Роль чистоговорок в коррекции и развитии речи дошкольников.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шашкина Наталья Владимировна

использование считалок и чистоговорок на логозанятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon считалки и чистоговорки30 КБ

Предварительный просмотр:

В  русском   языке  достаточно  много труднопроизносимых звуков. Даже научившись воспроизводить трудные  звуки, ребёнок  часто  использует в  речи  привычное неверное произношение. Чтобы  это  исправить, необходимо закрепить поставленные  звуки. Автоматизация  звуков  подразумевает различение  звуков  на  материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, текстов  ( в стихах, прозе).

Считалки - чистоговорки являются интересным  и  забавным  речевым  материалом для проговаривания  и  разучивания с ребёнком.

Их  можно использовать как  в  индивидуальной работе с ребёнком, так  и на  подгрупповых занятиях. Ведя  счёт  от  1 до 10, очень  удобно  загибать пальчики  сначала на одной  руке, а затем  на  другой.

Можно на индивидуальном  занятии с ребёнком  в момент произнесения строчки считалки перекладывать мелкие  предметы(палочки, пуговицы и др.)

Текс  считалки  необходимо сначала прочитать ребёнку полностью для осознания  его  смысла. Первичное  проговаривание проходит  в  медленном  темпе с  акцентом  на  труднопроизносимые ребёнком  звуки. Затем ,при необходимости, следует  сопряжённое проговаривание строк стишка, а  после этого уже отражённое повторение и  разучивание строчек считалки.

При  разучивании ребёнок сначала воспроизводит чистоговорку с помощью взрослого, а затем – самостоятельно.

Принцип построения  данных стишков может  быть  различным :

считалки- скороговорки для автоматизации определённой группы  звуков

( например, для /р л/  или /ш ж/) или  по  лексическим темам, изучаемым в  речевой группе  детского  сада  ( например, одежда  или  животные).

Героями считалок – чистоговорок могут  быть  разные персонажи. Это поддерживает интерес детей к работе с  текстами.

В книге Куликовской Т.А. « Логопедические скороговорки и считалки» (Москва, изд. Гном, 2014г.) можно найти  ряд  весёлых текстов для автоматизации групп свистящих, шипящих и сонорных звуков.

А теперь приведём  примеры некоторых авторских считалок – чистоговорок, построенных  по  лексическому принципу.

(их автор учитель-логопед Шашкина Н.В.)

            К лексической  теме « Детский сад»:

Раз - хожу  я в детский сад

Два - полным-полно ребят

Три - играть не устаём

На  четыре - мы поём

Пять - гуляем на прогулке

Шесть - играем летом в жмурки

Семь - зарядка  по  утрам

Восемь - шум  стоит и  гам

Девять - весело живём

Десять – снова  в  сад  придём

          Можно спросить ребёнка, как он проводит время  в  детском  саду.

             К  лексической теме « Лес. Грибы »:

Раз- вот  крепкий боровик

Два- он к  бору  так привык

Три- кладу его в корзинку

На четыре - бежит  Нинка

Пять- увидела  грибок

Шесть- грибок  тот в  кузовок

Семь- лисички  и  опята

Восемь- дружные ребята

Девять- соберу грибы

Десять- лучше  нет  игры

              Можно  попросить  ребёнка вспомнить ещё названия грибов.

              К лексической  теме « Дикие животные»:

Раз - у белочки бельчонок

Два- он  рыженький ребёнок

Три- в дупле семья живёт

На четыре - гриб жуёт

Пять- запасливые  белки

Шесть- забегали  в  горелки

Семь- по  веткам прыг да  скок

Восемь- как полёт  прыжок

Девять- весело играют

Десять - белки не скучают

           Можно уточнить, какие ещё запасы делают белки на зиму; кто ещё   живёт в лесу ; как называются жилища лесных обитателей (нора, логово, берлога)

Придумывать и рифмовать такие считалки - чистоговорки совсем несложно и

тем  для  них    много. У  автора данной статьи подобных считалок  более 60.

Порой, сами дети подсказывают  тему для рифмовки, прося  придумать про игрушки или про каких-то конкретных животных.

Данный вид речевой работы действительно  интересен детям. Они с  удовольствием повторяют, проговаривают  и  заучивают  тексты этих маленьких  историй, закрепляя при  этом не  только звуки  родного  языка, но и  счёт от 1 до 10 ( можно нарисовать опорную разноцветную табличку с цифрами) .

С  помощью этих весёлых стихов лексический словарь детей расширяется и пополняется, пробуждается интерес к окружающему  миру и к живому русскому слову. Как  показывает практика,  работа по автоматизации   и дифференциации  звуков родного  языка в  считалках - чистоговорках эффективна и способствует выработке хорошей чёткой дикции, что немало -  важно для русского  языка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор - богатейший источник коррекции и развития речи дошкольников

Автор составитель пособия Макарова Нина Петровна, учитель – логопед детского сада № 58 комбинированного вида.АннотацияВ данной методической разработке изложен опыт использования в педагогической ...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Педагоггический практико-ориентированный проектКраткая аннотация проекта.Современное образование заставляет педагогов думать о том, как сделать процесс обучения более результативным,  как учить т...

Презентация "Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников"

Презентация раскрывает роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников...

Роль нетрадиционных видов изодеятельности в развитии речи дошкольников

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, коорд...

Консультация для родителей «Использование театрализованных игр для коррекции и развития речи дошкольников на логопедических занятиях»

laquo;Использование театрализованных игр для коррекциии развития речи  дошкольников  на логопедических занятиях»  Театрализованная игра оказывает большое влияние на развитие...

Влияние артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой на коррекцию и развитие речи дошкольников

Влияние артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой на коррекцию и развитие речи дошкольников...