Конспект занятия по развитию речи «Беседа о русском народном творчестве»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Перова Ирина Викторовна

Конспект занятия по развитию речи "Беседао русском народном творчестве."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_russkom_narodnom_tvorchestve.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Беседа о русском народном творчестве»

Программное содержание:

- дать детям представление о многообразии видов  устного народного творчества;

- продолжать знакомить их с различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбельные песенки);

- дать различие между народной и авторской сказками;

- инсценировать потешку «Тень-тень-потетень», используя выразительные средства речи, мимику, жесты;

- развивать словарный запас детей за счёт новых слов;

- прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Ход занятия

Звучит музыка в зал входят дети.

Воспитатель встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок.

- В каких сказках живут эти герои? (в русских народных сказках)

- Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

- Почему сказки называются русские народные? (его сочинил русский народ)

- Народную сказку сочинил народ в течение многих поколений, на нашей выставке есть книги, которые написаны  конкретным человеком и они называются авторские,   т.е. мы знаем, кто их написал (сказки А.С.Пушкина, К.Чуковского)

- Какие бывают русские народные сказки? (волшебные, о животных, бытовые)

Дети: Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.

Дети: Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.

 

Дети: Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.

- Ребята, у меня есть разрезные картинки, их нужно собрать и определить, какая это сказка, бытовая, о животных или волшебная (рассуждение детей).

- Но не только сказки народ русский складывал, но и загадки придумывал, поэтому о них также говорят «русские народные».

- А какие загадки знаете вы?

1. Комочек пуха,                                       2. Дружбу водит он с лисой,

    Длинное ухо,                                             Для других ужасно злой.

    Прыгает ловко,                                          Всё зубами щёлк да щёлк.

    Любит морковку (заяц)                            Очень страшный …. (волк) 

3. Летом ходит без дороги                        4. Рыжая плутовка

    Возле сосен и берёз.                                  Обманывает ловко

    А зимой он спит в берлоге,                       Её боится мышка

    От мороза прячет нос  (медведь)              И зайка – шалунишка

                                                                         Хоть сама в лесу живёт                          

                                                                         Из деревни кур крадёт (лиса)   

                 

5. Все обходят это место:                          6. В дверь, в окно стучать не будет,
   Здесь земля как будто тесто,                     А взойдёт — и всех разбудит. (Солнце)
   Здесь осока, кочки, мхи —
   Нет опоры для ноги. (Болото)

7. Меня бьют, колотят, режут —                8. Три братца
   Я всё терплю, всем добром плачу.               Пошли купаться.
                                                 (Земля)              Два купаются,
                                                                           
Третий на берегу валяется.
                                                                            Искупалися,
                                                                            Вышли,
                                                                            На третьем повисли (Коромысло и вёдра)

9. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)

10. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (Клубок)

В нашей группе есть:

Две Сони –

Раскрасавицы они,

И, конечно же, есть Даша

Она словно кукла наша.

Есть и Таня, Коля, Маша,

Лера, Тася и Руслан,

Рома, Гриша и Богдан,

Вика и Ирина,

Не забудем и про Диму.

Сколько в группе есть ребят?!

Есть и Юля – хохотушка,

Наша Ксюша – веселушка.

Спокойный и серьёзный

Мы скажем про Арсения,

Есть тихая и скромная

Девочка Есения.

Есть ещё и Ярослав

Умный, добрый мальчик наш

Есть у нас ещё Алёнка

Очень милая девчонка

Аня и Екатерина

Вы никем не заменимы!

Нету только лишь Акульки,

Она маленькая, в люльке;

Нет у нас Матрёнки,

Она крошечка – в пелёнке.

Нет Аринки на перинке,

Нет Ивана, Фёдора.

Кого нет, не перечесть!

Я люблю того, кто есть

Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.

Давайте в потешку поиграем.

 Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».

Все водят хоровод, приплясывают и поют:

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

Похвалялись весь день.

Лиса: Похвалялась лиса:

Всему лесу я краса,

И пушиста и хитра,

Все следы я замела.

Волк: Похвалялся серый волк:

Я зубами щёлк да щёлк,

Но я сегодня добрый,

Никого не трогаю.

Заяц: Похвалялся наш зайчишка:

А я вовсе не трусишка,

Я от волка и лисицы

Убежал и был таков.

Коза: Похвалялся коза:

Огород я обошла,

Всем я грядки прополола,

Да и по воду пошла.

Жучка: Похвалялась Жучка –Я совсем не злючка,

Я хозяйство сторожу,

Я чужих не подпущу!

Мурка: Похвалялась Мурка –

Дымчатая шкурка.

Я всю ночь ловлю мышей,

Я всех крыс гоню взашей.

Дед Егор: Похвалялся дед Егор –

У меня скотины двор:

И лошадка, и бычок,

Куры, гуси, пятачок.

Баба Варвара: Похвалялась Варвара:

Я начищу самовары,

Пирогов я напеку,

Всех я в гости позову!

Все вместе: Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

И гуляли мы весь день.

Воспитатель: Я знаю смешную дразнилку:

Федя – медя – требуха

Съел корову и быка,

И пятнадцать поросят

Только хвостики висят.

Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.

- А какие дразнилки известны вам? (ответ детей).

Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего:

             «Тары – бары, растабары!

У Варвары куры стары!»

- Какие считалки знаете вы? (ответ детей).

А ещё на Руси всегда любили песни. Все эти песни придумывал народ. Песни были колыбельные, хороводные. Особенно дети любят колыбельные песенки.

Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни.

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою.

Что на зорьке-то заре,

О весенней о поре,

Пташки вольные поют,

В темном лесе гнезда вьют.

Соловей-ка соловей,

Ты гнезда себе не вей:

Прилетай ты в наш садок,-

Под высокий теремок,

По кусточкам попорхать,

Спелых ягод поклевать,

Солнцем крылья обогреть,

Маше песенку пропеть.

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою!

- Ребята, сегодня мы говорили, что русский  народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилка, колыбельные песенки). Всё это называется устным народным творчеством. Устное - потому что ничего не записывали, т.к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.

Воспитатель: На память о нашем сегодня занятии, я хочу подарить вам раскраски русских народных сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Русская народная песенка «Дождик, дождик, поливай…» (для детей старшего дошкольного возраста)

В данном конспекте представлен материал по обучению детей старшего дошкольного возраста заучиванию стихотворений...

Конспект занятия по развитию речи "В мир русских народных сказок" (вторая младшая группа)

Цель:1.     Закрепить знания детей о русских народных сказках.Задачи:1.     Закрепить названия ранее прочитанных русских народных сказок.2....

Конспект занятия по развитию речи - ознакомление с устным народным творчеством во второй младшей группе.

Конспект занятия по развитию речи  - ознакомление с устным  народным творчеством во второй младшей группе....

Конспект занятия по развитию речи Знакомство с русской народной сказкой "Маша и медведь" вторая группа раннего возраста

Конспект занятия по развитию речи Знакомство с русской народной сказкой "Маша и медведь" вторая группа раннего возраста...

Конспект занятия по развитию речи на тему русская народная сказка "Петушок-золотой гребешок"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Русская народная сказка «Петушок -  золотой гребешок»»Цель: ознакомление с художественной литературой.Задачи:-позн...

Конспект занятия по развитию речи :" Путешествие по русскому народному фольклору"

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме:"Путешествие по русскому народному фольклору"...