ-СУ-ЗУ

Ребенок произносит слова с картинок и определяет для кого подарок.

Физкультминутка

Кинезиологические упражнения (пистолет-заяц, лайк-козырек).

Руки вытянуть вперед –параллельно друг другу, двигаем вверх-вниз только ладони.

9.Межполушарное развитие

Работа с карточками «Обведи 2 руками»

10.Дифференциация звуков.

11.Д/И с мячем

- Мы немножко отдохнули и снова за работу. Посмотри, что для тебя приготовили Саня и Зоя.

 - Поставь обе ручки на полосы и одновременно обводи двумя руками

- А теперь очень сложное задание, надеюсь ты с ним справишься. Соедини маркером звуки и слова. Отлично!

- Мы продолжаем наш интересный урок и следующее задание это игра с мячом. Я тебе кидаю мяч и говорю СА, а ты мне наоборот –за,. Я тебе со- а ты мне-зо. Сы-зы,су-зу, си-зи.

Ребенок выполняет задание. В случае затруднения педагог помогает ребенку.

Ребенок берет в руки маркер (карандаш) и соединяет звуки и слова на картинке.

Ребенок выполняет задание. В случае затруднения педагог помогает ребенку.

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Ты сегодня показал себя умным, активным ребенком. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

- Что понравилось?

Саня и Зоя тебе очень благодарны за интересный урок, им пора возвращаться к себе домой. Давай по прощаемся с ними.

- Делали гимнастику, пели песню воды и мухи, искали пары мыльницам, играли в мяч, обводили по линиям

Играть в мяч. Обводить по линиям.

- До свиданья, Зоя!

До свиданья, Саня!

Приложение

Ветродуйчик

«Обведи 2 руками»

 

Дифференциация звуков [С]- [З]

«Подарки для Сани и Зои»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное задание для детей дошкольного возраста. Дифференциация звуков Ш и Ж

Индивидуальное задание для детей дошкольного возраста. Дифференциация звуков Ш и Ж...

Конспект индивидуального занятия с дошкольником на звукопроизношение "Дифференциация звуков Ль-Й"

Занятие направлено на дифференциацию звуков Ль-Й, т.е. различать поставленные звуки на слух и в произношении. Правильное различение звуков позволяет формировать навыки звукового анализа и синтеза; пар...

Конспект индивидуального занятия на тему: «Автоматизация и дифференциация звуков [з] и [с]»

Конспект индивидуального занятия на тему:«Автоматизация и дифференциация звуков [з] и [с]»...

Конспект индивидуального занятия на тему: «Автоматизация и дифференциация звуков [з] и [с]»

Конспект индивидуального занятия на тему:«Автоматизация и дифференциация звуков [з] и [с]»...

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Дифференциация звука «С-СЬ»

Конспект в помощь воспитателю для индивидуальной работы по отработке дифференциации звука "С-Сь"...

Конспект Индивидуального занятия для ребенка старшей группы. Автоматизация звука "С"

Конспект  Индивидуального занятия для ребенка старшей группы. Тема: Автоматизация звука [С] «Путешествие в сказку «Цветик-семицветик»...