Программа дополнительного образования по развитию речи "Говорушки"
рабочая программа (младшая группа)
Цель кружка: формирование общих речевых навыков, как основа дальнейшего речевого развития и коррекции речевых недостатков.
Для достижения этой цели определила задачи:
- Обогащать активный и пассивный словарь детей.
- Развивать лексику и грамматику.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать слуховое внимание и понимание речи.
- Развивать умение согласовывать стихотворный текст с действиями.
- Формировать длительный речевой выдох.
- Развивать силу голоса и ритм речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_govorushki_1mlgr.doc | 386.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждено
Председателем Совета родителей приказом заведующего
МАДОУ детский сад № 36 МАДОУ детский сад № 36
Протокол от___________№____ Приказ от _______№____
Принято
На заседании педагогического совета
МАДОУ детский сад № 36
Протокол от__________№_____
Программа дополнительного образования
по развитию речи «Говорушки»
(1 младшая группа)
На 2021-2022 учебный год
Разработчик программы:
воспитатель
Сафина Резеда Ралифовна
г.Нефтекамск
Пояснительная записка
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».
В данный период жизни малыша интенсивно идет и речевое развитие. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка третьего года жизни. Речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка, так как она становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни - не простое количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и при общении со взрослым. В этот период он учится строить первые предложения, обобщения, начинает активно использовать речевые средства для общения со взрослыми и сверстниками.
В 2021-2022 учебном году в группу пришли двухлетние дети. В адаптационный период дети привыкали к новым условиям, к новым взрослым, друг к другу. Наблюдая за ребятишками в этот период, я обратила внимание на то, что некоторые дети очень плохо говорят, порой на уровне звукоподражания. Общаясь с родителями, выяснила, что их тоже волнует проблема речевого развития своих малышей.
На современном этапе развития системы образования одно из приоритетных направлений – ранняя диагностика отклонений в развитии детей и оказание им комплексной помощи. А особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обуславливают важность коррекционно-воспитательной работы на ранних этапах. Поэтому для максимальной реализации у детей возрастного потенциала решила организовать кружок «Говорушки».
Определила цель кружка: формирование общих речевых навыков, как основа дальнейшего речевого развития и коррекции речевых недостатков.
Для достижения этой цели определила задачи:
- Обогащать активный и пассивный словарь детей.
- Развивать лексику и грамматику.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать слуховое внимание и понимание речи.
- Развивать умение согласовывать стихотворный текст с действиями.
- Формировать длительный речевой выдох.
- Развивать силу голоса и ритм речи.
Решаются данные задачи на занятиях, состоящих из развивающих игр и игровых упражнений, объединенных общей тематикой. Такие занятия помогут малышам избежать многих трудностей в становлении речи, так как включают в себя комплекс профилактических мероприятий: артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастики, слуховые и мыслительные разминки. Занятия проводятся с октября по май (сентябрь – период адаптации детей). Длительность занятий – 10-12 минут, периодичность – 1 раз в неделю, занятия по подгруппам в 5 детей.
Группа комплектуется с учетом индивидуальных особенностей детей. Учитывается добровольность и желание родителей.
Предполагаемый результат: сформированность общих речевых навыков у детей раннего возраста как база для дальнейшего нормального речевого развития, ранняя диагностика отклонений в речевом развитии, подготовка к необходимой коррекции звукопроизношения, обогащение активного и пассивного словаря, развитие внимания, памяти.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, СТИМУЛИРУЮЩИХ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Развитие речевого дыхания | Развитие артикуляционной моторики | Развитие слухового внимания и понимания речи | Развитие лексики и грамматики | Развитие мелкой моторики |
1 неделя октября | ||||
Формировать произвольный выдох. Игры «Занавесочка», «Шторочка». | Развивать умение высовывать и убирать язык. Игра «Язычок убежал в домик». Игра «Детки улыбнулись». | Развивать умение определять направление звука. Игра «Где звенит колокольчик?» | Тема «Малыши в детском саду». Развивать умение ориентироваться в предметах ближайшего окружения; развивать умение называть действия с предметами; соотносить название с предметом или действием. | Развивать умение сжимать и разжимать кулачки в сопровождении текста. Игра «В прятки пальчики играли». Игра «Водичка». |
2 неделя октября | ||||
Развивать длительный речевой выдох. Игра «Горячая картошечка». Игра «Горох». | Удерживание расслабленного язычка на нижней губе (3 сек.) и вытягивание его вперед. Игра «Попробуем горошек». Игра «Длинная морковка». | Развивать устойчивость слухового внимания, определяя предмет по его звучанию. Игра «Что звучит в коробочке». | Тема «Овощи» Обогащать словарь; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе; согласовывать существительные с числительным один, одна. | Развивать умение поочередно гладить пальчики одной руки пальчиками другой руки; сопровождать текст движениями рук. Игра «Огород». Игра «Мы капусту солим». |
3 неделя октября | ||||
Формирование произвольного выдоха. Игра «Яблочко укатилось». Игра «Жадный ежик». | Развивать умение поднимать и опускать губы, показывая зубки; открывать и закрывать рот, стуча зубами. Игра «Кусаем яблоко». Игра «Оближем губки» (5 раз). | Узнавать и выделять звучание барабана из ряда других звучащих предметов (колокольчика, погремушки). Игра «Играет – не играет). | Тема «Фрукты» Словарь по теме; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; стимулировать произнесение двухсловных предложений . (Это яблоко. Вот банан.) | Развивать круговые движения пальчиков по ладони в сопровождении текста. Игра «Яблоко». Игра «В сад пойдем, урожай соберем». |
4 неделя октября | ||||
Развивать длительный целенаправленный речевой выдох. Игра «Чей листочек улетел с веточки?» | Развивать умение поднимать язык к верхней губе и опускать вниз к нижней губе. Игра «Ветер с листочком играет» (4-5 раз). Игра «Ветер гудит.» | Переключать слуховое внимание с громкого звучания на тихое, и наоборот. Соотносить свои действия с характером звучания. Игра «Что будешь делать с листочком?» | Тема «Осень» Словарь по теме; побуждать повторять новые слова; понимание предложных конструкций в, на, под; согласовывать слова во фразе из двух, трех частей. | Развивать движения пальцев вверх – вниз (шевелить пальчиками, опуская и поднимая руки). Игра «Осенние листочки». Игра «Листопад». |
1 неделя ноября | ||||
Упражняться в длительном целенаправленном выдохе. Игра «Горячая картошка». Игра «Репка». | Развивать подвижность языка. Удерживать расслабленный язык на нижней губе (3 сек.) Игры «Подразни кису», «Часики тикают», «Лошадка». | Развивать устойчивость слухового внимания, определяя действия по звуку. Игра «Кто что делает». | Тема «Семья» Обогащать словарь по теме; включать в речь глаголы повелительного наклонения; употреблять существительные с уменьшительными суффиксами | Развивать умение проводить пальчиками по ладони круговыми движениями в сопровождении текста. Игра «Бабушкины блины». Игра «Семья». |
2 неделя ноября | ||||
Развивать длительный целенаправленный выдох, резкий и длительный. Игра «Ладошки замерзли». Игра «Кукла, спи». | Развивать умение удерживать разомкнутые губы. Игра «В гости к язычку». Игра «Поздороваемся с язычком». Игра «Угостим медом». | Развивать умение сосредоточивать слуховое внимание, определяя последовательность звучания звукоподражаний. Игра «Кто и как смеялся?» Игра «Человечек». | Тема «Какой я?» Активизировать словарь по теме; Стимулировать согласование существительного с глаголом и прилагательным в роде, числе, падеже; употреблять существительные в винительном падеже; побуждать отвечать на вопросы фразой из двух слов. | Развивать поглаживающие движения (тереть ладонь о ладонь) и захватывать каждый пальчик в кулачок. Игра «Водичка». |
3 неделя ноября | ||||
Развивать сильную целенаправленную струю выдоха. Игра «Воздушный шарик». | Переключать движения языка и губ. Игра «Мячик прыгает». Игра «Паровоз гудит». Игра «Птичка поет». | Развивать умение удерживать в памяти звучание игрушки, самостоятельно находить такое же звучание из двух, трех вариантов. Игра «Где такая же погремушка?». | Тема «Игрушки» Активизировать словарь по теме; побуждать согласовывать существительное с числительным; стимулировать договаривание фразы со взрослым; побуждать повторять слова с уменьшительным, ласкательным суффиксом. | Развивать умение зажимать пальчики и обхватывать их другой рукой, зажимать большой палец другой рукой. Игра «Пирамидка». |
4 неделя ноября | ||||
Добиваться длительного направленного выдоха. Игра «Высушим платочки». | Развивать подвижность язычка. Игры «Язычок играет в прятки» (5 раз), «Почисти зубки» (6 раз); «Лошадка». | Развивать умение переключать слуховое внимание, выполняя действие согласно словесной инструкции. Игра «Стирка». | Тема «Одежда» Активизировать словарь по теме; использовать в речи местоимения: мой, моя, мои; употреблять в речи винительный падеж существительных; стимулировать образование множественного числа существительных. | Развивать умение вращать кулачком, собирать пальчики в «щепоть» и водить по ладони. Игра «Платье». |
1 неделя декабря |
Развивать длительный ротовой выдох. Игра «Чей листочек улетел с веточки?» | Формировать простейшие движения язычка. Игры «Ах, как сладко», «Заборчик». | Развивать умение переключать слуховое внимание, выполняя действия согласно различному звучанию. Игра «Холодный ветерок». | Тема «Обувь» Активизировать словарь по теме; развивать умение отвечать на вопросы: Кто? Что делает?; развивать умение согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе. | Развивать умение загибать по очереди пальчики в сопровождении потешки «Как у нашей кошки», договаривая последние слова. |
2 неделя декабря | ||||
Развивать плавный речевой выдох и силу голоса (тихо – громко). Игра «Часы - часики». | Развивать умение широко открывать и закрывать рот, плотно смыкая губы. Игры «Окошечко», «Часики». | Развивать умение переключать слуховое внимание и выполнять действия в соответствии со значением заданного слова. Игра «Дом – домик». | Тема «Дом» Обогащать словарь по теме; развивать умение точно соотносить название предмета с назначением; выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; различать формы единственного и множественного числа существительных. | Развивать умение соединять пальцы под углом в форме крыши, собирать пальцы в замок. Игра «Дом». |
3 неделя декабря | ||||
Развивать целенаправленный речевой выдох. Игры «Снежок, «Согреем ручки». | Развивать точные движения языка. Игры «Лопаточка», «Убери снежинку», «Ветер воет». | Определять направление звука. Игры «Где снежинка?», «Куда бросили снежок». | Тема «Зима» Активизировать словарь по теме; стимулировать согласование существительных с прилагательными в роде, числе; побуждать договаривать фразу; понимать и использовать в речи предлоги: на, под, за. | Развивать умение плавно двигать пальчиками вверх-вниз. Игры «Снежинки», «Снеговик». |
4 неделя декабря | ||||
Развивать плавный речевой выдох; силу голоса. Игра «Елке жарко». | Упражнять в растягивании губ в «улыбке»; точности движений языка. Игры «Веселый клоун», «Огоньки мигают», «Колкая иголочка». | Развивать умение переключать слуховое внимание, соотносить свои действия с тихим и громким звучанием слова «елочка». Игра «Встанем в хоровод». | Тема «К деткам елочка пришла». Пополнять словарь по теме; использовать в речи притяжательные местоимения: мой, моя, мое, мои; употреблять предлоги: в, на, за, под; вызывать ребенка на диалог. | Упражнять в сжимании и разжимании пальцев, разводить руки в стороны. Игры «Елочка», «К деткам елочка пришла». |
3 неделя января | ||||
Развивать силу голоса (громко, тихо), длительный ротовой выдох. Игра «Зайка». | Упражнять переключаемость движений язычка и губ. Игры «Лисичкин хвостик», «Сердитый волк», «Веселая белка». | Развивать понимание речи, выполняя действия согласно тексту; развивать слуховое внимание, различая высоту голоса. Игры «Прыгай, заинька», «Кто идет?», «Кто кричит?» | Тема «Животные в лесу» Обогащать словарь по теме; узнавать детенышей животных; использовать в речи уменьшительно -ласкательную форму существительных; образовывать множественное число существительных; отвечать на вопросы фразой из двух слов. | Развивать умение обхватывать поочередно пальчики ладонью и зажимать. Игра «Зверята». |
4 неделя января | ||||
Формировать длительный целенаправленный выдох. Игры «Чей клубок», «Кто идет?». | Развивать переключаемость движений языка. Игры «Киска лакала молочко», «Собачка рычит», «Лошадка». | Побуждать сосредоточивать слуховое внимание, определяя игрушку по звукоподражанию. Игры «Кто в гости пришел?», «Кто это?». | Тема «Домашние животные» Активизировать словарь по теме; побуждать называть детенышей животных в уменьшительно – ласкательной форме; стимулировать согласование существительных с глаголами и прилагательными в роде, числе, падеже. | Развивать умение поочередно потягивать пальцы другой рукой. Игра «Заболела кисонька». |
1 неделя февраля | ||||
Развивать длительный плавный речевой выдох. Игры «Прокатимся с горки», «Мишка, спи». | Развивать подвижность язычка и губ. Игры «Почистим зубки», «Язычок замерз», «Язычок прыгает». | Формировать устойчивость слухового внимания, определяя предмет по высоте голоса; соотносить свои действия с текстом. Игры «Кто идет?», «Снеговик». | Тема «Зимние забавы» Пополнять словарь по теме; побуждать повторять за взрослым глаголы в повелительном наклонении; употреблять в речи предложно – падежные конструкции: « у кого?»; отвечать на вопрос фразой из двух-трех слов. | Развивать умение смыкать и размыкать большой палец с указательным пальцем правой и левой руки; поглаживать пальчиками ладонь, затем обхватить ладонь пальчиками другой руки. Игры «Мороз», «Санки». |
2 неделя февраля | ||||
Развивать длительный речевой выдох и ритм речи. Игры «Сова», «Кукушка». | Развивать подвижность губ и языка. Игры «Клювики», «Дятел». | Развивать умение сосредоточивать слуховое внимание, определяя игрушку по звукоподражанию; соотносить свои действия со словом. Игры «Кто прилетел на кормушку?», «Что делали птички?». | Тема «Птицы» Стимулировать повторение новых слов; побуждать договаривать фразу; согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже; отвечать на вопросы фразой из двух-трех слов. | Формировать умение соединять большой палец с указательным; пальчиками обеих рук плавно двигать вверх – вниз. Игры «Птички зернышки клюют», «Птички полетели». |
3 неделя февраля | ||||
Развивать плавный речевой выдох. Игры «Курочка», «Гуси-гуси». | Формировать точные движения губ и язычка. Игры «Цыпленок пищит», «Поймаем червячка», «Клювики стучат». | Развивать умение переключать слуховое внимание; выполнять словесные инструкции, имитируя движения. Игра «Кому дали корм?». | Тема «Домашние птицы» Активизировать словарь по теме; стимулировать согласование существительных с глаголами в роде, числе; побуждать детей сопровождать свои действия словами; вызывать ребенка на диалог. | Формировать умение водить пальчиком по ладони круговыми движениями и стучать пальчиками по ладони; упражнять в сжимании и разжимании пальцев в «замок». Игры «Цыплята», «Гуси». |
4 неделя февраля | ||||
Вырабатывать длительный ротовой выдох; развивать умеренный темп речи. Игры «Мчится поезд», «Машины». | Активизировать подвижность языка и губ. Игры «Поезд гудит», «Вперед-назад», «Колесики стучат». | Развивать направленность слухового внимания, определяя место звучания игрушки; соотносить свои действия со словесной инструкцией. Игры «Кто поедет на машинке?», «Самолеты». | Тема «Транспорт» Активизировать словарь по теме; побуждать к высказыванию по картинке – существительные в единственном и множественном числе; стимулировать использование предлогов в речи; использовать местоимения: мой, твой. | Развивать умение загибать пальцы по очереди и соединять большой палец с указательным. Игры «На машине ехали», «Шофер». |
1 неделя марта | ||||
Добиваться длительного непрерывного ротового выдоха при произнесении цепочки гласных звуков, развивать силу голоса. Игры «Песенка для мамы», «Угощение». | Развивать умение удерживать язычок в нужном положении по показу. Игры «Оближем губки», «Поиграй на дудочке», «Где язычок?». | Фиксировать внимание на различии звучания бубна (громко-тихо); сосредоточивать слуховое внимание, определяя предмет по звукоподражанию. Игры «Мама спит», «Что я маме подарю?» | Тема «Маму поздравляем» Пополнять словарь по теме; побуждать и называть изображения на картинке фразой из 2-3 слов; согласовывать существительное с притяжательным прилагательным в роде, числе (мамина сумка); повторять словосочетания о маме, договаривать фразу. | Развивать умение соединять подушечки большого пальца и указательного в сопровождении текста. Игры «Маме помогаем», «Мамочка болеет». |
2 неделя марта | ||||
Вырабатывать целенаправленный ротовой выдох; развивать интонационную выразительность. Игры «Воздушный шарик», «Медведь и медвежонок». | Развивать переключаемость движений язычка и губ. Игры «Белочка прыгает вверх-вниз», «Мишка лижет мед», «Волчьи зубы». | Различать на слух высокие и низкие звуки. Игра «Чей голосок?» | Тема «Лесные жители» Активизировать словарь по теме; соотносить название с предметом, частями, признаками; на вопросы отвечать упрощенной фразой; побуждать использовать окончания существительных для выражения рода, числа, падежа; поддерживать диалог. | Развивать умение смыкать и размыкать большой и указательный палец в сопровождении текста. Игра «Зверята», «Кто в лесу?». |
3 неделя марта | ||||
Развивать длительный ротовой выдох. Игра «Подуй на чай». | Развивать умение удерживать язык на верхних зубах. Игры «Чашечка», «Покажи блюдце». | Развивать умение определять источник звука. Игра «Что звучит?». | Тема «Посуда» Активизировать словарь по теме; побуждать завершать фразу взрослого; выполнять речевую инструкцию в двух действиях; употреблять в речи притяжательные местоимения: мой, моя; использовать в речи предлог В. | Развивать умение загибать по очереди пальчики в сопровождении текста. Игра «Моем посуду». |
4 неделя марта | ||||
Развивать направленный речевой выдох. Игра «Погаси свечу» | Развивать точные движения языка. Игры «Оближи губки», «Киска пьет молочко». | Развивать умение определять источник звука в знакомой обстановке. Игра «Где стучит молоточек». | Тема «Мебель» Активизировать словарь по теме; развивать умение согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе; использовать в речи предлоги. | Развивать умение разгибать пальцы из кулачка в сопровождении текста. |
1 неделя апреля |
Формировать длительный ротовой выдох и интонационную выразительность. Игра «Помогите Маше». | Развивать и укреплять мышцы языка и губ. Игры «Маша улыбается», «У Маши болит зуб», «Маша играет мячиком». | Развивать умение определять предмет по звучанию и звукоподражанию. Игра «Как играет Маша?». | Тема «У Маши на дне рождения» (предметы быта, посуда, мебель). Пополнять словарь по теме; согласование прилагательных с существительным мужского и женского рода по опорным вопросам; дифференциация единственного и множественного числа существительных с окончаниями -ы, -и. | Развивать умения поочередно загибать пальцы; соединять большой палец с остальными под текст. Игры «Подарок», «Гости». |
2 неделя апреля |
Развивать умение произносить на выдохе звукоподражание с разным темпом (медленно, быстро). Игра «Веселые капельки». | Формировать движения язычка в нужном направлении и удерживать определенное время. Игры «Поймай капельку», «Острая сосулька», «Оближи губку». | Развивать умение переключать слуховое внимание и удерживать в памяти. Игра «Что звучит?». | Тема «Снег, вода, сосулька» Активизировать словарь по теме; заканчивать фразу взрослого, добавляя нужное слово; использовать глаголы 3-го лица единственного числа по образцу; побуждать детей выполнять обследовательские действия. | Развивать умение раздвигать пальцы в стороны и стучать указательным пальцем по ладони и пальчикам. Игра «Сосулька». |
3 неделя апреля | ||||
Формировать сочетание звукоподражания с длительным выдохом. Игра «Голубочки». | Развивать переключаемость движений язычка и губ. Игры «Птички зернышки клюют», «Чистим клювики», “Птички поют». | Уметь дифференцировать звукоподражание; соотносить свои действия с текстом. Игра «Кто поет?» | Тема «Птицы весело поют» Обогащать словарь по теме; Привлекать внимание к употреблению глаголов; использовать в речи предложно-падежные формы существительных; побуждать к совместному рассказу по картинке. | Развивать умение соединять подушечки большого и указательного пальчиков в сопровождении текста. Игра «Птички прилетели». |
4 неделя апреля | ||||
Развивать длительный речевой выдох, произнося звук Ф. Игры «Лодочка, плыви», «Тихо – громко». | Развивать подвижность языка и губ. Игры «Орешки», «Мячик», «Оближем губки». | Развивать умение определять на слух длительность звучания. Игра «Ручейки». | Тема «На улице весной» Пополнять словарь; понимать и использовать в речи (отраженно) предлоги в словосочетаниях; побуждать договаривать слова, заканчивая фразу, используя падежные окончания, вовлекать в речевое общение, создавая игровую ситуацию. | Развивать умение раздвигать пальцы в стороны и стучать указательным пальцем поочередно по всем пальчикам. Игры «Весна», «На улице». |
1 неделя мая | ||||
Развивать целенаправленную сильную воздушную струю; развитие интонационной выразительности. Игра «Листочки». | Совершенствовать движения языка и губ. Игры «Яблочко», «Заборчик», «Иголочка». | Развивать устойчивость слухового внимания, определяя предмет по звукоподражанию. Игры «Кто пришел посмотреть на травку?», «Найди такую же погремушку». | Тема «Листочки распускаются» Активизировать словарь; составлять короткие фразы, согласовывая существительное с прилагательным в роде, числе; использовать в речи существительные в винительном падеже единственном числе; побуждать детей отвечать на вопросы по картинке. | Развивать умение поочередно разгибать пальчики из кулачка в сопровождении текста. Игры «Листочки», «Травка зеленеет». |
2 неделя мая | ||||
Развивать умение контролировать силу воздушной струи; длительный ротовой выдох, произнося звукоподражание. Игры «Цветок», «Солнышко». | Вырабатывать переключаемость движений языка и губ. Игры «Веселый – грустный», «Часики», «Нарисуем солнышко язычком». | Развивать умение сосредоточивать слуховое внимание, определяя игрушку по звукоподражанию. Игры «Кого разбудило солнышко», «Кто молчал?», «Где колокольчик». | Тема «Весеннее солнышко» Пополнять словарь; развивать умение понимать простые вопросы по содержанию стихов, сказок с опорой на картинки; употреблять глаголы в нескольких формах; согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе | Развивать умение соединять подушечки большого пальца с указательным и средним; сжимать и разжимать пальцы из кулачка. Игры «Солнышко», «Цветочки». |
3 неделя мая | ||||
Формировать умение пользоваться силой голоса (громко, тихо). Игры «Конь», «Бычок». | Развивать дифференцированность движений губ и языка. Игры «Накорми козочку», «Напоим водичкой», «Почисти зубки». | Дифференцировать звукоподражание, удерживать в памяти; соотносить свои действия со словом. Игры «Кого кормит бабушка?», «Кто убежал?», «Теленок». | Тема «К бабушке в деревню» Обогащать словарь; повторять за взрослым названия детенышей животных; побуждать детей отвечать на вопросы по картинке; повторять за взрослым образование существительных. | Развивать умение зажимать большой пальчик в кулачке, затем поднимать вверх в сопровождении текста. Игры «Во дворе», «Буренка». |
4 неделя мая | ||||
Формировать целенаправленный ротовой выдох; произносить с разной силой голоса. Игры «Бабочка, лети», «Веселые детки». | Активизировать движения языка и губ, развивать звукоподражание. Игры «Ягодка», «Тик-так», «Язычок прыгает», «Лошадка». | Развивать умение переключать слуховое внимание, определяя звукоподражание. Игры «Кто прилетел?», «Найди такую же коробочку». | Тема «Лето к нам пришло» Пополнять словарь по теме; дифференцировать единственное и множественное число существительных, образовывать множественное число по подражанию; использовать в речи повелительное наклонение глаголов по образцу; побуждать с помощью взрослого рассказывать по картинке. | Развивать умение удерживать разведенные в сторону пальцы и надавливать на подушечки пальцев указательным и большим пальцем другой руки. Игры «Бабочка», «Жук». |
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2003.
- Громова О. Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста. М., 2005.
- Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. М., 2005.
- Копылова Л. В., Перетягина А. Г., Подкидышева Т. Г. Модель организации коррекционно-развивающего сопровождения детей раннего возраста с нарушениями речевого развития. Пермь 2007.
- Краузе Е. Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего возраста. М., 2006.
- Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. С-П., 2006.
Диагностика речевого развития детей раннего возраста
- Обследование импрессивной стороны речи
Понимание речи на уровне диалога.
Цель: определить уровень понимания ребенком обращенной к нему речи взрослого.
Понимание инструкции.
Цель: определить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого.
Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки.
Цель: выявить возможности детей в понимании существительных, глаголов, прилагательных.
Понимание предложения.
Цель: выявить возможности ребенка в понимании фраз.
Различение существительных единственного и множественного числа.
Цель: уточнить возможности ребенка в различении существительных единственного и множественного числа.
Понимание существительных с уменьшительными суффиксами.
Цель: выявить возможности ребенка в понимании существительных с уменьшительными суффиксами.
Состояние фонетического восприятия.
Цель: выявить возможности ребенка в различении слов, отличающихся одним звуком.
- Обследование экспрессивной стороны речи
Диалог
Цель: выявить вербальные и невербальные возможности общения ребенка со взрослым.
Изучение активного лексикона детей
Цель: выяснить объем и качественный состав активного лексикона у детей.
Изучение объема и типов предложений
Цель: выявить возможности ребенка в использовании фразовой речи.
Обследование грамматического оформления речи
Цель: выявить возможности ребенка в использовании в речи некоторых грамматических форм
Состояние словообразования
Цель: выявить возможности ребенка в использовании в образовании слов с уменьшительным значением.
Изучение слоговой структуры слов
Цель: выявить возможности ребенка в воспроизведении в речи слов разной слоговой структуры.
Общее звучание речи. Состояние голоса.
Цель: выявить особенности звукового оформления речи ребенком и состояние его голоса.
Состояние звукопроизношения
Цель: выявить состояние произносительной стороны речи ребенка.
Изучение строения артикуляционного аппарата
Цель: обследовать строение и подвижность артикуляционных органов ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования творческого развития дошкольников "Сказка"
Пояснительная записка Основные направления программы «Сказка»:Культура;Нравственность;Творчество;Эмоционально-волевая сфера;Двигательная акт...
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет
Программа дополнительного образования «Страна сложения» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению д...
"Ритмическая мозаика" Программа дополнительного образования по развитию танцевально-ритмических движений у детей 5-7 лет
Всестороннее развитие личности ребенка средствами танцевально-ритмической гимнастики....
Программа дополнительного образования по развитию интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «АБВГДЕйка»
Особенностью программы дополнительного образования "АБВГДЕйка " является использование принципа включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе которой дети в игровой ф...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по развитию физических качеств детей дошкольного возраста (программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования) (подвижные игры
Кружок "Непоседы"...
Программа дополнительного образования « Ступени развития» (по развитию логического мышления детей посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Умка»...
- Мне нравится (3)
Комментарии
Очень интересная насыщенная
Очень интересная насыщенная программа. Спасибо!