Влияние артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой на коррекцию и развитие речи дошкольников
консультация по развитию речи

Горобинская Галина Николаевна

Влияние артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой на коррекцию и развитие речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой на коррекцию и развитие речи дошкольников»F:\картинки фон\фон\фон8.jpg

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова способствуют

 развитию мозга»

(И.П. Павлов)

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. В последней время увеличивается количество детей с различной этиологией речевых нарушений. Причин способствующих этому достаточно много.

Основной целью работы – является – создание игровой мотивации, интереса у детей к работе по формированию правильного звукопроизношения путём использования игровых артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой.

В коррекционной работе с детьми учителя-логопеды все чаще используют здоровьесберегающие технологии. Здоровье будущего поколения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования является важным компонентом в построении практической работы с детьми.

Основная идея заключается в том, что коррекция и развитие психологической базы речи и моторных возможностей ребёнка могут быть значительно улучшены при условии применения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.

На карте головного мозга можно увидеть, что речевая зона находится очень близко к двигательной зоне. Таким образом, можно наблюдать тесную взаимосвязь речи и моторики. Внедрение элементов биоэнергопластики в коррекционной и развивающей работе с детьми способствует развитию артикуляционной и мелкой моторики.

Биоэнергопластика облегчает постановку звуков и способствует более быстрому преодолению речевых недостатков.

Термин «Бионергопластика» состоит из двух слов» биоэнергия и пластика.

Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри каждого человека.

Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение «биоэнергопластики» (движений кистей рук) с движением органов артикуляционного аппарата.

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитые фонематические процессы, должен владеть простыми формами языкового анализа и синтеза, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас. Всё это поможет малышу полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, всесторонне развиваться и успевать по всем предметам, быть уверенным в себе, в своих силах. Правильная и богатая устная речь расширяет возможности ребёнка в познании окружающей действительности, формирует более глубокие и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми.F:\картинки фон\фон\фон8.jpg

В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков. Такое речевое нарушение, к сожалению, не вызывает тревоги у многих родителей. Довольно ошибочно мнение взрослых, которые считают, что при поступлении в школу ребёнок самостоятельно научится произносить звуки, что нарушения звукопроизношения пройдут, как только исчезнут дефекты прикуса и вырастут передние зубы. Родители не беспокоятся из-за незначительных недостатков произношения, потому что всё это не влияет на успешность детей в творчестве и при изучении иностранных языков, потому что малышу с его детской непосредственностью, обаятельностью совсем не мешают эти “трудные звуки” быть счастливым, радостным, дружить с детьми и обмениваться информацией.

Очень важно своевременно указать родителям на имеющиеся трудности в формировании компонентов устной речи детей, важно объяснить, что недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах, спровоцировать возникновение различных психологических проблем, которые будут иметь далеко идущие негативные последствия. Существует несколько этапов логопедического воздействия на детей с речевой патологией. Одним из этапов, способствующим формированию звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика. Известно, что при правильном произнесении артикулем органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определённому звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.

Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу.F:\картинки фон\фон\фон8.jpg

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор - богатейший источник коррекции и развития речи дошкольников

Автор составитель пособия Макарова Нина Петровна, учитель – логопед детского сада № 58 комбинированного вида.АннотацияВ данной методической разработке изложен опыт использования в педагогической ...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Педагоггический практико-ориентированный проектКраткая аннотация проекта.Современное образование заставляет педагогов думать о том, как сделать процесс обучения более результативным,  как учить т...

Роль чистоговорок в коррекции и развитии речи дошкольников.

использование считалок и чистоговорок на логозанятиях...

Консультация для родителей «Использование театрализованных игр для коррекции и развития речи дошкольников на логопедических занятиях»

laquo;Использование театрализованных игр для коррекциии развития речи  дошкольников  на логопедических занятиях»  Театрализованная игра оказывает большое влияние на развитие...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой как эффективное средство развития речи дошкольников.

В статье вкраце рассказывается о инновационной технологии "Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой". Какие задачи она помогает решить, и при работе с какими детьми она является уника...

Выступление на семинаре. «Кинезиология и биоэнергопластика – инновационные методы, способствующие развитию речи дошкольника»

Выступление на семинаре. Тема: «Кинезиология и биоэнергопластика – инновационные методы, способствующие развитию речи дошкольника» (Тема теоретического семинара: «Современные п...