ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
проект по логопедии на тему

Котова Елена Александровна

Педагоггический практико-ориентированный проект

Краткая аннотация проекта.

Современное образование заставляет педагогов думать о том, как сделать процесс обучения более результативным,  как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.

Инновационные технологии коррекционно-педагогического сопровождения познавательно-речевого развития у дошкольников с нарушением речи включают в себя компьютерные технологии.

Влияние компьютерных игр на детей дошкольного возраста, в частности на детей с общим недоразвитием речи, ещё не изучено в полном объёме. Поэтому при подборе компьютерного материала особенно важно уделять внимание тому, насколько методически грамотно составлены задания, на графику, четкость правильность инструкций, продолжительность каждого задания, смену видов деятельности. Нужно отслеживать, чтобы игры, задания и упражнения  не были перегружены второстепенными элементами (неагрессивный сюжет игры, спокойные тона графики), лишними словесными инструкциями и  шумным музыкальным оформлением. Правильно подобранные информационные компьютерные технологии (игры, задания и упражнения) являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, и как следствие коррекционной и развивающей. В связи с этим, учитывая методические рекомендации, разработанные учителем-логопедом Н.С.Пангиной [6], концептуальные основы, специальную литературу  [1,2,3,4,5,7,8], дидактические, специально-коррекционные принципы и целеполагание в проекте подобраны и систематизированы готовые комплексы развивающих и обучающих компьютерных игр, а так же созданы авторские адаптированные компьютерные игры и презентации для детей с тяжелыми нарушениями речи и их родителей, выработана стратегия их реализации.

В основе представленного педагогического проекта лежит система коррекции и развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи I-II-III уровня при алалии, ринолалии, дизартрии путем целенаправленного включения информационно-компьютерных технологий в специально-организованную и непосредственную образовательную деятельность, осуществляемую учителем-логопедом и воспитателем, в режимные моменты, в коррекционный час воспитателя, в содержание рекомендаций родителям.

Компьютерные технологии способствуют коррекции речевых и личностных нарушений с опорой на компенсаторные  возможности и минимум на 2-3 вида анализаторов ребенка,  что повлечет за собой формирование новых нейронных связей в коре головного мозга. В минимальные сроки коррекционной работы решаются максимально возможные задачи при одновременно усложняющемся их уровне.

Внедрение педагогического проекта в практику работы отвечает социальному заказу родительской общественности к дошкольному учреждению и способствует эффективной реабилитации детей с тяжелой речевой патологией, дает им равные стартовые возможности с другими детьми при переходе на ступень школьного обучения.

Участниками проекта являлись: дети, родители, педагоги детского сада.

Результаты итогового мониторинга реализации проекта подтверждают его эффективность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Педагогический проект193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»

        

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ  РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

(практико-ориентированный)

г. Нижневартовск

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1.

Краткая аннотация проекта

3

2.

Проблемы и актуальность проекта

4

3.

Цели и задачи проекта

Концептуально-методологические основы проекта

Новизна и практическая значимость проекта

6

7

8

4.

Основное содержание проекта

Механизм мониторинга результативности проекта

Информационно-компьютерные технологии

9

11

11

5.

Ресурсное обеспечение проекта

- Программно-методическое обеспечение

- Нормативно-правовые ресурсы

- Материально-технические ресурсы

- Финансовое, кадровое обеспечение

20

20

20

21

21

6.

Партнеры

22

7.

Целевая аудитория

22

8.

План реализации проекта

22

9.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

- Результаты мониторинга

- Оценка эффективности деятельности

22

22

23

10.

Перспективы дальнейшего развития проекта

24

11.

Литература, интернет-ресурсы

25

  1. Краткая аннотация проекта.

Современное образование заставляет педагогов думать о том, как сделать процесс обучения более результативным,  как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.

Инновационные технологии коррекционно-педагогического сопровождения познавательно-речевого развития у дошкольников с нарушением речи включают в себя компьютерные технологии.

Влияние компьютерных игр на детей дошкольного возраста, в частности на детей с общим недоразвитием речи, ещё не изучено в полном объёме. Поэтому при подборе компьютерного материала особенно важно уделять внимание тому, насколько методически грамотно составлены задания, на графику, четкость правильность инструкций, продолжительность каждого задания, смену видов деятельности. Нужно отслеживать, чтобы игры, задания и упражнения  не были перегружены второстепенными элементами (неагрессивный сюжет игры, спокойные тона графики), лишними словесными инструкциями и  шумным музыкальным оформлением. Правильно подобранные информационные компьютерные технологии (игры, задания и упражнения) являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, и как следствие коррекционной и развивающей. В связи с этим, учитывая методические рекомендации, разработанные учителем-логопедом Н.С.Пангиной [6], концептуальные основы, специальную литературу  [1,2,3,4,5,7,8], дидактические, специально-коррекционные принципы и целеполагание в проекте подобраны и систематизированы готовые комплексы развивающих и обучающих компьютерных игр, а так же созданы авторские адаптированные компьютерные игры и презентации для детей с тяжелыми нарушениями речи и их родителей, выработана стратегия их реализации.

В основе представленного педагогического проекта лежит система коррекции и развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи I-II-III уровня при алалии, ринолалии, дизартрии путем целенаправленного включения информационно-компьютерных технологий в специально-организованную и непосредственную образовательную деятельность, осуществляемую учителем-логопедом и воспитателем, в режимные моменты, в коррекционный час воспитателя, в содержание рекомендаций родителям.

Компьютерные технологии способствуют коррекции речевых и личностных нарушений с опорой на компенсаторные  возможности и минимум на 2-3 вида анализаторов ребенка,  что повлечет за собой формирование новых нейронных связей в коре головного мозга. В минимальные сроки коррекционной работы решаются максимально возможные задачи при одновременно усложняющемся их уровне.

Внедрение педагогического проекта в практику работы отвечает социальному заказу родительской общественности к дошкольному учреждению и способствует эффективной реабилитации детей с тяжелой речевой патологией, дает им равные стартовые возможности с другими детьми при переходе на ступень школьного обучения.

Участниками проекта являлись: дети, родители, педагоги детского сада.

Результаты итогового мониторинга реализации проекта подтверждают его эффективность.

  1. Проблемы и актуальность исследования.

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и  деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии информационного мира в целом. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс. Информационно-развивающие технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность  детей и принадлежит к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.

Ежегодно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи, которые при поступлении в дошкольное образовательное учреждение имеют крайне низкий уровень речевого развития, сочетанность речевых нарушений: алалии и дизартрии (50%), ринолалии и алалии (20%), и с различными психопатологическими симптомокомплексами (80%), часто осложняющиеся хроническими и соматическими заболеваниями.

Вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи. (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Г. В. Чиркина и др.).  Кроме того, у детей с ТНР имеются нарушения в актах физиологического и речевого дыхания (Волкова Л.С., Селиверстов В.И., Ипполитова А.Г, Репина З.А., Хватцев М.Е.), слоговой структуры слов (Четверушкина Н.С., Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.), что затрудняет процесс школьного обучения детей.

В связи с этим возникает важная задача поиска новых нетрадиционных направлений логопедической работы и внедрения инновационных методов и приемов, компьютерных технологий позволяющих осуществить всестороннее речевое развитие дошкольников с тяжелой речевой патологией и подготовки их к школьному обучению.

Актуальность педагогического опыта определяется важностью и своевременностью модернизации процесса коррекционного обучения, оптимизации практической помощи на основе включения новейших информационных технологий в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

Актуальность применения и создания авторских компьютерных технологий продиктована педагогическими и родительскими потребностями в повышении эффективности коррекционно-развивающего процесса и тем, что имеющиеся ресурсы не всегда соответствуют поставленным целям, недостаточно эффективны и не всегда отвечают программным требованиям в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Информационных компьютерных презентаций для повышения компетенции родителей детей с ТНР также недостаточно.

Анализ  литературных источников показывает, что сложившаяся система логопедического воздействия не обеспечивает в должной мере полноценной коррекции, так как нарушения речи являются стойкими, системными и с трудом поддаются исправлению. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации.

Анализ федеральных государственных стандартов в дошкольном образовании показал, что повышение качества коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с диагнозом ТНР является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.

В связи с этим возникает важная задача развития новых направлений логопедической работы, внедрение инновационных методов и приемов, позволяющих осуществить психолого-медико-педагогическую реабилитацию дошкольников с ТНР.

  1. Цели и задачи проекта.

Цель проекта - показать эффективность использования информационно-компьютерных технологий в системе коррекции и развития речи дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениям.

Цель обусловлена решением следующих задач: 

1. Изучить и проанализировать существующие методики, технологии по данной теме и сделать выводы о наличии проблемы коррекции и развития всех сторон речи у дошкольников с ТНР на современном этапе.

2. Выявить актуальный уровень состояния интересующих показателей (звукопроизношения, слоговой структуры, лексико-грамматических категорий, коммуникативных навыков) у детей дошкольного возраста с ТНР.

3. Систематизировать, разработать и внедрить компьютерные технологии по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста с ТНР в разных формах логопедической работы, привлекая к сотрудничеству педагогов и родителей.

4. Определить и оценить характер изменения показателей развития речи детей после внедрения коррекционно-логопедических компьютерных технологий.

Объект – процесс развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Предмет – система развития речи детей дошкольного возраста с ТНР на основе комплексного применения традиционных и нетрадиционных средств (информационно-компьютерных) технологий.

Гипотеза проекта: целенаправленное включение информационно-компьютерных технологий в коррекционное воздействие на дошкольников ТНР с учетом структуры речевого дефекта, уровня сформированности психологической базы речи, звукопроизношения, слоговой структуры, лексико-грамматических категорий и связной речи в значительной степени будет способствовать коррекции имеющихся речевых расстройств, всестороннему психоречевому развитию и подготовке к обучению грамоте детей в школе.

Концептуально-методологические основы проекта.

Методологическая основа проекта базируется на положениях отечественных и зарубежных специалистов в области коррекционной педагогики, логопедии, психологии, медицины, физиологии, информационных и компьютерных систем:

- концепция системного, комплексного, полисенсорного подхода к коррекции речевых расстройств (Г.А.Волкова, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Е.М.Мастюкова, Р.Е.Левина, В.И.Лубовский, А.Р. Лурия и др);

- о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина, В.И.Лубовский);

- о психофизиологических механизмах речи в норме и патологии (А.Р. Лурия, З.А.Репина, Н.И.Жинкин и др.);

- о преодолении речевых нарушений у дошкольников (Лопатина Л.В., Серебрякова П.В.)

- об использовании компьютерных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина, А.А. Сметанкин и др);

- об использовании компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях (Левина Е.В.);

- о компьютерных средствах обучения (Репина З.А., Лизунова Л.Р.);

- о способности детей с нарушениями в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы (Тимофеева Ж.А.).

Теоретическая значимость опыта (проекта) заключается в обосновании профессиональной логики включения компьютерных технологий в систему логопедического воздействия.

Новизна и практическая значимость проекта:

Коррекционно-образовательная деятельность, осуществляемая в рамках проекта, способствует поиску новых методов и приемов, следовательно  созданию, внедрению, адаптации и распространению современных компьютерных технологий, обеспечивающих качественно новые результаты в решении коррекционных задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Новизна опыта состоит в том, что:

- устранение речевых нарушений и развитие речи у дошкольников производится посредством комбинирования традиционных средств  и адаптированных компьютерных технологий, с опорой на комплекс специально разработанных авторских компьютерных игр, упражнений и наглядного материала;

- определен целесообразный объем компьютерных игр и упражнений, вошедших в систему занятий, направленных на развитие и коррекцию речи у детей с учетом норм СанПиН.

- благодаря включению данной системы сокращено количество времени, необходимого для формирования и развития познавательной активности детей с расстройствами речи;

-  эффективно формируется мотивационная готовность к занятиям;

- осуществляется комплексный подход к решению проблемы коррекции речи всеми педагогами детского сада и родителями;

- разработана диагностическая карта и критерии, приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами;

- разработаны рекомендации педагогам способствующие в подготовке по применению медиатеки и медиакопилки в специально-организованной деятельности в образовательной области «Коммуникация».

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-образовательной деятельности помогает эффективно решить ряд задач:

  • оптимизировать запоминание материала;
  • создать ситуацию занимательности, заинтересованности;
  • вызвать интерес и желание трудиться на занятии;
  • использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
  • задействовать как визуальный канал восприятия информации (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и  аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;
  • оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;  
  • интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы;
  • оптимизировать процесс использования наглядных пособий.
  1. Основное содержание проекта.

Реализация проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижение цели проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный (апрель – сентябрь 2010г.).

На этом этапе произведен анализ сложившейся ситуации, выявлены проблемы и противоречия, определены объект, цели и задачи. Затем изучались теоретические положения, существующие методики и технологии, определялась концептуально-методологическая основа проекта. Разрабатывались критерии оценки и способы мониторинга проекта. Анализировалось ресурсное обеспечение, определялись перспективы развития объекта.

2 этап – диагностический (сентябрь 2010г.).

На этом этапе происходило установление контакта с детьми, создавались позитивные установки на сознательное участие ребенка в коррекционном процессе, изучались личностные качества детей, их индивидуальные возможности; проводилась комплексная диагностика речевого развития детей 5-го года жизни. На основании этого определились количественные показатели сформированности речевых навыков на основе бальной системы оценки и графического отображения структуры нарушения в профиле ребенка; проведен качественный анализ показателей, выработано оценочное заключение об их состоянии. Далее произведен выбор приоритетных направлений коррекционной работы, составлены индивидуальные маршруты сопровождения детей.

3 этап - создание, систематизация и внедрение компьютерных технологий развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР (октябрь 2010 – декабрь 2013г.г.). Задачи этапа - разработать компьютерную технологию (с методическими рекомендациями, перспективными и календарными планами) формирования и развития речи у детей дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией в разных формах логопедической работы, привлекая к сотрудничеству педагогов и родителей.

4 этап - аналитико-коррекционный (декабрь 2013 – февраль 2014г.)

Задачи этапа: изучить и проанализировать полученные данные; выявить качество и степень позитивных изменений объекта, соотнести результаты с поставленной целью; интерпретировать данные, корректировать достигнутые результаты, устранить факторы, оказывающие негативное влияние на результативность объекта; прогнозировать и определить приоритетные направления развития проекта; обобщить результаты деятельности.

Механизм мониторинга результативности проекта.

Педагогический мониторинг позволяет изучить и измерить качественные и количественные показатели и прогнозировать успешность обучения на последующих этапах. Инструментарием мониторинга является диагностическая карта, разработанная на основе программы коррекционного обучения; задания, в которой направленны на выявление уровня сформированности психологической базы речи, звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, связной речи. Критерии и результаты проведения диагностики в разных возрастных группах, мониторинг речевых и неречевых функций отражены в индивидуальных коррекционно–образовательных маршрутах и представлены в Приложении 1.

Система оценки результатов проекта представлена 3 этапами:

- первоначальная оценка уровня сформированности речи, результаты которой будут использоваться в ходе всего проекта (сентябрь 2010 года);

- промежуточный мониторинг в ходе реализации проекта – планомерная оценка результатов проектной деятельности в соответствии с критериями (май 1-го года; сентябрь и май 2-го, 3-го  года обучения).

- итоговое оценивание проекта осуществляется теми же методами. Результаты анализируются с целью корректировки  практикумов для педагогов и родительских собраний, заседаний городских методических объединений учителей-логопедов и дефектологов, выставки передового педагогического опыта, распространения опыта на сайте ДОУ, на персональной странице сайта работников народного образования, для участия во II Международной ярмарке образовательных технологий «Образовательный потенциал» г. Чебоксары, публикации статьи.

Система коррекционно-педагогического сопровождения познавательно-речевого развития у дошкольников с нарушением речи включают в себя компьютерные технологии.

Информационно-компьютерная технология – это процесс подготовки и передачи информации ребенку, родителям, педагогам посредством взаимосвязи и взаимодействия всех факторов образовательной среды с помощью компьютерной техники и программных средств.

В век информационных технологий использование компьютера на логопедических занятиях по коррекции и развитию речи расширяет возможности в работе учителя-логопеда и позволяет сделать занятие более насыщенным, интересным и разнообразным. Предъявление информации в игровой форме вызывает у детей интерес; это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности, предоставляют возможность индивидуализации коррекционно-развивающего процесса. Правильно подобранные с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка задания дают возможность наглядно увидеть результат своих усилий, повысить самооценку, снизить неуверенность, боязнь сделать ошибку, тревожность.

Планируя занятие или другое мероприятие с применением компьютерных технологий, педагог должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • материалы к занятию нужно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время для индивидуальной работы и для обсуждения;
  • используемый дидактический материал должен соответствовать теме занятия;
  • четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в образовательном процессе;
  • при подборе технологий, игр особенно важно уделять внимание содержанию, тому, насколько грамотно составлены задания, на графику, четкость, правильность инструкций, продолжительность каждого задания, игры не должны быть перегружены второстепенными элементами;
  • уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на занятии в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной информации;
  • согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитывать специфику дидактического материала, особенности развития воспитанников группы, характер объяснения новой информации.

Компьютерные технологии используются на разных этапах занятия.

1. Организационный этап. Во вступительной части занятия детям поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд отражающий тему занятия.

2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность педагога формирует заинтересованность детей в восприятии информации, которая будет представлена на занятии. Формирование заинтересованности может происходить разными путями: использование видеофильмов, презентаций, слайд-шоу, фотографий, иллюстраций и т. д.

Изображение на экране является равнозначным словам педагога. В этом случае педагог поясняет то, что показано на экране.

При изучении общих понятий, явлений природы, процессов основным источником знаний являются слова педагога, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных дидактических игр может быть установлена степень усвоения материала: запоминание изученного ранее.

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами педагога  и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает педагог.

5. Динамическая пауза. Использование логоритмических упражнений и различных гимнастик с видео и музыкальным сопровождением.

6. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце занятия педагог делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.

После таких занятий изученный материал остаётся у воспитанников в памяти как яркий образ и помогает педагогу стимулировать познавательную активность дошкольника.

Используя слайд – фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с детьми, владеющими разной степенью освоения программного материала.

Благодаря наглядности и интерактивности, группа вовлекается в активную работу. Постепенно накапливается методическая база электронных материалов для дальнейшего использования, пополняется медиатека.

Медиатека содержит: презентации, подборку дидактического материала, игр, конспектов занятий по всем лексическим темам; дидактические материалы по обучению воспитанников элементам грамоты; игры и упражнения на развитие психических процессов. Все педагоги ДОУ используют в образовательной деятельности материалы медиатеки.

При использовании компьютерных технологий обязательно соблюдаются условия для сбережения здоровья ребенка. Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (от 5 до 10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, фронтально в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей). Во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд, выполнять динамические паузы.

Цель системы: коррекция речи у дошкольников с тяжелой речевой патологией, повышение уровня их речевого развития, способствующего успешной социализации выпускников через применение адаптированного и авторского комплекса компьютерных  игр, презентаций.

Коррекционно-развивающее обучение детей с тяжелыми нарушениями речи, в рамках системы работы, направлено на:

  • развитие психологической базы речи (внимания, памяти, мышления);
  • формирование  и развитие фонематического слуха и восприятия;
  • коррекцию звукопроизношения и слоговой структуры;
  • развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • формирование и развитие связного высказывания и коммуникативной функции речи;
  • подготовку к обучению грамоте.

Структура разработанной системы представлена тремя последовательными этапами:

I этап - организационно-мотивационный (сентябрь-октябрь 1-года).

Цель: формирование мотивационной готовности ребенка к участию в коррекционно-образовательном процессе.

Основные направления работы: 

  • установление контакта с детьми, расстановка приоритетов для осознанного участия их в коррекционном процессе;
  • изучение личностных качеств детей; определение их индивидуальных возможностей;
  • начальная диагностика речевого развития.

II этап - коррекционно-развивающий (ноябрь 1-года – декабрь 4-го года)

Цель: коррекция и развитие речи детей дошкольного возраста с ТНР через включение в коррекционно-образовательный процесс специально разработанных, систематизированных и адаптированных компьютерных технологий.         

Основные направления работы с учетом усложнения дидактических задач и содержания учебного материала:

  • составление учебно-тематических планов занятий с использованием компьютерных технологий;
  • развитие психологической базы речи;
  • формирование и развитие фонематического слуха и восприятия;
  • коррекция звукопроизношения и слоговой структуры;
  • развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • формирование и развитие связного высказывания и  коммуникативной функции речи;
  • подготовка к обучению грамоте;
  • формирование навыков самоконтроля за речью;
  • промежуточная диагностика.

III этап – заключительный (декабрь – январь 4-го года).

Цель: закрепление сформированных навыков и развитие у детей самоконтроля за собственной речью.

Основные направления работы:

  • итоговая диагностика речевого развития (по методикам диагностического обследования с заполнением речевых карт);
  • подготовка и участие детей в Празднике правильной речи;
  • итоговые занятия для родителей.

Применение данной технологии позволяет повысить уровень развития речи детей с тяжелой речевой патологией и способствует успешной социализации выпускников.

Содержание педагогического проекта и созданной системы работы определены основной общеобразовательной программой (образовательные области «Коммуникация», «Познание») и программой коррекционного обучения в каждой возрастной группе.

Коррекционно-развивающее обучение осуществлялось на материале, как лексических тем, так и в рамках тем по формированию правильного звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте (согласно перспективному планированию).

Основным средством реализации проекта явились коррекционно-логопедические занятия (индивидуальные, фронтальные) комплексного характера, цель которых - развитие и коррекция всех сторон речи детей и подготовка их к школе через формирование психологической базы речи (слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, познавательного интереса, активности), путем включения в коррекционно-образовательный процесс эффективных компьютерных технологий, игр и программ.

Комплексность построения занятия предусматривает использование как традиционных методов и приемов, так и новых форм информационных технологий, при которых ребенок ставится в ситуацию игры и практической деятельности с постоянным оречевлением всех своих действий.

Благодаря компьютерным технологиям появляется возможность:

  • мотивировать учебную деятельность ребёнка в тех случаях, когда никакими другими средствами это сделать нельзя;
  • создавать новые «обходные пути» обучения;
  • находить более эффективные способы решения коррекционных задач;
  • использовать разработки новых способов качественной индивидуализации обучения и интеграции образовательной деятельности в едином поле знаний (через метод тематического погружения и игру).

Информационно-компьютерное пространство объединяет усилия всех участников: ребенка, воспитателей, логопедов,  профильных специалистов и семьи.

В коррекционно-образовательном процессе применяются следующие информационно-компьютерные технологии медиатеки:

- образовательные для детей («Баба Яга учит буквы», «Гарфилд дошкольникам», «Лунтик учит буквы»), родителей, педагогов (серия «Дошкольное образовательное учреждение» - «Комплексные занятия в ДОУ»,  «Готовим детей к школе», серия «В помощь логопеду», «Как помочь малышу красиво говорить», «Как разговорить молчуна» и др.);

- коррекционно-развивающие («Видимая речь», «Игры для Тигры», «Дельфа - 144», «Говорим с пеленок», «Домашний логопед», «Учимся говорить правильно», «Логопедические распевки», «Речевая гимнастика для малышей», «Логопедия. Звуки Й-К-Г-Х», «Логопедия. Звуки С-З-Ц»,  «Логопедия. Звуки Ш-Щ-Ч», «Логопедия. Звуки Л-Ль» и др.);

- здоровьесберегающие  («SL video» -  «Артикуляционные гимнастики, физминутки», динамические паузы, релаксационные мероприятия и т.д.).

В соответствии с этими видами технологий собрана объемная медиакопилка (презентации, видео- и аудиозаписи, мультипликации и т.д.).

Разработан комплекс авторских игр и презентаций, адаптированных для работы с детьми с ТНР и их родителями, соответствующих коррекционному компоненту ДОУ, направленный на развитие:

- лексической стороны речи «Говорящий словарик» (для детей 7-го года жизни), «Какой, какая, какое?» (для детей 4-6 лет);

- лексико-грамматической стороны речи и пространственной ориентировки «Степкины забавы» (для детей 4-6 лет);

- связной речи «Мишкины рассказы» (для детей 4-6 лет);

- коммуникативную функцию речи (умение задавать вопросы) «Угадай, что это?» (для детей 5-7-го года жизни);

- слуховое внимание и память «Мультпарад», «Что делают в домике?», «Слушаем музыку» (для детей 4-6 лет);

- слоговую структуру «1-2-3 повтори» (для детей 4-7 лет);

- подготовку к обучению грамоте – игра «Веселые звуки», «Звуки А У И»,  «Звук П»,  «Звук Т»,  «Звук К»,  «Звук М» и другие (для детей 4-7 лет);

Все они имеют коррекционную направленность, интегрированы в образовательный процесс, используются в комплексе с традиционными и инновационными методами и приемами, формируя у ребенка с ТНР положительную динамику развития речи в целом, подготовки его к школьному обучению, повышения родительской компетенции в вопросах образования.

Методическое обеспечение системы работы включает в себя разработанные для детей 5-7 лет жизни перспективные и календарные планы, планы взаимоработы с воспитателями и профильными специалистами с обязательным включением в образовательную деятельность компьютерных технологий из медиатеки, рекомендации для родителей в виде электронных консультаций и презентаций.

Разработан и апробирован комплекс компьютерных игр и презентаций с методическими рекомендациями по их использованию (Приложение 4,8,9):

- комплект специально разработанных авторских компьютерных игр;

- комплект презентаций, систематизированный в соответствии с изучаемыми темами и образовательными областями.

Весь комплекс удобен и практичен в применении, наглядный материал красочен, доступен, реалистичен, убедителен, понятен, интересен.

Применение системы работы позволяет повысить уровень речевого развития детей с тяжелой речевой патологией и способствует успешной социализации выпускников.

Система работы реализуется через использование определенного сочетания методов и приемов:

  • наглядные: наблюдение, показ, подражание;
  • словесные: беседа, пересказ, рассказ по алгоритму, словарная работа;
  • практические: дидактические, информационно-компьютерные, речевые игры, проблемно-поисковые.

В процессе экспериментального обучения детей с ТНР осуществлялся дифференцированный подход на основе учета уровня сформированности речевых и неречевых функций. Реализуя принцип развития в процессе логопедического воздействия, я исходила из степени несформированности той или иной функции, зоны актуального речевого, сенсомоторного развития, зоны ближайшего развития.

В процессе организации единого пространства ДОУ и семьи использую разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями, общие и групповые родительские собрания; семинары; консультации; занятия с участием родителей с использованием компьютерных технологий.

Таким образом, высокая результативность применения компьютерных технологий развития речевых функций дошкольного возраста с ТНР была достигнута за счет целенаправленного, систематического, дифференцированного коррекционного воздействия на дошкольников с учетом структуры речевого дефекта и уровня сформированности речевых и неречевых процессов, создания здоровьесберегающей среды.

5. Ресурсное обеспечение проекта.

Программно-методическое обеспечение

  • Рабочая программа коррекционного обучения в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-го, 6-го, 7-го года жизни (образовательная область «Коммуникация»).
  • Методические рекомендации «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
  • Перспективно-тематические, календарные планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, планы взаимоработы с воспитателями, профильными специалистами с использованием ИКТ.
  • Комплекс авторских игр и презентаций по развитию речевых функций у детей дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией.
  • Систематизированная медиатека – образовательная область «Коммуникация» с методическими рекомендациями по использованию.

Нормативно-правовые ресурсы

  1. Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ,
  2. СанПиН 2.4.1. 1249-03 («Требования к логопедическому кабинету»), СанПиН Постановление от 28 ноября 2002 №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологи-ческих правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 15.05.2013 № 26 (СанПиН 2.4.1.3049-13).
  4. Региональная (окружная) программа развития образования Ханты-Мансийского автономного округа.
  5.  Целевая программа «Развитие системы образования города Нижневартовска на 2012–2014 гг. от 06.07.2011г.
  6.  Программа развития ДОУ.

Материально-технические ресурсы:

  • логопедический кабинет, соответствующий современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям;
  • компьютер, мультимедиапроектор,  магнитно-маркерная доска, документ-камера;
  • медиатека с наглядно–дидактическим материалом, играми и упражнениями, направленная на развитие речевых функций;
  • мебель, соответствующая ростовым показателям детей.

Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.

Финансовое обеспечение осуществляется в рамках бюджетного финансирования.

Кадровое обеспечение

Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: имею высшее образование по специальности «Логопедия», прошла курсы повышения квалификации: «Актуальные проблемы логопедии» 2012г.; «Логопедический и зондовый массаж в коррекции дизартрии»; «Заикание у дошкольников и младших школьников. Механизмы, проявления, обследование, коррекционная работа»; «Подготовка дошкольников к обучению грамоте» авторский вебинар Л.Е.Журовой; II Международная ярмарка образовательных технологий «Образовательный потенциал» г. Чебоксары, 2013г. сертификат №289.

Мною освоены компьютерные программы Microsoft Office, «Видимая речь», «Дельфа-144», «Игры для Тигры» и другие, которые используются при подготовке к занятиям, родительским собраниям, оформлении презентаций и документации педагогического процесса.

6. Партнеры. Партнерами в реализации настоящего проекта являются воспитатели групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи первой и высшей квалификационной категории, родители воспитанников, логопеды.        

7. Целевая аудитория.

Воспитанники детского сада компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах», посещающие его на основании заключения Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Нижневартовска с диагнозами: Общее недоразвитие речи I, II, III уровня (при алалии, дизартрии, ринолалии, заикании). Дети организованы в группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-го, 6-го и 7-го годов жизни. Количественный состав – 14 человек.

8. План реализации проекта.

Проведенные мероприятия, сроки и продукт проекта соответствуют этапам проекта (Приложение 3).

  1. Ожидаемые результаты и социальный эффект.

Результаты мониторинга речевых и неречевых функций свидетельствуют об эффективности внедренной технологии.

Диагностика эффективности коррекционного обучения показала: уровень сформированности речевого развития в 2010–2011 учебном году повысился на 40%, в 2011-2012 достиг100%.

У 36% вновь поступивших детей в 2012–2013 году отмечена положительная динамика; в 2013-2014 прирост составил еще 42%  (Приложение 2).

Это стало возможным благодаря реализации авторских компьютерных технологий по формированию и развитию всех компонентов и психологической базы речи (по показателям психологов) дошкольников, подготовке их к успешному обучению в школе.

Оценка эффективности деятельности:

  • создан и внедрен комплекс развивающих компьютерных технологий;

- систематизирована накопительная база компьютерных игр и презентаций в базу данных медиатеки (образовательная область «Коммуникация») с методическими рекомендациями

  • сформирована психологическая база речи детей и мотивационная готовность к получению знаний;
  • сформированы компетенции у детей по всем разделам программы, благодаря разработанному единому комплексно - тематическому планированию и плану взаимодействия специалистов;
  • проведен мониторинг промежуточных и конечных результатов на основе специально разработанных диагностических критериев;
  • повышена компетентность родителей и педагогов в вопросах использования ИКТ и развития речи детей в целом.

Апробация системы работы показала ее прогрессивность, активизацию информационно-коммуникативной деятельности субъектов и объектов образовательного процесса, на уровне индивидуального, группового, интегрированного взаимодействия. Критериями эффективного функционирования компьютерных технологий, их соответствия целевому назначению дошкольного образовательного учреждения являются показатели речевых и неречевых функций, приобретение детьми интегративных качеств и элементарных компьютерных знаний, и как результат – необходимые стартовые возможности при поступлении в школу и социализация в обществе. 

В ходе реализации проекта все поставленные задачи решены.

Проведенная методическая работа по теме проекта способствовала повышению профессиональной компетентности и мастерства педагогов.

Систематическое взаимодействие и просветительская работа с родителями обеспечили преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах коррекции речи у детей; повышение педагогической культуры родителей, заинтересованность в результатах коррекционной работы, мотивацию к сотрудничеству для максимально возможного преодоления имеющихся нарушений.

В результате репрезентативности возросло количество учителей-логопедов ДОУ, применяющих данную систему работы в коррекционно-образовательном процессе (в 2010 году – 2 человека, в 2011 году – 4 человека, в 2012 году – 7 человек, в 2013 – 9 человек), оценивших ее высокую результативность и реалистичность выполнения.

Выдвинутая гипотеза педагогического проекта подтвердилась: целенаправленное включение информационно-компьютерных технологий в коррекционное воздействие на дошкольников ТНР с учетом структуры речевого дефекта, уровня сформированности психологической базы речи, звукопроизношения, слоговой структуры, лексико-грамматических категорий и связной речи в значительной степени будет способствовать коррекции имеющихся речевых расстройств, всестороннему психоречевому развитию и подготовке к обучению грамоте детей в школе.

10. Перспективы дальнейшего развития проекта.

Планирую:

- продолжить использование компьютерных технологий для формирования, развития и коррекции речи дошкольников с ТНР;

- расширить спектр использования компьютерных технологий путем освоения и внедрения интерактивных средств Mimio, документ-камеры, обогащения арсенала и вариативности компьютерных игр, совершенствования приемов работы с родителями используя интернет, ИКТ;

- разработать компьютерную игру «Речевые пазлы», направленную на развитие коммуникативной функции речи;

- систематизировать материал и разместить в Интернете.

  1. Литература
  1. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски.//Дефектология.-1998.-№1 с.47-55.
  2. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы// дефектология. 1994. - №5.
  3. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). – М., 1951.
  4. Левина Е.В.  Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях.// Логопед.-2011.-№3.
  5. Лопатина Л.В., Серебрякова П.В. Преодолении речевых нарушений у дошкольников. Спб.: Изд-во РГПУ им. Л.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191с.
  6. Пангина Н.С. Компьютерные игры в обучении детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Качество дошкольного образования: проблемы и перспективы: Сб.науч.ст. по мат-лам науч.-практ. Конференции / Под ред. Н.В. Микляевой. М., 2006.
  7. Репина З.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения // Вопросы гуманитарных наук. 2004, №5(14), стр. 283-285.
  8. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушениями в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. 1997.-№2. С.41-44.

Интернет ресурсы

  1. http://metodisty.ru/m/groups/view/ikt_v_logopedii
  2. http://nsportal.ru/ikt-v-logopedicheskoi-rabote-s-detmi
  3. http://festival.1september.ru/articles/596534/
  4. http://logoportal.ru/ikt-v-rabote-logopeda/.html
  5. http://www.tc-sfera.ru/posts/ispolzovanie-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologiy-v-rabote-uchitelya-logopeda-doshkolnogo
  6. http://pedsovet.su/load/317-1-0-13744
  7. http://www.logoped.ru/pomalv01.htm
  8. http://zor2009.ucoz.ru/load/polozhenie_o_pg_quotikt_v_logopedicheskoj_rabotequot/1-1-0-4
  9. http://atena.ucoz.ru/publ/48-1-0-409
  10. http://chastykms.ucoz.ru/load/1-1-0-79
  11. http://consul.apkpro.ru/consul/26-ict-edu/71--5.html
  12. http://edu.k26.ru/~wiki/index.php?title
  13. http://ipk.68edu.ru/forum/viewtopic.php?p=855&sid=7f2bbed5a066364c3896064151beea6d

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в процессе работы по подготовке детей с тяжелыми речевыми нарушениями к овладению грамотой

Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи существует давно. Подготовка к обучению грамоте находится в есной связи со звуковой культурой речи. Если р...

Сценарий педагогического мероприятия на тему: «В гостях у бабушки» для детей 1 младшей группы с использованием информационно-компьютерных, здоровьесберегающих технологий

Задачи: Образовательные Уточнять и расширять представления детей о домашних животных- внешний вид, с кем живут, учить различать голоса домашних животных и отвечать на вопросы воспитателя;Обучающи...

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников

В материале представлены формы работы, которые может использовать в своей деятельности учитель-логопед: пальчиковый театр, су-джок терапия. песочная терапия и др....

«Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников»

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, ...

Семинар-практикум для родителей "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи у дошкольников"

Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку ...

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...