Фольклор - богатейший источник коррекции и развития речи дошкольников
статья (подготовительная группа) по теме
Автор составитель пособия Макарова Нина Петровна, учитель – логопед детского сада № 58 комбинированного вида.
Аннотация
В данной методической разработке изложен опыт использования в педагогической и коррекционной работе устного народного творчества (фольклора).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gotovaya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор - богатейший источник коррекции и развития речи дошкольников
Макарова Н.П. Учитель-логопед
МДОУ .д/с №58 г. Киселевска
Упор на использование в педагогической и коррекционной работе устного народного творчества (фольклора). Побужден тем что идет тенденция снижения уровня языковой культуры общества в целом. Дети слышат не только не правильно оформленную речь, но далеко не литературные выражения. Оставляют желать лучшего и телевизионные программы и общение родителей со своими детьми,
А фольклор это основа основ воспитания детей. Это универсальная педагогическая система в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, логического и образного мышления и других психических процессов. И не только отобрали, как сумму неких методов, а облекли их в художественную форму.
Поэтический язык малых фольклорных форм прост, точен выразителен. Он развивает поэтических слух, образность речи, языковое чутье. Цель его научить, дать совет точный лаконичный. Вот как сейчас нам с вами: « Век живи век учись». Точнее и лаконичнее не скажешь. Не одна система воспитания кроме фольклорного не берет за основу тот самый «критический» период развития ребенка, котором как утверждают специалисты, и происходит решающая закладка звуковой информации. Решающая на всю жизнь!
С первых же минут своего земного бытия ребенок должен оказаться не в хаосе звуков, а во власти слова упорядочной музыкально -поэтической сфере, которую может дать устное народное творчество . Что же относиться к малым фольклорным формам: Потешки, частушки, приговорки, заклички, скороговорки, чистоговорки, загадки и т.д.
О логической силе детского фольклора многие даже не подозревают. Ведь «Ладушки, ладушки, где были у бабушки?» « Сорока, сорока где была далеко?» Это наилучший способ развития динамического праксиса рук - координации движений пальцев рук, мелкой моторики, а значит и стимулирование развития речевых зон. А ритмический рисунок потешек, закличек, и т.д. Закладывает фундамент развития фонематического восприятия и речевого слуха. Так необходимого ребенку при обучении грамоты родного языка.
Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, нужно рассказать о персонаже потешки, о ее особенностях. Объяснить значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. И выразительно с чувством прочитать потешку:
Ходит конь по бережку
Вороной по зеленому
Он головушкой потряхивает
Золотой уздой побрякивает
Все колечики - то они бряк, бряк
Золотые - то они звяк, звяк.
Во время умывания и причесывания малышей:
Ай лады, лады не боимся мы воды
Чисто умываемся, маме улыбаемся.
Или
Водичка, водичка умой мое личико
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок.
Или
Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса!
Расти коса не путайся маму
Дочка слушайся!
Уже в приговорках идет развитие поэтических
диалогов.
Кисонька – мурлысонька Где была?
Коней посла.
Где кони
За ворота ушли.
Где ворота?
Огонь сжег.
Где огонь?
Вода залила.
Где вода? Быки выпили.
Где быки?
За гору ушли.
Где гора?
Черви выточили.
Где черви?
Утки склевали.
А в результате не заметно, не навязчиво - уже к 2 -; 3 годам ребенок оказывается вполне подготовленный к самостоятельному словотворчеству. Он прошел школу, которая необходима для развития фонематического и слогового анализа и синтеза речи. Заучивание и произнесение скороговорок, является едва ли не самым интересным занятием для ребенка.
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Слова этой скороговорки знакомы нам с детства. Когда то мы с вами их с удовольствием повторяли, А сейчас заучиваем с детьми. Скороговорка -своеобразное интереснейшее явление в литературе.
У осы не усы, не усы, а усики.
Ехал - Грека через реку
Видит - Грека в реке рак
Сунул - Грека руку в реку
Рак за руку Грека цап.
На дворе трава на траве дрова
Раз дрова, два дрова Не коли дрова на траве двора.
Мылась Мила мылом.
Как у горки на пригорке жили, были 33 Егорки.
Что такое скороговорка - это специально придуманная фраза с трудно произносимым набором звуков, которые нужно произнести быстро, не запинаясь:
«От топота копыт пыль по полю летит». Скороговорка - улучшает дикцию детей, приучает быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, устраняет не четкость произношения, и наконец, автоматизирует поставленные звуки и т.д.
При использовании скороговорок для формирования у детей правильной речи необходимо придерживаться определенных правил: Скороговорка сначала произносится детьми вместе со взрослым медленно, приближаясь к слоговому чтению, можно проговаривать стихи сначала шепотом активно работая губами и языком, при этом все слова произносятся четко, ясно особенно выделяя нужный звук, словно говорить человеку который умеет читать по губам.
Шел Его – р че - рез дво – р
Нес то - пор чи - нить за -бор.
А затем темп следует убыстрять, но не снижать качество произношения. Или можно предложить произнести текст вначале сжатыми зубами, артикулируя работу губ, а потом повторить фразу разжатыми зубами громко с той же активностью артикуляции.
Что же касается пословиц и поговорок. Художественная сила пословиц и поговорок заключается в их смысловой, композиционной, интонационно - синтаксической, звуковой и ритмической организованности. В основе многих пословиц лежит метафора.
В процессе своей практической работе с детьми по использованию пословиц и поговорок пришла к выводу, что дети дошкольного возраста, особенно имеющие нарушения речи испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Некоторые дети могли, рассказать о ком идет речь, например. Пословица «Бедному Ванюшки везде камушки». Дети говорили: “Это про Ваню” Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой. Важно научить образному пониманию обобщенного значения пословиц и поговорок. Пословицу и поговорку нельзя искусственно привязать к процессу речевого общения. Пословица и поговорка должны сами вытекать из содержания художественного текста или разговора. Важнейшим условием их использование является уместность. Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль. Разбор смысла пословицы или поговорки можно предварить чтением некоторых художественных произведений. Например, поговорка «Плохи друзья, коли до черного дня». Читаем детям сказку «Мышка Вострохвостик» (история о мышке, которая отправилась путешествовать на арбузной корки, звери, попросившиеся к ней на корабль, когда закончились припасы, во всех бедах обвинили мышку.). Нужно выяснить, как понимают дети выражения «настоящий друг» и значения слов «черный день». После обобщения ответов переходим к выводам, что в сказке описаны не настоящие друзья и подчеркиваем, недаром в народе говорится «Плохи друзья коли до черного дня», «Без беды друга не узнаешь», «Друг познается в несчастье». Постепенно, когда у детей накапливался некоторый запас пословиц и поговорок, мы предлагали им подобрать соответствующую поговорку или пословицу к содержанию и идеи определенной сказки. Например, к сказке «У страха глаза велики» подбираем соответствующие пословицы «Трусливому зайке и пенек волк», «Бояться волка - бегать от белки», «Волков боятся в лес не ходить» и т.д. Подобрать пословицу, соответствующую ситуации в жизни, при рассматривании картин, иллюстраций составлять по ним рассказы и сказки, обращать внимание на образный язык пословиц. Учить детей выделять эпитеты, сравнения (съел кусочек с птичий носочек) предлагать иллюстрировать ту или иную пословицу или поговорку. Уметь передать художественный образ в рисунке расширять возможности его выражения в слове. Учить детей осознавать переносное значение слов и словосочетаний подвести к пониманию этимологии слов и выражений. Например, детям сказать в нашем языке есть много слов, которые обозначают предметы (стол, нос, и д.р.) действия (клади, руби, заруби), но если объединить слова в одном выражении « Заруби на носу», то они будут иметь совсем другой смысл. «Зарубить на носу» - значить, на долго запомнить. Педагог должен проанализировать с детьми такие выражения «Водить за нос», «Золотые руки», «Светлая голова» и т.д. т.д. Чтобы верно понять пословицу не нужно определять значение каждого слова. Главное нужно подумать, о чем здесь идет речь.
Важно, чтобы педагоги, обращаясь к этому кладезю народной мудрости, учитывали не только его воспитательный, но и богатый речевой потенциал.
Используя скороговорки можно так же систематизировано и целенаправленно развивать психику ребенка, развить межполушарные специализации межполушарного взаимодействия синхронизации работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Для решения выше перечисленных задач можно провести игру.Игра называется «Считалочка - бормоталочка» Суть ее такова. Нужно выучить с ребенком скороговорочку: Например « Ехал Грека через реку» В первый раз ребенок произносит вслух все слова скороговорки. Во второй раз произносят все слова кроме последнего, а слово реку произносят «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши и так до конца сопровождая каждое предыдущее слово хлопком.
Ехал - Грека - через – реку
Ехал - Грека - через- (хлопок)
Ехал - Грека - (хлопок) - (хлопок)
Ехал - (хлопок) - (хлопок) - (хлопок)
(Хлопок) - (хлопок) - (хлопок) - (хлопок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Педагоггический практико-ориентированный проектКраткая аннотация проекта.Современное образование заставляет педагогов думать о том, как сделать процесс обучения более результативным, как учить т...
Проект: "Фольклор-богатейший источник познавательного и нравственного развития детей".
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Народная мудрость должна быть передана детям; они должны знать нашу историю, обряды и игры, песни и пляски, прио...
Роль чистоговорок в коррекции и развитии речи дошкольников.
использование считалок и чистоговорок на логозанятиях...
Консультация для родителей «Использование театрализованных игр для коррекции и развития речи дошкольников на логопедических занятиях»
laquo;Использование театрализованных игр для коррекциии развития речи дошкольников на логопедических занятиях» Театрализованная игра оказывает большое влияние на развитие...
Консультация для педагогических работников «Фольклор, как эффективное средство для развития речи дошкольников»
Фольклор - эффективное средство для развития речи дошкольников. В статье даны рекомендации по использованию фольклора в работе с дошкольниками разного возраста.....
Фразеологизмы - как источник познания и развития речи дошкольников
Консультация для воспитателей по речевому развитию детей, через использование фразеологизмов....
Влияние артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой на коррекцию и развитие речи дошкольников
Влияние артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой на коррекцию и развитие речи дошкольников...