Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой как эффективное средство развития речи дошкольников.
статья по логопедии (старшая группа)

Пагиева Диана Ибрагимовна

В статье вкраце рассказывается о инновационной технологии "Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой". Какие задачи она помогает решить, и при работе с какими детьми она является уникальной находкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой как эффективное средство развития речи дошкольников.

    Хорошо сформированная устная речь дошкольника это ключик к успешному школьному обучению. Как правило, в логопедическую группу поступают дети не с одним – двумя нарушенными звуками, а с целым букетом. Начинать работу с такими детьми следует с формирования артикуляционного и пальчикового праксиса. Классическая артикуляционная гимнастика не позволяет длительно удерживать интерес ребенка, поэтому не дает столь высокого эффекта, как хотелось бы. Ознакомившись с методическими разработками коллег, испробовав их на практике, я пришла к выводу, что артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой позволяет добиться больших результатов.

        Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук.

       D:\Documents\Pictures\ер.jpg

        Исследования отечественных физиологов (Бехтерев, Кольцова, Леонтьев) говорят и доказывают связь развития рук с развитием речи (центр в г.м. отвечающий за речь и центр, отвечающий за движение пальцев рук, расположены очень близко, и если мы стимулируем тонкую моторику, активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.)

   Я активно использую эту технологию в работе с детьми с ОНР, т.к. она имеет не один плюс:

  • Способствует формированию необходимых артикуляционных укладов;
  • Развивает мелкую моторику. Движения кистей и пальцев рук становятся точными, имеют силу и плавность.
  • Координирует движения артикуляционной и мелкой моторики, так как происходит все одновременно.
  • Благотворно влияет на межполушарное взаимодействие, так как обе руки выполняют одинаковое действие.

   Чтобы поднять эмоциональный настрой ребенка, и вовлечь его на необходимое кол-во времени,  использую перчатки. Каждый ребенок вместе с родителем украсил их по своему, и поэтому герои-перчатки так любимы своими «хозяевами».

   D:\Documents\Desktop\мастер класс фото\DSC_0822.JPG

        Конечно же, эта технология не заменяет и не устраняет необходимость постановки и автоматизации звуков, но значительно сокращает время на введение звуков в свободную речь.

     Большой находкой она является при работе с детьми с дизартрией. Чаще всего такие дети или говорят или что-то делают. Например, не могут рисовать и разговаривать, а это важная функция - говорить и делать одновременно - она зарождается на этапе эгоцентрической речи. Если этого нет, то у ребенка явно будет ограничено мышление, уж абстракция точно.

        Биоэнергопластику можно использовать в качестве разминок или физкультминуток на любом виде деятельности. Но, перед тем как использовать ее фронтально, убедитесь, что абсолютно все дети выполняют соответствующее упражнение правильно. Не спешите, и все у вас получится!

Желаю успехов!

Источники:

  • Бушлякова Р.Г. - Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, 2011
  • Лазаренко О. И. – Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"

Данный материал содержит практические советы для родителнй  по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...

Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"

Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...

Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....

План самообразования «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство развития речи дошкольников» на 2020-2021 учебный год.

Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любитьСмеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ. Цель:Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помоч...

Влияние артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой на коррекцию и развитие речи дошкольников

Влияние артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой на коррекцию и развитие речи дошкольников...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...

Доклад "Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста"

В работе по развитию речи существенную роль играет воспитание у детей кинетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, губ, челюстей, направленность ...