Методическая разработка "Использование мнемотехники в работе с детьми с тяжелым нарушением речи с 6-7 лет"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Я в своей работе использую приемы мнемотехники и разрабатываю мнемотаблицы сами. Почему я это внедряю в своей работе.
Как известно в речи детей с тяжелыми нарушениями существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Надо отметить, что у большей части детей с нормой развития, речь так же скудная, однообразная.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании одного из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. У детей важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы и схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация для запоминания текста. На первых этапах я сама составляла схемы, а в дальнейшем мы с детьми стали придумывать их вместе. Составляли мнемотаблицы по сказкам, рассказам, потом стали кадировать песни, стихи. Со временем я заметила, что дети стали быстро запоминать тексты. По ориентировке в пространстве использовала таблицы, которые делала сама. Размещала картинки на листе бумаги. При работе спрашивала детей: «Что находится в правом верхнем углу, в правом нижнем углу (также в левом), в середине. Убирала таблицу и просила детей ответить на те же вопросы. Или мы с детьми рассматривали, что находится на листе, а затем убирала лист и дети по очереди говорили, что запомнили. Но обратила внимание на то, что дети хорошо запоминали цветное изображение и плохо запоминали черно-белое. У детей формировалось внимание, зрительная, слуховая память, Количество слов для запоминания возрастала от 5 до 9 (в этом возрасте от 6-7 штук). Можно предложить детям запомнить что или кто нарисован на картине. Перечислить обьекты, перевернуть картину- ребенок быстро перечисляет, что запомнил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_dlya_attestatsii.pptx | 208.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уважаемые, коллеги! Я в своей работе использую приемы мнемотехники и разрабатываю мнемотаблицы сами. Почему я это внедряю в своей работе. Как известно в речи детей с тяжелыми нарушениями существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Надо отметить, что у большей части детей с нормой развития, речь так же скудная, однообразная. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании одного из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. У детей важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы и схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация для запоминания текста. На первых этапах я сама составляла схемы, а в дальнейшем мы с детьми стали придумывать их вместе. Составляли мнемотаблицы по сказкам, рассказам, потом стали кадировать песни, стихи. Со временем я заметила, что дети стали быстро запоминать тексты. По ориентировке в пространстве использовала таблицы, которые делала сама. Размещала картинки на листе бумаги. При работе спрашивала детей: «Что находится в правом верхнем углу, в правом нижнем углу (также в левом), в середине. Убирала таблицу и просила детей ответить на те же вопросы. Или мы с детьми рассматривали, что находится на листе, а затем убирала лист и дети по очереди говорили, что запомнили. Но обратила внимание на то, что дети хорошо запоминали цветное изображение и плохо запоминали черно-белое. У детей формировалось внимание, зрительная, слуховая память, Количество слов для запоминания возрастала от 5 до 9 (в этом возрасте от 6-7 штук). Можно предложить детям запомнить что или кто нарисован на картине. Перечислить обьекты , перевернуть картину- ребенок быстро перечисляет, что запомнил. Хочу поделиться с вами своими наработками, может они пригодятся вам в вашей работе. Мнемотаблицы к сказкам «Гуси-лебеди», « Заюшкина избушка».
«ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.
Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г...
Методическая разработка «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Методическая разработка на тему: «Использование биоэнергопластики в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»...
ИГРЫ НА ОСНОВЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В этой статье раскрывается важность использования мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ее влияние на память, внимание и речь детей....
«Умные резиночки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)
Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования, а именно: «резиночки для волос».Игры с нестанда...
«Тактильные дощечки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)
Развитие мелкой моторики (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, мышления, речи. Пособие «тактильные д...
Методические рекомендации «Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
кратко говорится о проектной деятельности, предлогаю вниманию макет проекта....
Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Принципы педагогической работы с детьми, имеющими ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....