Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов
детьми с тяжелыми нарушениями речи
Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида
№ 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dashin_doklad.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов
детьми с тяжелыми нарушениями речи
Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида
№ 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.
При нормальном речевом развитии предлоги довольно рано появляются в речи детей.
В 2года 2мес - 2года 6мес появляются предлоги «У» и «ИЗ» с родительным падежом существительных. ( У мамы, из сумки), предлог «с» с творительным падежом в значении совместного действия (с мамой), предлог «на» - предложный падеж со значением места (на окне, на столе)
В 2,5-3 года усваивается винительный падеж с предлогом «под» (под книгу, под камень), родительный падеж с предлогом «через», «из», «для», «после».
От 3-4 лет усваивается родительный падеж с предлогом «до» (обозначает предел действия-до леса), и предлог «вместо».
К 4 годам ребенок практически овладел всеми предлогами, кроме сложных «из-за», «из-под».
Сложность работы над предлогами заключается в том, что предлог очень трудно выделить из спонтанной речи. Перед педагогом должен стоять вопрос: «Какова цель работы над предлогом?»
- Сформировать понимание пространственного значения предлога.
- .Сформировать представление о предлоге как об отдельно значимом слове
- Сформировать умение слышать предлог во фразе.
- Ввести предлог в спонтанную речь детей.
Сначала выясняем, какие предлоги ребенок понимает, как ориентируется в пространстве (на стол, под стол). Сразу увидим, что ребенок не понимает пространственного значения предлогов.
Система работы над предлогами.
1. Хорошо отрабатываем понимание пространственного значения предлогов, манипулируя с предметами в пространстве.
2. Плоскостное изображение предложных значений.
3. Потом строим развернутую фразу с предлогом, используя картинку.
4. Употребление предлога по представлению
Работа над предлогом дает возможность повторить изученные предложные формы и идти дальше.
Начинаем работу с предлога « НА», хотя он есть у большинства детей. При работе с этим предлогом формируется понятие о предлогах, как о маленьких отдельных словах.
Предлагаем начать с игрушек, где отсутствует во фразе предлог
У детей в руках кубик, даем задание; положи кубик стол. Выясняем, что инструкцию нельзя выполнить, так как не сказано важное маленькое слово НА. Без этого слова непонятно задание, слово надо уважать. Затем предлагается положить кубик на что-нибудь - на стол, на стул. Выясняем, что НА обозначает нахождение на поверхность чего-либо. Показываем плоскостное изображение предметов: картинки, где кошка на шкафу, чашка на буфете. После этого распространяем предложения с ответом на вопросы: куда и где? При этом берем 2 предложения конструкции винительного и предложного падежа. Поставили на стол и стоит на столе, положили на полку и лежит на полке. Далее можно использовать следующее пособие: выставляются картинки: яблоня, рябина, дуб, ель (как назвать одним словом?) А теперь скажите, что НА чем растет?
На яблоне яблоки, на дубе желуди и т.д. Плоды размещаются на соответствующем дереве. Можно усложнить работу и разместить плоды неправильно, задается вопрос: «Что неправильно, где какие плоды растут?»
По представлению дети употребляют предлог в следующей ситуации: составьте предложения, чтобы вы могли сказать, что НА чем?
стол - тарелка
гнездо - дерево
птица - крыша
стул - мальчик
( Тарелка на столе, гнездо на дереве).
Более сложное задание: нарисуйте яблоко и блюдо так, чтобы можно было употребить предлог НА.
Следует взять и другие значения предлога НА, для этого надо знать глагольное управление.
- Значение ехать на чем-либо.
Предъявляются картинки с изображением различного вида транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, лошадь с телегой, велосипед, поезд, катер, самолет, вертолет. Все слова проговариваются. Дается обобщение: водный, воздушный, наземный транспорт. А теперь каждый скажет, на каком транспорте он поедет, фиксируется внимание на предлоге НА.
Мы употребляем термин «предлог», кто-то из детей запомнит, в то же время можно назвать и маленьким словом (тут же говорим маленькое слово НА, оно называется предлог).
- Глагол смотреть на кого? на что?
Игра на внимание. На кого я смотрю? На что я смотрю?
Картинка «В зоопарке» На кого смотрит мальчик? Он смотрит на слона, на лису, на медведя.
- Играть на чем? Лексическая тема музыкальные инструменты ( пианино, рояль и т.д.) Как назвать человека, который играет на музыкальных инструментах? Музыкант. На чем играет музыкант? На скрипке играет скрипач, на пианино играет пианист .Необходимо ввести эти слова хотя бы в пассив .
Далее изучается предлог -В-.
Этот предлог в связи с тем, что он часто оглушается, в речи мало слышен, большинством детей опускается, поэтому требует тщательной работы.
- Начинаем со значения предлога –В- - нахождение внутри чего-либо. Один из видов работы с использованием натуральной наглядности. Посмотрите, как Незнайка разложил предметы: сумка дамская со свеклой, конфетница с яблоками, ваза для цветов с конфетами, корзинка с кошельком. Скажите, где что лежит? А как надо правильно разложить? После манипулирования с натуральными предметами проводим другие упражнения.
Фланелеграф «Цветы». Ваза из бумаги с прорезями и цветы: роза, ромашка, тюльпан и т.д. Куда я поставила ромашку? (в вазу) Где стоит ромашка? (в вазе)
Фланелеграф «Кто где живет?» Животные домашние и дикие, их жилище. (Белка живет в дупле, свинья живет в хлеву).
Развивающий вид работы. Назови пары картинок и скажи, что в чем и кто в чем может быть?
Чашка-ложка
Книжный шкаф - книжки
Платье - шифоньер
Автобус - мужчина
Второе занятие уточняет значение предлога –В-, указывает на направленность действия. Вопрос куда идут? Где были?
Картинки: школьница с портфелем, женщина с хозяйственной сумкой, с рюкзаком и т.д.
Игра: Где мы были, что мы видели? Предъявляем 6 больших картинок с изображением леса, поля, речки, зоопарка, деревни и города. Детям раздаются вперемешку по 4-5 маленьких карточек, которые соотнесены с лексическими темами: белка, еж, заяц, гриб, земляника, лодка, кувшинка, рыба, рак, трамвай, здание, троллейбус, василек, ромашка, кузнечики, бабочка, слон, верблюд, обезьяна, крокодил, корова, лошадь, трактор, коза. Рассмотри свои картинки и подумай, где ты мог быть, чтобы увидеть то, что у тебя на картинках? Где ты был и что ты видел?
Я был в лесу и видел там белку и лису.
Предлог -В- употребляется с глаголом « играть» . По картинкам, личным впечатлениям ребенок рассказывает, во что играют дети? ( в футбол, в волейбол)
Следует провести занятие на дифференциацию предлогов В-НА
1. Чебурашка прячется от детей, когда они закрывают глаза, на стул, в коробку, на подоконник, в шкаф,на шкаф и т.д. Дети отвечают, что Чебурашка спрятался в шкаф, а затем забрался на шкаф
2. Дети отвечают на вопрос, что где растет? (Грибы, цветы полевые, садовые, лесные). Где растут помидоры, огурцы, яблоки, груши? ( В саду, на огороде). По большой сюжетной картине «Огород» выясняют, что растет на земле, что в земле?
Предлог -ИЗ-
Начинаем изучать так же с манипулирования различными предметами. Сначала отрабатываем значение предлога вынуть, взять изнутри чего-либо. Раздаются различные геометрические фигуры из бумаги, которые разложены в конвертики, коробочки, в пакетики. Откуда ты взял треугольник, квадрат и т.д.? Дети многократно повторяют предложения с предлогом ИЗ.
Пособие «Айболит и звери». Откуда эти животные прибыли к Айболиту? Кит приплыл из океана, Обезьянка прибыла из Африки. Лягушка прискакала из болота. Олень пришел из леса.
Картинка с изображением жилища животных. Животные проснулись и покинули свои жилища. Кто откуда вышел, вылез?
(Медведь вылез из берлоги)
Второе значение предлога -ИЗ- - из чего сделан предмет?
А) Из чего сделан предмет?
Предъявляем деревянную ложку, стеклянную банку, железный половник и т.д. Из чего сделана ложка, банка, половник? (из дерева, из стекла)
Ответь на вопросы: из чего сделан сыр? Пекут хлеб? Варят варенье? Шьют обувь?
Б) Из каких частей состоит машина? Кресло? и т.д.
Дифференциация предлогов -В-ИЗ-
Здесь нужно повторить приставочные глаголы, составляя предложения по демонстрации действий, по картинкам.
Влетает в клетку - вылетает из клетки
Входят в дом - выходят из дома
Въезжает в гараж - выезжает из гаража
Фланелеграф. Вперемешку картинки: учебники, ручка, пенал, портфель, молоко, сметана, холодильник, полка, шифоньер, пальто, куртка. Скажи, где что лежит, откуда это достаем?
( сметану достаем из холодильника, ручка лежит в пенале)
Игра «Упрямый ребенок» Я скажу предложение со словом -В-, а ты скажешь наоборот, со словом -ИЗ-
Люди едут в автобусе (Люди выходят из автобуса)
Люди вышли из автобуса (Люди вошли в автобус)
Скворец влетел в клетку (Скворец вылетел из клетки)
Игра «Незнайка»
Незнайка говорит неправильно, путает маленькие слова -В- и -ИЗ- . Исправь ошибку
Собака спит из конуре (Собака спит в конуре)
Предлог С (со)
Первоначально изучается в значении совместности действия. Рассматриваются картинки, где мама с дочкой, папа с сыном, бабушка с внучкой. Скажи, кто с кем идет?
Картинки, где изображены люди, несущие разные предметы. Плотник с топором, женщина с букетом, с сумкой и т.д. Кто с чем идет?
На наборном полотне разнообразные картинки с изображением кондитерских изделий.
Задается вопрос: «С чем девочка может пить чай?» (девочка может пить чай с печеньем) Постоянно обращаем внимание на предлог -С-.
Повторяется тема «Детеныши диких и домашних животных»
С кем пойдет гулять мама лошадь (детеныш)?
Лошадь с жеребенком, коза с козленком и т.д.
С кем встретились герои сказок? Маша с медведем, Красная Шапочка с волком, лиса с колобком, Ваня с гусями-лебедями
Игра: Сказочный магазин (лесной магазин). Звери пришли в магазин, с чем они выйдут из магазина?
Лиса с гусем, медведь с медом, еж с яблоком
Необходимо провести дифференциацию предложных форм творительного падежа (с кем? с чем?) с беспредложной формой (кем? чем?) Для этого предъявляются парные картинки.
Идет с чем? С удочкой. Ловит чем? Удочкой.
Стоит с чем? С веником. Подметает чем? Веником
Мальчик с чем? С молотком. Забивает чем? Молотком
Идет с сачком. Ловит сачком. Идет с топором. Рубит топором
Далее изучаем предлог -С- в значении откуда? С чего? (взять, упасть, снять с чего-либо). Этот предлог изучается в паре НА-С. Проводим связь, что лежало НА столе, а взяли со стола.
Затем даются более сложные задания. Положи предмет так, чтобы красный кубик можно было снять с синего. Коробку с книги. Каждый раз сравнивается значение предлогов НА и С.
Дается задание построить предложения по картинке.
Ваза упала со стола. Чайник упал со стола. Полотенце упало с веревки.
Фланелеграф. Откуда упали эти плоды? Сначала повторяем названия деревьев, потом плодов. Что где росло? Что и откуда упало? (сосна, яблоня, дуб, береза, шишка, яблоко, сережки, желудь)
Яблоко упало с яблони. Шишка упала с сосны.
Фланелеграф. Цветы.
Летала оса и села НА ромашку. Посидела она НА ромашке и взлетела с ромашки.
По аналогии составляем предложения, называя все цветы.
Предлоги У, ВОЗЛЕ, ОКОЛО берутся вместе. Они имеют общее значение, но предлог -У- еще имеет значение принадлежности -У КОГО?-
Повторяется тема «Животные и их детеныши» (У лисы лисенок. У белки бельчонок).
С предлогом -У- мы отрабатываем лексическую тему «Части тела животных».Обращаем внимание на тот словарь, который не актуализирован у детей. Показываем часть тела и спрашиваем: Что у коровы? Вымя, рога. У лошади? Грива, хвост, Что у рака? и т.д.
Отгадай, кто к нам пришел:
У него рога, ноги, копыта (козел)
Ноги, копыта, грива? (конь)
Копыта, пятачок, хвостик? (поросенок)
Воспитатели группы под руководством учителя-логопеда постоянно пополняют методическую копилку упражнений, которые способствуют закреплению предлогов в речи ребенка с нарушениями речи. Составляются дидактические игры, подбираются соответствующие предметные и сюжетные картинки, подбирается наглядность для фланелеграфа. В настоящее время работу над предлогами я стараюсь представить в форме презентаций, такая подача материала вызывает интерес у дошкольников, легче актуализируется словарь, поставленные речевые функции закрепляются в более короткие сроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи
Представленный материал позволяет в игровой форме выполнять тренировочные упражнения для закрепления в речи детей с тяжелыми нарушениями речи наиболее часто употребляемых предлогов....
Детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи (из опыта работы руководителя ДОУ)
Детство – это самая удивительная, прекрасная и незабываемая пора в становлении человека. Ребенок рождается, растет и воспитывается в младенческом возрасте в семье, затем наступает детство, появляется ...
Конспект занятия "Насекомые" для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Составила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №67 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.
Большая, красивая "бабочка" рассказала историю о "Веселом цветочке", у которого сильный ветер сорвал все лепестки. Теперь он стал грустным. Дети решили помочь цветочку и отпр...
Наглядное моделирование – перспективное направление познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ( из опыта работы)
В выступлении обобщен опыт работы воспитателя компенсирующего вида по использованию технологии моделирования в процессе познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи....
Статья «Как развивать мелкую моторику у детей в детском саду с ОВЗ (тяжелым нарушением речи)» (из опыта работы учителя - логопеда).
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в...
Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с ОНР.
Практика работы (с детьми с общим недоразвитием речи) показывает, что дети с ОНР испытывают трудности в освоении предложно-пад...
Методические рекомендации к проведению логопедической работы в летний период с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.
Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: недоавтоматизированные звуки могут исчезнуть совсем, тогда не...