Занятие на тему: "Дифференциация звуков "Ш" - "С".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
В занятии подобраны игры на дифференциацию звуков "Ш" - "С".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 911.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков «Ш» - «С».
Задачи:
- Развитие навыков звуко – буквенного анализа и синтеза.
- Формирование общей, артикуляционной и пальчиковой моторики.
- Закреплять навык дифференциации звуков «С» - «Ш» в слогах, в словах, во фразовой речи, в предложениях, связной речи.
- Развитие фонематического слуха.
- Формирование речевого дыхания.
- Продолжать учить пересказывать короткий текст.
- Развитие связной речи.
- Учить согласованию местоимения с глаголами.
- Формировать умение подбирать признаки к предметам.
- Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Оборудование: конверт с письмом; картинки с изображением шляпы и солнца; схемы артикуляции звуков «С» и «Ш»; карточки с артикуляционной гимнастикой; картинки для игры «Подарки для Светы и Шуры»; картинка для пересказа текста.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Здравствуй, имя ребёнка. Нам пришло письмо. Давай посмотрим, что в нём. Ты любишь отгадывать загадки:
Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля.
(Шляпа).
Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все - …….(солнце).
В конверте лежат картинки со словами – отгадками.
Ребёнок проговаривает слова «шляпа» и «солнце».
Логопед: Какой первый звук в слове «шляпа»?
Ребёнок: Звук «Ш».
Логопед: Какой первый звук в слове «солнце»?
Ребёнок: Звук «С».
Логопед: Давай вспомним характеристику звуков «Ш» и «С».
Ребёнок: Звук «С» - твёрдый, согласный, глухой, свистящий.
Звук «Ш» - согласный, твёрдый, глухой, шипящий.
Уточнение артикуляции звуков «С» и «Ш».
При произнесении звука «С»:
- губы в улыбке;
- язык находится за нижними зубами;
- воздушная струя – холодная.
При произнесении звука «Ш»:
- губы в трубочке;
- язык находится за верхними зубами;
- воздушная струя – тёплая, рассеянная.
Логопед: На занятии будем учиться различать звуки «С» и «Ш» и правильно произносить эти звуки в речи.
- Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
«Птенчики».
Широко открой роток,
Покажи свой язычок.
«Лопаточка».
На нижнюю губу язык положи -
И лопатку покажи.
«Чашечка».
Широко открой ты ротик -
Язычок в форме чашки положи.
И его так подержи.
«Вкусное варенье».
Утром ела я варенье – замарала губки,
Сейчас их надо облизать и варенье с них убрать.
Дифференциация звуков «Ш» - «С» в слогах. Игра «Тихо – громко».
Слог со звуком «Ш» произнеси громко, а со звуком «С» - тихо.
ША – СА – СА.
СЫ – ШИ – СЫ.
УШ – УС – УС.
ОС – ОС – ОШ.
Дифференциация звуков «Ш» - «С» в словах. Игра «Подарки для Светы и Шуры. Развитие фонематического слуха.
Если ты услышишь в слове звук «С», то это подарок для Светы, а если в слове встречается звук «Ш» это подарок для Шуры.
Речевой материал: шорты, санки, шишка, сумка, сапоги, шапка, шляпа, сок.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица,
Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится,
Прыжки на месте на левой ноге.
Прыг – скок, прыг – скок,
Прыжки на месте на правой ноге.
Завертелась, как волчок.
Кружимся на месте.
Вот присела на минутку,
Присели.
Почесала клювом грудку,
Встали, наклоны головы влево – вправо.
И с дорожки - на плетень,
Прыжки на месте на левой ноге.
Тири – тири,
Прыжки на месте на правой ноге.
Тень – тень – тень!
Прыжки на месте на двух ногах.
Дифференциация звуков «Ш» - «С» во фразовой речи. Игра «Какой, какая»? Подбери к словам признак.
Мышь (какая?) - ………. шустрая, быстрая;
Маша (какая?) - …… весёлая;
Каша (какая?) – ….. вкусная, сладкая.
Шарф (какой?) - …… шерстяной.
Башня (какая?) - …… высокая, красивая.
Пальчиковая гимнастика.
Сашенька в спешке
Указывающие движения рукой, согнутые в локтях руки прижаты к бокам, совершают круговые движения.
Съел все орешки,
Подпереть правой рукой правую часть подбородка.
Но оставил Ксюше
Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.
Сладкие груши.
Нарисовать в воздухе грушу обеими руками.
Развитие речевого дыхания. Игра «Весёлые звуки».
По команде логопеда «змея» ребёнок на выдохе произносит звук «Ш», а по команде логопеда «вьюга» ребёнок на выдохе произносит звук «С».
Дифференциация звуков «Ш» - «С» в предложениях. Игра «Я и ты».
Образец: Я стою, и ты стоишь.
Я спешу, и ты ….. спешишь.
Я смешу, и ты ….. смешишь.
Я сошью, и ты …… сошьешь.
Я сверну, и ты ……. свернёшь.
Я снесу, и ты …….. снесёшь.
Я скошу, и ты …….. скосишь.
Я спрошу, и ты ……. спросишь.
Образец: Я вернусь, и ты вернёшься.
Я смеюсь, и ты …… смеёшься.
Я спасусь, и ты …… спасёшься.
Я сдаюсь, и ты …… сдаёшься.
Я стучусь, и ты …… стучишься.
Я боюсь, и ты ……. боишься.
Я злюсь, и ты ……. злишься.
Я веселюсь, и ты …… веселишься.
Я моюсь, и ты …… моешься.
Дифференциация звуков «Ш» - «С» в связной речи.
Перескажи текст, используя опорные картинки.
Пушистик.
На день рождения бабушка с дедушкой подарили Ксюше котёнка. У него была очень смешная мордочка, пушистые лапки, ушки, хвостик. Ксюша так и назвала его – Пушистик. Девочка очень любила котёнка и никогда не расставалась с ним. Днём Ксюша всюду носила Пушистика с собой, а на ночь укладывала спать около своей подушки. Так Ксюша и Пушистик стали неразлучными друзьями.
- Заключительная часть.
- Какие звуки ты старался произносить правильно на занятии?
- Давай вспомним характеристику звуков «С» и «Ш».
- Что ты запомнил?
- Чем по артикуляции отличается звук «С» от звука «Ш»?
Ты молодец! До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Дидактический материал.
Тема: Дифференциация звуков «Ш» - «С».
Дифференциация звуков «Ш» - «С» в словах. Игра «Подарки для Светы и Шуры. Развитие фонематического слуха.
Дифференциация звуков «Ш» - «С» во фразовой речи. Игра «Какой, какая»?
Дифференциация звуков «Ш» - «С» в связной речи. Перескажи текст, используя опорные картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/28/picture-21456.jpg)
Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков Р и Л
Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация [р] - [л] Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [р]-[л].Задачи: сравнение, различение и правильн...
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/28/picture-21456.jpg)
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»
Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-143630-1414332074.jpg)
Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".
Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...
Конспект открытого логопедического занятия по теме "Дифференциация предлогов К - ОТ"
Конспект фронтального открытого логопедического занятия по совершенствованию лексико - грамматических представлений на тему "Дифференциация предлогов К - ОТ"...
Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков "с" и "ш" в словах, фразах"
Конспект занятия по дифференциации звуков проводится только после того как будут поставлены звуки с и ш....
ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ на тему: "Дифференциация звуков С - Ш"
Данное занятие состоим из нескольких этапов, каждому из которых даны подробные инструкции. Так же есть материал к занятию....
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"
Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....