ИГРЫ НА ОСНОВЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

В этой статье раскрывается важность использования мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ее влияние на память, внимание и речь детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гималетдинова Гузель Рафаилевна,

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 203

комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани

ИГРЫ НА ОСНОВЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

GAMES BASED ON MNEMONICS IN WORKING WITH CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

Аннотация. В этой статье раскрывается важность использования мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ее влияние на память, внимание и речь детей.

Abstract. This article reveals the importance of using mnemonics in working with children with severe speech disorders and its impact on the memory, attention and speech of children, sustained attention.

Ключевые слова: мнемотехника, образное мышление, высокий процесс запоминания, словарный запас, описательный рассказ, связная речь, устойчивое внимание.

Keywords: mnemonics, creative thinking, high memorization process, vocabulary, narrative, coherent speech

В то время как школы повышают требования к уровню знаний и умений будущих первоклассников мы констатируем возрастающий процент воспитанников с нарушением не только общей и мелкой моторики, речи, внимания, памяти, а также мышления. Работа с такими детьми подразумевает коррекцию и речевых расстройств, и личности детей в целом. Для решения поставленных задач считаю необходимым проведение комплексной коррекционной работы с данными детьми, одной из составляющих которой является мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность методов и приемов, которые обеспечивают высокий процент запоминания необходимой информации об окружающем мире, о своеобразии природных объектов, сохранение и использование полученных знаний в дальнейшем. Мнемотехника позволяет решить проблемы с низким словарным запасом, нарушением в употреблении грамматических категорий, затруднениями в составлении описательного рассказа, формирует интерес к художественным произведениям, развивает у дошкольников творческую фантазию, обучает навыкам раскрытия существенного в объекте и расшифровки литературных произведений, формирует умение слушать, понимать услышанное, выразительно рассказывать стихи наизусть.

Мнемотехника, как и любая другая работа, строится от простых знаний к сложным процессам. Работу по преодолению нарушений начинаю с простых мнемоквадратов, затем ввожу мнемодорожки, далее мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которой находятся необходимые для запоминания данные. Мнемотаблицы использую для заучивания стихов, для составления описательных рассказов на различные темы, например, о посуде, овощах, фруктах, инструментах, животных, профессиях и т.д., для пересказа художественных произведений и дети демонстрируют отличные результаты. Секрет в том, что каждое слово, строчка зашифрованы рисунками, которые помогают ребенку при воспроизведении стихотворения и описании рассказа целиком (т.е. ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг запоминает эту взаимосвязь, при припоминании одного образа мозг восстанавливает ранее связанные образы). На начальном этапе предлагаю ребенку готовую схему, а затем он сам включается в создание схем. Рисунки отпечатываются в памяти детей намного лучше из-за доминирующего в этом возрасте образного мышления. Работа проводится в игровой форме, поэтому ребенку без особых усилий удается не только заучивать стих и запоминать художественное произведение, но и развивать память, фантазию. Схемы можно применять во всех видах образовательной деятельности, в режимных моментах (при одевании, умывании, экспериментировании). Таким образом, работа с мнемотаблицами решает множество коррекционных задач, ориентированных на развитие высших психических процессов, речи, сокращая при этом время обучения.

Работа с мнемотаблицами проходит в три этапа:

  1. Рассматривание, изучение таблицы.
  2. Расшифровка таблицы
  3. Пересказ или рассказ по заданной тематике.

Замечательна мнемотехника и тем, что на ее основе созданы и создаются различные обучающие игры.  Причем при создании многих игр вовлекаю самих детей (а также родителей, если таковым является домашнее задание), так она становится им более понятна. Представляю ряд игр с применением мнемотехники для работы с детьми.

 Игра «Магазин». Цель: учить детей соотносить схематическую схему с продуктом. Ребенок достает из стопки карточку, где набор необходимых для покупки продуктов представлен в виде рисунков. Изучив карточку, отправляется в магазин и передает ее продавцу. Ребенок получает от продавца заветную фишку, но лишь в том случае, если называет весь перечень продуктов из карточки.

Игра «Четвертый лишний». Цель: научить детей выделять признак и обобщать. Ребенок должен определить, какое из четырех слов лишнее. Например: огурец, помидор, апельсин, кабачок. Пятница, понедельник, суббота, январь. Веселый, радостный, грустный, улыбчивый.

Игра «Зарисуй слова». Цель: подготовка к методу крокирования. Воспитатель диктует слова: дерево, дождь, куча, цветок, лес, грусть, улыбка, радость, грусть, дружба, встреча, сапоги, шкаф, а дети зарисовывают эти слова в таблицу.

Игра «Соедини пару». Цель: развитие ассоциативной памяти. Ребенок берет две любые карточки, например: поле – хлеб, корова – трава, иголка – нитка, горшок – цветок и т.д. и объясняет почему он так сделал.

Игра «Прятки». Цель: совершенствование тактильного восприятия. Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для «знакомства», затем ее прячут в ряду других 10-12 дощечек. ребенок на ощупь должен узнать свою дощечку.

Игра «Веселые картинки». Цель: развитие зрительной памяти. Перед детьми выкладываются 8-10 открыток в ряд. Сочиняется история «чепуха». Затем дети воспроизводят по памяти весь ряд открыток.

Игра «Отгадай», «Поймай звук», «Звук-шпион», «Чего не стало», «Найди пару», «Цепочка слов», «Бусы для Тани», «Восстанови цепочку событий» и т.д.

Список используемой литературы:

  1. Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. – М.: «Просвещение» 2005.
  2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2009- 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

РЕЧЬ, МАССАЖ, РИТМ, МУЗЫКА – В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Речь тесно связана с ритмом, музыкой и массажем, когда все работает в содружестве, речь становится лучше....

Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времен...

Коррекционно - развивающая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи с использованием интерактивной игры

Оказание помощи педагогам ДОУ в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях...

Театрализовнные игры в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

                      Игра-драматизация       по своему характеру приближается к театрализованной деяте...

Театрализованные игры в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. ( Для учителей-логопедов)

Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Игры» ...

Методическая разработка "Использование мнемотехники в работе с детьми с тяжелым нарушением речи с 6-7 лет"

Я в своей работе использую приемы мнемотехники и разрабатываю мнемотаблицы сами. Почему я это внедряю в своей работе.Как известно в речи детей с тяжелыми нарушениями существуют множество проблем: скуд...