Конспект занятия по развитию речи «Беседа о русском народном творчестве»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи "Беседао русском народном творчестве."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_russkom_narodnom_tvorchestve.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Беседа о русском народном творчестве»
Программное содержание:
- дать детям представление о многообразии видов устного народного творчества;
- продолжать знакомить их с различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбельные песенки);
- дать различие между народной и авторской сказками;
- инсценировать потешку «Тень-тень-потетень», используя выразительные средства речи, мимику, жесты;
- развивать словарный запас детей за счёт новых слов;
- прививать любовь и уважение к народному творчеству.
Ход занятия
Звучит музыка в зал входят дети.
Воспитатель встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок.
- В каких сказках живут эти герои? (в русских народных сказках)
- Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.
Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.
А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.
Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.
- Почему сказки называются русские народные? (его сочинил русский народ)
- Народную сказку сочинил народ в течение многих поколений, на нашей выставке есть книги, которые написаны конкретным человеком и они называются авторские, т.е. мы знаем, кто их написал (сказки А.С.Пушкина, К.Чуковского)
- Какие бывают русские народные сказки? (волшебные, о животных, бытовые)
Дети: Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.
Дети: Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.
Дети: Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.
- Ребята, у меня есть разрезные картинки, их нужно собрать и определить, какая это сказка, бытовая, о животных или волшебная (рассуждение детей).
- Но не только сказки народ русский складывал, но и загадки придумывал, поэтому о них также говорят «русские народные».
- А какие загадки знаете вы?
1. Комочек пуха, 2. Дружбу водит он с лисой,
Длинное ухо, Для других ужасно злой.
Прыгает ловко, Всё зубами щёлк да щёлк.
Любит морковку (заяц) Очень страшный …. (волк)
3. Летом ходит без дороги 4. Рыжая плутовка
Возле сосен и берёз. Обманывает ловко
А зимой он спит в берлоге, Её боится мышка
От мороза прячет нос (медведь) И зайка – шалунишка
Хоть сама в лесу живёт
Из деревни кур крадёт (лиса)
5. Все обходят это место: 6. В дверь, в окно стучать не будет,
Здесь земля как будто тесто, А взойдёт — и всех разбудит. (Солнце)
Здесь осока, кочки, мхи —
Нет опоры для ноги. (Болото)
7. Меня бьют, колотят, режут — 8. Три братца
Я всё терплю, всем добром плачу. Пошли купаться.
(Земля) Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупалися,
Вышли,
На третьем повисли (Коромысло и вёдра)
9. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)
10. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (Клубок)
В нашей группе есть:
Две Сони –
Раскрасавицы они,
И, конечно же, есть Даша
Она словно кукла наша.
Есть и Таня, Коля, Маша,
Лера, Тася и Руслан,
Рома, Гриша и Богдан,
Вика и Ирина,
Не забудем и про Диму.
Сколько в группе есть ребят?!
Есть и Юля – хохотушка,
Наша Ксюша – веселушка.
Спокойный и серьёзный
Мы скажем про Арсения,
Есть тихая и скромная
Девочка Есения.
Есть ещё и Ярослав
Умный, добрый мальчик наш
Есть у нас ещё Алёнка
Очень милая девчонка
Аня и Екатерина
Вы никем не заменимы!
Нету только лишь Акульки,
Она маленькая, в люльке;
Нет у нас Матрёнки,
Она крошечка – в пелёнке.
Нет Аринки на перинке,
Нет Ивана, Фёдора.
Кого нет, не перечесть!
Я люблю того, кто есть
Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.
Давайте в потешку поиграем.
Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».
Все водят хоровод, приплясывают и поют:
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
Похвалялись весь день.
Лиса: Похвалялась лиса:
Всему лесу я краса,
И пушиста и хитра,
Все следы я замела.
Волк: Похвалялся серый волк:
Я зубами щёлк да щёлк,
Но я сегодня добрый,
Никого не трогаю.
Заяц: Похвалялся наш зайчишка:
А я вовсе не трусишка,
Я от волка и лисицы
Убежал и был таков.
Коза: Похвалялся коза:
Огород я обошла,
Всем я грядки прополола,
Да и по воду пошла.
Жучка: Похвалялась Жучка –Я совсем не злючка,
Я хозяйство сторожу,
Я чужих не подпущу!
Мурка: Похвалялась Мурка –
Дымчатая шкурка.
Я всю ночь ловлю мышей,
Я всех крыс гоню взашей.
Дед Егор: Похвалялся дед Егор –
У меня скотины двор:
И лошадка, и бычок,
Куры, гуси, пятачок.
Баба Варвара: Похвалялась Варвара:
Я начищу самовары,
Пирогов я напеку,
Всех я в гости позову!
Все вместе: Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
И гуляли мы весь день.
Воспитатель: Я знаю смешную дразнилку:
Федя – медя – требуха
Съел корову и быка,
И пятнадцать поросят
Только хвостики висят.
Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.
- А какие дразнилки известны вам? (ответ детей).
Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего:
«Тары – бары, растабары!
У Варвары куры стары!»
- Какие считалки знаете вы? (ответ детей).
А ещё на Руси всегда любили песни. Все эти песни придумывал народ. Песни были колыбельные, хороводные. Особенно дети любят колыбельные песенки.
Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни.
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою.
Что на зорьке-то заре,
О весенней о поре,
Пташки вольные поют,
В темном лесе гнезда вьют.
Соловей-ка соловей,
Ты гнезда себе не вей:
Прилетай ты в наш садок,-
Под высокий теремок,
По кусточкам попорхать,
Спелых ягод поклевать,
Солнцем крылья обогреть,
Маше песенку пропеть.
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою!
- Ребята, сегодня мы говорили, что русский народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилка, колыбельные песенки). Всё это называется устным народным творчеством. Устное - потому что ничего не записывали, т.к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.
Воспитатель: На память о нашем сегодня занятии, я хочу подарить вам раскраски русских народных сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. « КУРОЧКА – РЯБУШЕЧКА»
...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Русская народная песенка «Дождик, дождик, поливай…» (для детей старшего дошкольного возраста)
В данном конспекте представлен материал по обучению детей старшего дошкольного возраста заучиванию стихотворений...
Конспект занятия по развитию речи "В мир русских народных сказок" (вторая младшая группа)
Цель:1. Закрепить знания детей о русских народных сказках.Задачи:1. Закрепить названия ранее прочитанных русских народных сказок.2....
Конспект занятия по развитию речи - ознакомление с устным народным творчеством во второй младшей группе.
Конспект занятия по развитию речи - ознакомление с устным народным творчеством во второй младшей группе....
Конспект занятия по развитию речи Знакомство с русской народной сказкой "Маша и медведь" вторая группа раннего возраста
Конспект занятия по развитию речи Знакомство с русской народной сказкой "Маша и медведь" вторая группа раннего возраста...
Конспект занятия по развитию речи на тему русская народная сказка "Петушок-золотой гребешок"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок»»Цель: ознакомление с художественной литературой.Задачи:-позн...
Конспект занятия по развитию речи :" Путешествие по русскому народному фольклору"
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме:"Путешествие по русскому народному фольклору"...