Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков Р и Л
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация [р] - [л]
Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [р]-[л].
Задачи:
сравнение, различение и правильное произношение звуков [р]-[л] на материале слов;
понимание предложно-падежных конструкций;
употребление слов-антонимов;
звуковой анализ и синтез двусложных и трехсложных слов с опорой на звукослоговую схему слов;
развитие фонематического восприятия;
развитие пространственной ориентации;
воспитание настойчивости.
Оборудование: мольберт с картой путешествия, кораблик из плотной бумаги, магниты, дидактическая игра “Собери цветы”, коробочка-ларец с конфетами, игрушка Врунгель, индивидуальные зеркала, карточки с изображением букв Р и Л, наборы для составления звуко-слоговых схем.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л.: Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал известный капитан Врунгель. Он хочет позвать нас в опасное путешествие. Дело в том, что в кратере вулкана пираты спрятали сокровища и капитану Врунгелю необходимо на своем корабле добраться к сокровищам. Но ему нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе с капитаном?
Дети: Да.
Л.: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. (Кораблик крепится у истока [р]. Гимнастики
Л. Итак, первое испытание: мы с вами проскачем на «Лошадке».
Артикуляционная гимнастика.1. “Индюк”
5. “Лошадка”
II. Введение в тему. (Кораблик у Протока Звуков).
Л: Какой звук вы чаще всего слышите в произносимых предложениях?
Лопата копала, копала, копала. Потом улеглась видно очень устала.
Дети: Л
Л.: На горе Арарат зреет красный виноград.
Дети: Р
а) характеристика звуков;
б) нахождение сходства;
в) нахождение различий.
Л.: Сегодня мы будем учиться различать звуки [р] и [л].
III. Основная часть. (По мере выполнения детьми заданий, корабль продвигается по карте)
Л.: Итак мы у озера Перемен.
1. Игра “Измени слово”.
Л: Я буду говорить слово со звуком [л], а вы назовите слово, заменив Л на Р.
Лак-рак; бал-; дал-; мил-; пил-; стал-.
Л.: Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов.
2. Игра “Собери цветы”.
Группа делится на две команды. Одна собирает цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук [л], другая- цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук [р].
Л.: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием и мы можем плыть дальше.
Л.: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Неприятелей.
3. Закончить предложение и назвать слова-неприятели.
Пушинка легкая, а камень- (тяжелый)
Зимой погода холодная, а летом - … (жаркая)
Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)
Суп горячий, а компот - … (холодный)
Лев смелый, а заяц - …(трусливый)
Внук молодой, а дедушка - ...(старый)
4. Остров Физминутки
Игра “Умей найти свое место” (закрепление предложно-падежных конструкций)
Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом. Затем просит каждого ребенка уточнить свое место по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между. Затем логопед просит перестроиться и ответить каждому ребенку на вопрос: “За кем ты стоишь?” (перед кем?)
5. Пещера Сокровищ
Л: Ребята, последнее испытание. Игра “Доскажи словечко”. Необходимо досказать словечко, а потом составить схемы к двум словам.
А возле этой елки бродили злые…(волки)
Среди жирных голубей
Прыгал тощий…(воробей)
Елочка, елка, колкая…(иголка)
Солнце светит очень- ярко бегемоту стало…(жарко)
- Заг, давай играть в футбол
Забивай скорее…(гол)
Дедушку зовут Лука. У него болит …(рука)
Дети вместе составляют слоговые схемы слов, при этом анализируя количество слогов, выделяя звуки [л] или [р] и его место в слове
IV. Итог.
Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, научились различать звуки [л] и [р], добрались к пещере с сокровищами. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце.
(Дети раскрывают ларец, находят там конфеты.)
Врунгель благодарит детей за помощь. Дети, попрощавшись, уходят в группу, чтобы угостить своих товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»
Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"
Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»
Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков С-Ш в слогах"
Материал будет полезен практикующим логопедам и воспитателям логопедических групп....
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков З-С"
Конспект индивидуального логопедического занятия представлен на тему: Дифференциация звуков З-С. Данная работа подойдет для логопедов работающих с детьми старшего дошкольного возраста...
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»...