Логопедический образовательный проект
проект по развитию речи (старшая группа)
- расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе пересказывания сказок, отрывков, диалогов;
- совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; образование слов с помощью суффиксов, приставок;
- формировать чёткость и выразительность речи;
- стимулировать развитие и формирование познавательного интереса и познавательного общения;
- развитие нравственных и творческих качеств личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_i_skazki.docx | 892.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический проект: «Мы и сказки».
Для детей с ОНР старшей группы.
Автор:Снегова Людмила Евгеньевна– учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, детский сад № 5 «Улыбка»
Вид проекта: информационно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети с ОНР старшей речевой группы, учитель – логопед, родители.
Цель проекта: формирование связного высказывания, расширение и
активизация речевого запаса детей с ОНР посредством устойчивого интереса к сказке
Задачи:
- расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе пересказывания сказок, отрывков, диалогов;
- совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; образование слов с помощью суффиксов, приставок;
- формировать чёткость и выразительность речи;
- стимулировать развитие и формирование познавательного интереса и познавательного общения;
- развитие нравственных и творческих качеств личности ребёнка.
Актуальность проекта:
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания
детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная,
коммуникативная, функция языка и речи. По сравнению с дошкольниками, которые развиваются по возрасту, у детей с ОНР отмечаются отклонения в развитии каждого из компонентов речевой системы. После проведенного обследования выяснилось, что воспитанники испытывают значительные трудности в развернутом самостоятельном высказывании, в составлении последовательного рассказа по предложенной сюжетной картине, по серии
картин и тем более на заданную тему. Развернутые смысловые высказывания отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения,
отрывочностью. Дети делают акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения
действующих лиц. Труднее всего им дались задания на самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. А в воспроизведении текстов по образцу воспитанники заметно отставали от
нормально говорящих сверстников. Это связано с недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико фонематического, лексического, грамматического, а так же недостаточной сформированностью
произносительной и семантической сторон речи. Следовательно, необходима тщательная работа над развитием связной речи. Научить дошкольника
правильно и красиво говорить можно, используя в работе сказку.
Исследователи отмечают, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной
монологической речи. Сказка близка и интересна ребенку, вызывает эмоциональный отклик, развивает воображение, мышление, память, дает образцы русского литературного языка. Используя сказку можно смело погружаться в мир волшебства и игры, что очень важно при работе с детьми. Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной мной темы.
Ожидаемый результат: активное речевое общение, повышение уровня грамотности речи, умение владеть темповыми характеристиками речи, повышение уровня познавательного интереса, умение находить творческие решения поставленных задач. Повышение уровня родительской
компетентности в развитии личностных характеристик ребёнка.
Этапы проекта:
- этап.
Подготовительный.
(ЯНВАРЬ)
- Изучение методической литературы.
- Ознакомление родителей с предстоящей работой по проекту. (Статья в родительском уголке по теме: « Сказка - наш друг» )
- Подбор и систематизация игр, игровых упражнений по развитию всех сторон детской речи.
- Подбор произведений художественной литературы, речевого материала, текстов для дальнейшей работы по проекту.
- Ознакомительная беседа по теме: «Знакомство со сказками»
- Ознакомление детей с устным народным творчеством
- Уточнение понятий русская народная и авторская сказка
-Определение различий между сказкой и рассказом
- Рассматривание иллюстраций к сказкам, объяснение слов и выражений, часто встречаемых в сказках
- Знакомство со сказочными персонажами
- Беседа о добре и зле
- Разучивание логоритмического упражнения под музыкальную композицию Т. Морозовой «Бабка Ежка»
- Раскрашивание сказочных героев
- Совместное изготовление книжки – раскладушки: «Сказки своими руками»
Содержание работы:
Беседа с детьми: «Знакомство со сказкой».
Цель: ознакомление детей с устным народным творчеством, обогащение знаний о русских народных и авторских сказках.
Задачи: пополнить знания дошкольников о сказочном жанре, особенностях его назначения, развивать способность к выражению своих мыслей путём построения связных монологических высказываний, совершенствовать
мышление, воображение, память и мелкую моторику рук.
Оборудование: книги и иллюстрации к русским народным и авторским сказкам, раскраски с изображением сказочных персонажей, карандаши,
фонограмма детской песенки Татьяны Морозовой «Бабка Ежка, выгляни в окошко»
Ход НОД Логопед:
- Я хочу прочитать вам стихотворение В.А. Стекловой. В мире много разных сказок
Грустных и смешных, Но прожить на свете Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться, Наши сказки впереди,
Сказка в двери постучится – Скажет гостья: «Заходи».
- Как вы думаете, о чем сегодня я хочу с вами поговорить?
Ответы детей: (о сказках). Логопед:
- Вы любите сказки? А знаете ли вы, что такое сказка?
Ответы детей: (дети рассуждают, высказывают свое мнение) Логопед:
- Сказка это история, в которой происходят необыкновенные события, волшебство, умеют разговаривать звери и птицы.
Сегодня мы поговорим с вами о сказках.
Сначала я расскажу вам, как появились сказки.
Давным-давно люди ещё не умели ни читать, ни писать, а сказки уже
рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядёт, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали её из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы
— вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времён и пришла к нам сказка. А какие сказки вы знаете?
Ответы детей: (перечисляют названия сказок)
Логопед:
- Сказки, которые придумал народ, так и назвали русские народные сказки. Люди все сказки хранили у себя в голове. Позже появилась письменность. Сказки стали записывать и появились книги.
Послушайте пословицы и объясните, как вы их понимаете: Кто много читает, тот много знает.
Книга учит, как на свете жить. Книга учит, как Родину любить.
Книга твой друг, без нее как без рук. Береги книгу — источник знаний.
У того много друзей, у кого самый большой друг — книга.
Посмотрите сколько в нашей группе книг, и почти в каждой из них живет сказка.
Обратите внимание, что на некоторых книгах указан автор, то есть фамилия того человека, кто сочинил эту сказку. Сказки, у которых есть автор,
называются авторские.
Рассматривание книг и иллюстраций. Логопед:
- С самого рождения вам мамы читают сказки, в детском саду их вам читают воспитатели и, я думаю, что у каждого есть любимая сказка.
Ответы детей: (дети перечисляют сказки)
Логопед:
- Давайте вспомним, как может начинаться сказка?
Ответы детей: (дети вспоминают, предлагают свои варианты начала сказок) Жили — были.
В тридевятом царстве, в тридевятом государстве. За высокими горами, за синими морями.
Жил – был царь.
Стояла себе в лесу избушка. Когда-то давным-давно.
Жили старик со старухой. Жили – были дед и баба. Логопед:
- А как сказки обычно заканчиваются, вы помните?
Ответы детей: (дети вспоминают, предлагают свои варианты окончания сказок)
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
И стали они жить — поживать и добра наживать.
И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Логопед:
- У сказки, как у человека есть свое настроение, например, если в сказке:
- есть веселье, то она…(весёлая);
- есть грусть, то она …(грустная);
- есть загадка, то она …(загадочная);
- есть мудрость, то она …(мудрая)
Логопед:
- Я вам предлагаю отгадать загадки про сказки и назвать настроение этой сказки:
Дети отгадывают загадки, рассуждают, какое «настроение» у этой сказки и отвечают на дополнительные вопросы.
- Нашла однажды мышка Совсем пустой домишка, Стала жить, да поживать.
Да жильцов к себе пускать.
(Теремок)
Назовите тех, кто жил в теремке.
- Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом,
Кто же были эти Маленькие дети?
(Козлята)
Как называется эта сказка?
Сколько было козлят в сказке?
- Я от дедушки ушел. Я от бабушки ушел,
Скоро к вам приду.
(«Колобок»)
Кого встретил колобок на своем пути?
- Дед бил, бил не разбил, Баба била, била не разбила.
(«Курочка Ряба»)
Кто разбил яичко в этой сказке?
- Внучка к бабушке пошла, Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил, Обманул и проглотил.
(Красная шапочка)
Кто спас Красную шапочку и ее бабушку?
- Кто работать не хотел, А играл и песни пел?
К брату третьему потом Прибежали в новый дом.
(Три поросёнка)
Кого испугались поросята из этой сказки?
- Девочка спит и пока что не знает, Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот.
(Дюймовочка ) Кто спас Дюймовочку?
Логопед читает стихотворение:
В тёмном лесу есть избушка Стоит задом наперёд
Там живёт одна старушка
Бабка Ёжка там живёт. Нос крючком
Волосы торчком В ступе летает Метлой погоняет
- Скажите, Баба Яга по характеру какая?
Ответы детей: (перечисляют качества Бабы Яги)
Логоритмическое упражнение под песенку Татьяны Морозовой «Бабка Ежка, выгляни в окошко»
Логопед:
- Дети, каких еще сказочных героев вы знаете, назовите их характер.
Ответы детей: (перечисляют сказочных персонажей, размышляют, какие они)
Логопед читает стихотворение:
Любят сказки все на свете Любят взрослые и дети
Чудеса в них происходят Люди к счастью путь находят И, конечно же, добро
Побеждает ложь и зло.
- За что люди любят сказки?
Ответы детей: (дети должны предложить варианты ответа опираясь на содержание стихотворения)
Логопед:
- Сказки, в которых происходит волшебство, называют?...(волшебными). Персонажи в волшебных сказках, делая волшебство, всегда произносят волшебные слова и заклинания.
Давайте вспомним персонажей и заклинания, которые помогали совершать волшебство. - Назовите, из какой они сказки.
Иванушка-дурачок из сказки «Сивка-бурка» (Сивка-бурка, вещая каурка встань передо мной, как лист перед травой!)
Емеля из сказки «По щучьему велению» (По щучьему велению, по моему хотению…)
Женя из сказки «Цветик-семицветик» (Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли-быть по-моему вели!)
Буратино из «Сказки о золотом ключике» (Крекс, фекс, пекс)
Девочка из сказки «Горшочек каши» (Раз, два, три! Горшочек вари!)
Логопед:
- В сказках всегда хорошие и добрые персонажи добиваются победы над злом. Злые герои остаются наказанными. А как же в жизни происходит?
Ответы детей: (рассуждают, предполагают, приводят примеры их жизни)
Логопед:
- В жизни зло не всегда остается наказанным и это очень плохо. Но творя добро, оно обязательно вернется к тебе. А еще делать добрые дела намного приятнее, чем совершать плохие поступки. Вы со мной согласны?
Рефлексия:
(Задание для развития мелкой моторики пальцев рук)
- Выберите себе любимого персонажа из сказки и раскрасьте его.
Когда ваши рисунки будут готовы, мы изготовим одну общую книжку и покажем ее вашим мамам и папам!
этап. Основной.
(ФЕВРАЛЬ, МАРТ, АПРЕЛЬ)
«Путешествие по стране сказок» - более глубокое познание сказочного мира. Чтение и театрализация произведений, этюды, дидактические, словесные и подвижные игры, выполнение творческих работ, консультации для
родителей, обогащение среды группы новыми видами театра.
ФЕВРАЛЬ:
(1 ая неделя)
Совместное выразительное, эмоциональное чтение сказок вслух.
(2 ая неделя) Сказка «Репка»
Цель: ознакомление с русской народной сказкой «Репка»
Задачи:
Учить пересказывать знакомую сказку связно и последовательно, передавать эмоциональное состояние и голос героев, повадки животных;
Упражнять в пересказе сказки с применением магнитного театра Развивать слуховое и зрительное внимание, память, интонационную выразительность и связную речь.
Оборудование и материалы: книжка с русской народной сказкой «Репка», магнитный театр с героями сказки, шапочки с изображением героев сказки Ход НОД:
Орг. момент
-Дай-ка в глазки погляжу, Сказку вам я расскажу
А сказка будет вот про что… Круглый бок, желтый бок
Сидит на грядке колобок В земле засела крепко
Конечно, это …. («Репка»)
Основная часть
-Ребята, а кто из вас помнит сказку репка?
- Сегодня я вам предлагаю вместе со мной вспомнить ее содержание. (чтение сказки)
- Дети, назовите героев этой сказки (дошкольники называют персонажей, а педагог помещает магнитные фигурки на доске в определенной
последовательности)
- А теперь опишите мне репку. Репка какая?
- Дед какой?
- Бабка какая?
- Внучка какая?
- Жучка какая?
- Кошка какая?
- Мышка какая?
-А какой голос будет у деда, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки?
- Назови, кто стоит позади деда, рядом с Жучкой, между бабкой и Жучкой и т.д.
Пересказ сказки с опорой на магнитный театр
- А кто мне сможет пересказать сказку самостоятельно?
Пальчиковая гимнастика:
Вот мы репку посадили (наклониться вперед) И водой ее полили (перебирать пальцами)
А теперь ее потянем (тянуть)
Из земли ее достанем (встряхивать кистями рук). И из репки кашу сварим (вращать кистями рук)
И будем мы от репки здоровыми и крепкими (показать силу)
Театрализация сказки
-А сей час, я предлагаю вам отдохнуть и самим оказаться в сказке «Репка» (дети одевают шапочки с изображением персонажей и демонстрируют
сказку)
Итог
-Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы вспомнили русскую народную сказку «Репка». Что вам понравилось делать больше всего? Чего вы бы не хотели больше делать? (ответы детей)
Подвижная игра по сказке «Репка»
Цель: закрепление содержания сказки «Репка», развитие внимания, быстроты реакции, умения выполнять действия взятой на себя роли, вызывание эмоционального отклика на участие в игровом задании. Ход игры:
Дети в костюмах персонажей сказки «Репка» стоят около своих стульчиков. Взрослый рассказывает сказку.
Задание:
Воспитанник должен оббежать свой стул, когда услышит имя своего героя.
(3 я неделя) Сказка «Колобок»
Цель: ознакомление с русской народной сказкой «Колобок»
Задачи:
Учить пересказывать знакомую сказку связно и последовательно, передавать эмоциональное состояние и голос героев, повадки животных;
Упражнять в пересказе сказки с применением настольного театра Развивать слуховое и зрительное внимание, память, интонационную выразительность и связную речь.
Оборудование и материалы: книжка с русской народной сказкой
«Колобок», настольный театр с героями сказки, шапочки с изображением героев сказки
Ход НОД
Орг. момент
-Ребята, если вы отгадаете мою загадку, то догадаетесь, какая сказка придет сегодня к нам в гости.
На окошке стужен, на сметане мешен Он от бабушки ушел и от дедушки ушел
-Правильно. Это сказка «Колобок»
Чтение сказки
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старуха, колобок.
- Да из чего испечь-то? Муки нет.
- Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно
студиться.
Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки - на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай какую я тебе песенку спою. Заяц уши поднял, а колобок запел:
Я колобок, колобок, По амбару метён, По сусекам скребён, На сметане мешён, В печку сажён,
На окошке стужён. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца, не хитро уйти.
И покатился колобок дальше - только заяц его и видел.
Вот катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, я тебе песню спою. - И колобок запел:
Я колобок, колобок, По амбару метён, По сусекам скребён, На сметане мешён, В печку сажён,
На окошке стужён. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл,
От тебя, волка, не хитро уйти.
Покатился колобок дальше - только его волк и видел. А навстречу ему медведь идёт, кусты к земле гнёт.
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Ну где тебе, съесть меня! Послушай лучше мою песенку. Колобок запел:
Я колобок, колобок, По амбару метён, По сусекам скребён, На сметане мешён, В печку сажён,
На окошке стужён. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, медведь, полгоря уйти.
И покатился колобок - медведь только вслед ему посмотрел. Катится колобок, а навстречу ему лиса:
- Здравствуй, колобок! Какой же ты пригоженький, румяненький!
- Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается:
Я колобок, колобок, По амбару метён, По сусекам скребён, На сметане мешён, В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл, От медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти.
- Славная песенка! - сказала лиса. - Да то беда, голубчик, что я стара стала - плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, да и запел:
- Я колобок, колобок...
А лиса его - ам! - и съела.
Беседа по сказке
- Кто главный герой?
- Кто попросил испечь Колобка?
- Кто слепил колобка?
- Куда его положили студиться?
- Куда покатился колобок?
- Кого встретил Колобок на своем пути?
- Почему колобок от всех смог уйти, а от лисы не смог?
- А чему учит нас эта сказка? (рассуждения детей)
- Нельзя уходить из дома без разрешения, нужно слушаться взрослых.
- Ребята, давайте вспомним песенку Колобка и все вместе ее споем. Я колобок, колобок,
По амбару метён, По сусекам скребён, На сметане мешён, В печку сажён,
На окошке стужён. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл, От медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти.
- В песенке встречаются незнакомые слова. Сей час, я расскажу вам, что такое амбар
и сусеки.
Словарная работа
Амбар – холодная постройка для хранения зерна, муки и прочих припасов. Сусек – место в амбаре в виде ящика. Туда засыпали муку про запас. Когда нечего
было есть, люди открывали сусек и брали оттуда запасы. Вот в таком сусеке и скребла бабка из сказки муку, что бы слепить Колобка.
Заучивание песенки Колобка Физминутка
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте) То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов) То с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, («вертушка» руками перед собой)
И попал он к нам в ладошки. ( ладошки перед собой в форме «лодочки»)
Сюрпризный момент
- Посмотрите, кто живет в этой коробке?
- Конечно, вы правильно догадались, это герои сказки. Они пришли поиграть с вами, помочь запомнить сказку и научить вас ее рассказывать.
Пересказ сказки детьми с использованием настольного театра Итог
-Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы вспомнили русскую народную сказку
«Колобок». Что вам понравилось делать больше всего? Чего вы бы не хотели больше
делать? (ответы детей)
Март
(3 я неделя)
Сказка «Заячья избушка»
Цель: ознакомление с русской народной сказкой «Заячья избушка»
Задачи:
Учить пересказывать сказку от лица персонажей, передавать эмоциональное состояние героев, голос и повадки животных;
Упражнять в пересказе сказки с применением настольного театра Развивать слуховое внимание, память, интонационную выразительность и, связную речь.
Предварительная работа: знакомство с малознакомыми словами «лубяная избушка», «коса», «русская печь», чтение РНС «Заюшкина избушка».
Оборудование: настольный театр с героями сказки, текст сказки.
Ход НОД
Первое чтение и обсуждение сказки «Заячья избушка накануне занятия. Организационный момент:
- Вспомните сказку «Заюшкина избушка».
Изобразите злую лису, которая выгнала зайчика из избушки. Покажите, как зайчик испугался лису.
Изобразите грустного зайца
(храброго петуха, испуганную лису, радостного зайца).
- Второе чтение сказки «Заюшкина избушка».
- Подбор признаков к предметным картинкам :
а). Лиса (какая?) - …. хитрая, нахальная, коварная; заяц - …. трудолюбивый, добрый, слабый;
петух - …. бесстрашный, смелый, храбрый;
медведь, собака, бык, волк - …. добрые, трусливые; избушка лисы – (лисья); избушка зайца – (заячья)
б). Какую песенку пел петух (ласковую или грозную)?
Заучивание песенки петуха: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи. Поди, лиса, вон!» (координация речи с движением).
- Пересказ сказки с использованием настольного театра
- Итог.
Кто из персонажей сказки вам понравился больше всего и почему? Чему нас учит эта сказка?
(4 я неделя) Сказка «Теремок»
Цель: ознакомление с русской народной сказкой «Теремок»
Задачи:
Учить пересказывать сказку от лица персонажей, передавать эмоциональное состояние героев, голос и повадки животных;
Упражнять в пересказе сказки с применением магнитного театра Развивать слуховое внимание, память, интонационную выразительность и, связную речь.
Оборудование: магнитный театр с героями сказки, сундучок, конструктор, текст сказки,
Ход НОД
Орг.момент:
Уши слушают – и все слышат, Глаза смотрят – и все видят, Ноги не мешают,
Руки помогают.
А голова хорошо думает.
Сюрпризный момент:
Посмотрите, это волшебный сундучок. В нем спрятались герои сказки. Давайте познакомимся с ними и отгадаем, какая сказка сегодня у нас в гостях.
(Дети рассматривают героев сказки и называют ее. Сказка «Теремок»)
Словесная игра «Закончи предложение»
(накопление словаря антонимов)
Заяц летом серый, а зимой…(белый)
У зайца уши длинные, а у медведя…(короткие) Мышка маленькая, а медведь…(большой) Лиса живет в норе, а волк…(в логове)
Заяц травоядное животное, а волк…(хищное) Мышка серая, а лягушка…(зеленая)
У зайца хвост короткий, а у лисы…(длинный) Волк зимой охотится, а медведь…(спит)
- Мы вспомнили всех героев сказки, а теперь я предлагаю послушать вам и саму сказку.
- За лесочком, на опушке Чья - то спрятана избушка, Не избушка – теремок,
Он не низок – не высок, Терем – терем покажись Деткам сказку расскажи.
Первое чтение сказки сопровождается показом кукольного театра Беседа и обсуждение сказки
- Понравилась вам сказка?
- Что за домик стоял в поле?
- Какой он был по размеру?
- Кто первый увидел Теремок? Как пищит мышка?
- Кто еще пришел к теремочку? Как квакает лягушка?
Как жили звери в Теремке, чем занимались?
- Кто сломал Теремок и почему?
Пересказ сказки с использованием магнитного театра Заключительная часть
Я вам предлагаю помочь зверятам из сказки и построить для них новый Теремок.
Пальчиковая игра «Строим домик»
Тук да тук, тук да тук,
Раздается всюду стук (стучат кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой (показывают крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой, (складывают ладошки перед собой) Из трубы идет дымок, (волнообразное движение рукой вверх) На двери висит замок (пальцы на руках соединяют в замок)
Вот большой и светлый дом (показывают крышу дома ладонями над головой)
Дружно вместе заживем (хлопают в ладоши)
Коллективная игра «Конструирование Теремка»
(5 я неделя)
Сказка «Вершки и корешки»
Цель: ознакомление с русской народной сказкой «Вершки и корешки»
Задачи:
Учить пересказывать сказку от лица персонажей, передавать эмоциональное состояние и голос героев, повадки животных;
Упражнять в пересказе сказки с применением магнитного театра Развивать слуховое внимание, память, интонационную выразительность и, связную речь.
Оборудование: магнитный театр с героями сказки, текст сказки, предметные картинки с изображением овощей, мяч, картинки – раскраски с
изображением овощей, цветные карандаши.
Ход НОД
Орг.момент:
- Дети, каких диких животных наших лесов вы знаете? (По очереди называют животных)
- Сегодня об одном из таких животных вы будете слушать русскую народную сказку. А о каком именно, попробуйте отгадать.
Хозяин лесной Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
- Сказка сегодня будет про медведя, который завел дружбу с мужиком и вот что из этого вышло.
Чтение сказки с показом фигурок персонажей магнитного театра Беседа и обсуждение сказки
Кто приехал пахать поле? (Мужик.)
Кто вышел к мужику из леса? (Медведь.)
Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю».)
Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай.)
Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем?
Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы? Что выбрал себе медведь: вершки или корешки?
Остался ли медведь, доволен своим выбором?
Что посадили мужик с медведем на следующий год?
Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки? На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?
Что мужик сделал из пшеницы? (Из зерна – муку, из муки - тесто, из теста - пироги.)
Словесная игра с мячом«Закончи фразу» Медведь большой, а мужик…(маленький). Медведь глупый, а мужик... (умный).
Корешки у репы съедобные, а у пшеницы…(несъедобные).
Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы…(съедобные). У репы корешки сладкие, а вершки...(горькие).
Семена сеют весной, а урожай собирают... (осенью).
Работа по картинкам с изображением овощей
- У разных овощей бывают съедобные разные части: у репы, моркови –
корешки, которые растут в земле, а у капусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землей листья и плоды).
Глупый медведь в сказке каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки – горькие листья, а у пшеницы – жесткие невкусные
корешки.
- А чтобы вы сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, моркови, картошки, помидоров, редиски?
- У какого овоща съедобны и вершки, и корешки? (Ответы детей)
Подвижная игра с мячом «съедобное – несъедобное»
Выйдем на лужок и сделаем кружок.
(Каждому ребенку по очереди бросается мяч, называется какой-либо предмет или пища. Если это продукт питания, он ловит мяч, если предмет несъедобен
- не ловит.)
Помидор, дом, горох, лопата, баклажан и т.д.
Задание на развитие мелкой моторики рук
- Перед вами картинки овощей. Вам нужно раскрасить ту часть, которую можно употреблять в пищу (вершок или корешок)
Апрель (2 - я неделя)
Сказка «Лиса и журавль»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль».
Задачи:
Учить пересказывать сказку близко к тексту от лица персонажей, передавать эмоциональное состояние и голос героев, повадки животных;
Упражнять в пересказе сказки в диалоге с применением настольного театра, развивать слуховое внимание, память, интонационную выразительность и
связную речь.
Оборудование: настольный театр с героями сказки, текст сказки, предметные картинки с изображением предметов посуды
Предварительная работа: беседа о посуде, о назначении
таких предметов посуды, как «блюдо», «поднос», «кувшин», «ковш»,
«супница»,
«дуршлаг» и др.
Ход НОД
Орг.момент:
Послушайте и отгадайте мою загадку: Рыжая красавица, идет по лесу хвалится. Я красива и умна, и пушиста и хитра.
(Лиса)
- Правильно, ребята, моя загадка про лису. (Показ игрушки - лисы)
А вот и сама лиса, она пришла к вам в гости из сказок. Давайте вспомним, с какими сказками мы познакомились в которых живет лиса («Колобок»,
«Заюшкина избушка»)
- Дети, давайте рассмотрим нашу гостью
Коррекция речи с движением:
У лисицы острый нос У нее пушистый хвост. Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты Лиса плавно похаживает
Шубу пышную поглаживает
Наша гостья расскажет вам сегодня еще одну сказку со своим участием. Это сказка «Лиса и журавль»
Апрель (3 - я неделя)
Сказка «Три поросенка»
Цель: познакомить с английской сказкой «Три поросенка» в переводе С. Маршака.
Задачи:
Учить пересказывать сказку от лица персонажей, передавать эмоциональное состояние и голос героев, повадки животных;
Упражнять в пересказе сказки с применением настольного театра и театра пантомимы;
Развивать слуховое внимание, память, интонационную выразительность и связную речь.
Ход НОД:
Загадка:
- Носик круглый, пяточком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек копытца. Трое их и до чего же
Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка).
Прослушивание аудио сказки «Три поросенка» Беседа по сказке
-А вы знаете, что это английская сказка. Ее перевел с английского языка Сергей Михалков, чтобы мы могли ее прочитать.
- Давайте вспомним, о чем эта сказка (использование настольного театра)
- Жили - были три поросенка, НИФ НИФ, НУФ НУФ и НАФ НАФ. Летом они веселились и играли.
Пришла осень. Поросятам стало холодно. Что они стали
делать? (Строить домики).
- Поросята решили построить каждый себе дом! Давайте вспомним какие?
Отвечайте, пожалуйста, по очереди полными ответами!
Физкультурная минутка:
опиши домик (Слово и движение).
- Ребята, из чего сделан этот домик? (Из соломы)
А как вы его еще можете описать? (Не прочный, холодный) Он может качаться на ветру? Встаньте со стульчиков,
покажите, пожалуйста!
- А этот дом из чего сделан? (Из веток, непрочный, холодный, дырявый) Покажем какой он неустойчивый!
- А следующий домик из чего? (Из кирпича)
- Опишите его. (прочный, устойчивый)
-Встаньте, пожалуйста, со стульчиков и возьмитесь крепко за руки.
Мимическая гимнастика.
Давайте покажем злого
и страшного серого волка.
- Что сделали наши поросята? Они наверно испугались. Покажите нам, пожалуйста, трусливых поросят. Как они сделали испуганные глазки,
как они задрожали. Головушку в шейку спря тали. Ой, боюсь,
боюсь - закричали поросята! И попрятали в свои домики.
Беседа по сказке (продолжение).
К какому первому домику подбежал волк? Что он стал делать? Давайте покажем как дунул волк, вдыхаем в себя воздух через нос и выдыхаем через рот!
Молодцы. Что случилось с домиком? Куда побежал поросенок? Спрятался поросенок в домике братца, а волк что сделал?
Да, он стал дуть еще сильнее. Как? Очень хорошо. домик тоже не устоял.
Тогда куда побежали
поросята? Волк тоже стал на него дуть,
но у него не получилось его сломать. Что тогда придумал волк?
Правильно! Волк обварился в котле с кипящей водой и убежал в лес. А поросята зажили весело и дружно.
Подвижная игра
А хотите поиграть в сказку? Сейчас я выберу героев:
Кирюша будет Ниф Ниф,
Арсений будет Наф Наф, а Степа Нуф Нуф. Волком у нас будет Егор.
Даша выполнит сложное задание. Она будет соломенным
домиком Даниэлла станет домиком из веток, а
остальные возьмутся за руки и будут крепким кирпичным домиком!
Я прочту вам сказку, а вы будете стараться показать, как себя ведут ваши герои. Давайте попробуем:
Жили - были поросята,
Три веселых дружных брата. Летом бегали, играли,
Холода совсем не ждали.
(поросята танцуют)
Вскоре осень наступила, Поросят предупредила:
«Нужно строить всем дома:
Скоро к Вам придет зима». (строят свои дома)
Из соломы домик свой
Младший сделал под сосной. Крышу легкую сложил, Зимовать под ней решил.
(ребенок показывает свой домик) Средний тоже не дремал:
Дом из веток собирал. Думал в шалаше зимой Жить холодною порой.
(ребенок показывает свой домик) Ну а старший брат трудился
И, конечно, не ленился Из камней он строил дом,
Чтобы жить спокойно в нем. (ребенок показывает свой домик) На полянку волк пришел, (входит Егор)
Из соломы дом нашел. Дунул сильно
–
и у дома
(Дует на ребенка) Улетела вся солома. (машет руками и падает) Младший тут же убежал, (бежит в домик к соседу)
К шалашу, где средний спал, Волк шалаш решил сломать...
(Егор подходит к домику, дует на дом. дом падает)
К старшему пришлось бежать. (бегут к ребенку) Волк увидел третий дом
Дунул с силой, нипочем,
И решил забыть о нем Сразу в лес он побежал, Поросят не вспоминал.
Больше волк не приходил, Стороной их обходил.
Итог занятия.
Вот такой конец у нашей сказки. Волк остался цел и невредим. Больше он поросятам неприятностей не доставлял.
Давайте похлопаем друг другу. Они отлично постарались.
Вам понравилось наше представление? Спасибо вам большое за работу.
этап.
Заключительный
(МАЙ)
Сказка «Гуси – Лебеди»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Гуси - Лебеди» в обработке А. Н. Афанасьева
Задачи:
Развивать грамматический строй речи, слуховое внимание, память, интонационную выразительность и связную речь.
Ход НОД:
Чтение сказки «Гуси – Лебеди»
Работа по сказке с использованием настольного театра
- Дети, посмотрите, кто у нас в гостях? (Это Машенька, из сказки)
- Посмотрите, Машенька плачет, как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- Я предлагаю помочь девочке найти своего братца и вернуть его обратно домой, к своей семье.
- Подумайте и скажите, куда Маше нужно идти? ( Туда, куда полетели Гуси – Лебеди)
- Тогда в путь.
- Кого девочка встретит сейчас на своем пути? (Яблоньку)
- А вот и она. Что предложила сделать яблонька Машеньку, в сказке? (Съесть спелое яблочко)
- А как еще называли яблочки в сказке (Румяные, наливные)
- Для того, чтобы яблонька помогла девочке на это раз, нужно сосчитать ее спелые яблочки
Дидактическая игра «Сосчитай яблоки»
Одно спелое яблоко, два спелых яблока, три…., четыре…,пять спелых яблок.
- А вот и Гуси – Лебеди показались, спрячь яблонька нашу Машеньку.
- Не заметили гуси девочку и улетели, а мы говорим яблоньке что? (спасибо) и идем дальше
- Кого встретит Маша дальше на своем пути? (Печку)
- А вот и она. Что попросила сделать печка девочку в сказке? (Съесть пирожок)
- А сейчас печка предлагает угадать, какие пирожки она испекла.
Дидактическая игра «Назови пирожок»
С капустой – капустный С морковкой – морковный С картошкой – картофельный С малиной – малиновый
С клубникой – клубничный С черникой - черничный
- Молодцы, все пирожки назвали правильно, а вон и Гуси – Лебеди летят, давайте попросим печку спрятать нашу Машеньку (Дети просят)
- Не заметили гуси девочку и в этот раз, а мы говорим печке что? (спасибо) и идем дальше.
- Пойдем за Гусями – Лебедями
- Куда мы пришли? (К избушке)
- Посмотрите на эту избушку, какая она (Старая, бревенчатая, ветхая, гнилая, на курьих ножках, с одним окошком…)
- Кто живет в этой избушке? (Баба – Яга)
-А вот и она сама, посмотрите на нее, какая она (Старая, страшная, злая, свирепая, грязная, седая…)
- Дети, давайте попросим вежливо у Бабы – Яги вернуть Машеньке ее братца Иванушку (Каждый ребенок вежливо просят Бабу – Ягу отдать мальчика)
- Как поступила Баба – Яга в сказке? (Не отпустила Машеньку)
- А сейчас Баба – Яга подобрела и предлагает вам с ней потанцевать Логоритмическое упражнение под песенку Татьяны Морозовой «Бабка Ежка, выгляни в окошко»
- Молодцы, дети, вы отлично повеселили Бабу – Ягу и она, как и обещала отпускает Иванушку домой.
- Скажите, как поступила Баба – Яга? (Справедливо, честно)
- Правильно вы говорите, ведь если даешь кому ни будь обещание, то его нужно обязательно выполнять, а если не можешь выполнить, то тогда лучше не обещать.
- Посмотрите на героев нашей сказки, как вы думаете, что они хотят нам сказать? (Спасибо)
- И мы их отпускаем домой, а то вернутся их родители и их… (Накажут)
- За что могут наказать родител
и Машу и Ивашку? (За то, что ушли без спроса из дома)
- Да, из дома без разрешения родителей уходить нельзя, а то попадете в беду, как герои нашей сказки.
- А вот вам и подарки за помощь Машеньке в поисках брата. Она предлагает вам сделать книжку – малышку
Раскрашивание иллюстраций из сказки «Гуси – Лебеди» Подведение итогов.
Беседа с детьми.
Изготовление» Книги сказок»
Сказка «Колобок»
Сказка «Три поросенка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Чудесная корзинка» (с детьми старшей логопедической группы)
Детско-родительский образовательный проект «Чудесная корзинка» для детей старшей и подготовительной групп Вид проекта: творческий, познавательно-речевой, краткосрочный (недельный) Участники проект...
Образовательный проект в подготовительной логопедической группе, посвященный празднику «23 ФЕВРАЛЯ, ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» (краткосрочный)
Проблема: отсутствие интереса к Российской армии.Обоснование проблемы: недостаточный уровень знаний о Российской армии; формирование гендерной принадлежности; отсутствие желания в будущем стать защитн...
Образовательный проект в подготовительной логопедической группе, посвященный празднику «23 ФЕВРАЛЯ, ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» (краткосрочный)
Реализация данного прокта позволит сформировать у детей знания о празднике 23 февраля, расширит их знания об истории родной страны, позволит воспитывать желание идти в армию. Ведь формирование отношен...
Методическая разработка "Стихи И.П, Токмаковой в образовательном проекте для старшей логопедической группы"
Данная методическая разработка создана для изучения творчества И, П, ТОкмаковой на основе лексических тем в старшей логопедической группе...
Познавательно-творческий образовательный проект "Интерактивные игры в логопедической работе"
В проекте описывается как успешно использовать интерактивные игры в работе логопеда....
Образовательный проект (для детей подготовительной логопедической группы) "Никто не забыт, и ничто не забыто"
Проект направлен на воспитание гражданско-патриотического чувства у детей дошкольного возраста,чувства гордости за подвиг советского народа в годы Великой Отечественной Войны, формирование нравственны...
Образовательный проект в старшей логопедической группе: "Сказка в гости к нам пришла"
Образовательный проект по театрализованной деятельности в детском саду....