Программа дополнительного образования творческого развития дошкольников "Сказка"
методическая разработка по музыке на тему
Пояснительная записка
Основные направления программы «Сказка»:
- Культура;
- Нравственность;
- Творчество;
- Эмоционально-волевая сфера;
- Двигательная активность.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения её потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании. Такой деятельностью является игра.
Л. С. Выгодский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Игра имеет важнейшую роль для полноценного развития ребенка, так как самостоятельная деятельность детей составляет сущность всего воспитания. Близкой, по сути, к детской игре является театрализованная деятельность. Это самый популярный вид деятельности, без которого не обходится ни одна образовательная деятельность, и тем более праздник или развлечение.
Театрализованная деятельность способствует развитию самых разнообразных способностей ребенка, его потенциальных возможностей: раскрывать свои чувства, воплощать фантазии, представлять себя в любом образе, попробовать в разных ролях и действовать в различных воображаемых ситуациях, придумывать истории.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию мышления, настойчивости, целеустремленности, развитию интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, фантазию.
В театрализации создается возможность установления партнерских взаимоотношений взрослых с детьми, возможность творческого сотрудничества.
Задача педагога превратить занятия в маленькие спектакли, фантастические путешествия и увлекательные исследования, где бы проявлялись творческие способности детей. Главное условие – это способность педагога импровизировать, фантазировать, самому увлеченно играть с детьми; уметь рассказать детям о главном – как прекрасен этот мир, как интересно жить в нем; воспитывать, развивать основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.
Актуальность:
Несмотря на то, что театрализованная деятельность способствует развитию самых разнообразных способностей детей и их потенциальных возможностей, она не включена в список основных направлений, предложенных ФГТ, и это, как бы предполагает ее второстепенное, дополнительное значение. Но если рассматривать театрализацию как универсальную форму, позволяющую интегрировать содержание различных образовательных областей, то становиться очевидными ее значимость и незаменимость в работе с детьми.
Цель – развитие творческих и музыкальных способностей дошкольников.
Основные задачи:
- познакомить с разными видами театрализованной деятельности;
- формировать и активизировать познавательный интерес;
- обучить основам исполнительской культуры;
- развивать потребность в активном самовыражении и творчестве;
- развивать музыкальность;
- развивать эстетический вкус;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, память, фантазию, находчивость, образное мышление, речь;
- воспитывать нравственные качества и культуру поведения;
Основные принципы:
- принцип интеграции детских художественных ценностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой);
- связь игры и искусства с жизнью;
- принцип эмпатии (способность распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации);
- принцип толерантности (терпимость);
- сотворчество взрослых и детей.
Основные методы:
- метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
- метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ.
Программные задачи:
Восприятие
- Вызывать яркий эмоциональный отклик на содержание художественных и музыкальных произведений разнообразных жанров;
- Чувствование (зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию);
- Приобщать к истокам народной культуры;
- Обогащать восприятие детей через взаимосвязь с явлениями окружающего мира;
- Развивать музыкальность.
Задачи исполнительского развития
Театральная игра:
- Формировать основы исполнительской культуры;
- Способствовать развитию навыков инсценирования, драматизации;
- Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке;
- Строить диалог с партнером на заданную тему;
- Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
- Формировать навыки действий с воображаемыми предметами;
- Способность создавать образы с помощью жестов и мимики;
- Запоминать слова героев инсценировок, драматизаций;
- Учить действовать на сценической площадке естественно.
Ритмопластика:
- Развивать:
- умение владеть своим телом;
- ритмические способности и координацию движений;
- способность создавать образные движения через пластические возможности своего тела;
- воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений;
Культура и техника речи:
- Развивать:
- речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики,
- четкую дикцию;
- разнообразную интонацию;
- Расширять диапазон и силу звучания голоса;
- Тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных;
- Учить строить диалог между героями разных сказок.
Кукольный театр:
- Знакомить детей с разнообразными видами театральных кукол (куклы с «живой рукой», перчаточные куклы, куклы из бросового материала);
- Совместно изготавливать кукол из бросового и природного материала;
- Осваивать кукловождение;
- Разыгрывание этюдов, основанных на фольклорном материале;
- Воспитывать у детей бережное отношение к куклам.
Задачи творческого развития
- Развитие творческого воображения и фантазии (создавать определенные художественные образы);
- Побуждать самостоятельно сочинять этюды с заданными сюжетами (мимикой, жестами);
- Формировать умение импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
- Вовлекать детей в ролевое взаимодействие (диалог).
Задачи познавательной деятельности:
- Формировать и активизировать познавательный интерес;
- Обогащать впечатления и представления детей о жанрах театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, народный);
- Знакомить с терминологией театрального искусства;
- Знакомить с театральными профессиями;
- Воспитывать зрительскую культуру.
Отличительные особенности: данная программа направлена на приобщение дошкольников не только к мировой культуре (как в большинстве подобных программ) - большое внимание в ней отведено культуре народов, населяющих республику Саха (Якутия). Также она компактна (рассчитана на 1 год деятельности) и предполагает вовлечение в творческую деятельность как активных, так и малоактивных детей.
Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной программы –
5-7 лет.
Срок реализации 1 год.
Формы деятельности: организованная театрализованная деятельность (групповая и индивидуальные).
Режим деятельности: 1 раз в неделю по 30 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
studiya_skazka.doc | 199 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по физическому развитию детей «Золотой петушок» МО «Алданский район» РС(Я)
678946, Республика Саха (Якутия), Алданский район, п. Лебединый, ул. Гагарина, д.6
Тел.: (41145)51-1-19
Утверждаю:
Заведующая МКДОУ
«Золотой петушок» п.Лебединый
___________________С.С.Чирва
Программа дополнительного образования
творческого развития дошкольников
«Сказка»
Возраст детей – 5-7 лет.
Срок реализации 1 год
Автор:
Сивоволова В.В.
Муз. руководитель
п. Лебединый
2012
Пояснительная записка
Основные направления программы «Сказка»:
- Культура;
- Нравственность;
- Творчество;
- Эмоционально-волевая сфера;
- Двигательная активность.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения её потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании. Такой деятельностью является игра.
Л. С. Выгодский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Игра имеет важнейшую роль для полноценного развития ребенка, так как самостоятельная деятельность детей составляет сущность всего воспитания. Близкой, по сути, к детской игре является театрализованная деятельность. Это самый популярный вид деятельности, без которого не обходится ни одна образовательная деятельность, и тем более праздник или развлечение.
Театрализованная деятельность способствует развитию самых разнообразных способностей ребенка, его потенциальных возможностей: раскрывать свои чувства, воплощать фантазии, представлять себя в любом образе, попробовать в разных ролях и действовать в различных воображаемых ситуациях, придумывать истории.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию мышления, настойчивости, целеустремленности, развитию интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, фантазию.
В театрализации создается возможность установления партнерских взаимоотношений взрослых с детьми, возможность творческого сотрудничества.
Задача педагога превратить занятия в маленькие спектакли, фантастические путешествия и увлекательные исследования, где бы проявлялись творческие способности детей. Главное условие – это способность педагога импровизировать, фантазировать, самому увлеченно играть с детьми; уметь рассказать детям о главном – как прекрасен этот мир, как интересно жить в нем; воспитывать, развивать основные способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.
Актуальность:
Несмотря на то, что театрализованная деятельность способствует развитию самых разнообразных способностей детей и их потенциальных возможностей, она не включена в список основных направлений, предложенных ФГТ, и это, как бы предполагает ее второстепенное, дополнительное значение. Но если рассматривать театрализацию как универсальную форму, позволяющую интегрировать содержание различных образовательных областей, то становиться очевидными ее значимость и незаменимость в работе с детьми.
Цель – развитие творческих и музыкальных способностей дошкольников.
Основные задачи:
- познакомить с разными видами театрализованной деятельности;
- формировать и активизировать познавательный интерес;
- обучить основам исполнительской культуры;
- развивать потребность в активном самовыражении и творчестве;
- развивать музыкальность;
- развивать эстетический вкус;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, память, фантазию, находчивость, образное мышление, речь;
- воспитывать нравственные качества и культуру поведения;
Основные принципы:
- принцип интеграции детских художественных ценностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой);
- связь игры и искусства с жизнью;
- принцип эмпатии (способность распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации);
- принцип толерантности (терпимость);
- сотворчество взрослых и детей.
Основные методы:
- метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
- метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ.
Программные задачи:
Восприятие
- Вызывать яркий эмоциональный отклик на содержание художественных и музыкальных произведений разнообразных жанров;
- Чувствование (зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию);
- Приобщать к истокам народной культуры;
- Обогащать восприятие детей через взаимосвязь с явлениями окружающего мира;
- Развивать музыкальность.
Задачи исполнительского развития
Театральная игра:
- Формировать основы исполнительской культуры;
- Способствовать развитию навыков инсценирования, драматизации;
- Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке;
- Строить диалог с партнером на заданную тему;
- Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
- Формировать навыки действий с воображаемыми предметами;
- Способность создавать образы с помощью жестов и мимики;
- Запоминать слова героев инсценировок, драматизаций;
- Учить действовать на сценической площадке естественно.
Ритмопластика:
- Развивать:
- умение владеть своим телом;
- ритмические способности и координацию движений;
- способность создавать образные движения через пластические возможности своего тела;
- воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений;
Культура и техника речи:
- Развивать:
- речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики,
- четкую дикцию;
- разнообразную интонацию;
- Расширять диапазон и силу звучания голоса;
- Тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных;
- Учить строить диалог между героями разных сказок.
Кукольный театр:
- Знакомить детей с разнообразными видами театральных кукол (куклы с «живой рукой», перчаточные куклы, куклы из бросового материала);
- Совместно изготавливать кукол из бросового и природного материала;
- Осваивать кукловождение;
- Разыгрывание этюдов, основанных на фольклорном материале;
- Воспитывать у детей бережное отношение к куклам.
Задачи творческого развития
- Развитие творческого воображения и фантазии (создавать определенные художественные образы);
- Побуждать самостоятельно сочинять этюды с заданными сюжетами (мимикой, жестами);
- Формировать умение импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
- Вовлекать детей в ролевое взаимодействие (диалог).
Задачи познавательной деятельности:
- Формировать и активизировать познавательный интерес;
- Обогащать впечатления и представления детей о жанрах театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, народный);
- Знакомить с терминологией театрального искусства;
- Знакомить с театральными профессиями;
- Воспитывать зрительскую культуру.
Отличительные особенности: данная программа направлена на приобщение дошкольников не только к мировой культуре (как в большинстве подобных программ) - большое внимание в ней отведено культуре народов, населяющих республику Саха (Якутия). Также она компактна (рассчитана на 1 год деятельности) и предполагает вовлечение в творческую деятельность как активных, так и малоактивных детей.
Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной программы –
5-7 лет.
Срок реализации 1 год.
Формы деятельности: организованная театрализованная деятельность (групповая и индивидуальные).
Режим деятельности: 1 раз в неделю по 30 минут.
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы «Сказка»
при 1-ой организованной театрализованной деятельности в неделю.
содержание | Кол-во в неделю | Кол-во в неделю | Кол-во в неделю | |||
время (час.) | раз | Время (час.) | Раз | Время (час.) | Раз | |
театрализованная деятельность:
а) слушание; б) беседа. 2. Навыки а) музыкально-ритмические движения, упражнения, этюды; б) техника речи. 3. Театрализованные игры а) игры-драматизации; б) режиссерские (предметные) игры. 4. Творческая деятельность. | 6 мин 10 мин 10 мин 4 мин | 1 | 24 мин 40 мин 40 мин 16 мин | 4 | 3,6 час 6 час 6 час 2,4 час | 36 |
Итого | 30 мин | 1 | 2часа | 4 | 18 час | 36 |
Примерное календарно-тематическое планирование
Тема | Программное содержание | Задачи | Участие в мероприятиях ДОУ |
Сентябрь | |||
«Осень, в гости просим» | Коммуникативная игра «Приветствие». Этюды, упражнения: «Перелетные птицы», «Капельки». Пантомимические упражнения. Голосовые упражнения. Чтение сценария «Как медведь к зиме готовился», распреде-ление ролей, работа над выразительностью речи, образов. Режиссерская игра с настольным театром, р.н.с. «Репка». Игра-хоровод «Дети и лесные обитатели» Игра «Кулик». | Формировать чувство уверенности в новой обстановке. Развивать внимание, память, наблюдательность. Развивать певческое и речевое дыхание, правильную артикуляцию. Познакомить с понятием «мимика», «жест», уп-ражнять в изображении героев с помощью мимики, жестов. Развивать воображение, общение детей. Развивать музыкальность, пластику, выразительность движений, внимание, память. | Праздник Осени: игра-хоровод «Осень, в гости просим». Драматизация сказки «Как медведь к зиме готовился». Настольный театр «Репка» |
Октябрь | |||
«Друг за дружку держаться – никого не бояться» | Слушание сказки «Почему карась стал плоским». Беседа, определение характеров героев, творческое задание: вести диалог с разной интонацией. Пластический этюд, игра: «Щука», «Олени» Инсценирование песни, «Гости ходят в огород», Кукольный театр «Три поросенка» | Развивать музыкальность, пластичность, вырази-тельность движений, фантазию, творчество. Совершенствовать образность движений. Развивать воображение , музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами. Развивать интонационный строй речи у детей. Учить детей работать с куклами: правильно надевать на руку, выполнять движения (помахать, поклон, поворот вправо-влево. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. | Праздник дружбы «Нам весело живется». Кукольный театр «Три поросенка» |
Ноябрь | |||
«К нам сказки пришли» | Эвенкийская народная сказка «Как Лиса обманула Старика»; долганская народная сказка «Полярная сова Ленгкей», подбор определений характеров, выразительных движений. Ритмическое упражнение «Весело-спокойно». Упражнения для голоса «Воробьи», игра «Узнай кто говорит от другого имени». Игра «Полярная сова и мыши». Режиссерская игра с настольным театром «Колобок» | Вызывать интерес к образам народных сказок. Развивать отзывчивость на музыкальные произведения якутских композиторов. Развивать координацию, выразительность движений, внимание, умение быстро переключаться от одного движения к другому, спо-собности к импровизации. Учить чисто интонировать, работать над дикцией. Развивать фантазию, творчество. Совершенствовать образность движений. | Праздник День Матери (в ДОУ и клубе Поселка). Настольный театр «Колобок» |
Декабрь | |||
«Зимушка- зима» | Чтение р. н. сказки «Заяц-хваста», Игра «По заячьим следам». Обсуждение сценария сказки «Маша и медведь» Новогоднего праздника, разучивать поэтический текст сказки, эпизодичес-кие сцены. М/ритмическое упражнение «Снежинки». Упражнение на дыхание «Спать хочется», упражнение на гласные и согласные «Шутка». | Развивать у детей ассоциативное мышление умение создавать новый сюжет знакомой сказки. Работать над дикцией, артикуляцией. Развивать фантазию, творчество. Совершенствовать образность движений. Обратить внимание на правильное произношение слов в диалогах, верное исполнение песни, танцев. | Открытие театрального фестиваля «Золотая сказка» г. Алдан. Новогодний утренник: драматизация по мотивам р. н. с. «Маша и медведь» |
Январь | |||
«Коляда-коляда накануне Рождества» | Знакомить детей с театром «вертеп». Чтение сценария театрализованной постановки «Рождество». Беседа о прочитанном. Распределение ролей: от автора, пастухи, Вифлеемская звезда, путник. Знакомить детей с музыкой, передающей образ сказочных персонажей. Разучивать текст, песни. Культура и техника речи: Игра со словами «Волшебная корзина» (сложить слова, относящиеся к празднику «Рождество, к театру) Творческие игры | Учить детей работать с персонажами настольного театра. Совершенствовать умение детей передавать образы героев знакомой сказки. Активизировать ассоциативное мышление детей. Работать над дикцией, артикуляцией. Развивать фантазию, творчество. Совершенствовать образность движений. | Праздник «Рождественская сказка». Кукольный театр «Зимовье зверей» |
Февраль | |||
«Российской Армии солдат» | Ознакомление с якутским героическим эпосом «Чурумчуку». Этическая беседа: «Кто есть герой?» Подготовка к выступлению районному театральному фестивалю «Золотая сказка». | Развивать внимание, память, эмоциональную отзывчивость Развивать внимание, согласованность действий. Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз. Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроения образа героя произведения. Развивать артистические и творческие способности, учить пользоваться интонацией. | Театральный фестиваль «Золотая сказка» г. Алдан: драматизация «Чурумчуку» (по мотивам эпоса «Чурумчуку»). Праздник «Российской Армии солдат» |
Март | |||
«При солнышке тепло, при матери добро» | Подготовка к празднику День 8 марта. Репетиция эпизодов драматизации сказки Этюды «Цветы», «Бабочки». Игра-хоровод «Венок» Творческое занятие. Вспомнить сказку «Курочка Ряба» и досочинить ее. | Развивать сообразительность, понятие «если бы». Развивать певческие способности. Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз. Совершенствовать образность движений, пластику. | Праздник «Мамин день». Кукольный театр «Курочка Ряба» |
Апрель | |||
«Быть красивым хорошо, а здоровым – лучше» | Слушание, беседа по якутской народной сказке «Лентяй и чечетка». Работа с куклами. Подготовка к «Неделе здоровья». Беседа о цирковых номерах: (тема, жанры: клоунада, дрессированные тигры, обезьяны, медведи, собачки) Ритмопластика. Работа над цирковыми номерами. Инсценировка песни «Дрессировщик», игры. | Развивать артистические и творческие способности. Совершенствовать образность движений, речи. Знакомить детей с работой над цирковыми номерами. Учить детей создавать образы героев через возможности своего тела. Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями. Совершенствовать образность движений, пластику. Учить детей находить ключевые слова в предложениях и выделять их голосом. | Цикл мероприятий «Неделя здоровья». Кукольный театр «Лентяй и Чечетка» |
Май | |||
«Как прекрасен этот мир» | Беседа о значении великого праздника Победы. Подготовка к празднику. Вспомнить сказку «Каща из топора». Познакомить с эвенкийской н. с. «Как собака хозяина себе нашла». М/ритмические упражнения, этюды. Голосовые упражнения. Работа над стихотворениями «Жадина» Маршака, «Пони», стихи А. Барто «Игрушки». | Развивать у детей ассоциативное мышление умение создавать новый сюжет знакомой сказки. Развивать сообразительность, понятие «если бы». Совершенствовать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз. Развивать творческие и артистические способности. Совершенствовать образность движений, пантомимику. | Праздник «День Победы»: драматизация «Каша из топора». Спектакль «Как собака хозяина себе нашла». |
Предполагаемые умения и навыки детей:
- Умеют создавать определенные художественные образы;
- Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;
- Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
- Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
- Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены;
- Свободно и естественно выполняют простые физические действия;
- Владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
- Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
- Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- Умеют читать стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- Умеют строить диалог с партнером на заданную тему;
- Умеют составлять диалог между сказочными героями;
- Знают наизусть стихотворения русских, якутских и зарубежных авторов.
Критерии проверки способностей у детей.
Показатели высокого уровня:
- Выразительно проявляет творческую активность и самостоятельность;
- При передачи образа героя, самостоятельно использует приемы мимики и пантомимики, точно и выразительно передает образ героя;
- Самостоятельно владеет навыками исполнения кукольного театра;
- Обладает выразительной исполнительской речью;
- Самостоятельно ориентируется на сцене.
Показатели среднего уровня:
- Проявляет творческую активность;
- При передачи образа героя не достаточно выразительно использует эмоциональную окраску;
- Ориентируется на сцене по примеру других детей;
- Владеет некоторыми навыками исполнения кукольного театра;
- Обладает не достаточно выразительной исполнительской речью;
- Иногда нуждается в контроле и оценке действий взрослого
Показатели низкого уровня:
- Слабо проявляет творческую активность;
- Передает образ героя без эмоциональной окраски не используя приемы мимики и пантомимики;
- Плохо ориентируется на сценической площадке;
- Исполняет кукольный театр с помощью взрослого;
- Не владеет выразительной исполнительской речью;
- Нуждается в помощи и контроле со стороны взрослого.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования «Сказка»: драматизации, инсценировки на праздниках и развлечениях в ДОУ, в мероприятиях поселка, участие в районном фестивале «Золотая сказка», в районном конкурсе детского творчества «Звезды нового века».
Приложения
Игры, хороводы
Игра «Полярная сова и мыши»
Цель: развитие образных движений, творческого воображения, внимания.
«Мышки» бегают по залу под тихую музыку, а на громкую становятся «столбиком» и не шевелятся. «Полярная сова» обходит «мышек» и того, кто шевелится, уводит с собой. Муз. сопровождение «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.
Все мышки боятся полярной совы.
Вот полярная сова.
Ей в ночь глухую не до сна:
Сторожит Луну она.
«Щука»
Цель: развивать музыкальность, пластичность движений.
Педагог объясняет детям, что щуки — речные долгожители.
Щуке с осени пойдет
Сто четырнадцатый год.
Не поймаем на обед —
Проживет еще сто лет.
Дети-«рыбки» легко «плавают» по залу врассыпную (музыкальное сопровождение «Аквариум» К. Сен-Санса).
Рыбки плавают, резвятся,
Рыбки щуку лишь боятся.
Только щука подплывет,
Широко разинет рот,
Рыбки уплывают,
От щуки уплывают!
Водящий-«щука» ловит детей.
Русская народная игра «Водяной»
(с элементами драматизации)
В центре зала стоит водящий-«Водяной». Дети договариваются, что будут ему показывать, и встают вокруг него. Под песню ребята двигаются по кругу. Муз. сопровождение «Ах, вы, сени мои сени» р. н. м.
Водяной, Водяной,
Не сиди ты под водой.
Что мы делали вчера,
Отгадать тебе пора!
Дети показывают движениями, как они спят, варят кашу, копают землю и т.п. Водяной отгадывает. Если водящий не сумеет отгадать, он должен выполнить какое-либо задание (например, показать, как ходит петух, поскакать на одной ножке). Игра продолжается с другим водящим.
Огород.
Имитирующие движения.
Грабли в руки взяли, грядки причесали.
Мы водой холодной грядки поливали!
Раз-два, раз-два! Грядки поливали.
Семена редиса в землю мы сажали,
Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!
Игра «Замри»
Цель: развивать чувство ритма, внимание, творческое воображение, фантазию.
Мы топаем ногами, Выполняют движения соответственно тексту.
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Мы руки поднимаем,
Потом их опускаем,
Мы руки подаем Сцепляют пальцы в «замок».
И бегаем кругом. Кружатся.
Раз, два, три! 3 хлопка.
Снежная фигура, замри! Замирают, приняв любую позу.
Поздоровайтесь
Цель: координировать движения по кругу (противоходом) в соответствующем метроритмическом рисунке, вызывать доброжелательное отношение друг к другу, настроить детей на общение.
Муз. сопровождение «Со вьюном я хожу» р. н. п.
Мы заходим в круг, в круг,
Каблуками: тук, тук,
Покружились,
А потом остановились.
Здравствуйте! ( М. А. Давыдова)
Кружение в парах.
Игра повторяется несколько раз (партнеры меняются).
Игра-хоровод «Венок»
Цель: учить двигаться в хороводе, закручивать и раскручивать «улитку», добавлять эмоциональной окраски – нужное мимическое выражение.
Дети встают в круг и поют, выполняя движения (на мотив укр.н.п. «Галя по садочку ходила»).
Из цветов сплетем мы веночек: Вращают кулачками («плетут венки»).
Вот цветок гвоздика, Протягивают вперед правую руку
и ставят ее на пояс
Вот вьюночек, Так же протягивают левую руку.
Желтая ромашка, Повторяют движения 2-й и 3-й строчки.
«Розовая кашка.
Берутся за руки, ведущий ведет хоровод по спирали, закручивая «улитку».
Некрасива лишь лебеда —
Только это не беда.
Лебеду не срывай,
В хоровод скорей развивай.
По окончании песни дети импровизируют «Танец цветов».
Игра-хоровод «Лети и лесные обитатели».
Цель: нарабатывание практики выполнения образных движений.
Дети встают в круг. Некоторым из них надевают шапочки-маски лисы, зайца, волка. Под песню (на мотив русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я») ребята, взявшись за руки, идут по кругу.
Дети по лесу гуляли,
Ягоды в траве искали.
Видят, скачет по лужайке В середину круга выпрыгивает ребенок
Быстроногий серый зайка. в маске зайчика.
И сейчас же зайчику
Погрозили пальчиком:
«Убегай, малыш, скорей! Дети грозят пальцем
И не бойся ты детей!» «Зайчик» встает обратно в круг.
Дети по лесу гуляли, Идут по кругу.
Ягоды в траве искали.
Видят, вышла на опушку Ребенок в маске лисы бежит внутри круга.
Лиска, рыжая подружка.
Все захлопали в ладоши
И сказали ей построже:
«Ты, лисичка, убегай Дети хлопают в ладоши.
И ребяток не пугай!» «Лиса» встает в круг.
Дети по лесу гуляли, Дети идут по кругу.
Ягоды в траве искали.
Видят, вот крадется волк. В круг широким шагом забегает
Он зубами щелк да щелк. ребенок в маске волка.
Все ребята задрожали Дети начинают дрожать.
И от волка убежали. Разбегаются от «волка».
Быстро бегают друзья,
Их догнать никак нельзя.
Русская народная игра «Петух»
Выбирается «петушок» среди детей. Дети встают в круг и берутся за руки.
ДЕТИ:
Трух-тух, трух-тух-тух, Дети и «петушок» идут противоходом
Ходит по двору петух. высоким шагом.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит, Дети стоят, не разъединяя рук,
На весь двор кричит. а «петушок» машет крыльями.
Кто услышит,
Тот бежит.
ПЕТУШОК:
Ку-ка-ре-ку! Дети разбегаются, «петушок» их пятнает.
Двигательное упражнение «На водопой».
Жарким днем лесной Спокойно идут друг за другом.
тропой
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал... Идут топающим шагом.
(лосенок),
За мамой лисицей крался... Идут на носочках.
(лисенок),
За мамой ежихой катился... Идут в приседе.
(ежонок),
За мамой медведицей шел... Идут на внешнем своде стопы.
(медвежонок.),
За мамою белкой скакали... Поскакивают.
(бельчата),
За мамой зайчихой — косые... Прыгают на обеих ногах.
(зайчата),
Волчица вела за собою... Идут широким шагом.(волчат)
(волчат)
Все мамы и дети напиться хотят. Встают на колени с опорой на руки, делают
движения языком («лакать»).
Игры на закрепление знаний произведений поэтов Якутии
Игра «Кулик»
(по ст.Б.Хабырыыс «Кулик»).
Цель: передавать в движении образные особенности кулика, имитировать звукоподражание.
ВЕД: А в болоте птичка, ростом невеличка,
Рост ее не велик, это птичка …
ДЕТИ: Кулик.
Ход игры: В центре зала стоит водящий – Кулик, дети встают вокруг него. Под песню ребята двигаются по кругу (сопровождение – народная мелодия).
Куличок невелик:
С кулачок весь кулик,
Но он громко кричит:
«Чу-чиют! Чу-чиит!»
Клюв на шило похож,
Клювик острый хорош!
Коль в болоте живешь,
Мошкару поклюешь!
«Кулик ловит мошек» (Варианты разные).
Подвижная игра «По заячьим следам»
(по ст. «Жучка» С. Данилова)
Цель: развивать внимание, передавать в движении образы прыгающих «петляющих» зайцев, «крадущегося» охотника и лаек, бегущих по их следам. Развивать ловкость и быстроту движений.
По следу охотник крадется в лесу,
И держит охотник ружьё на весу.
Но как, и двустволка, во все времена
Охотнику очень собака нужна…
В голодные зимы под свист пурги
Зайцев таскала она из тайги.
1 вариант –подвижная игра: Дети встают в круг, в центре круга охотник и лайка, зайцы за кругом. По окончании слов, дети делают «воротики» и пока звучит музыка, охотник и лайка ловят зайцев.
2 вариант – игра-эстафета:
ВЕД: Лайки — отличные охотники. Сейчас они будут выслеживать зайца.
В игре участвуют две команды по два человека: 1-ая команда охотника, 2-ая лайки. Дети-зайцы убегают первыми и прячутся (приседают) за деревом, следом бегут охотник и лайка, точно ступая по следам на полу. Побеждает команда, первая выполнившая задание и более точно передавшая образы.
Подвижная игра «Серые волки»
(по ст. «Серые волки» Т. Тимофеева)
Цель: развивать внимание, ловкость, быстроту движений. Передавать в движении образы волка, оленей.
Ход игры: Дети делятся на оленей, волков и оленят. «Олени» стоят в ряд, за ними прячутся «оленята», волки двигаются по залу.
Ночью зимней и осенней
Рыщут волки вокруг оленей.
Все подкрасться норовят,
Чтобы сцапать оленят.
По сигналу, со сменой музыки, «волки» отходят в сторону и приседают, выходят оленята, гуляют, ищут корм. Звучит тема волков, выбегают волки и ловят оленят, оленята убегают и прячутся за оленей.
Олени
Цель: освоение нового движения – имитация рогов, передача в движении контрастных особенностей настроения.
Педагог объясняет, что сегодня все совершат путешествие на север, где водятся особенные животные – северные олени. Их главная особенность – красивые ветвистые рога на голове, которые придают этим животным гордый вид.
В белой тундре, где снега,
Он растит свои рога –
Царь всех северных зверей –
Гордый северный олень!
(Р. Рамазанов)
Каждый из детей на время превратиться в такого гордого оленя, а их рога изобразит с помощью рук. В мелодии («Олененок» муз. З. Степановой) будет меняться ее характер, который сначала нарисует образ скачущего олененка, а потом – плавную воду реки, к которой он пришел на водопой. Также должен меняться характер движений – с энергичных на плавные и обратно.
Эй, олени, все за мной!
Поспешим на водопой!
Посмотрите, вот река,
Широка и глубока.
Не достанешь и до дна,
А водица так вкусна.
Как попьем водицу,
Постучим копытцем.
( М. А. Давыдова)
Игра «Табунщик»
(по ст. «Табунщик» С. Данилова)
Цель: развивать внимание, ловкость, быстроту движений, умение интонационно вести диалог.
Ход игры: Дети встают в круг. В центре круга табунщик с веревкой или скакалкой.
- Быстрый, веселый табунщик,
Где твои кони стоят?
Рыжих, каурых, горячих
Сколько при них жеребят?
- Там, на лугах, на зеленых,
Гривы по ветру летят.
Мчатся там вольные кони –
Тридцать при них жеребят!
- Быстрый веселый табунщик,
Едем туда поскорей!
Всех жеребят мы изловим,
Всех оседлаем коней!
Табунщик начинает крутить веревку, примерно на высоте 15 см от пола. Дети пытаются через неё перепрыгнуть. Тот, кому это не удалось, считается пойманным.
Игра с парашютом «Рыбаки»
(по ст. «Рыбаки» С. Данилова)
Дети «рыбаки» держат парашют за края.
Средь глубинных путей
Ходят рыб косяки.
Много хитрых сетей
Припасли рыбаки,
Чтоб кишеньем сплошным
Трепетали у ног
Стерлядь с жирном брюшным,
Омуль, нельма, ленок.
Голосовые игры
Речевая зарядка.
- Что ты хочешь, кошечка?
- Молока немножечко.
- Что ж ты снова грустная?
- Молоко невкусное.
- Что ты хочешь, кошечка?
- Сливочек немножечко.
Звукоподражание животным.
(звуковысотное)
Корова: Му-у-у-у, молока кому? (громко, низким голосом)
Теленок: Му-у-у-у. (тихо, высоким голосом)
Кошка: Мяу-мяу-мяу. (громко, низким голосом)
Котенок: Мяу-мяу-мяу. (тихо, высоким голосом)
Коммуникативная игра «Эхо»
.
Эхо! Эхо! Вот потеха!
Я сейчас умру от смеха!
Повторяю я за вами
Все, что скажете вы сами.
Собирайся, детвора! Дети: ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладошек не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладоши веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда: будет два! Два! Чва!
Думай, думай, голова! Ва! Ва!
Как поет в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух?! Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как? Как?
Это ухо или нос? Показывает на ухо.
Нос! Нос!
Или, может, сена воз? Воз! Воз!
Это локоть или глаз? Показывает на локоть.
Глаз! Глаз!
А вот это что у нас? Показывает на нос. Нас!
Нас!
Вы хорошие всегда? Да! Да! Да!
Или только иногда? Да! Да! Да!
Не устали отвечать? Чать! Чать! Чать!
Разрешаю помолчать!
Игра на развитие динамического слуха «Ау!»
Воспитатель поет попевку, дети тихо отвечают ему, точно пропевая мелодию.
Хожу в лесу – ау! Ау!
Грибы ищу – ау! Ау!
Найду грибок – ау! Ау!
И в кузовок – ау! Ау!
Речевая игра «Доскажи словечко»
Ведущая читает загадку, дети добавляют последнее слово, не рифмующееся со стихотворением.
В малине понимает толк,
Хозяин леса страшный...
(медведь).
Клубком свернулся, ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий...
(еж).
Кто стучит, как в барабан?
На сосне сидит...
(дятел).
Под луной песню петь
Сел на веточку...
(соловей).
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая...
(белка).
Музыкальное упражнение «Пароход»
(для развития песенного творчества) (см. сб. «Учите детей петь», вып. 3, с. 64).
ВЕД: Пароход готовится к отплытию. Пассажиры, занимайте свои места!
Дети поют попевку, один ребенок импровизирует звучание гудка парохода на звук «У-у!..».
Машет с пристани народ,
Отплывает пароход,
Отплывает пароход,
Над рекой гудок поет.
У-У-У.'.. .
Фонопедические упражнения (по методу В. Емельянова)
Идут охотники, торопятся. Дети произносят: «Топ! Топ!..» низким голосом,
ударяя ладонями по коленям.
Шуршат у них под ногами Произносят: «III... III...»,
опавшие листья, делая скользящие движения ладоней друг о друга.
Бегут вместе с ними собаки, Произносят: «Гае! Гае!»
громко лают.
Охотники стреляют «Ба-бах!» — произносят первый слог в низком
из ружей/ регистре, опустив руки вниз, а второй — в са-
мом высоком, резко поднимая руки вверх.
Дыхательное упражнение «Лесорубы»
Лесорубами мы стали,
Топоры мы в руки взяли.
Раз-два! Раз-два!
Будут на зиму дрова.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, пальцы собраны в «замок». На выдохе сделать наклон, произнося: «Ух!» Повторить 6—8 раз.
Почему?
Цель: учить вести диалог с разной интонацией..
- Почему припекает солнце?
- Чтоб в поле согрелось солнышко.
- А зачем ему нужно тепло?
- Чтобы колосом проросло.
- А потом что с колосьями будет?
- Соберут хлеб по осени люди.
П. Торобуков
Сказки
Сказки якутов
Знаете ли Вы, где находится «полюс холода»? Он – в Якутии, в
горах Оймякона.
Здесь, в Якутии, обширном краю оленьих троп и алмазных руд,
живет народ солнечно богатой древней культуры. Недаром в
Якутии говорят, что свет доброй сказки согревает и в метель.
Г. А. Смирнова
Лентяй и Чечетка
Жили-были ленивый человек – Лентяй и пташка-Чечетка. Вот однажды летом жарко стало Лентяю. Он и говорит:
- Ой, как я взопрел. Хорошо бы сейчас в реке выкупаться.
- Ну что ж, выкупайся, - отвечает пташка.
А Лентяй и рад бы в воду, да раздеваться не хочется.
- Тебе хорошо говорить: иди, выкупайся, а я утонуть могу, - брюзжит он.
- А ты держись руками за осоку, , и не утонешь, - замечает пташка.
- А если я об осоку руки порежу?
- А ты надень кожаные рукавицы.
- Да, кожаные рукавицы… а если они промокнут?
- Ну, вымокнут, так ты высушишь их.
- А если они порвутся?
- А ты возьми иглу да зашей.
- А если иглой палец уколю?
- А ты надень на палец наперсток, так и не уколешь.
Досадно стало Лентяю, что у пташки на каждое его слово ответ готов.
Он так разозлился, что вскочил и бросился за пташкой, чтобы поймать ее, но вместо этого, как был в одежде, так и угодил прямо в воду.
А Чечетка вспорхнула и улетела.
Лентяй так и остался в воде. Разинул рот от удивления – как это Чечетка так быстро летает, и не лень ей?
До сих пор Лентяя в воде мокнет. Ему уж и холодно там. Да все сидит, раздумывает. Надо бы на берег выбраться, обсушиться. Да ведь для этого самому плыть придется!.. а ему неохота.
Комарик и Чучунна
Горный абаасы Чучунна – злой дух любил делать что-нибудь плохое людям и зверям. Придет к чуму – туес с водой опрокинет. На стойбище напугает олешек – олешки в тайгу убегут. Весной подует с гор ледяным ветром – птицы замерзают. Никого не боялся Чучунна. Но однажды напугался он Комарика, и до сих пор боится его. Вот как это было.
Летел Комарик по своим делам и пел свою песенку: «З-зз-зы-и-нн!» Вдруг видит: крадется к стойбищу Чучунна и несет с собой пургу.
- Эй, Чучунна! – крикнул Комарик. – Останови пургу, а то в тундре все цветы замерзнут!..
Но Чучунна и слушать не захотел Комарика. Тогда Комарик быстро-быстро полетел к чуму, пробрался сквозь полог и укусил Человека в ухо, чтобы тот понял, что беда идет.
Встал Человек. Вышел из чума и зажег рядом большой костер: огонь взвился до неба. Чучунна сунул лапу в огонь и обжегся. И улетел прочь со своей пургой, далеко к северному морю
Люди знают теперь: как только зазвенит в воздухе Комарик – надо разжигать костер.
Сказки эвенков
«Наш дом под - полярной звездой», - говорят эвенки. Сурова и
прекрасна природа тундровых и таежных просторов, где живет
эвенкийский народ: в Эвенкии и Прибайкалье, в северной Якутии и на
дальнем востоке.
Традиционные занятия эвенков – пушной промысел, оленеводство,
рыболовство. Богато и народное творчество. Их сказки, легенды,
предания – жемчужины народной поэзии.
Почему Карась стал плоским
Однажды Сохатый ходил по берегу реки и у самой воды пощипывал сочную траву. Карась увидел Сохатого, подплыл к берегу и давай дразнить:
- Уши длинные, ноги длинные, а в воде не плавает!
Сохатый рассердился, ударил по воде ногой, и Карась на суше оказался.
Карась на суше задыхаться стал, испугался и стал упрашивать Сохатого:
- Пить хочу! Жабры мои засохли. Умираю без воды!
Пожалел его Сохатый и сбросил в воду.
Ожил в воде Карась и опять начал дразнить:
- Уши длинные, ноги длинные, а плавать не умеет!
Сохатый еще больше рассердился и так ударил по воде ногой, что Карась опять на берег вылетел.
И опять Карась на суше задыхаться стал и просить Сохатого:
- Жабры мои засохли. Пить хочу! Умираю! Не буду больше дразнить!
И на этот раз пожалел его Сохатый и сбросил в воду. Шлепнулся Карась боком об воду и совсем плоским стал.
С того дня Карась очень боится Сохатого. Под водой он построил из травы чум, и когда Сохатый приходит на берег покормиться сочной травой, прячется в свой чум и молчит.
Как Лиса обманула старика
Говорят, давно это было. Лиса тогда как Человек разеоваривала.
Вот однажды она к одному Старику пришла. У этого Старика только Старуха глухая была. Ни сына, ни дочери у него не было. Лиса пришла и говорит:
- Пришла наняться в работницы. Оленей умею пасти.
Старик поверил ей и нанял в пастухи. Лиса погнала стадо подальше от становища и пасет там один месяц, другой месяц. На четвертый месяц приходит к старику и говорит:
- В гости пришла. Оленей там оставила, отдыхают. Хорошо пасла оленей, очень жирные теперь.
Обрадовался Старик и пошел посмотреть оленей. Пришел к тому месту, где Лиса оленей пасла, а там одни кости валяются.
Всех оленей Лиса съела. Старик домой бежит, руками Старухе машет, кричит, чтобы она Лису поймала. Старуха не слышит, что Старик кричит ей, Лису спрашивает:
- Что говорит Старик?
Лиса в самое ухо кричит Старухе:
- Старик говорит, чтоб ты мне сала большой кусок дала за то, что оленей хорошо пасла. А еще кричит, чтоб ты быстрее дала сало.
Старуха дала Лисе кусок сала. Лиса убежала в тайгу так быстро, что Старик не успел ее поймать.
Так Старик со Старухой без оленей остались. Вот так Лиса их обманула.
Как Собака хозяина себе нашла
Было время, когда Собака в лесу одна жила.
И надоело Собаке в лесу одной жить, пошла она хозяина себе искать. Шла, шла, бежит навстречу ей Заяц.
- Заяц, давай вместе жить будем!
- Давай! – согласился Заяц.
Нашли они себе местечко, заночевали. Заяц тут же уснул, а Собака не спит, слушает. Вот в лесу зашумело! Вскочила Собака, залаяла. Проснулся Заяц, испугался, говорит:
- Не лай! Услышит Волк, прибежит и съест нас с тобой!
«Э-э-э,- думает Собака, - что это за хозяин, трусливый такой? Надо к Волку идти».
На другой день встретила Волка. Сказала ему:
- Волк, давай вместе жить будем!
- Давай! – согласился Волк.
Вечером улеглись они спать. Волк тут же уснул, а Собака не спит, слушает. Услышала шорох в камышах. Вскочила Собака, залаяла. Волк вскочил, бранит Собаку:
- Чего лаешь? Чего шумишь? Услышит Медведь и задерет нас с тобой!
«Нет, - думает Собака, - и это не хозяин. Надо Медведя искать».
Опять пошла по лесу, и повстречался ей Медведь.
На другой день встретила Волка. Сказала ему:
- Медведь, давай вместе жить будем!
- Давай! – согласился Медведь.
Сговорились они жить вместе. Залаяла Собака в первую же ночь. Медведь перепугался, чуть не задавил Собаку, сердито говорит ей:
- Молчи! Проснется Человек и шкуру с нас снимет!
«Плохой это хозяин, подумала Собака. – Пойду-ка я к Человеку».
Принял ее Человек.
Так до сих пор и живут они вместе.
Сказки долган
Долганский род, по преданию, основали когда-то выходцы из Якутии,
Эвенкии, а также потомки русских землепроходцев. Культуру этих
Народов впитали чудесные старинные сказы долган о живой природе.
Мало найдется им равных в оленеводстве, рыболовстве, охоте. Они
искусные резчики по дереву, кости.
Полярная сова Ленгкей
В старину, говорят, в этом краю было тепло, все птицы – Гуси, Утки и малые пташки жили на этой земле. Вместе с ними и полярная Сова Ленгкей жила, питаясь Утками, Гусями, Куропатками.
Вожак у всех птиц один был – Гусь.
Потом начались холода, и Гусь-вожак собрал весь птичий народ на совет. Слетелись все птицы. Их было так много, что они заполнили всю долину и весь склон. Прилетел на собрание и Ленгкей.
Гусь-вожак обратился к птичьему народу»
- Видите – погода меняется? Здесь мы можем только летом жить. Но я знаю, где не бывает зимы. Давайте полетим в ту страну и будем там жить, пока не пройдут эти холода. Если останемся тут, все перемерзнем и пропадем. А полетим туда – выживем. Ну, что скажете, крылатые?
- И, правда! Останемся здесь – пропадем! Мы все туда полетим!
- Я тоже с вами полечу! – говорит сова Ленгкей.
Гусь-вожак спрашивает у птиц:
- Вот Ленгкей тоже собирается с нами! Согласны вы взять его с собой?
- Мы не хотим брать Ленгкея! – сказали птицы.
- Тут Ленгкей живет, питаясь нашими семьями. И там не оставит свое привычки. Мы не берем его!
Гусь-вожак говорит Сове:
- Видишь: птичий народ против! Все птицы высказались – это закон. Здесь остаешься!
- Просить больше не буду! Остаюсь. Может я здесь и выживу, - ответил Ленгкей.
Все птицы улетели искать теплую страну. А Ленгкей вернулся домой и говорит старухе-Сове:
- Знаешь, нас не берут. Сшей мне пышную доху-сокуй, чтоб и в пургу не продувало, и в мороз не было холодно.
- Сошью, - говорит старуха-Сова.
- И пускай сокуй будет белым как снег.
Старуха-Сова сшила белую доху-сокуй, белее, чем у Гуся. Ленгкей надел доху-сокуй, а она так и прилипла к его телу: как раз пришлась. Ленгкею и в мороз не холодно, и снег к нему в пургу не пристает.
С тех пор полярная Сова Ленгкей живет в этом краю и никуда не улетает.
Чурумчуку
(Сценарий по мотивам эпоса «Чурумчуку»)
Действующие лица:
Дети :
Ведущие (от автора)
Чурумчуку
Нургуяна
Ариан
Чупчуруйдан
Оформление: на стене изображено звездное небо. По краям сцены стоят макеты чума, трон, в центре – дерево.
Оборудование: якутские мелодии; «Пой, звучи, мой хомус», «Белая ночь», «Искрящиеся ритмы» А. Дегтяревой.
Ход мероприятия
(Звучит мелодия, исполняемая на хомусе.)
Выходят две девочки ( ведущие от автора), имитируют игру на хомусе.
Вед 1: Посреди тайги дремучей,
В бедной юрте, отороченною льдами,
С бахромою из сосулек
Жил охотник Чурумчуку.
Вед 2: Жил с женой он Нургуяной,
Малым сыном Арианом.
Жили впроголодь и мыса
Уж давно они не ели.
(выходят Чурумчуку, Нургуяна, Ариан)
Чурумчуку: Ой, не радость пришла,
Само горе-беда…
Ариан: Ох, и бедные мы.
Ой, несчастные мы!
Нургуяна: Испытай, мой муж любимый,
Нынче счастья на охоте:
Может рыба есть в озерах,
Иль в лесу добудешь дичи.
Вед 1: И пошел наш Чурумчуку в лес пустынный на охоту.
Поискать там птиц пернатых,
Поискать зверей хвостатых,
Убегающих в чащебу.
Вед 2: Ни одной души звериной он в тайге лесной не встретил.
Даже мышки Чурумчуку в буреломе не заметил.
(Звучит фонограмма «Белая ночь». Чурумчуку исполняет пластическую композицию «На охоте», «Разводит костер», «У костра»)
Чурумчуку: Я пойду к жене и сыну, уж поди меня заждались…
Затоптать костер мне надо.
Как бы пламя не взбесилось,
По лесам не поскакало.
(Затаптывает «костер», испуганно отпрыгивает, затем осторожно, опасливо подходит к «костру», достает из «костра» чудесный камень.)
Чурумчуку: Уж, не сплю ли я, - откуда вдруг взялось такое диво?
Никогда нигде не видел, никогда нигде не слышал
Я о камне драгоценном!
Вед 1: Хоть и прост был Чурумчуку,
А смекнул, любуясь камнем,
Что чудесным был тот камень,
Не простым он был, а мудрым!
Чурумчуку: Нургуяна, Ариан! Посмотрите, что нашел!
Камень дивный!
Нургуяна: Камень добрый!
Ариан: Камень сладкий!
Вместе: Камень счастья!
(Исполняют фрагмент «Танца радости»)
Вед 1: С той поры для Чурумчуку, для жены его и сына
Дни довольства наступили:
Пища их всегда обильна
И богата их одежда.
Вед 2: Разнеслася весть о камне по краям ближним и дальним.
И узнал про камень сам –
Жадный царь Чупчуруйдан!
Вед 1: Был он жаден и богат, много пил и много ел.
И от этого раздулся, так заплыл тяжелым жиром,
Что никто не распознал бы, где спина его, где шея.
Вед 2: Услыхав отвисшим ухом о сокровище бесценном,
Царь взревел:
Чупчуруйдан: Мне нужен камень! Камень счастья и богатства!
Вед 1: Зависть злобная проснулась у царя Чупчуруйдана.
И решил украсть он камень
Камень мудрости и счастья.
(Звучит фонограмма тревожной мелодии, Чупчуруйдан крадется, ворует камень, убегает. Из-за чума выходят Чурумчуку, Нургуяна, Ариан)
Нургуяна: Напросилось в гости горе.
Ариан: Замычал, заплакал голод.
Вед 2: Омрачился Чурумчуку.
Стал он крепко думать думу…
И решил:
Чурумчуку: Пойду к царю-тойону, призову его к ответу.
Ариан: Не ходи к Чупчуруйдану –
Там живут дурные люди.
Там тебя убьют, повесят,
Не жалей о камне счастья.
Будем жить, как прежде жили,
Только б жить под светлым солнцем!
Нургуяна: Милый муж мой Чурумчуку,
Ты корми нас, как и прежде:
Рыбной ловлей и охотой.
Разве мало здесь в озерах карасей и всякой рыбы?
Разве мало здесь в чащобах глухарей и всякой дичи?
Не ходи к Чупчуруйдану.
Ты уйдешь – огонь потухнет,
Юрта станет нам могилой.
Мы умрем голодной смертью,
Все замерзнем в эту зиму.
Чурумчуку: Я пойду к Чупчуруйдану,
Камень свой возьму обратно.
Лишь тому дается правда –
Кто пред силой не сдается!
(Чурумчуку идет к Чупчуруйдану.)
Чупчуруйдан: Чурумчуку?
Плут! Мошенник!
Как ты мог ко мне явиться из своей навозной юрты?
Мой совет:
Коль хочешь ты остаться невредимым,
Убирайся вон отсюда, уходи скорей обратно!
Чурумчуку: Государь – тойон могучий!
Нет нам счастья, нет покоя.
Уж давно голодный плачет Ариан, сыночек милый.
Будь же милостив, царь мой,
То, что взял – отдай обратно.
Чупчуруйдан: Жук навозный Чурумчуку! Нераскаянный ты грешник!
Смеешь требовать обратно мое царское владенье?
Не отдам я камень счастья. Убирайся вон отсюда!
Чурумчуку: Не уйду без камня счастья!
Выходи на бой со мною!
(Звучит фонограмма « игра на барабанах». Борьба Чурумчуку и Чупчуруйдана)
Вед 1: Долго бился Чурумчуку…
Вед 2: Чурумчуку изловчился и закинул царя в море.
Тридцать дней, а то и больше над царем шутило море,
Вдаль несла его пучина, мука смертная качала…
(Чупчуруйдан «тонет»)
Чупчуруйдан: Я за жадность погибаю…
Друг любезный! Ты спаси меня, помилуй!
Утопаю! Утопаю!
Помоги, о, Чурумчуку! Я отдам обратно камень.
Чурумчуку: Ну не думал, не гадал я,
Что ты, жирная лягушка,
Так захнычешь, так заплачешь, в мелкой луже утопая.
Если правду ты сказал мне и вернешь обратно камень,
Так и быть, тебя я выну из разгневанного моря.
(Чурумчуку помогает Чупчуруйдану, выходит в центр)
Нургуяна: Ты герой наш, Чурумчуку!
Ты вернул нам камень счастья!
Ариан: Будет радостной отныне жизнь людей голодных, бедных!
Вед 1: Созвал друзей всех Чурумчуку.
На столы поставил чаши и устроил пир обильный.
Вед 2: Девять суток пировали.
То-то было там веселье! То-то пляски!
Сами в пляс пускались ноги!
Все участники выходят, исполняют танец «Танец радости»
Список используемой литературы:
- Былеева Л. В. Русские народные игры. - М., 1986.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.
- Горбачев И. А. Театральные сезоны в школе. - М., 2003.
- Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001.
- Кузина Н. Заводные игры. - М., 2001.
- Куликовская Т. А. «40 новых скороговорок». Практикум по улучшению дикции. - М., 2003.
- Чурилова Э. Т. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников». - М., 2001.
- А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» М., 2007.
- В. К. Аржакова, Т. И. Ефимова «Ознакомление дошкольников с Якутией», книга для воспитателя, Якутск, 1998.
- Г. А. Смирнова «Сказки народов Сибири», Красноярск, 1992.
- Буренина Э. «Ритмическая мозаика», М., 2006.
- Комарова Т.С. «Красота, радость, творчество» Программа, М., 1900.
- «Сказки народов Сибири», составитель Г. Смирнова, Красноярск, Изд. «Витал», 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет
Программа дополнительного образования «Страна сложения» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»
Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет "Умелые пальчики"
В программе дополнитеьного образования "Умелые пальчики" представленно планирование работы по развитию творческих способностей 5 - 7 лет....
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение технике квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань «Волшебный завиток» подготовительная группа
Данная программа дополнительного образования разработанна для подготовительной к школе группы в детском саду.Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство длинные и узкие полоски бумаги...
Программа дополнительного образования творческого развития дошкольников «Сказка»
Цель – развитие творческих и музыкальных способностей дошкольников.Основные задачи: - познакомить с разными видами театрализован...