Совместная деятельность с детьми по развитию речи "Чей дом под листом?"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая, средняя группа)

Совместная деятельность с детьми маладшего-среднего дошкольного возраста по обогащению и активизации лексического запаса у детей по теме "Насекомые".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chey_dom_pod_listom.docx223.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Чей дом под листом?»

Цель: активизировать и обогащать лексический запас детей по теме «Насекомые».

Задачи:

- совершенствовать процессы слухового внимания.

- закреплять произношение звука «С», «Ж», «З» в словах.

- формировать грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за и наречиями: вверху – внизу, справа – слева.

- совершенствовать общую моторику, координацию речи с движениями.

- расширять словарь за счет имен существительных, обозначающих части тела насекомых.

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: макет «На лугу» (муравей, бабочка, муха, пчела, паук, стрекоза, кузнечик, улитка), «пчела» из киндера по числу детей, цветок (по числу детей), мнемотаблица «Сравнение насекомых» (приложение 1).

Ход деятельности.

Приветствие (создание положительной эмоциональной обстановки в детском коллективе). Воспитатель предлагает передавать колокольчик по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй, Сашенька». При этом, воспитатель напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.

В: Ребята, мы сейчас будем приветствовать друг друга. Я снова принесла колокольчик, чтобы он напомнил нам о том, что нужно здороваться с улыбкой. Сейчас мы будем передавать колокольчик по кругу, каждый будет радостно звенеть в колокольчик и ласково, с улыбкой здороваться с другом. Так передавайте колокольчик друг другу, пока он не вернется ко мне. Я начну первая…..

В: Ребята, сегодня я увидела, что на клумбе распустились новые цветы. Я наклонилась их понюхать и вдруг слышу «ж-ж-ж». Представляете? Я растерялась…. Как вы считаете, цветы могут жужжать? (ответы детей) А кто или что может жужжать в цветах? (ответы детей) Вы видели когда-нибудь настоящих насекомых? (ответы детей)

В: Ребята, помогите мне, пожалуйста, сегодня разобраться, кто же жужжал в цветах. К нам сегодня в группу заглянули насекомые, не настоящие конечно. Как и в природе заметить насекомых можно не сразу, потому что они маленькие. Приглядитесь, пожалуйста, и скажите, каких насекомых вы заметили и где? (ответы детей) Задание на предлоги.

Дети по очереди называют найденное насекомое и достают его из макета.

Составление описательных загадок. Воспитатель описывает насекомое, а дети должны отгадать про кого идет речь. Затем воспитатель предлагает детям также описать насекомое и все попробуют отгадать.

В: Ой! Мне на ладошку упала капелька. Дождь начинается! Нам с вами дождь не страшен. А вот для маленьких насекомых, как вы думаете, страшен дождь? (ответы детей) Для насекомых каждая капля дождя кажется огромной – в ней и утонуть можно. Что делать насекомым, когда начинается дождь? (ответы детей) Надо насекомым помочь вернуться обратно на полянку. Помогите им, ребята, пожалуйста.

Дети возвращают на место насекомое и говорят, где его расположили (закрепление предлогов).

Физминутка «Паучок после дождя».

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять не ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Ладони боковыми сторонами друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит).

Действия, аналогичные первоначальным (паучки ползают по голове).

Игра «Жужжит пчела». В: Вот и пчела обрадовалась, что дождик закончился. И от радости зажужжала.

Дети садятся, воспитатель раздает один цветок и одну пчелу каждому ребенку.

Воспитатель демонстрирует с помощью игрушки (из киндера) как она жужжит. Если пчела перелетает с цветка на цветок, то звук слышится прерывисто «ж» - «ж» - «ж». Воспитатель предлагает взять каждому по пчеле и пожужжать (прерывисто и непрерывно) или второй вариант: воспитатель демонстрирует, как летит пчела, а дети должны соотнести полет пчелы и звук «ж», который она издает.

Пчел дети сажают в улей. Цветы остаются в руках для следующего задания.

Упражнение на слуховое внимание. В: А что делают кузнечики и бабочки после дождя? Кажется, они проголодались. Предлагаю накормить их. Для этого я попрошу вас внимательно слушать, чтобы понимать, кого пора кормить. Если вы услышите звук трещотки – нужно положить цветок возле кузнечика, если звук колокольчика – цветок возле бабочки.

В: Ребята, вы сегодня мне помогли понять, почему я в цветах слышала, как кто-то жужжит. Скорее всего, это была пчела. Скажите, пожалуйста, что нужно делать, когда видишь насекомых в природе? (ответ детей)

Пальчиковая гимнастика

Летит муха вокруг уха, «ж-ж-ж»

Водим пальцем вокруг уха

Летят осы вокруг носа, «с-с-с»

Водим пальцем вокруг носа

Летит комар, «з-з-з»,

Сел на лоб

Пальцем дотрагиваемся до лба

А мы его хлоп

Ладошкой до лба

И к уху, «з-з-з»

Зажимаем кулачок, подносим его к уху

Отпустим комара? Отпустим!

Подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая.

В: не стоит ловить и обижать насекомых, они маленькие и беззащитные. Лучше наблюдать за ними и любоваться их красотой.

Чем больше разных растений будет, тем больше разных насекомых будет к нам прилетать. Поэтому к насекомым нужно относиться бережно: за ними можно наблюдать, но нельзя ловить, наступать на них.

Ритуал прощания.

В: Ребята, в начале занятия, когда мы встретились, мы с вами здоровались. А в конце занятия, что нам нужно сделать? (ответы детей) Я предлагаю вам сегодня попрощаться и с насекомыми. Каждый из вас может сказать «До свидания» тому насекомому, которому захочет.

Один ребенок говорит: «До свидания, бабочка!», другой – «До свидания, пчела!» и т.д.

Приложение 1.

Части тела.

Строение тела насекомого - Животный мир827 189 рез. по запросу «Крыла бабочки» — изображения, стоковые фотографии  и векторная графика | Shutterstock

Звуки.

Израильские ученые смогли искусственно «вырастить» ухо | IsraMedPortal

Громко – Бесплатные иконки: экология и окружающая среда

Жилище.

Простой мультяшный значок улей, свисающий с ветки | Премиум векторы

муравейник картинки для детей: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках

Травинка

Цвет.

Вокруг цвета: как подобрать палитру в веб-дизайне | GeekBrains -  образовательный портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми по развитию речи в средней группе по теме:"Паровозик из Ромашкова"

Целью этой совместной деятельности является закрепление у детей представления об осенних изменениях в природе, развитие дыхания, силы голоса. Дети учатся определять протяжонность слов: короткое или дл...

Конспект совместной деятельности с детьми по развитию навыков звукового анализа и синтеза на основе слова для детей старшей логопедической группы с диагнозом ТНР ОНР (первый год обучения)

Конспект совместной деятельности с детьми    по развитию навыков звукового анализа и синтеза на основе слова для детей старшей логопедической группы с диагнозом ТНР ОНР (первый год обучения)...

Перспективный план совместной деятельности с детьми по развитию интеллектуальных компетенций

Перспективный план работы с детьми по развитию интелектуальных компетенций....

Интеграция образовательных областей в совместной деятельности с детьми для развития звуковой культуры речи.

Работа по речевому развитию для детей 2-3 лет ведется воспитателем постоянно. Важно не только разговаривать с детьми, читать с ними, имитировать звуки окружающего мира , но и стремиться к ответной реа...

конспект совместной деятельности с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность.Тема Путешествие по сказкам.в средней группе детского сада

развитие речи детей имеет огромное значение,в последнее время родители стали меньше читать детям.Театрализованная деятельность помогает детя развиваться творчески,раскрепощаться застенчивым ималоактив...