Конспект занятия по развитию речи № 1 в средней группе Тема: «Описание игрушек - кошки и собаки»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание игрушек - кошки и собаки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_opisanie_igrushek_-_koshki_i_sobaki.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи № 1
в средней группе
Тема: «Описание игрушек - кошки и собаки»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цель: учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида.
Программное содержание: учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида; активизировать слова, обозначающие действия и состояния (глаголы); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закреплять произношение пройденных звуков [у], [а], [г], [к], [в]; учить правильно произносить в словах звуки [с] – [с’]; выделять в речи слова с этими звуками, закреплять представления о значении терминов «слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов.
Материалы и оборудование: игрушки – машина, кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь, лягушка.
Планируемые результаты: дети составляют описательный рассказ о животных.
Структура занятия
I | Вводная часть | Упражнение-приветствие | 2 мин |
II | Основная часть | 16 мин | |
1 | Описание игрушки | «Кошка» | 3 мин |
2 | Описание игрушки | «Собака» | 3 мин |
3 | Физкультминутка | «Изобрази животного» | 3 мин |
4 | Игра | «Угадай по голосу» | 3 мин |
5 | Упражнение | Закрепление звука [с] | 4 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность 20 минут
Ход занятия
- Вводная часть
Упражнение-приветствие «Общий круг»
- Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас.
- А теперь пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед.
Воспитатель заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой. Поздоровавшись со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.
Раздается стук.
- Ребята, вы слышите, кто-то к нам в гости пришел. Вы проходите, присаживайтесь на стульчики, а я пойду, посмотрю.
II. Основная часть
- Описание игрушки – кошки
- Ребята, посмотрите, кто к нам приехал в гости!
Появляется машина с игрушками. Дети выбирают кошку, рассматривают её, отвечают на вопросы воспитателя.- Кто это? (Это кошка.)
- Какая она? (Серая, пушистая, мягкая.)
- Что умеет делать кошка? (Ловить мышей, мурлыкать, лакать молоко.)
- Если мы погладим кошку, что она будет делать? (Мурлыкать, выгибать спину.)
- А что делает кошка, когда видит мышку? (Тихонько подкрадывается, ловит, бежит.)
- Если я покажу кошке ниточку с бантиком, что она будет делать? (Играть, подпрыгивать, хватать.)
- Послушайте, как я произнесу слово: ко-о-ш-ка-а. Повторите его со мной также.
Дети повторяют.
- Теперь Валя скажет слово «кошка», а мы послушаем, как будет звучать слово у Вали…
Ребёнок произносит слово «кошка».
- А Марина повторит нам, что делает кошка.
Ребёнок повторяет.
- Вспомним слова, которые вы назвали.
Дети выполняют.
- Описание игрушки - собаки
Воспитатель берет игрушечную собаку.
- Кто это? (Собака.)
- Послушайте, как звучит слово с-с-со-о-оба-а-а-ка-а. Оля, произнеси это слово так, как я. (Обращаюсь с аналогичной просьбой ещё к двум-трём детям.)
Дети выполняют.
- Угадайте, как зовут собаку.
Дети называют различные клички.
- Это Жучка. Посмотрите, какая она красивая! Уши у неё… длинные, нос… чёрный, глаза… блестящие, лапы… толстые, шерсть… мягкая, пушистая. Ребята, что умеет делать собака? (Лаять, кусаться, бегать, ходить, сидеть, спать, смотреть, есть, шевелить ушами, вилять хвостом.)
Воспитатель на игрушке демонстрирует движения-подсказки: шевелит ушами собаки, хвостом и т.п.
- Что делает собака, когда видит кошку? (Хочет поймать её, бежит за ней, лает, ловит.)
- А когда собаке дают мясо, что она делает? (Подпрыгивает, служит, радуется, виляет хвостом, ест.)
- Вы сказали много слов о том, что делает собака. Вспомните и назовите эти слова ещё раз.
Дети выполняют.
- Сколько разных слов вы назвали! Кто хочет рассказать о Жучке, какая она, что умеет делать?
Дети отвечают.
В случае необходимости воспитатель подсказывает начало фразы. Это… собака. Ее зовут… Жучка. Жучка любит… грызть косточки. Собака красивая. У нее… длинные уши, черный нос, толстые лапы. Это собака-мама. У нее есть… щеночки. Собака любит своих… щенят.
3. Физкультминутка «Изобрази животного»
- Сейчас мы с вами поиграем. Это игра на внимание. Я вам буду показывать игрушечных животных, а вы должны изобразить, как животные двигаются, «разговаривают».
Воспитатель показывает игрушки (по одной), находящиеся в машине.
Гуси: дети ходят по комнате, приседая, произносят га-га-га.
Лягушки: дети прыгают и произносят ква-ква-ква.
Слоны: дети идут переваливаясь, подняв головы вверх, громко произнося у-у-у.
4. Игра «Угадай по голосу»
- А сейчас мы поиграем в игру.
- Сначала вспомним, как мычит корова (м-у-у-у), как пищит мышка (пи-и-и), как гудит машина (би-и-и). Как стучит молоток?
Дети отвечают.
- Как звенит колокольчик? Как лает собака? Как гогочут гуси?
Дети отвечают.
Затем воспитатель произносит звукосочетания, а дети определяют по громкости голоса, какому животному (или предмету) – большому или маленькому – принадлежит то или иное звукосочетание. Например, он громко говорит ква-ква и дети называют лягушку.
- Какая лягушка квакает громко – большая или маленькая? (Большая.)
Затем то же самое звукопроизношение произносится тихо.
- Это лягушонок.
5. Упражнение на закрепление произношения звука [с]
Воспитатель сажает игрушки рядом с машиной.
- Игрушки хотят покататься на машине, но машина возьмет только тех животных, в названиях который есть звук [с]. Какой звук должен слышаться в словах?
Дети отвечают.
- Давайте прокатим слона. В этом слове слышится звук [с]. Послушайте: с-слон. Оля, произнеси это слово, как я.
Ребенок произносит.
- Хорошо произнесла. Или покатай слона. Кого мы еще покатаем? В каком слове ещё слышится звук [с]? (Собака.)
- Правильно, можно покатать собаку. Павлик, произнеси слово собака так, чтобы слышался звук [с].
Ребенок произносит.
- Правильно произнес, покатай собаку.
Если дети называют слово в котором нет звука [с], воспитатель произносит его, выделяя каждый звук, например ко-о-ош-шка-а-а-а, предлагает всем детям сказать так же.
Воспитатель сажает в машину гуся. Машина не едет.
- Машина не повезет гуся. В этом столе есть звук [с’], а не [с]. Кто еще не катался на машине? (Кошка и лягушка.)
- Повезет их машина?
Дети отвечают.
- Почему? но кошке и лягушке очень хочется покататься. Что же мы будем делать? Может быть, покатаем кошку и лягушку на другой машине?.
Дети отвечают.
III. Заключительная часть
- Молодцы, ребята. Вы хорошо рассказывали про собаку Жучку, ей очень понравились ваши рассказы, правильно отгадывали игрушки. А что же мы еще с вами делали?
- Про какие игрушки мы сегодня разговаривали?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- А какая у вас любимая игрушка?
- А теперь скажем всем игрушкам «До свидания».
Дети прощаются с игрушками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Рассказ - описание по картине "Растения весной"
открытое занятие...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».
Задачи.Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лис...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Описание внешнего вида друг друга»
Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Описание внешнего вида друг друга»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Военная техника (описание)
Цель: Формирование представлений о военном транспорте и его назначении. ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами».
Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Военная техника (описание)»
Данное занятие направлено на :Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт.Уточнение и расширение словаря по те...