Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: «Сопоставление ранней и поздней осени»
план-конспект занятия по развитию речи

Кияница Анастасия Александровна

Цель: формировать целостное представление о временах года; воспитывать любовь к природе, обобщить знания об осени.

Задачи:

 -  Обобщение и систематизирование представлений об осенних изменениях в природе. Сопоставление ранней и поздней осени. Пополнение активного словаря синонимами и антонимами.

- Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания, общей моторики.

- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_sopastovlenie_ranney_i_pozdney_oseni.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 города Крымска муниципального  образования Крымский район

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы

(речевое развитие)

Тема: «Сопоставление ранней и поздней осени»

                                                             Воспитатель: Кияница А. А.

Тема: «Сопоставление ранней и поздней осени»

Цель: формировать целостное представление о временах года; воспитывать любовь к природе, обобщить знания об осени.

Задачи:

 -  Обобщение и систематизирование представлений об осенних изменениях в природе. Сопоставление ранней и поздней осени. Пополнение активного словаря синонимами и антонимами.

- Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания, общей моторики.

- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа.  Прогулка по территории детского сада, наблюдение за осенними изменениями в природе. Лексико-грамматические игры  и упражнения на образование согласование относительных прилагательных, подбор признаков, действий, родственных слов, синонимов и антонимов. Разучивание слов пальчиковой  гимнастики. Чтение художественной литературы В. Орлов «Осень», беседы, рассматривание иллюстраций и картин об осени Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень», подготовка материала к занятию, заучивание стихотворений и песен об осени, прослушивание музыки.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Планируемые результаты :

- дети имеют представление о временах года;

- проявляют чувство любви к природе;

        

Целевые ориентиры:

-развивать устную речь;

-умение строить речевые высказывания;

-умение проявлять самостоятельность в игре, общении.

-развивать крупную и мелкую моторику.

Материал по методическому обеспечению.

-картины И.И. Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень»;

-Запись фрагментов из «Времён года» П.И. Чайковского,  также голосов природы (шум ветра, дождя, падающих листьев);

- предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, белка, ёж, стая птиц, солнце);

- опорные картинки к стихотворению об осени;

- засушенные листья деревьев;

- альбомные листы на каждого ребёнка, цветные карандаши, фломастеры;

- корзина с дарами осени;

- сказочные персонажи: «Осень»(воспитатель), «Туча», «Ветер», «Дождь» (дети) с эмблемами на груди. 

                                                                                         

Ход занятия.

I. Организационный момент. 

Создание эмоционального положительного фона занятия, стимулирование мышления у детей.

Звучит фрагмент из цикла «времена года» П.И. Чайковского. В группе детей встречает «Осень» со своими спутниками «Тучей», «Ветром», «Дождём»).

Осень. Здравствуйте ребята! Отгадайте, кто я?

            Утром я во двор иду –

            Листья сыплются дождём,

            Под ногами шелестят

            И летят…летят…летят…

Дети. Осень.

Туча.  Я лечу орлицей

           Через тридевять земель,

           Крылья распластаю,

           Солнце закрываю.                                      

Дети. Туча.

Ветер.  Я берёзку качну,                                                  

            Я тебя подтолкну,                                                    

            Налечу, засвищу,

            Даже шапку утащу.

            А меня не видать.

            Кто я? Можете угадать?

Дети. Ветер.

Дождь.  Меня часто зовут,                                                

              Дожидаются,

              А приду – от меня

              Укрываются.

Дети. Дождь.

Осень. Молодцы! Вы правильно отгадали загадки про меня и моих   помощников.

 II. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

 Сообщение темы занятия, закрепление представлений об осенних изменениях в природе и их характерных особенностях, совершенствование грамматического строя речи.

Осень. Ребята, мы приглашаем вас в осенний лес. Посмотрите вокруг, почему  я лес назвала осенним?

Дети. Потому что трава осенью желтая, листья разноцветные. 

Осень. Сейчас какая осень – поздняя или ранняя?

Дети. Поздняя осень.

Осень. Как вы думаете, почему позднюю осень называют хмурой?

Дети. Поздней осенью часто идут дожди.

Осень. Скоро я вас покину, и после меня придет моя сестра, Зима. Но прежде, чем вас покинуть, я хочу послушать, как вы умеете различать  раннюю осень с  поздней.

Сопоставление описаний ранней и поздней осени

Составление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

( Осень выставляет предметные картинки: цветы, овощи, фрукты, белка, ёж, стая птиц).

Осень. Посмотрите на эти картинки, что и кто на них изображены? (дети

            перечисляют) А теперь с помощью этих картинок составьте

            предложения, чем отличается ранняя осень с поздней.

Например, ранней осенью в полях собирают урожай, поздней осенью поля пусты.

1-й ребёнок. Ранней осенью солнечный день, поздней осенью хмурый пасмурный день.

2-й ребёнок. Ранней осенью яркое голубое небо,  поздней осенью серое тёмное небо.

3-й ребёнок. Ранней осенью по небу плывут белые облака,  поздней осенью тёмные серые тучи в небе, дождь.

4-й ребёнок. Ранней осенью деревья в золотом, нарядном убранстве,  поздней осенью деревья голые.

5-й ребёнок. Ранней осенью в садах собирают фрукты, а поздней осенью деревья стоят голые.

6-й ребёнок. Ранней осенью птицы улетают на юг, а поздней осенью остались зимующие птицы.

7-й ребёнок. Ранней осенью цветут осенние цветы, а поздней осенью цветов  

нет.

8-й ребёнок. Ранней осенью животные готовятся к спячке, заготавливаю запасы, а поздней осенью животные спят, белка и заяц  линяют,  меняют цвет шерсти.

9-й ребёнок. Ранней осенью чаще светит солнце, а поздней осенью идёт холодный дождь, дуют ветра.

III. Игра «Эхо». Умение правильно образовывать признаки.

                             (Игра проводится с мячом)

Осень. Предлагаю вам поиграть в игру «Эхо». Я называю предмет, а вы  

            признак слова «осень».

             Небо, осенью какое?

1-й ребёнок. Осеннее.

Осень. Лес осенью, какой?

2-й ребёнок. Осенний.

Осень. Погода осенью, какая?

3-й ребёнок. Осенняя.

Осень. Листья осенью, какие?

4-й ребёнок. Осенние

Осень. Дождь осенью, какой?

5-й ребёнок. Осенний.

IV. Пальчиковая гимнастика.

Разбросала осень листья,           Делают волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью.        Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдём, «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберём. Скрещивают ладони с растопырив пальцы

Лист кленовый,                  Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,

Лист с осинки,              на обеих руках одновременно на каждый лист.

Лист дубовый, лист с рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.  Звонко хлопают в ладоши.

IV. Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Осень». Развитие просодической стороны речи, общих речевых навыков, автоматизация правильного произношения всех звуков.

Осень. Тучка, почему ты загрустила?

Туча. Я нашла стихотворение и никак не могу выучить.

Осень. Давай прочитаем твоё стихотворение.

            (Осень берёт листочек и зачитывает детям)

                       Листья клёна пожелтели,

                       Птицы к югу улетели,

                       Дождику идти не лень

                       И всю ночку, и весь день.

Ребята давайте поможем тучке? У меня есть картинки. Я буду читать стихотворение, а вы расставьте в нужной последовательности.

 (Дети расставляют серию сюжетных картин в нужной последовательности, чтение стихотворения ещё раз).

Дети запоминают и рассказывают вместе с тучкой стихотворение наизусть с опорой на картинки.

V. Подвижное упражнение. Развитие общей моторики, чувства ритма, координация речи с движением.

Осень. Вставайте вокруг меня. И делайте как я, повторяя слова.

            (Осень делает упражнения вместе с детьми, закрепление.)

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети выполняют движения)

VI. Обводка и раскрашивание осенних листьев. Развитие тонкой моторики.

(Осень показывает осенний букет, цветные карандаши разложены на столах).

Осень. Посмотрите, какие я принесла листочки с деревьев. Назовите, с какого дерева эти листочки (дети перечисляют листья: дубовый, берёзовый,

кленовый, каштановый).

             Давайте сделаем осенний подарок для мам. Возьмите любой листочек   из этого букета, и скажите, какой листочек вы взяли.

1-й ребёнок. Я выбрала кленовый листочек.

2-й ребёнок. Я выбрал берёзовый листочек…

Осень. Обведите листочек фломастером и раскрасьте его карандашом.

            (После выполнения работы, дети говорят, что они сделали).

VII. Заключительное слово «Осени».

Осень. Вот и пришла пора расставаться, заканчивается последний осенний

            месяц.  Все вы хорошо отвечали, старались правильно и красиво

            говорить, были активными. Я дарю вам угощения из леса. До  

            свидания, ребята, до будущей осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Под парусами"

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: «Под парусами» ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Невидимка - воздух"

Знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Прозрачное чудо"

Знакомство детей с рукотворным материалом- стеклом, его свойствами и качествами....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: « Путешествие в космос»

План конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема " Путешествие в космос"...

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы Тема «Зима»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, социализация, здоровье, музыка, физическая культура, художественное творчество.Цель занятия: обеспечить условия для создания ...

"Непосредственная образовательная деятельность для детей старшей группы Тема: «Осень, осень золотая»

Данный конспект я отправляла на  на сайт Конспекты-уроков. рф. в 2016 году и получила сертификат....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевой деятельности для детей старшей группы Тема: «Волшебные сказки»

Благодаря данному материалу можно уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках, совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам,...