НОД "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Антонова Елена Владимировна

Конспект предназначен для ознакомления и закрепления знаний детей о перелётных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_perelyotnye_ptitsy.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3 «Светлячок» г. Осташков Тверская обл.

Конспект НОД по развитию речи по теме "Перелетные птицы"

Воспитатель:

Антонова Е.В.

Программное содержание:

 1. Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать понятие – "насекомоядные", "водоплавающие"; изучить новые понятия (летят: стаей, вереницей, поодиночке, клином); закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и так далее).

 2. Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

 3. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

 Активизация словаря: стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

 Оборудование: иллюстрации с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц, животных, рыб, насекомых.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

 Расставляю перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.

 - Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Назовите, каких вы знаете перелетных птиц?

 2. Основная часть.

 - А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины).

 Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

 Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.

 Какая весенняя птица

 Трактору чуть ли не на нос садится?

 Бежит за плугом с криком вскачь

 Весны посланец – чёрный ...

 (Грач).

 Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни, или на опушке рощи.

 Прилетает к нам с теплом,

 Путь, проделав длинный,

 Лепит домик под окном,

 Из травы и глины.

 (Ласточка).

 Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.

 Нам в хозяйстве помогает,

 И охотно заселяет

 Деревянный свой дворец

 Темно-бронзовый ...

 (Скворец).

 Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.

 Игра "У кого какое тело?"

 - Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий). Значит, скворец какой? - Короткохвостый.

 - Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая.

 - Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.

 - У него чёрное крыло? – Чернокрылый.

 Молодцы, ребята, правильно.

 Физминутка "Скворечник".

 Из скворечника торчат

 Клювы маленьких скворчат

 Клювик раз, клювик два,

 Лапки, лапки, голова.

 Работа с пословицами.

 -Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах.

 1.Всякая птичка свои песенки поет.

 2.Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того-на зеленой ветке.

 3.Невелика птичка, да коготок остер.

 4.Всякая птица тепло ищет.

 5.Всякая птичка сети боится.

 -Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (Дети пословицы произносят хором)

 Игра "Птицы, животные, рыбы, насекомые".

 - Посмотрите, у нас есть такие картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы, насекомые. Сейчас мы их с вами перемешаем. Каждый себе должен взять по одной карточке. Я буду называть группу и те ребята, у кого есть кто- то из этой группы, должны быстро выложить их на стол.

 В ходе проговариваем названия групп, животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа. Обращаю внимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания.

 3. Итог занятия.

 - Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы, которые живут рядом с людьми.

 Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение)

 Берегите птиц

 Не трогай ласточку! Она

 Издалека летит сюда,

 У нас растит своих птенцов,

 Не разоряй её гнезда.

 Будь другом птиц!

 Пусть под окном

 Поет весною соловей,

 И над просторами Земли

 Летают стаи голубей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....