Конспект занятия по развитию речи :" Путешествие по русскому народному фольклору"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме:"Путешествие по русскому народному фольклору"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_folkloru.docx | 551.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №12 г.Моздока
РСО-Алания
«Путешествие по русскому народному фольклору»
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе №11
Выполнила: учитель-логопед
старшей логопедической группы №11
Василенко Галина Анатольевна
2016г
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе №11
«Путешествие по русскому народному фольклору»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Коррекционно - образовательные задачи:
- Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором, с традициями , предметами быта русской избы;
- Формировать знания детей о русском народном костюме (женском , мужском );
- Формировать знания детей о предметах старинного русского быта : (печь, горшки, чугунки, кувшины, ухват, самовар, прялка, сундук…)
- Закреплять знания детей о росписи: хохлома, гжель; закрепить основные цвета и элементы росписей;
- Составление описательного рассказа о посуде: хохломской, гжельской росписи ( по мнемотаблице ) по цепочке.
Коррекционно - развивающие задачи :
- Развивать речевую активность детей: диалогическую и монологическую речь.
--Продолжать учить отвечать полными ответами.
- Развивать познавательную активность, любознательность и творчество;
- Продолжать развивать зрительное восприятие, внимание, мышление;
- Совершенствовать общую и мелкую моторику, продолжительность выдоха;
Коррекционно - воспитательные задачи :
- Воспитывать познавательную активность к русскому народному фольклору;
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, народным играм и хороводам, традициям, обычаям гостеприимства;
- Воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества.
Здоровьесберегающие технологии: применение – пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, физминутки - народная игра.
Словарная работа :
Активизация и обогащение словаря:
- Предметы быта: русская изба, горница, русская печь, горшки, чугунки, ухват, самовар, прялка, сундук;
-Русские народные костюмы: женский – сарафан, рубаха, кокошник, ленты; мужской : рубаха-косоворотка, кушак, штыны- порты, лапти;
-Росписи посуды: хохлома, гжель – завитки, ягодки, усики…..;
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы:
-Художественное слово ( загадки, стихи, пословицы, поговорки, пальчиковые игры); сюрпризный момент, дыхательные упражнения, пальчиковая игра, мини-музей «Русская изба», показ слайдов, объяснение, вопросы, сравнение, дидактическая игра, народная игра «Плетень», мнемотаблица, хоровод с музыкальным сопровождением, угощение;
Оборудование:
- Демонстрационный материал: экран, проектор, презентация « Русская изба» русские народные костюмы для детей (женский, мужской); русский народный костюм для хозяюшки; каравай, мини-музей «Русская изба» с предметами быта: посуда, самовар, лапти, плетень, куклы в русских народных костюмах, столик расписной, посуда хохломской росписи; пирог; мнемотаблица (посуда ) ; тсо – музыка : «Во поле берёза стояла» , «На горе -то калина».
- Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением посуды; угощение – пирог.
Предварительная работа:
- Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хоровода, народной игры: «Плетень»
- Рассматривание предметных картинок и слайдов по теме: «Музей русской избы»;
- Знакомство с русским народным костюмом (женский, мужской)
- Знакомство с хохломской и гжельской росписью;
- Чтение русских народных сказок;
Форма проведения: игра – путешествие в музей.
Ход занятия:
1.Оргмомент:
( под музыку «Во поле берёза стояла» дети в русских народных костюмах входят в зал. Девочки становятся напротив мальчиков. Приветствуют друг друга и гостей.)
- Здравствуйте, красны девицы !
- Здравствуйте, красны молодцы!
-Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!
--Сегодня мы с вами будем путешествовать по русскому народному фольклору.
«Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал.
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили , песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели .»
-Ребята, что такое фольклор ? ( потешки, заклички, загадки , пословицы, поговорки, скороговорки, игры, хороводы,сказки….)
--А кто всё это сочинил ? ( народ)
-- Я вас приглашаю в музей «Русской избы».
(под музыку : « Во поле берёза стояла» дети проходят в музей )
РУССКАЯ ИЗБА, ПРЕДМЕТЫ БЫТА . (Презентация)
(Хозяйка встречает гостей с хлебом и солью)
--Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!
-- Гость на порог – хозяину радость ! (пословица)
-- Мы с вами продолжим знакомство с бытом русской избы:
Загадка:«Стоит жилище, деревянные бочища,
Внутри печь да дрова - это русская … ИЗБА (слайд 2)
-- Давным–давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен.(слайд 3)
-- Украшали избы - узорами.
- А мы сейчас где с вами живём? (Мы живём в домах, квартирах)
-- В избе была всего одна большая комната. ГОРНИЦА. (слайд 4 )
-- Как она называлась? ( Эта комната называлась – горница)
- Из какого материала сделана мебель в горнице ? ( Вся мебель сделана из дерева )
Загадка:« Летом спит – зимой горит ?» (ПЕЧЬ) (слайд 5)
-В народе говорили: « Без печи - нет избы».
-- Для чего нужна печь в избе? ( В печи готовили кашу, щи , пекли пироги, хлеб)
-- А ещё для чего нужна была печь ? ( Печь обогревала избу)
-- Кто спал на завалинке? ( На завалинке спали дети и старики )
Загадка: « Сделан я из глины ,
чтоб во мне кашу варили» (ГОРШОК ) ( слайд 6)
ГОРШОК – был главной кухонной посудой.
-- Для чего нужны горшки? ( В горшках варили кашу. Хранили муку, молоко)
(слайд 7)( Женский горшок )
--Это какой горшок? ( Это женский горшок)
--Какой формы, какой по стуку? ( Горшок вытянутой формы. По стуку он звонкий)
(--Когда купали детей, то девочек поливали водицей из женского горшка , чтобы они росли стройными и красивыми )
(слайд 8 ) Мужской горшок
--Это какой горшок? ( Это – мужской горшок)
--Какой он формы? Какой по звуку? ( По форме он пузытый.По стуку – глухой)
-- (Когда купали мальчишек, то поливали водицей из мужского горшка, чтобы они росли сильными и крепкими)
Загадка: « Он, как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк.
Кашу сварит….(ЧУГУНОК ) ( слайд 9)
--Чугунки были тяжёлые , сделаны из чугуна.
-А мамы сейчас в чём готовят еду? (Мамы готовят в кастрюлях)
Загадка: « У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты…
Железные ….УХВАТЫ ( слайд 10 )
-- Как помогал ухват хозяйке? ( Ухват помогал хозяйке достать горячий чугунок из печи)
( слайд 11) – А на столах стояла расписная ПОСУДА.
-- Из какого материала сделана эта посуда? ( Она сделана из дерева – деревянная)
-- Какой росписью украшена ? ( Посуда украшена хохломской росписью)
Загадка:« Всех кормлю с охотою ,
а сама –безротая»( ЛОЖКА – слайд 12)
- У каждого члена семьи была своя ложка.
--Какие были ложки? ( Ложки были деревянные.)
-- Как расписывали ложки? (Ложки расписывали разными узорами.)
-- В гости тоже ходили со своей ложкой.
-- А у нас сейчас какие ложки? ( У нас – железные ложки)
Загадка:« Выпускает жаркий пар ,
Древний чайник – ….САМОВАР»( слайд 13)
--А для чего нам нужен самовар, мы расскажем и покажем дыхательной гимнастикой:
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА: «САМОВАР»
Воды нальём мы в самовар - (насос)
Шу-шу-шу.
Угольки раздуем в жар - ( вращаем головой в стороны, вперёд)
Шух – шух – шух.
Самовар уже пыхтит – (руки на поясе, повороты головы в стороны)
Пых-пых-пых.
Чай сейчас наш закипит - (чашечка, длительный выдох)
Ши-ши-ши.
Напьёмся чаю от души – (круговые движения по животу)
Фы–фы-фы.
Загадка: « Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берёт,
Тонкой ниточкой пушистой,
Потом пряжу отдаёт ?» ( ПРЯЛКА ) ( слайд 14)
--Для чего хозяйке нужна была прялка? ( Прялка хозяйке нужна для того, чтобы прясть пряжу)
-- А из ниток ткали полотно и шили одежду.
- А где же хозяйка хранила одежду ?( в СУНДУКЕ ) ( слайд 15 )
-А где мы сейчас храним одежду? ( Мы храним одежду в шкафу)
- Давайте посмотрим , что находится в нашем сундуке ? ( русские народные костюмы : женский и мужской ) ( слайд 16 )
- Давайте рассмотрим женский костюм:( описательный рассказ девочки)
Девушки носили: белую рубаху и сарафан. Сарафан – это платье без рукавов, на широких лямках. Спереди сарафан украшали узорной тесьмой, красивыми пуговицами. Молодые девушки на голове носили ленты. На праздники надевали веночки. Замужние женщины на голову надевали - «кокошник».
- Давайте рассмотрим мужской костюм: (описательный рассказ мальчика)
Мужчины носили рубаху – называли её «косоворотка». У рубахи – ворот был украшен тесьмой. Рубахи носили на выпуск, подпоясывали узким поясом- кушаком. Штаны назывались – «порты», книзу заправляли в сапоги, или завязывались лаптями.
(слайд 17- Лапти) « А вот и лопаточки,
Прыгали в них через кочки.
Лапти – обувь простого народа.
--Из чего плели лапти ? ( Лапти плели из лыка – кора деревьев липы, ивы)
-- Лапти носили и летом и зимой. У каждого члена семьи было по несколько пар лаптей.
- А теперь пришла пора поиграть нам детвора.( слайд 19 – ПЛЕТЕНЬ)
ФИЗМИНУТКА: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА « ПЛЕТЕНЬ»
Есть народная игра (идут по кругу)
Называется – «Плетень».
Нам в неё играть охота, (пружинка –руки на поясе)
Нам в неё играть не лень! (грозят пальчиком)
Раз плетень, два – плетень, (приседают 2 раза)
Спрячемся от солнца в тень. (закрывают лицо руками)
Посидим , отдохнём, (сидят)
И опять играть начнём. (встали руки вверх)
1, 2, 3 – плетень собери!
(С окончанием слов дети строятся в 2 шеренги, скрестив руки крест накрест)
- Издавна русский народ славился трудолюбием.( слайд 18) (уборка в поле)
- А расскажем о работе в поле мы ЧИСТОГОВОРКАМИ:
--Жай,жай,жай, - будет хлеба урожай.
--Жи,жи,жи – вот колосья ржи.
--Ицу,ицу,ицу – убирают всю пшеницу.
-А знаете ли вы пословицы, поговорки о труде?
ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ : «Я начну, а вы – закончите»
Без труда - хлеб не родится никогда .
Хлеб – всему голова.
Без труда - не вынешь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Землю красит - солнце, а человека - труд .
- И нам с вами нужно потрудиться. Посуду починить. Поможете? Но сначала разомнём наши пальчики:
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА : «ПОСУДА»
Вот изба и в ней светло, (домик из пальчиков)
Здесь от печки нам тепло. ( трём ладошки)
В печку ставим – чугунок, (чашечка)
Каши чтоб сварить нам смог. (вращаем рукой, как ложкой)
Дружит с чугунком ухват, (вытянута рука, показ большим и указательным)
Достанет кашу для ребят.
Деревянную посуду (чашечка)
В печку ставить я не буду. (грозим пальчиком)
Ложки и тарелки: (указательный палец и колечко )
глубокие и мелкие. (чашечка глубокая и мелкая)
Радуют нам взоры, (хлопки в ладоши и кулаки)
Красивые узоры.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА : « СОБЕРИ ПОСУДУ» (Хохлома, гжель)) (разрезные картинки: тарелка, кувшин)
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ О ПОСУДЕ (Хохлома, гжель) ( слайд 20) (по цепочке)
(Что это? Какой формы? Какого размера? Из какого материала изготовлен? Какой росписью украшен? Какие цвета росписи? Назови элементы узоров? Части посуды? Для чего нужна?)
-- Молодцы ребята, и как говорят внароде: « Кончил дело – гуляй смело!»
--А мы с вами хоровод заведём.( слайд 21)
ХОРОВОД: « НА ГОРЕ - ТО КАЛИНА»
ИТОГ :
-Где мы с вами побывали в гостях? (Мы были в гостях в русской избе )
- Вам понравилось путешествие?
- Молодцы, ребята! За ваше старанье и умения вам от меня – угощенья!
Кончилось веселье-
Пришло время – угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи "Путешествие по русским народным сказкам"
Итоговое занятие по русским народным сказкам. Проводилось с подгруппой детей....
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Русская народная песенка «Дождик, дождик, поливай…» (для детей старшего дошкольного возраста)
В данном конспекте представлен материал по обучению детей старшего дошкольного возраста заучиванию стихотворений...
Конспект занятия по развитию речи "В мир русских народных сказок" (вторая младшая группа)
Цель:1. Закрепить знания детей о русских народных сказках.Задачи:1. Закрепить названия ранее прочитанных русских народных сказок.2....
Занятие по развитию речи «Путешествие по русским народным сказкам»
Занятие по развитию речи «Путешествие по русским народным сказкам» в подготовительной группе...
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по русским народным сказкам» в подготовительной группе
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.Развивающ...
Занятие по развитию речи «Путешествие по русским народным сказкам»
Занятие по развитию речи для детей второй младшей группы, разработано с целью закрпления русских народных сказок в игровой форме....
Конспект занятия по развитию речи "Путешествие по русским народным сказкам".
В этом разделе размещены конспекты занятий....