Индивидуальное занятие с ребенком старшего возраста «Дифференциация звуков [С] – [З]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: развитие фонематического слуха, развитие слухо-произносительной дифференциации фонем.
Образовательные задачи:
Закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях.
Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков).
Развивающие задачи:
Совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука.
Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков.
Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте).
Воспитательные:
Воспитание положительных черт характера.
Формирование произвольных дифференцированных мимических движений.
Формирование правильного диафрагмального типа физиологического дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_3.docx | 792.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие с ребенком старшего возраста
«Дифференциация звуков [С] – [З]»
Выполнила: воспитатель
Шляпникова А.Р.
Челябинск
2023
Цель: развитие фонематического слуха, развитие слухо-произносительной дифференциации фонем.
Образовательные задачи:
Закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях.
Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков).
Развивающие задачи:
Совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука.
Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков.
Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте).
Воспитательные:
Воспитание положительных черт характера.
Формирование произвольных дифференцированных мимических движений.
Формирование правильного диафрагмального типа физиологического дыхания.
Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, буквы разрезной азбуки, картинки на межполушарное развитие, ветродуйчик, 6 мыльниц с крупами.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность ребенка |
Оргмомент. Создание положительного эмоционального настроя. | - Здравствуй, какое прекрасное утро! Давай поприветствуем гостей. Повторяй, пожалуйста, за мной: Доброе утро лесам и полям! (руки вверх) Доброе утро скажу я тебе! (руки в стороны) Видеть тебя снова очень я рад! (хлопают в ладоши) | - Здравствуйте Ребенок повторяет за педагогом |
Основная часть. 1.Артикуляционная гимнастика Развитие артикуляционной и мелкой моторики. 2.Дыхательные упражнения. Работа с ветродуйчиками. 3.Поиск звуков в начале слова 4.Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции. 5.Характеристика звуков. | - Сегодня к нам на занятие придут гости. Но кто это, мы узнаем чуть позже. - Прежде чем встретить наших гостей, нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику. - Артикуляционная зарядка «Лягушка – слоник» «Киска сердится» «Месим тесто» «Блинчики» «Чистим нижние зубки» Зарядка для пальчиков «Зайчик» Кто там скачет на лужайке, Это длинноухий зайка, Зайка серенький сидит, И ушами шевелит, Этот зайка под сосной, Этот зайка под другой, Дали зайцу барабан, Он ударил: там-там-там! - Пошли мы с совятами в лес, а там поднялся сильный ветер и стал сдувать листочки с деревьев. Давай покажем, как сильно он дует! - К нам на занятие пришли два гостя Саня и Зоя. показывает ребенку картинку с изображениями. - Какой звук находятся в начале имени Саня? Правильно, звук [С]. А в имени Зоя, какой первый звук? Правильно, звук [З]. Сегодня мы пойдем на прогулку и будем учиться распознавать звуки [С]и [З]. - Давай споем песенку «водички», а теперь песенку «мухи». Чем они отличаются? Песенка комарика поется….., без голоса, а песенка мухи с голосом. Попробуй еще раз сам. Спой песенку водички и поднеси к губам ладонь. Какой воздух – холодный, а песенка мухи как поется?- воздух теплый? - Звук З –звонкий мы его с голосом произносим, а звук С тихо говорим-он у нас глухой. | Ребенок повторяет упражнения перед зеркалом. Ребенок набирает в легкие воздух и начинает постепенно выдыхать на ветродуйчик. - С, С, С - З, З, З Выполняет действия за педагогом. - Тихо - Громко. - Тепплый |
Пальчиковая гимнастика. 1. Пальчики приветствуют друг друга. Поочередное соединение всех пальцев с большим и проговаривание «Привет», «Привет», «Привет», «Привет». | ||
6. Развитие фонематического слуха.
7.Проговаривание слогов 8. Д/У «Подарки для Сани и Зои» | - Посмотри, что есть у меня. Это мыльницы, но не простые, а музыкальные. Тебе нужно расставить мыльницы парами, потому что каждая пара мыльниц издает свой звук. Готов?( В 6 разных по цвету мыльниц, насыпаем крупы 3-х сортов.) - Ты молодец! Хорошо справился! - Саня и Зоя просят тебя повторить за ними интересные песенки. Слушай и запоминай, со мной вместе повторяй! СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-СО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-ЗУ - Давай отправим поезд с пассажирами Сани и Зои. А чтобы узнать, кому в какой вагон сесть, нам нужно определить, какой звук находится в названии картинки. Если в названии картинки есть звук [З], то это будет подарок для Зои, а если в названии картинки есть звук [С], то это подарок для Сани. | - Да. Ребенок, после того как потрясет каждую мыльницу должен найти пару Ребенок повторяет за педагогом СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-СО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-ЗУ Ребенок произносит слова с картинок и определяет для кого подарок. |
Физкультминутка Кинезиологические упражнения (пистолет-заяц, лайк-козырек). Руки вытянуть вперед –параллельно друг другу, двигаем вверх-вниз только ладони. | ||
9.Межполушарное развитие Работа с карточками «Обведи 2 руками» 10.Дифференциация звуков. 11.Д/И с мячем | - Мы немножко отдохнули и снова за работу. Посмотри, что для тебя приготовили Саня и Зоя. - Поставь обе ручки на полосы и одновременно обводи двумя руками - А теперь очень сложное задание, надеюсь ты с ним справишься. Соедини маркером звуки и слова. Отлично! - Мы продолжаем наш интересный урок и следующее задание это игра с мячом. Я тебе кидаю мяч и говорю СА, а ты мне наоборот –за,. Я тебе со- а ты мне-зо. Сы-зы,су-зу, си-зи. | Ребенок выполняет задание. В случае затруднения педагог помогает ребенку. Ребенок берет в руки маркер (карандаш) и соединяет звуки и слова на картинке. Ребенок выполняет задание. В случае затруднения педагог помогает ребенку. |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. | - Вот и подошло к концу наше занятие. Ты сегодня показал себя умным, активным ребенком. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? - Что понравилось? Саня и Зоя тебе очень благодарны за интересный урок, им пора возвращаться к себе домой. Давай по прощаемся с ними. | - Делали гимнастику, пели песню воды и мухи, искали пары мыльницам, играли в мяч, обводили по линиям Играть в мяч. Обводить по линиям. - До свиданья, Зоя! До свиданья, Саня! |
Приложение
Ветродуйчик
«Обведи 2 руками»
Дифференциация звуков [С]- [З]
«Подарки для Сани и Зои»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия на тему: "Работа по дифференциации звуков "с" и "ш"."
Дифференциация звуков [С] — [Ш] ....
Индивидуальное задание для детей дошкольного возраста. Дифференциация звуков Ш и Ж
Индивидуальное задание для детей дошкольного возраста. Дифференциация звуков Ш и Ж...
Конспект индивидуального занятия с дошкольником на звукопроизношение "Дифференциация звуков Ль-Й"
Занятие направлено на дифференциацию звуков Ль-Й, т.е. различать поставленные звуки на слух и в произношении. Правильное различение звуков позволяет формировать навыки звукового анализа и синтеза; пар...
Конспект индивидуального занятия на тему: «Автоматизация и дифференциация звуков [з] и [с]»
Конспект индивидуального занятия на тему:«Автоматизация и дифференциация звуков [з] и [с]»...
Конспект индивидуального занятия на тему: «Автоматизация и дифференциация звуков [з] и [с]»
Конспект индивидуального занятия на тему:«Автоматизация и дифференциация звуков [з] и [с]»...
Конспект занятия с детьми старшего возраста «Дифференциация звука «С-СЬ»
Конспект в помощь воспитателю для индивидуальной работы по отработке дифференциации звука "С-Сь"...
Конспект Индивидуального занятия для ребенка старшей группы. Автоматизация звука "С"
Конспект Индивидуального занятия для ребенка старшей группы. Тема: Автоматизация звука [С] «Путешествие в сказку «Цветик-семицветик»...