Логопедический образовательный проект
проект по развитию речи (старшая группа)

Снегова Людмила Евгеньевна
  • расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе пересказывания сказок, отрывков, диалогов;
  • совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; образование слов с помощью суффиксов, приставок;
  • формировать чёткость и выразительность речи;
  • стимулировать развитие и формирование познавательного интереса и познавательного общения;
  • развитие нравственных и творческих качеств личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_i_skazki.docx892.73 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект: «Мы и сказки».

Для детей с ОНР старшей группы.

Автор:Снегова Людмила Евгеньевна– учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, детский сад № 5 «Улыбка»

Вид проекта: информационно-творческий, групповой.

Участники проекта: дети с ОНР старшей речевой группы, учитель – логопед, родители.

Цель проекта: формирование связного высказывания, расширение и

активизация речевого запаса детей с ОНР посредством устойчивого интереса к сказке

Задачи:

  • расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе пересказывания сказок, отрывков, диалогов;
  • совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; образование слов с помощью суффиксов, приставок;
  • формировать чёткость и выразительность речи;
  • стимулировать развитие и формирование познавательного интереса и познавательного общения;
  • развитие нравственных и творческих качеств личности ребёнка.

Актуальность проекта:

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания

детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная,

коммуникативная, функция языка и речи. По сравнению с дошкольниками, которые развиваются по возрасту, у детей с ОНР отмечаются отклонения в развитии каждого из компонентов речевой системы. После проведенного обследования выяснилось, что воспитанники испытывают значительные трудности в развернутом самостоятельном высказывании, в составлении последовательного рассказа по предложенной сюжетной картине, по серии

картин и тем более на заданную тему. Развернутые смысловые высказывания отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения,

отрывочностью. Дети делают акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения

действующих лиц. Труднее всего им дались задания на самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. А в воспроизведении текстов по образцу воспитанники заметно отставали от

нормально говорящих сверстников. Это связано с недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико фонематического, лексического, грамматического, а так же недостаточной сформированностью

произносительной и семантической сторон речи. Следовательно, необходима тщательная работа над развитием связной речи. Научить дошкольника

правильно и красиво говорить можно, используя в работе сказку.

Исследователи отмечают, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной

монологической речи. Сказка близка и интересна ребенку, вызывает эмоциональный отклик, развивает воображение, мышление, память, дает образцы русского литературного языка. Используя сказку можно смело погружаться в мир волшебства и игры, что очень важно при работе с детьми. Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной мной темы.

Ожидаемый результат: активное речевое общение, повышение уровня грамотности речи, умение владеть темповыми характеристиками речи, повышение уровня познавательного интереса, умение находить творческие решения поставленных задач. Повышение уровня родительской

компетентности в развитии личностных характеристик ребёнка.

Этапы проекта:

  1. этап.

Подготовительный.

(ЯНВАРЬ)

  1. Изучение методической литературы.
  2. Ознакомление родителей с предстоящей работой по проекту. (Статья в родительском уголке по теме: « Сказка - наш друг» )
  3. Подбор и систематизация игр, игровых упражнений по развитию всех сторон детской речи.
  4. Подбор произведений художественной литературы, речевого материала, текстов для дальнейшей работы по проекту.
  5. Ознакомительная беседа по теме: «Знакомство со сказками»
  • Ознакомление детей с устным народным творчеством
  • Уточнение понятий русская народная и авторская сказка

-Определение различий между сказкой и рассказом

  • Рассматривание иллюстраций к сказкам, объяснение слов и выражений, часто встречаемых в сказках
  • Знакомство со сказочными персонажами
  • Беседа о добре и зле
  • Разучивание логоритмического упражнения под музыкальную композицию Т. Морозовой «Бабка Ежка»
  • Раскрашивание сказочных героев
  • Совместное изготовление книжки – раскладушки: «Сказки своими руками»

Содержание работы:

Беседа с детьми: «Знакомство со сказкой».

Цель: ознакомление детей с устным народным творчеством, обогащение знаний о русских народных и авторских сказках.

Задачи: пополнить знания дошкольников о сказочном жанре, особенностях его назначения, развивать способность к выражению своих мыслей путём построения связных монологических высказываний, совершенствовать

мышление, воображение, память и мелкую моторику рук.

Оборудование: книги и иллюстрации к русским народным и авторским сказкам, раскраски с изображением сказочных персонажей, карандаши,

фонограмма детской песенки Татьяны Морозовой «Бабка Ежка, выгляни в окошко»

Ход НОД Логопед:

  • Я хочу прочитать вам стихотворение В.А. Стекловой. В мире много разных сказок

Грустных и смешных, Но прожить на свете Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться, Наши сказки впереди,

Сказка в двери постучится – Скажет гостья: «Заходи».

  • Как вы думаете, о чем сегодня я хочу с вами поговорить?

Ответы детей: (о сказках). Логопед:

  • Вы любите сказки? А знаете ли вы, что такое сказка?

Ответы детей: (дети рассуждают, высказывают свое мнение) Логопед:

  • Сказка это история, в которой происходят необыкновенные события, волшебство, умеют разговаривать звери и птицы.

Сегодня мы поговорим с вами о сказках.

Сначала я расскажу вам, как появились сказки.

Давным-давно люди ещё не умели ни читать, ни писать, а сказки уже

рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядёт, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали её из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы

— вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времён и пришла к нам сказка. А какие сказки вы знаете?

Ответы детей: (перечисляют названия сказок)

Логопед:

  • Сказки, которые придумал народ, так и назвали русские народные сказки. Люди все сказки хранили у себя в голове. Позже появилась письменность. Сказки стали записывать и появились книги.

Послушайте пословицы и объясните, как вы их понимаете: Кто много читает, тот много знает.

Книга учит, как на свете жить. Книга учит, как Родину любить.

Книга твой друг, без нее как без рук. Береги книгу — источник знаний.

У того много друзей, у кого самый большой друг — книга.

Посмотрите сколько в нашей группе книг, и почти в каждой из них живет сказка.

Обратите внимание, что на некоторых книгах указан автор, то есть фамилия того человека, кто сочинил эту сказку. Сказки, у которых есть автор,

называются авторские.

Рассматривание книг и иллюстраций. Логопед:

  • С самого рождения вам мамы читают сказки, в детском саду их вам читают воспитатели и, я думаю, что у каждого есть любимая сказка.

Ответы детей: (дети перечисляют сказки)

Логопед:

  • Давайте вспомним, как может начинаться сказка?

Ответы детей: (дети вспоминают, предлагают свои варианты начала сказок) Жили — были.

В тридевятом царстве, в тридевятом государстве. За высокими горами, за синими морями.

Жил – был царь.

Стояла себе в лесу избушка. Когда-то давным-давно.

Жили старик со старухой. Жили – были дед и баба. Логопед:

  • А как сказки обычно заканчиваются, вы помните?

Ответы детей: (дети вспоминают, предлагают свои варианты окончания сказок)

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

И стали они жить — поживать и добра наживать.

И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Логопед:

  • У сказки, как у человека есть свое настроение, например, если в сказке:
  • есть веселье, то она…(весёлая);
  • есть грусть, то она …(грустная);
  • есть загадка, то она …(загадочная);
  • есть мудрость, то она …(мудрая)

Логопед:

  • Я вам предлагаю отгадать загадки про сказки и назвать настроение этой сказки:

Дети отгадывают загадки, рассуждают, какое «настроение» у этой сказки и отвечают на дополнительные вопросы.

  1. Нашла однажды мышка Совсем пустой домишка, Стала жить, да поживать.

Да жильцов к себе пускать.

(Теремок)

Назовите тех, кто жил в теремке.

  1. Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом,

Кто же были эти Маленькие дети?

(Козлята)

Как называется эта сказка?

Сколько было козлят в сказке?

  1. Я от дедушки ушел. Я от бабушки ушел,

Скоро к вам приду.

(«Колобок»)

Кого встретил колобок на своем пути?

  1. Дед бил, бил не разбил, Баба била, била не разбила.

(«Курочка Ряба»)

Кто разбил яичко в этой сказке?

  1. Внучка к бабушке пошла, Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил, Обманул и проглотил.

(Красная шапочка)

Кто спас Красную шапочку и ее бабушку?

  1. Кто работать не хотел, А играл и песни пел?

К брату третьему потом Прибежали в новый дом.

(Три поросёнка)

Кого испугались поросята из этой сказки?

  1. Девочка спит и пока что не знает, Что в этой сказке ее ожидает.

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот.

(Дюймовочка ) Кто спас Дюймовочку?

Логопед читает стихотворение:

В тёмном лесу есть избушка Стоит задом наперёд

Там живёт одна старушка

Бабка Ёжка там живёт. Нос крючком

Волосы торчком В ступе летает Метлой погоняет

  • Скажите, Баба Яга по характеру какая?

Ответы детей: (перечисляют качества Бабы Яги)

Логоритмическое упражнение под песенку Татьяны Морозовой «Бабка Ежка, выгляни в окошко»

Логопед:

  • Дети, каких еще сказочных героев вы знаете, назовите их характер.

Ответы детей: (перечисляют сказочных персонажей, размышляют, какие они)

Логопед читает стихотворение:

Любят сказки все на свете Любят взрослые и дети

Чудеса в них происходят Люди к счастью путь находят И, конечно же, добро

Побеждает ложь и зло.

  • За что люди любят сказки?

Ответы детей: (дети должны предложить варианты ответа опираясь на содержание стихотворения)

Логопед:

  • Сказки, в которых происходит волшебство, называют?...(волшебными). Персонажи в волшебных сказках, делая волшебство, всегда произносят волшебные слова и заклинания.

Давайте вспомним персонажей и заклинания, которые помогали совершать волшебство. - Назовите, из какой они сказки.

Иванушка-дурачок из сказки «Сивка-бурка» (Сивка-бурка, вещая каурка встань передо мной, как лист перед травой!)

Емеля из сказки «По щучьему велению» (По щучьему велению, по моему хотению…)

Женя из сказки «Цветик-семицветик» (Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли-быть по-моему вели!)

Буратино из «Сказки о золотом ключике» (Крекс, фекс, пекс)

Девочка из сказки «Горшочек каши» (Раз, два, три! Горшочек вари!)

Логопед:

  • В сказках всегда хорошие и добрые персонажи добиваются победы над злом. Злые герои остаются наказанными. А как же в жизни происходит?

Ответы детей: (рассуждают, предполагают, приводят примеры их жизни)

Логопед:

  • В жизни зло не всегда остается наказанным и это очень плохо. Но творя добро, оно обязательно вернется к тебе. А еще делать добрые дела намного приятнее, чем совершать плохие поступки. Вы со мной согласны?

Рефлексия:

(Задание для развития мелкой моторики пальцев рук)

  • Выберите себе любимого персонажа из сказки и раскрасьте его.

Когда ваши рисунки будут готовы,        мы изготовим одну общую книжку и покажем ее вашим мамам и папам!

  1. этап. Основной.

(ФЕВРАЛЬ, МАРТ, АПРЕЛЬ)

«Путешествие по стране сказок» - более глубокое познание сказочного мира. Чтение и театрализация произведений, этюды, дидактические, словесные и подвижные игры, выполнение творческих работ, консультации для

родителей, обогащение среды группы новыми видами театра.

ФЕВРАЛЬ:

(1 ая неделя)

Совместное выразительное, эмоциональное чтение сказок вслух.

(2 ая неделя) Сказка «Репка»

Цель: ознакомление с русской народной сказкой «Репка»

Задачи:

Учить пересказывать знакомую сказку связно и последовательно, передавать эмоциональное состояние и голос героев, повадки животных;

Упражнять в пересказе сказки с применением магнитного театра Развивать слуховое и зрительное внимание, память, интонационную выразительность и связную речь.

Оборудование и материалы: книжка с русской народной сказкой «Репка», магнитный театр с героями сказки, шапочки с изображением героев сказки Ход НОД:

Орг. момент

-Дай-ка в глазки погляжу, Сказку вам я расскажу

А сказка будет вот про что… Круглый бок, желтый бок

Сидит на грядке колобок В земле засела крепко

Конечно, это …. («Репка»)

Основная часть

-Ребята, а кто из вас помнит сказку репка?

  • Сегодня я вам предлагаю вместе со мной вспомнить ее содержание. (чтение сказки)
  • Дети, назовите героев этой сказки (дошкольники называют персонажей, а педагог помещает магнитные фигурки на доске в определенной

последовательности)

  • А теперь опишите мне репку. Репка какая?
  • Дед какой?
  • Бабка какая?
  • Внучка какая?
  • Жучка какая?
  • Кошка какая?
  • Мышка какая?

-А какой голос будет у деда, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки?

  • Назови, кто стоит позади деда, рядом с Жучкой, между бабкой и Жучкой и т.д.

Пересказ сказки с опорой на магнитный театр

  • А кто мне сможет пересказать сказку самостоятельно?

Пальчиковая гимнастика:

Вот мы репку посадили (наклониться вперед) И водой ее полили (перебирать пальцами)

А теперь ее потянем (тянуть)

Из земли ее достанем (встряхивать кистями рук). И из репки кашу сварим (вращать кистями рук)

И будем мы от репки здоровыми и крепкими (показать силу)

Театрализация сказки

-А сей час, я предлагаю вам отдохнуть и самим оказаться в сказке «Репка» (дети одевают шапочки с изображением персонажей и демонстрируют

сказку)

Итог

-Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы вспомнили русскую народную сказку «Репка». Что вам понравилось делать больше всего? Чего вы бы не хотели больше делать? (ответы детей)

Подвижная игра по сказке «Репка»

Цель: закрепление содержания сказки «Репка», развитие внимания, быстроты реакции, умения выполнять действия взятой на себя роли, вызывание эмоционального отклика на участие в игровом задании. Ход игры:

Дети в костюмах персонажей сказки «Репка» стоят около своих стульчиков. Взрослый рассказывает сказку.

Задание:

Воспитанник должен оббежать свой стул, когда услышит имя своего героя.

(3 я неделя) Сказка «Колобок»

Цель: ознакомление с русской народной сказкой «Колобок»

Задачи:

Учить пересказывать знакомую сказку связно и последовательно, передавать эмоциональное состояние и голос героев, повадки животных;

Упражнять в пересказе сказки с применением настольного театра Развивать слуховое и зрительное внимание, память, интонационную выразительность и связную речь.

Оборудование и материалы: книжка с русской народной сказкой

«Колобок», настольный театр с героями сказки, шапочки с изображением героев сказки

Ход НОД

Орг. момент

-Ребята, если вы отгадаете мою загадку, то догадаетесь, какая сказка придет сегодня к нам в гости.

На окошке стужен, на сметане мешен Он от бабушки ушел и от дедушки ушел

-Правильно. Это сказка «Колобок»

Чтение сказки

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

  • Испеки мне, старуха, колобок.
  • Да из чего испечь-то? Муки нет.
  • Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется.

Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно

студиться.

Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки - на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

  • Колобок, колобок, я тебя съем!
  • Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай какую я тебе песенку спою. Заяц уши поднял, а колобок запел:

Я колобок, колобок, По амбару метён, По сусекам скребён, На сметане мешён, В печку сажён,

На окошке стужён. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл,

От тебя, зайца, не хитро уйти.

И покатился колобок дальше - только заяц его и видел.

Вот катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

  • Колобок, колобок, я тебя съем!
  • Не ешь меня, я тебе песню спою. - И колобок запел:

Я колобок, колобок, По амбару метён, По сусекам скребён, На сметане мешён, В печку сажён,

На окошке стужён. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл,

От тебя, волка, не хитро уйти.

Покатился колобок дальше - только его волк и видел. А навстречу ему медведь идёт, кусты к земле гнёт.

  • Колобок, колобок, я тебя съем!
  • Ну где тебе, съесть меня! Послушай лучше мою песенку. Колобок запел:

Я колобок, колобок, По амбару метён, По сусекам скребён, На сметане мешён, В печку сажён,

На окошке стужён. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От тебя, медведь, полгоря уйти.

И покатился колобок - медведь только вслед ему посмотрел. Катится колобок, а навстречу ему лиса:

  • Здравствуй, колобок! Какой же ты пригоженький, румяненький!
  • Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается:

Я колобок, колобок, По амбару метён, По сусекам скребён, На сметане мешён, В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл, От медведя ушел,

От тебя, лиса, не хитро уйти.

  • Славная песенка! - сказала лиса. - Да то беда, голубчик, что я стара стала - плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, да и запел:

  • Я колобок, колобок...

А лиса его - ам! - и съела.

Беседа по сказке

  • Кто главный герой?
  • Кто попросил испечь Колобка?
  • Кто слепил колобка?
  • Куда его положили студиться?
  • Куда покатился колобок?
  • Кого встретил Колобок на своем пути?
  • Почему колобок от всех смог уйти, а от лисы не смог?
  • А чему учит нас эта сказка? (рассуждения детей)
  • Нельзя уходить из дома без разрешения, нужно слушаться взрослых.
  • Ребята, давайте вспомним песенку Колобка и все вместе ее споем. Я колобок, колобок,

По амбару метён, По сусекам скребён, На сметане мешён, В печку сажён,

На окошке стужён. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл, От медведя ушел,

От тебя, лиса, не хитро уйти.

  • В песенке встречаются незнакомые слова. Сей час, я расскажу вам, что такое амбар

и сусеки.

Словарная работа

Амбар – холодная постройка для хранения зерна, муки и прочих припасов. Сусек – место в амбаре в виде ящика. Туда засыпали муку про запас. Когда нечего

было есть, люди открывали сусек и брали оттуда запасы. Вот в таком сусеке и скребла бабка из сказки муку, что бы слепить Колобка.

Заучивание песенки Колобка Физминутка

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте) То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов) То с бельчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке, («вертушка» руками перед собой)

И попал он к нам в ладошки. ( ладошки перед собой в форме «лодочки»)

Сюрпризный момент

  • Посмотрите, кто живет в этой коробке?
  • Конечно, вы правильно догадались, это герои сказки. Они пришли поиграть с вами, помочь запомнить сказку и научить вас ее рассказывать.

Пересказ сказки детьми с использованием настольного театра Итог

-Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы вспомнили русскую народную сказку

«Колобок». Что вам понравилось делать больше всего? Чего вы бы не хотели больше

делать? (ответы детей)

Март

(3 я неделя)

Сказка «Заячья избушка»

Цель: ознакомление с русской народной сказкой «Заячья избушка»

Задачи:

Учить пересказывать сказку от лица персонажей, передавать эмоциональное состояние героев, голос и повадки животных;

Упражнять в пересказе сказки с применением настольного театра Развивать слуховое внимание, память, интонационную выразительность и, связную речь.

Предварительная работа: знакомство с малознакомыми словами «лубяная избушка», «коса», «русская печь», чтение РНС «Заюшкина избушка».

Оборудование: настольный театр с героями сказки, текст сказки.

Ход НОД

Первое чтение и обсуждение сказки «Заячья избушка накануне занятия. Организационный момент:

  1. Вспомните сказку «Заюшкина избушка».

Изобразите злую лису, которая выгнала зайчика из избушки. Покажите, как зайчик испугался лису.

Изобразите грустного зайца

(храброго петуха, испуганную лису, радостного зайца).

  1. Второе чтение сказки «Заюшкина избушка».
  2. Подбор признаков к предметным картинкам :

а). Лиса (какая?) - …. хитрая, нахальная, коварная; заяц - …. трудолюбивый, добрый, слабый;

петух - …. бесстрашный, смелый, храбрый;

медведь, собака, бык, волк - …. добрые, трусливые; избушка лисы – (лисья); избушка зайца – (заячья)

б). Какую песенку пел петух (ласковую или грозную)?

Заучивание песенки петуха: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи. Поди, лиса, вон!» (координация речи с движением).

  1. Пересказ сказки с использованием настольного театра
  2. Итог.

Кто из персонажей сказки вам понравился больше всего и почему? Чему нас учит эта сказка?

(4 я неделя) Сказка «Теремок»

Цель: ознакомление с русской народной сказкой «Теремок»

Задачи:

Учить пересказывать сказку от лица персонажей, передавать эмоциональное состояние героев, голос и повадки животных;

Упражнять в пересказе сказки с применением магнитного театра Развивать слуховое внимание, память, интонационную выразительность и, связную речь.

Оборудование: магнитный театр с героями сказки, сундучок, конструктор, текст сказки,

Ход НОД

Орг.момент:

Уши слушают – и все слышат, Глаза смотрят – и все видят, Ноги не мешают,

Руки помогают.

А голова хорошо думает.

Сюрпризный момент:

Посмотрите, это волшебный сундучок. В нем спрятались герои сказки. Давайте познакомимся с ними и отгадаем, какая сказка сегодня у нас в гостях.

(Дети рассматривают героев сказки и называют ее. Сказка «Теремок»)

Словесная игра «Закончи предложение»

(накопление словаря антонимов)

Заяц летом серый, а зимой…(белый)

У зайца уши длинные, а у медведя…(короткие) Мышка маленькая, а медведь…(большой) Лиса живет в норе, а волк…(в логове)

Заяц травоядное животное, а волк…(хищное) Мышка серая, а лягушка…(зеленая)

У зайца хвост короткий, а у лисы…(длинный) Волк зимой охотится, а медведь…(спит)

- Мы вспомнили всех героев сказки, а теперь я предлагаю послушать вам и саму сказку.

- За лесочком, на опушке Чья - то спрятана избушка, Не избушка – теремок,

Он не низок – не высок, Терем – терем покажись Деткам сказку расскажи.

Первое чтение сказки сопровождается показом кукольного театра Беседа и обсуждение сказки

- Понравилась вам сказка?

  • Что за домик стоял в поле?
  • Какой он был по размеру?
  • Кто первый увидел Теремок? Как пищит мышка?
  • Кто еще пришел к теремочку? Как квакает лягушка?

Как жили звери в Теремке, чем занимались?

  • Кто сломал Теремок и почему?

Пересказ сказки с использованием магнитного театра Заключительная часть

Я вам предлагаю помочь зверятам из сказки и построить для них новый Теремок.

Пальчиковая игра «Строим домик»

Тук да тук, тук да тук,

Раздается всюду стук        (стучат кулачком о кулачок)

Строим дом, дом большой        (показывают крышу дома ладонями над головой)

И с крылечком и трубой,        (складывают ладошки перед собой) Из трубы идет дымок,                (волнообразное движение рукой вверх) На двери висит замок        (пальцы на руках соединяют в замок)

Вот большой и светлый дом        (показывают крышу дома ладонями над головой)

Дружно вместе заживем        (хлопают в ладоши)

Коллективная игра «Конструирование Теремка»

(5 я неделя)

Сказка «Вершки и корешки»

Цель: ознакомление с русской народной сказкой «Вершки и корешки»

Задачи:

Учить пересказывать сказку от лица персонажей, передавать эмоциональное состояние и голос героев, повадки животных;

Упражнять в пересказе сказки с применением магнитного театра Развивать слуховое внимание, память, интонационную выразительность и, связную речь.

Оборудование: магнитный театр с героями сказки, текст сказки, предметные картинки с изображением овощей, мяч, картинки – раскраски с

изображением овощей, цветные карандаши.

Ход НОД

Орг.момент:

  • Дети, каких диких животных наших лесов вы знаете? (По очереди называют животных)
  • Сегодня об одном из таких животных вы будете слушать русскую народную сказку. А о каком именно, попробуйте отгадать.

Хозяин лесной Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

  • Сказка сегодня будет про медведя, который завел дружбу с мужиком и вот что из этого вышло.

Чтение сказки с показом фигурок персонажей магнитного театра Беседа и обсуждение сказки

Кто приехал пахать поле? (Мужик.)

Кто вышел к мужику из леса? (Медведь.)

Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю».)

Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай.)

Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем?

Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы? Что выбрал себе медведь: вершки или корешки?

Остался ли медведь, доволен своим выбором?

Что посадили мужик с медведем на следующий год?

Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки? На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?

Что мужик сделал из пшеницы? (Из зерна – муку, из муки - тесто, из теста - пироги.)

Словесная игра с мячом«Закончи фразу» Медведь большой, а мужик…(маленький). Медведь глупый, а мужик... (умный).

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы…(несъедобные).

Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы…(съедобные). У репы корешки сладкие, а вершки...(горькие).

Семена сеют весной, а урожай собирают... (осенью).

Работа по картинкам с изображением овощей

  • У разных овощей бывают съедобные разные части: у репы, моркови –

корешки, которые растут в земле, а у капусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землей листья и плоды).

Глупый медведь в сказке каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки – горькие листья, а у пшеницы – жесткие невкусные

корешки.

  • А чтобы вы сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, моркови, картошки, помидоров, редиски?
  • У какого овоща съедобны и вершки, и корешки? (Ответы детей)

Подвижная игра с мячом «съедобное – несъедобное»

Выйдем на лужок и сделаем кружок.

(Каждому ребенку по очереди бросается мяч, называется какой-либо предмет или пища. Если это продукт питания, он ловит мяч, если предмет несъедобен

  • не ловит.)

Помидор, дом, горох, лопата, баклажан и т.д.

Задание на развитие мелкой моторики рук

  • Перед вами картинки овощей. Вам нужно раскрасить ту часть, которую можно употреблять в пищу (вершок или корешок)

Апрель (2 - я неделя)

Сказка «Лиса и журавль»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль».

Задачи:

Учить пересказывать сказку близко к тексту от лица персонажей, передавать эмоциональное состояние и голос героев, повадки животных;

Упражнять в пересказе сказки в диалоге с применением настольного театра, развивать слуховое внимание, память, интонационную выразительность и

связную речь.

Оборудование: настольный театр с героями сказки, текст сказки, предметные картинки с изображением предметов посуды

Предварительная работа: беседа о посуде, о назначении

таких предметов посуды, как «блюдо», «поднос», «кувшин», «ковш»,

«супница»,

«дуршлаг» и др.

Ход НОД

Орг.момент:

Послушайте и отгадайте мою загадку: Рыжая красавица, идет по лесу хвалится. Я красива и умна, и пушиста и хитра.

(Лиса)

  • Правильно, ребята, моя загадка про лису. (Показ игрушки - лисы)

А вот и сама лиса, она пришла к вам в гости из сказок. Давайте вспомним, с какими сказками мы познакомились в которых живет лиса («Колобок»,

«Заюшкина избушка»)

  • Дети, давайте рассмотрим нашу гостью

Коррекция речи с движением:

У лисицы острый нос У нее пушистый хвост. Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты Лиса плавно похаживает

Шубу пышную поглаживает

Наша гостья расскажет вам сегодня еще одну сказку со своим участием. Это сказка «Лиса и журавль»

Апрель (3 - я неделя)

Сказка «Три поросенка»

Цель: познакомить с английской сказкой «Три поросенка» в переводе С. Маршака.

Задачи:

Учить пересказывать сказку от лица персонажей, передавать эмоциональное состояние и голос героев, повадки животных;

Упражнять в пересказе сказки с применением настольного театра и театра пантомимы;

Развивать слуховое внимание, память, интонационную выразительность и связную речь.

Ход НОД:

Загадка:

  • Носик круглый, пяточком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек копытца. Трое их и до чего же

Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка).

Прослушивание аудио сказки «Три поросенка» Беседа по сказке

-А вы знаете, что это английская сказка. Ее перевел с английского языка Сергей Михалков, чтобы мы могли ее прочитать.

  • Давайте вспомним, о чем эта сказка (использование настольного театра)
  • Жили - были три поросенка, НИФ НИФ, НУФ НУФ и НАФ НАФ. Летом они веселились и играли.

Пришла осень. Поросятам стало холодно. Что они стали

делать? (Строить домики).

  • Поросята решили построить каждый себе дом! Давайте вспомним какие?

Отвечайте, пожалуйста, по очереди полными ответами!

Физкультурная минутка:

опиши домик (Слово и движение).

  • Ребята, из чего сделан этот домик? (Из соломы)

А как вы его еще можете описать? (Не прочный, холодный) Он может качаться на ветру? Встаньте со стульчиков,

покажите, пожалуйста!

  • А этот дом из чего сделан? (Из веток, непрочный, холодный, дырявый) Покажем какой он неустойчивый!
  • А следующий домик из чего? (Из кирпича)
  • Опишите его. (прочный, устойчивый)

-Встаньте, пожалуйста, со стульчиков и возьмитесь крепко за руки.

Мимическая гимнастика.

Давайте покажем злого

и страшного серого волка.

  • Что сделали наши поросята? Они наверно испугались. Покажите нам, пожалуйста, трусливых поросят. Как они сделали испуганные глазки,

как они задрожали. Головушку в шейку спря тали. Ой, боюсь,

боюсь - закричали поросята! И попрятали в свои домики.

Беседа по сказке (продолжение).

К какому первому домику подбежал волк? Что он стал делать? Давайте покажем как дунул волк, вдыхаем в себя воздух через нос и выдыхаем через рот!

Молодцы. Что случилось с домиком? Куда побежал поросенок? Спрятался поросенок в домике братца, а волк что сделал?

Да, он стал дуть еще сильнее. Как? Очень хорошо. домик тоже не устоял.

Тогда куда побежали

поросята? Волк тоже стал на него дуть,

но у него не получилось его сломать. Что тогда придумал волк?

Правильно! Волк обварился в котле с кипящей водой и убежал в лес. А поросята зажили весело и дружно.

Подвижная игра

А хотите поиграть в сказку? Сейчас я выберу героев:

Кирюша будет Ниф Ниф,

Арсений будет Наф Наф, а Степа Нуф Нуф. Волком у нас будет Егор.

Даша выполнит сложное задание. Она будет соломенным

домиком Даниэлла станет домиком из веток, а

остальные возьмутся за руки и будут крепким кирпичным домиком!

Я прочту вам сказку, а вы будете стараться показать, как себя ведут ваши герои. Давайте попробуем:

Жили - были поросята,

Три веселых дружных брата. Летом бегали, играли,

Холода совсем не ждали.

(поросята танцуют)

Вскоре осень наступила, Поросят предупредила:

«Нужно строить всем дома:

Скоро к Вам придет зима». (строят свои дома)

Из соломы домик свой

Младший сделал под сосной. Крышу легкую сложил, Зимовать под ней решил.

(ребенок показывает свой домик) Средний тоже не дремал:

Дом из веток собирал. Думал в шалаше зимой Жить холодною порой.

(ребенок показывает свой домик) Ну а старший брат трудился

И, конечно, не ленился Из камней он строил дом,

Чтобы жить спокойно в нем. (ребенок показывает свой домик) На полянку волк пришел, (входит Егор)

Из соломы дом нашел. Дунул сильно

и у дома

(Дует на ребенка) Улетела вся солома. (машет руками и падает) Младший тут же убежал, (бежит в домик к соседу)

К шалашу, где средний спал, Волк шалаш решил сломать...

(Егор подходит к домику, дует на дом. дом падает)

К старшему пришлось бежать. (бегут к ребенку) Волк увидел третий дом

Дунул с силой, нипочем,

И решил забыть о нем Сразу в лес он побежал, Поросят не вспоминал.

Больше волк не приходил, Стороной их обходил.

Итог занятия.

Вот такой конец у нашей сказки. Волк остался цел и невредим. Больше он поросятам неприятностей не доставлял.

Давайте похлопаем друг другу. Они отлично постарались.

Вам понравилось наше представление? Спасибо вам большое за работу.

  1. этап.

Заключительный

(МАЙ)

Сказка «Гуси – Лебеди»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Гуси - Лебеди» в обработке А. Н. Афанасьева

Задачи:

Развивать грамматический строй речи, слуховое внимание, память, интонационную выразительность и связную речь.

Ход НОД:

Чтение сказки «Гуси – Лебеди»

Работа по сказке с использованием настольного театра

  • Дети, посмотрите, кто у нас в гостях? (Это Машенька, из сказки)
  • Посмотрите, Машенька плачет, как вы думаете, почему? (Ответы детей)
  • Я предлагаю помочь девочке найти своего братца и вернуть его обратно домой, к своей семье.
  • Подумайте и скажите, куда Маше нужно идти? ( Туда, куда полетели Гуси – Лебеди)
  • Тогда в путь.
  • Кого девочка встретит сейчас на своем пути? (Яблоньку)
  • А вот и она. Что предложила сделать яблонька Машеньку, в сказке? (Съесть спелое яблочко)
  • А как еще называли яблочки в сказке (Румяные, наливные)
  • Для того, чтобы яблонька помогла девочке на это раз, нужно сосчитать ее спелые яблочки

Дидактическая игра «Сосчитай яблоки»

Одно спелое яблоко, два спелых яблока, три…., четыре…,пять спелых яблок.

  • А вот и Гуси – Лебеди показались, спрячь яблонька нашу Машеньку.
  • Не заметили гуси девочку и улетели, а мы говорим яблоньке что? (спасибо) и идем дальше
  • Кого встретит Маша дальше на своем пути? (Печку)
  • А вот и она. Что попросила сделать печка девочку в сказке? (Съесть пирожок)
  • А сейчас печка предлагает угадать, какие пирожки она испекла.

Дидактическая игра «Назови пирожок»

С капустой – капустный                С морковкой – морковный С картошкой – картофельный        С малиной – малиновый

С клубникой – клубничный        С черникой - черничный

  • Молодцы, все пирожки назвали правильно, а вон и Гуси – Лебеди летят, давайте попросим печку спрятать нашу Машеньку (Дети просят)
  • Не заметили гуси девочку и в этот раз, а мы говорим печке что? (спасибо) и идем дальше.
  • Пойдем за Гусями – Лебедями
  • Куда мы пришли? (К избушке)
  • Посмотрите на эту избушку, какая она (Старая, бревенчатая, ветхая, гнилая, на курьих ножках, с одним окошком…)
  • Кто живет в этой избушке? (Баба – Яга)

-А вот и она сама, посмотрите на нее, какая она (Старая, страшная, злая, свирепая, грязная, седая…)

  • Дети, давайте попросим вежливо у Бабы – Яги вернуть Машеньке ее братца Иванушку (Каждый ребенок вежливо просят Бабу – Ягу отдать мальчика)
  • Как поступила Баба – Яга в сказке? (Не отпустила Машеньку)
  • А сейчас Баба – Яга подобрела и предлагает вам с ней потанцевать Логоритмическое упражнение под песенку Татьяны Морозовой «Бабка Ежка, выгляни в окошко»
  • Молодцы, дети, вы отлично повеселили Бабу – Ягу и она, как и обещала отпускает Иванушку домой.
  • Скажите, как поступила Баба – Яга? (Справедливо, честно)
  • Правильно вы говорите, ведь если даешь кому ни будь обещание, то его нужно обязательно выполнять, а если не можешь выполнить, то тогда лучше не обещать.
  • Посмотрите на героев нашей сказки, как вы думаете, что они хотят нам сказать? (Спасибо)
  • И мы их отпускаем домой, а то вернутся их родители и их… (Накажут)
  • За что могут наказать родител

и Машу и Ивашку? (За то, что ушли без спроса из дома)

  • Да, из дома без разрешения родителей уходить нельзя, а то попадете в беду, как герои нашей сказки.
  • А вот вам и подарки за помощь Машеньке в поисках брата. Она предлагает вам сделать книжку – малышку

Раскрашивание иллюстраций из сказки «Гуси – Лебеди» Подведение итогов.

Беседа с детьми.

Изготовление» Книги сказок»

Сказка «Колобок»

Сказка «Три поросенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Чудесная корзинка» (с детьми старшей логопедической группы)

Детско-родительский образовательный проект «Чудесная корзинка» для детей старшей и подготовительной групп Вид проекта: творческий, познавательно-речевой,  краткосрочный (недельный) Участники проект...

Образовательный проект в подготовительной логопедической группе, посвященный празднику «23 ФЕВРАЛЯ, ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» (краткосрочный)

Проблема: отсутствие интереса к Российской армии.Обоснование проблемы: недостаточный уровень знаний о Российской армии; формирование гендерной принадлежности; отсутствие желания в будущем стать защитн...

Образовательный проект в подготовительной логопедической группе, посвященный празднику «23 ФЕВРАЛЯ, ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» (краткосрочный)

Реализация данного прокта позволит сформировать у детей знания о празднике 23 февраля, расширит их знания об истории родной страны, позволит воспитывать желание идти в армию. Ведь формирование отношен...

Методическая разработка "Стихи И.П, Токмаковой в образовательном проекте для старшей логопедической группы"

Данная методическая разработка создана для изучения творчества И, П, ТОкмаковой на основе лексических тем в старшей логопедической группе...

Познавательно-творческий образовательный проект "Интерактивные игры в логопедической работе"

В проекте описывается как успешно использовать интерактивные игры в работе логопеда....

Образовательный проект (для детей подготовительной логопедической группы) "Никто не забыт, и ничто не забыто"

Проект направлен на воспитание гражданско-патриотического чувства у детей дошкольного возраста,чувства гордости за подвиг советского народа в годы Великой Отечественной Войны, формирование нравственны...

Образовательный проект в старшей логопедической группе: "Сказка в гости к нам пришла"

Образовательный проект по театрализованной деятельности в детском саду....