Конспект занятия с детьми старшего возраста «Дифференциация звука «С-СЬ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект в помощь воспитателю для индивидуальной работы по отработке дифференциации звука "С-Сь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya._differentsiatsiya_zvukov_s-s.docx | 715.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное логопедическое занятие с детьми старшей группы.
Тема: «Дифференциация звука «С-СЬ»
Автор: Павленко Наталья Юрьевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №387»
Населенный пункт: г.Челябинск
Цели:
Коррекционно-образовательные: создать условия для формирования умения дифференцировать звуки изолированно, на уровне слога, слова, предложения; уточнить артикуляцию звуков [с] – [с']; дать развернутую характеристику звуков [с] – [с']; формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука; расширять словарный запас; корректировать лексико-грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие: развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка; формировать правильное речевое дыхание; развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности; воспитывать положительное отношение к занятию.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, картинки-символы, профиль артикуляционный, слоговые дорожки и таблицы, картинка для выполнения артикуляционной гимнастики, предметные картинки со звуком [с] и [с'].
Таблица 1 – Ход занятия
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Средства |
1. Организационный момент. | – Здравствуй. Начнем мы сегодня наше занятие с «Гимнастики для ума». – Ответь мне, пожалуйста, на вопросы: – Самая болтливая птица. – Ночная птица. – Число, следующее за числом шесть. – Птица с желтой грудкой. – Усатая рыба. – Что видим, когда спим. – Цвет моря. – Насекомое, напоминающее вертолет – Какие звуки часто повторялись в словах? – Нам с тобой на занятии будут помогать гномики: Сеня и Саня. Посмотри на картинки, скажи кто Саня, а кто Сеня? | – Сорока. – Сова. – Семь. – Синица. – Сом. – Сон. – Синий. – Стрекоза. – Звук [с] и [с'] | Предметные картинки. |
2. Артикуляционная гимнастика. | А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка. Упражнения: «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка», «Лошадка». | Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику | Зеркало. |
Продолжение таблица 1
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Средства |
3. Объявление темы занятия. | – Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [с] и [с'] и искать слова, в которых эти звуки встречаются. | ||
4. Произношение изолированного звука (индивидуальное). | – Давай с тобой вспомним и произнесем как накачивает воздух большой насос? – А как маленький? | – С- с-с-с. – Сь- сь - сь. | Карточка. |
5. Анализ артикуляции. | – Давай вспомним как расположены зубы, губы, язык при произношении звуков [с] и [с']. – Работают ли голосовые связки? | Звук [с'] 1. Зубы сближены. 2. Губы растянуты в улыбке. 3. Кончик языка упирается в нижние зубы. 4. Спинка языка выгнута. 5. Голосовые складки разомкнуты. Звук [с] 1. Зубы сближены. 2. Губы растянуты в улыбке. 3. Кончик языка упирается в нижние зубы. 4. Спинка языка выгнута. 5. Голосовые складки разомкнуты. | Профили. |
6. Характеристика звука. | – Давай вспомним какие звуки [с] и [с']? – Чем они похожи? – В чем разница? | Звук [с] согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом. Звук [с'] – согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом. |
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Средства |
7. Развитие фонематического слуха. | Игра «Ловушки». Сейчас мы будем играть. Если услышишь звук [с], то хлопни. С, Э,С,И,С,У,С,О,М,С,Э,С,А,К,С Игра «Подбор слов на заданный звук». – Вспомни 3-5 предметов на звук [с] и [с']. | Ребенок внимательно слушает и хлопает. Ребенок придумывает по 5 слов на каждый звук. Сом, сумка, сапоги, сушка, сыр. Семечки, сироп, сено, синий, силач. | Мяч. |
8. Связь звука с буквой. | «На что похожа буква С? Пальцы руки в полуовале Перед собой направим мы вправо. Полукруг, ну просто класс! Получилась С у нас». Выкладывание буквы из пластилина. Найди букву С в рисунке. | Ребенок выкладывает букву из пластилина. Ребенок находит и обводит на карточке букву С. | Пластилин, карточка. |
9. Дифференциация звуков в слогах, звуковой анализ слогов. | Игра «Превращение». – Назови слог так, чтоб звук [с] стал мягким. – СА, СО, СУ, СЫ. – А сейчас проанализируй слог СА, СУ, используя фишки. |
– СЯ, СЁ, СЮ, СИ, СА. С – согласный, глухой, твердый. А – гласный, звонкий. | Фишки. |
10. Дифференциация звуков в словах. Звукослоговый анализ слов с графической записью. | – Поможем Сене и Сани разобрать кому какие предметы принадлежат. Звукослоговый анализ слов: бусы, гусь. | Ребенок раскладывает картинки Сани со звуком [с], а Сени со звуком [с']. | Предметные картинки. |
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Средства |
11. Физминутка. | «Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А сейчас их разведем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей». | Ребенок выполняет движения по тексту. | |
12. Дифференциация звука в предложениях. Графическая запись предложения. | Составь по 3 предложения со звуком (из отобранных картинок) [с] и [с']. | Ребенок составляет предложения. | Карточки. |
13. Работа с текстом. | Послушай текст, и перескажи четко проговаривая звуки [с] и [с']. Обед Мама поставила на стол миски, кастрюлю с супом, солонку с солью. Принесла хлеб и ложки. Соня и Настя садятся на стулья. Сначала ели салат из редиски со сметаной. Салат вкусный. Потом ели мясной суп с фасолью. Суп солили по вкусу. Суп тоже был вкусный. После супа ели арбуз. Арбуз был красный и сладкий. Обед был чудесный. | Ребенок внимательно слушает и пересказывает текст. | |
14. Домашнее задание. | 1. Произноси слоги. 2. Произноси слова. 3. Произноси предложения. 4. Исключи 4- ый лишний. | Карточка с д/з. | |
15. Итог занятия. | – С каким звуками мы сегодня работали? – Что нового ты узнал на занятии? – Что тебе больше всего понравилось? – Что показалось трудным? |
Наглядный и раздаточный материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего возраста с ОНР "Путешествие со Снеговичком"
Конспект на закрепление навыка правильного произношения звука С в слогах, словах и предложениях у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены эффективные игровые приём...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы "Дифференциация звуков З - Ж в слогах и словах"
Задачи: уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развива...
Конспект занятия с детьми старшего возраста. Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).
Тема:«Исследуем свойства воды»Задачи:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воды.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать...
Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»
Занятие посвещенное ознакомлению детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри» и произведением Мусоргского «Богатырские ворота», для воспитания в детях гордости за своих предков, и ...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»
Задачи:· уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;· отработать отчетливое произ...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»
Задачи:уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развиват...
Индивидуальное занятие с ребенком старшего возраста «Дифференциация звуков [С] – [З]»
Цель: развитие фонематического слуха, развитие слухо-произносительной дифференциации фонем. Образовательные задачи:Закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особеннос...