Занятие на тему: "Дифференциация звуков "Ш" - "С".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Журавлёва Людмила Михайловна

В занятии подобраны игры на дифференциацию звуков "Ш" - "С".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_differentsiatsii_sh_-_s.docx911.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков «Ш» - «С».

Задачи:

  1. Развитие навыков звуко – буквенного анализа и синтеза.
  2. Формирование общей, артикуляционной и пальчиковой моторики.
  3. Закреплять навык дифференциации звуков «С» - «Ш» в слогах, в словах, во фразовой речи, в предложениях, связной речи.
  4. Развитие фонематического слуха.
  5. Формирование речевого дыхания.
  6. Продолжать учить пересказывать короткий текст.
  7. Развитие связной речи.
  8. Учить согласованию местоимения с глаголами.
  9. Формировать умение подбирать признаки к предметам.
  10. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Оборудование: конверт с письмом; картинки с изображением шляпы и солнца; схемы артикуляции звуков «С» и «Ш»; карточки с артикуляционной гимнастикой; картинки для игры «Подарки для Светы и Шуры»; картинка для пересказа текста.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Здравствуй, имя ребёнка. Нам пришло письмо. Давай посмотрим, что в нём. Ты любишь отгадывать загадки:

Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля.

                           (Шляпа).

Ты весь мир обогреваешь,

А усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все - …….(солнце).

В конверте лежат картинки со словами – отгадками.

Ребёнок проговаривает слова «шляпа» и «солнце».

Логопед: Какой первый звук в слове «шляпа»?

Ребёнок: Звук «Ш».

Логопед: Какой первый звук в слове «солнце»?

Ребёнок: Звук «С».

Логопед: Давай вспомним характеристику звуков «Ш» и «С».

Ребёнок: Звук «С» - твёрдый, согласный, глухой, свистящий.

Звук «Ш» - согласный, твёрдый, глухой, шипящий.

Уточнение артикуляции звуков «С» и «Ш».

При произнесении звука «С»:

- губы в улыбке;

- язык находится за нижними зубами;

- воздушная струя – холодная.

При произнесении звука «Ш»:

- губы в трубочке;

- язык находится за верхними зубами;

- воздушная струя – тёплая, рассеянная.

Логопед: На занятии будем учиться различать звуки «С» и «Ш» и правильно произносить эти звуки в речи.

  1. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

«Птенчики».

Широко открой роток,

Покажи свой язычок.

«Лопаточка».

На нижнюю губу язык положи -

И лопатку покажи.

«Чашечка».

Широко открой ты ротик -

Язычок в форме чашки положи.

И его так подержи.

«Вкусное варенье».

Утром ела я варенье – замарала губки,

Сейчас их надо облизать и варенье с них убрать.

Дифференциация звуков «Ш» - «С» в слогах. Игра «Тихо – громко».

Слог со звуком «Ш» произнеси громко, а со звуком «С» - тихо.

ША – СА – СА.

СЫ – ШИ – СЫ.

УШ – УС – УС.

ОС – ОС – ОШ.

Дифференциация звуков «Ш» - «С» в словах. Игра «Подарки для Светы и Шуры. Развитие фонематического слуха.

     Если ты услышишь в слове звук «С», то это подарок для Светы, а если в слове встречается звук «Ш» это подарок для Шуры.

Речевой материал: шорты, санки, шишка, сумка, сапоги, шапка, шляпа, сок.

Физкультминутка «Скачет шустрая синица».

Скачет шустрая синица,

Прыжки на месте на двух ногах.

Ей на месте не сидится,

Прыжки на месте на левой ноге.

Прыг – скок, прыг – скок,

Прыжки на месте на правой ноге.

Завертелась, как волчок.

Кружимся на месте.

Вот присела на минутку,

Присели.

Почесала клювом грудку,

Встали, наклоны головы влево – вправо.

И с дорожки - на плетень,

Прыжки на месте на левой ноге.

Тири – тири,

Прыжки на месте на правой ноге.

Тень – тень – тень!

Прыжки на месте на двух ногах.

Дифференциация звуков «Ш» - «С» во фразовой речи. Игра «Какой, какая»? Подбери к словам признак.

Мышь (какая?) - ………. шустрая, быстрая;

Маша (какая?) - …… весёлая;

Каша (какая?) – ….. вкусная, сладкая.

Шарф (какой?) - …… шерстяной.

Башня (какая?) - …… высокая, красивая.

Пальчиковая гимнастика.

Сашенька в спешке

Указывающие движения рукой, согнутые в локтях руки прижаты к бокам, совершают круговые движения.

Съел все орешки,

Подпереть правой рукой правую часть подбородка.

Но оставил Ксюше

Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.

Сладкие груши.

Нарисовать в воздухе грушу обеими руками.

Развитие речевого дыхания. Игра «Весёлые звуки».

     По команде логопеда «змея» ребёнок на выдохе произносит звук «Ш», а по команде логопеда «вьюга» ребёнок на выдохе произносит звук «С».

Дифференциация звуков «Ш» - «С» в предложениях. Игра «Я и ты».

Образец: Я стою, и ты стоишь.

Я спешу, и ты ….. спешишь.

Я смешу, и ты ….. смешишь.

Я сошью, и ты …… сошьешь.

Я сверну, и ты ……. свернёшь.

Я снесу, и ты …….. снесёшь.

Я скошу, и ты …….. скосишь.

Я спрошу, и ты ……. спросишь.

Образец: Я вернусь, и ты вернёшься.

Я смеюсь, и ты …… смеёшься.

Я спасусь, и ты …… спасёшься.

Я сдаюсь, и ты …… сдаёшься.

Я стучусь, и ты …… стучишься.

Я боюсь, и ты ……. боишься.

Я злюсь, и ты ……. злишься.

Я веселюсь, и ты …… веселишься.

Я моюсь, и ты …… моешься.

Дифференциация звуков «Ш» - «С» в связной речи.

Перескажи текст, используя опорные картинки.

Пушистик.

    На день рождения бабушка с дедушкой подарили Ксюше котёнка. У него была очень смешная мордочка, пушистые лапки, ушки, хвостик. Ксюша так и назвала его – Пушистик. Девочка очень любила котёнка и никогда не расставалась с ним. Днём Ксюша всюду носила Пушистика с собой, а на ночь укладывала спать около своей подушки. Так Ксюша и Пушистик стали неразлучными друзьями.

  1. Заключительная часть.

- Какие звуки ты старался произносить правильно на занятии?

- Давай вспомним характеристику звуков «С» и «Ш».

- Что ты запомнил?

- Чем по артикуляции отличается звук «С» от звука «Ш»?

Ты молодец! До свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Дидактический материал.

Тема: Дифференциация звуков «Ш» - «С».

http://kids-collection.ru/images/photos/medium/shop3745.jpghttp://kemdou175.ucoz.ru/doki/sun.png

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5e8e70960e4e43ee5944a37e9afbdde7-l&n=13http://3.bp.blogspot.com/-GkbgkDdHAtE/UpHtrSot39I/AAAAAAAAAdI/N7MgCqjORwA/s1600/x_e4d3eb54.jpg

Дифференциация звуков «Ш» - «С» в словах. Игра «Подарки для Светы и Шуры. Развитие фонематического слуха.

http://xn--45-6kca2dh1frc.xn--p1ai/image/data/8588142.pnghttp://glavr.ru/dev.jpg

http://static12.insales.ru/images/products/1/5160/36926504/large_H3CLB_CN_01.jpghttp://akak.ru/recipes/pictures/000/017/009_big.jpghttp://images.ru.prom.st/246229892_w200_h200_cid2567600_pid172463478-e5c0ece0.jpg

http://ecco-shoes.ru/images/eshop/img/jpg/225x225/4785_297.jpghttp://static.detmir.ru/proxy/cache/334x334/d9/d9b77c2346b70f837d5bf7ca08cd42ed.jpghttp://cdn.st100sp.com/cache_pictures/035790944/thumb150

http://www.artofcare.ru/files/images3/8a/6614-6.jpghttp://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=622eb9400b37b8f0&mb=imgdb_preview_1463

Дифференциация звуков «Ш» - «С» во фразовой речи. Игра «Какой, какая»?

http://static.freepik.com/free-photo/simple-cartoon-mouse-clip-art_424390.jpghttp://dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/181aab9aaeb1.pnghttp://zhenskoe-mnenie.ru/images/risovaya1.jpg

http://static12.insales.ru/images/products/1/6992/12229456/IMG_6999_%D0%BE%D0%BA.jpghttp://s1.iconbird.com/ico/0612/tourism/w200h2001339699441eiffel200.png

Дифференциация звуков «Ш» - «С» в связной речи. Перескажи текст, используя опорные картинки.

http://krasunia.in.ua/wp-content/uploads/2015/05/0ab435d733a058204d3e792d215fb6f1.jpghttp://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=4120150f00472fb7&mb=imgdb_preview_102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков Р и Л

Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация [р] - [л] Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [р]-[л].Задачи: сравнение, различение и правильн...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Дифференциация предлогов К - ОТ"

Конспект фронтального открытого логопедического занятия по совершенствованию лексико - грамматических представлений на тему "Дифференциация предлогов К - ОТ"...

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков "с" и "ш" в словах, фразах"

Конспект занятия по дифференциации звуков проводится только после того как будут поставлены звуки с и ш....

ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ на тему: "Дифференциация звуков С - Ш"

Данное занятие состоим из нескольких этапов, каждому из которых даны подробные инструкции. Так же есть материал к занятию....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"

Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....