Роль чистоговорок в коррекции и развитии речи дошкольников.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
использование считалок и чистоговорок на логозанятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
считалки и чистоговорки | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
В русском языке достаточно много труднопроизносимых звуков. Даже научившись воспроизводить трудные звуки, ребёнок часто использует в речи привычное неверное произношение. Чтобы это исправить, необходимо закрепить поставленные звуки. Автоматизация звуков подразумевает различение звуков на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, текстов ( в стихах, прозе).
Считалки - чистоговорки являются интересным и забавным речевым материалом для проговаривания и разучивания с ребёнком.
Их можно использовать как в индивидуальной работе с ребёнком, так и на подгрупповых занятиях. Ведя счёт от 1 до 10, очень удобно загибать пальчики сначала на одной руке, а затем на другой.
Можно на индивидуальном занятии с ребёнком в момент произнесения строчки считалки перекладывать мелкие предметы(палочки, пуговицы и др.)
Текс считалки необходимо сначала прочитать ребёнку полностью для осознания его смысла. Первичное проговаривание проходит в медленном темпе с акцентом на труднопроизносимые ребёнком звуки. Затем ,при необходимости, следует сопряжённое проговаривание строк стишка, а после этого уже отражённое повторение и разучивание строчек считалки.
При разучивании ребёнок сначала воспроизводит чистоговорку с помощью взрослого, а затем – самостоятельно.
Принцип построения данных стишков может быть различным :
считалки- скороговорки для автоматизации определённой группы звуков
( например, для /р л/ или /ш ж/) или по лексическим темам, изучаемым в речевой группе детского сада ( например, одежда или животные).
Героями считалок – чистоговорок могут быть разные персонажи. Это поддерживает интерес детей к работе с текстами.
В книге Куликовской Т.А. « Логопедические скороговорки и считалки» (Москва, изд. Гном, 2014г.) можно найти ряд весёлых текстов для автоматизации групп свистящих, шипящих и сонорных звуков.
А теперь приведём примеры некоторых авторских считалок – чистоговорок, построенных по лексическому принципу.
(их автор учитель-логопед Шашкина Н.В.)
К лексической теме « Детский сад»:
Раз - хожу я в детский сад
Два - полным-полно ребят
Три - играть не устаём
На четыре - мы поём
Пять - гуляем на прогулке
Шесть - играем летом в жмурки
Семь - зарядка по утрам
Восемь - шум стоит и гам
Девять - весело живём
Десять – снова в сад придём
Можно спросить ребёнка, как он проводит время в детском саду.
К лексической теме « Лес. Грибы »:
Раз- вот крепкий боровик
Два- он к бору так привык
Три- кладу его в корзинку
На четыре - бежит Нинка
Пять- увидела грибок
Шесть- грибок тот в кузовок
Семь- лисички и опята
Восемь- дружные ребята
Девять- соберу грибы
Десять- лучше нет игры
Можно попросить ребёнка вспомнить ещё названия грибов.
К лексической теме « Дикие животные»:
Раз - у белочки бельчонок
Два- он рыженький ребёнок
Три- в дупле семья живёт
На четыре - гриб жуёт
Пять- запасливые белки
Шесть- забегали в горелки
Семь- по веткам прыг да скок
Восемь- как полёт прыжок
Девять- весело играют
Десять - белки не скучают
Можно уточнить, какие ещё запасы делают белки на зиму; кто ещё живёт в лесу ; как называются жилища лесных обитателей (нора, логово, берлога)
Придумывать и рифмовать такие считалки - чистоговорки совсем несложно и
тем для них много. У автора данной статьи подобных считалок более 60.
Порой, сами дети подсказывают тему для рифмовки, прося придумать про игрушки или про каких-то конкретных животных.
Данный вид речевой работы действительно интересен детям. Они с удовольствием повторяют, проговаривают и заучивают тексты этих маленьких историй, закрепляя при этом не только звуки родного языка, но и счёт от 1 до 10 ( можно нарисовать опорную разноцветную табличку с цифрами) .
С помощью этих весёлых стихов лексический словарь детей расширяется и пополняется, пробуждается интерес к окружающему миру и к живому русскому слову. Как показывает практика, работа по автоматизации и дифференциации звуков родного языка в считалках - чистоговорках эффективна и способствует выработке хорошей чёткой дикции, что немало - важно для русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор - богатейший источник коррекции и развития речи дошкольников
Автор составитель пособия Макарова Нина Петровна, учитель – логопед детского сада № 58 комбинированного вида.АннотацияВ данной методической разработке изложен опыт использования в педагогической ...
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Педагоггический практико-ориентированный проектКраткая аннотация проекта.Современное образование заставляет педагогов думать о том, как сделать процесс обучения более результативным, как учить т...
Презентация "Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников"
Презентация раскрывает роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников...
Роль нетрадиционных видов изодеятельности в развитии речи дошкольников
Нетрадиционные методы изобразительной деятельности развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, коорд...
Консультация для родителей «Использование театрализованных игр для коррекции и развития речи дошкольников на логопедических занятиях»
laquo;Использование театрализованных игр для коррекциии развития речи дошкольников на логопедических занятиях» Театрализованная игра оказывает большое влияние на развитие...
Влияние артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой на коррекцию и развитие речи дошкольников
Влияние артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой на коррекцию и развитие речи дошкольников...