Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: «Сопоставление ранней и поздней осени»
план-конспект занятия по развитию речи
Цель: формировать целостное представление о временах года; воспитывать любовь к природе, обобщить знания об осени.
Задачи:
- Обобщение и систематизирование представлений об осенних изменениях в природе. Сопоставление ранней и поздней осени. Пополнение активного словаря синонимами и антонимами.
- Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания, общей моторики.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_sopastovlenie_ranney_i_pozdney_oseni.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 города Крымска муниципального образования Крымский район
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы
(речевое развитие)
Тема: «Сопоставление ранней и поздней осени»
Воспитатель: Кияница А. А.
Тема: «Сопоставление ранней и поздней осени»
Цель: формировать целостное представление о временах года; воспитывать любовь к природе, обобщить знания об осени.
Задачи:
- Обобщение и систематизирование представлений об осенних изменениях в природе. Сопоставление ранней и поздней осени. Пополнение активного словаря синонимами и антонимами.
- Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания, общей моторики.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа. Прогулка по территории детского сада, наблюдение за осенними изменениями в природе. Лексико-грамматические игры и упражнения на образование согласование относительных прилагательных, подбор признаков, действий, родственных слов, синонимов и антонимов. Разучивание слов пальчиковой гимнастики. Чтение художественной литературы В. Орлов «Осень», беседы, рассматривание иллюстраций и картин об осени Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень», подготовка материала к занятию, заучивание стихотворений и песен об осени, прослушивание музыки.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Планируемые результаты :
- дети имеют представление о временах года;
- проявляют чувство любви к природе;
Целевые ориентиры:
-развивать устную речь;
-умение строить речевые высказывания;
-умение проявлять самостоятельность в игре, общении.
-развивать крупную и мелкую моторику.
Материал по методическому обеспечению.
-картины И.И. Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень»;
-Запись фрагментов из «Времён года» П.И. Чайковского, также голосов природы (шум ветра, дождя, падающих листьев);
- предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, белка, ёж, стая птиц, солнце);
- опорные картинки к стихотворению об осени;
- засушенные листья деревьев;
- альбомные листы на каждого ребёнка, цветные карандаши, фломастеры;
- корзина с дарами осени;
- сказочные персонажи: «Осень»(воспитатель), «Туча», «Ветер», «Дождь» (дети) с эмблемами на груди.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Создание эмоционального положительного фона занятия, стимулирование мышления у детей.
Звучит фрагмент из цикла «времена года» П.И. Чайковского. В группе детей встречает «Осень» со своими спутниками «Тучей», «Ветром», «Дождём»).
Осень. Здравствуйте ребята! Отгадайте, кто я?
Утром я во двор иду –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят…летят…летят…
Дети. Осень.
Туча. Я лечу орлицей
Через тридевять земель,
Крылья распластаю,
Солнце закрываю.
Дети. Туча.
Ветер. Я берёзку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можете угадать?
Дети. Ветер.
Дождь. Меня часто зовут,
Дожидаются,
А приду – от меня
Укрываются.
Дети. Дождь.
Осень. Молодцы! Вы правильно отгадали загадки про меня и моих помощников.
II. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.
Сообщение темы занятия, закрепление представлений об осенних изменениях в природе и их характерных особенностях, совершенствование грамматического строя речи.
Осень. Ребята, мы приглашаем вас в осенний лес. Посмотрите вокруг, почему я лес назвала осенним?
Дети. Потому что трава осенью желтая, листья разноцветные.
Осень. Сейчас какая осень – поздняя или ранняя?
Дети. Поздняя осень.
Осень. Как вы думаете, почему позднюю осень называют хмурой?
Дети. Поздней осенью часто идут дожди.
Осень. Скоро я вас покину, и после меня придет моя сестра, Зима. Но прежде, чем вас покинуть, я хочу послушать, как вы умеете различать раннюю осень с поздней.
Сопоставление описаний ранней и поздней осени.
Составление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
( Осень выставляет предметные картинки: цветы, овощи, фрукты, белка, ёж, стая птиц).
Осень. Посмотрите на эти картинки, что и кто на них изображены? (дети
перечисляют) А теперь с помощью этих картинок составьте
предложения, чем отличается ранняя осень с поздней.
Например, ранней осенью в полях собирают урожай, поздней осенью поля пусты.
1-й ребёнок. Ранней осенью солнечный день, поздней осенью хмурый пасмурный день.
2-й ребёнок. Ранней осенью яркое голубое небо, поздней осенью серое тёмное небо.
3-й ребёнок. Ранней осенью по небу плывут белые облака, поздней осенью тёмные серые тучи в небе, дождь.
4-й ребёнок. Ранней осенью деревья в золотом, нарядном убранстве, поздней осенью деревья голые.
5-й ребёнок. Ранней осенью в садах собирают фрукты, а поздней осенью деревья стоят голые.
6-й ребёнок. Ранней осенью птицы улетают на юг, а поздней осенью остались зимующие птицы.
7-й ребёнок. Ранней осенью цветут осенние цветы, а поздней осенью цветов
нет.
8-й ребёнок. Ранней осенью животные готовятся к спячке, заготавливаю запасы, а поздней осенью животные спят, белка и заяц линяют, меняют цвет шерсти.
9-й ребёнок. Ранней осенью чаще светит солнце, а поздней осенью идёт холодный дождь, дуют ветра.
III. Игра «Эхо». Умение правильно образовывать признаки.
(Игра проводится с мячом)
Осень. Предлагаю вам поиграть в игру «Эхо». Я называю предмет, а вы
признак слова «осень».
Небо, осенью какое?
1-й ребёнок. Осеннее.
Осень. Лес осенью, какой?
2-й ребёнок. Осенний.
Осень. Погода осенью, какая?
3-й ребёнок. Осенняя.
Осень. Листья осенью, какие?
4-й ребёнок. Осенние
Осень. Дождь осенью, какой?
5-й ребёнок. Осенний.
IV. Пальчиковая гимнастика.
Разбросала осень листья, Делают волнообразные движения ладонями.
Разукрасила их кистью. Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.
Мы в осенний парк пойдём, «Шагают» пальцами обеих рук.
В букеты листья соберём. Скрещивают ладони с растопырив пальцы
Лист кленовый, Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,
Лист с осинки, на обеих руках одновременно на каждый лист.
Лист дубовый, лист с рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.
IV. Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Осень». Развитие просодической стороны речи, общих речевых навыков, автоматизация правильного произношения всех звуков.
Осень. Тучка, почему ты загрустила?
Туча. Я нашла стихотворение и никак не могу выучить.
Осень. Давай прочитаем твоё стихотворение.
(Осень берёт листочек и зачитывает детям)
Листья клёна пожелтели,
Птицы к югу улетели,
Дождику идти не лень
И всю ночку, и весь день.
Ребята давайте поможем тучке? У меня есть картинки. Я буду читать стихотворение, а вы расставьте в нужной последовательности.
(Дети расставляют серию сюжетных картин в нужной последовательности, чтение стихотворения ещё раз).
Дети запоминают и рассказывают вместе с тучкой стихотворение наизусть с опорой на картинки.
V. Подвижное упражнение. Развитие общей моторики, чувства ритма, координация речи с движением.
Осень. Вставайте вокруг меня. И делайте как я, повторяя слова.
(Осень делает упражнения вместе с детьми, закрепление.)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети выполняют движения)
VI. Обводка и раскрашивание осенних листьев. Развитие тонкой моторики.
(Осень показывает осенний букет, цветные карандаши разложены на столах).
Осень. Посмотрите, какие я принесла листочки с деревьев. Назовите, с какого дерева эти листочки (дети перечисляют листья: дубовый, берёзовый,
кленовый, каштановый).
Давайте сделаем осенний подарок для мам. Возьмите любой листочек из этого букета, и скажите, какой листочек вы взяли.
1-й ребёнок. Я выбрала кленовый листочек.
2-й ребёнок. Я выбрал берёзовый листочек…
Осень. Обведите листочек фломастером и раскрасьте его карандашом.
(После выполнения работы, дети говорят, что они сделали).
VII. Заключительное слово «Осени».
Осень. Вот и пришла пора расставаться, заканчивается последний осенний
месяц. Все вы хорошо отвечали, старались правильно и красиво
говорить, были активными. Я дарю вам угощения из леса. До
свидания, ребята, до будущей осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Под парусами"
Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: «Под парусами» ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Невидимка - воздух"
Знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Прозрачное чудо"
Знакомство детей с рукотворным материалом- стеклом, его свойствами и качествами....
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: « Путешествие в космос»
План конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема " Путешествие в космос"...
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы Тема «Зима»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, социализация, здоровье, музыка, физическая культура, художественное творчество.Цель занятия: обеспечить условия для создания ...
"Непосредственная образовательная деятельность для детей старшей группы Тема: «Осень, осень золотая»
Данный конспект я отправляла на на сайт Конспекты-уроков. рф. в 2016 году и получила сертификат....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевой деятельности для детей старшей группы Тема: «Волшебные сказки»
Благодаря данному материалу можно уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках, совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам,...