Конспект занятия по экологии, развитию речи. Тема: «Золотая осень» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 г. Выборга»
Конспект занятия по экологии, развитию речи.
Тема: «Золотая осень» для детей подготовительной группы
Разработала воспитатель:
Шутова Валентина Анатольевна.
Сентябрь 2022г.
Конспект занятия по экологии, развитию речи: «Золотая осень»
Возраст: подготовительная группа
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;
Развивающие:
- развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;
- совершенствовать умения слушать, отвечать на вопросы полным предложением;
- закрепить навык образования прилагательного от существительного;
- продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Оборудование: мультимедийный проектор, шкатулка.
Предварительная работа: рассматривание картин, разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени. Знакомство со стихами русских поэтов: А.С. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье»; А. Н. Плещеев «Уж небо осенью дышало»; наблюдение за осенней природой.
Материал: дидактический материал по теме «Осень», мяч.
Словарная работа: Активизация словарного запаса детей (золотистая, пышная, роскошная, щедрая, прекрасная, лучезарная и другие).
Ход занятия
1.Вводная часть
Организационный момент.
Приветствие друг друга
Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!».
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
-А теперь «выпустим» доброе утро в группу!
«Доброе утро!».
2.Мотивационная часть. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята, я сегодня утром встретила почтальона и он передал конверт. На конверте написано детям из группы «Пчелки». Посмотрим, что в нем. Здесь письмо, давайте прочитаем. (Читаем)
«Здравствуйте дорогие дети группы «Пчелки». Отправляю Вам письмо с просьбой рассказать о том, что вы знаете о времени года Осень. Очень прошу, расскажите пожалуйста». С наилучшими пожеланиями - Королева Осени».
Воспитатель: Интересно! Ну что, ребята, расскажем. А сейчас послушайте внимательно:
На берёзках и на клёнах,
Был когда-то лист зелёный,
А сегодня – золотится,
Тихо под ноги ложится.
Кто его сорвал и бросил?
Угадал! Конечно – (Осень).
Воспитатель: правильно, это осень.
Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей)
Дети: Осенние месяцы - Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Воспитатель: Какой месяц начинает осень? (Сентябрь).
А после сентября? (Октябрь).
Назовите третий месяц осени? (Ноябрь).
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.
Скажите пожалуйста, какая бывает погода осенью? (Ответы детей)
У меня мяч осенний и волшебный,
Будет в руки вам скакать и вопросы задавать.
Игра «Погода осенью».
Какая погода?
Когда идет дождь – дождливая;
Когда дует ветер - ветреная;
Холодно - холодная;
Пасмурно – пасмурная;
Хмуро – хмурая;
Сыро - сырая;
Ясно – ясная.
Воспитатель: Все верно. Хочется похвалить, что ответили четко, внятно. Подумаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: Осень бывает ранняя и поздняя.
Воспитатель: Есть две осени: Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Это ранняя осень
Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Это поздняя осень.
Воспитатель: Почему осень называют золотой?
Дети: Золотой называют, потому что листья на деревьях становятся разноцветными
(желтыми, красными, оранжевыми).
Воспитатель: И к каждой осени у нас особая любовь. Давайте, подберем слова- определения к первой золотой осени (золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная).
Воспитатель: Послушайте, как красиво написала об осени Ирина Петровна Токмакова:
Осень
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Дети, а какие вы знаете стихи об осени, давайте расскажем (Дети читают стихи).
(Иван Бунин «Листопад»; А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»).
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем приметы осени.
Дети: Солнце осеннее светит, да не греет. Птицы улетают на юг.
На деревьях появляются разноцветные листочки. Желтеет и высыхает трава. Часто идет моросящий дождь. На небе серые облака, по утрам бывают туманы.
Воспитатель: Раньше всех начинает желтеть липа. Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Затем начинают желтеть березы. Начинают желтеть листья рябины, кружатся в воздухе опадающие листья.
Это явление называется ….!
Дети: В природе это явление называется – листопад (рассматривание картин: клена, березы, рябины).
Воспитатель: С давних времен люди писали стихи, сочиняли пословицы, поговорки, загадки. Их могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.
3. Игра «Да или нет»
А теперь давайте поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ).
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Молодцы, вы знаете приметы осени, правильно ответили на вопросы.
Физминутка:
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужках ножки. (шаги на месте вокруг себя)
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил (руки вверх- вниз)
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Воспитатель: Ребята вы знаете пословицы, поговорки, загадки об осени?
У нас есть волшебная шкатулка- копилка народных мудростей, я попрошу вас положить туда все свои знания? (Открываю шкатулку, а дети называют приметы, пословицы, загадки).
Пословицы
От осени к лету поворота нету.
Упал с дерева один лист — жди осени.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Приметы
Теплая осень - к долгой зиме.
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.
Осенью много паутины – на ясную погоду.
Если на березе лист начал желтеть с вершины, то будущая весна будет ранней, а если снизу - то поздняя.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Загадки:
- Падают с ветки, золотые монетки (Осень).
- Горя не знаем, а горько плачем (облака, дождь).
- Седой дедушка у ворот, все глаза нам заволок (Туман).
- Пришла без красок, без кисти, И перекрасила все листья. (Осень)
- Листья желтые летят, падают, кружатся,
И под ноги просто так, как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад? Это просто … (Листопад )
Воспитатель: Замечательно, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Эту шкатулку предлагаю отправить Королеве Осени, согласны!? Мне кажется, ей будет приятно получать подарок от вас.
Я знаю, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень. Давайте поиграем.
Игра «Осенние слова».
Воспитатель: Кому передаю мячик, тот говорит красивое слово об осени.
Дети: Осень золотая, осень лучезарная, осень пышная, роскошная, щедрая, прекрасная, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: Молодцы. Много красивых слов сказали.
Мы сегодня с вами много говорили об осени, а сейчас послушаем музыку. (П.И.Чайковский. «Времена года», «Осень»).
Назовите пожалуйста композитора этого произведения?
(Ответы детей).
Воспитатель: правильно, молодцы.
Итог:
Воспитатель: о чем мы с вами сегодня говорили?
Дети: Мы говорили об осенних месяцах: сентябре, октябре, ноябре.
Воспитатель: В какие игры с вами играли?
Дети: Поиграли в игры: «Погода осенью»; «Осенние слова». Дали правильный ответ «да» или «нет» на вопросы. Отгадывали загадки, поделились приметами, поговорками и пословицами.
Воспитатель: Вы сегодня все молодцы, Королева Осени добра и внимательна, вам она передала корзинку с гостинцами – дарами осени. Спасибо.
Список используемой литературы:
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада». Экология. ТЦ «Учитель». Воронеж 2005
Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО» 2008
Всероссийский научно- методический журнал «Детский сад. Все для воспитателя!». №10. Октябрь,2016г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_ekologii_razvitiyu_rechi.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 г. Выборга»
Конспект занятия по экологии, развитию речи.
Тема: «Золотая осень» для детей подготовительной группы
Разработала воспитатель:
Шутова Валентина Анатольевна.
Сентябрь 2022г.
Конспект занятия по экологии, развитию речи: «Золотая осень»
Возраст: подготовительная группа
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;
Развивающие:
- развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;
- совершенствовать умения слушать, отвечать на вопросы полным предложением;
- закрепить навык образования прилагательного от существительного;
- продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Оборудование: мультимедийный проектор, шкатулка.
Предварительная работа: рассматривание картин, разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени. Знакомство со стихами русских поэтов: А.С. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье»; А. Н. Плещеев «Уж небо осенью дышало»; наблюдение за осенней природой.
Материал: дидактический материал по теме «Осень», мяч.
Словарная работа: Активизация словарного запаса детей (золотистая, пышная, роскошная, щедрая, прекрасная, лучезарная и другие).
Ход занятия
1.Вводная часть
Организационный момент.
Приветствие друг друга
Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!».
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
-А теперь «выпустим» доброе утро в группу!
«Доброе утро!».
2.Мотивационная часть. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята, я сегодня утром встретила почтальона и он передал конверт. На конверте написано детям из группы «Пчелки». Посмотрим, что в нем. Здесь письмо, давайте прочитаем. (Читаем)
«Здравствуйте дорогие дети группы «Пчелки». Отправляю Вам письмо с просьбой рассказать о том, что вы знаете о времени года Осень. Очень прошу, расскажите пожалуйста». С наилучшими пожеланиями - Королева Осени».
Воспитатель: Интересно! Ну что, ребята, расскажем. А сейчас послушайте внимательно:
На берёзках и на клёнах,
Был когда-то лист зелёный,
А сегодня – золотится,
Тихо под ноги ложится.
Кто его сорвал и бросил?
Угадал! Конечно – (Осень).
Воспитатель: правильно, это осень.
Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей)
Дети: Осенние месяцы - Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Воспитатель: Какой месяц начинает осень? (Сентябрь).
А после сентября? (Октябрь).
Назовите третий месяц осени? (Ноябрь).
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.
Скажите пожалуйста, какая бывает погода осенью? (Ответы детей)
У меня мяч осенний и волшебный,
Будет в руки вам скакать и вопросы задавать.
Игра «Погода осенью».
Какая погода?
Когда идет дождь – дождливая;
Когда дует ветер - ветреная;
Холодно - холодная;
Пасмурно – пасмурная;
Хмуро – хмурая;
Сыро - сырая;
Ясно – ясная.
Воспитатель: Все верно. Хочется похвалить, что ответили четко, внятно. Подумаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: Осень бывает ранняя и поздняя.
Воспитатель: Есть две осени: Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Это ранняя осень
Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Это поздняя осень.
Воспитатель: Почему осень называют золотой?
Дети: Золотой называют, потому что листья на деревьях становятся разноцветными
(желтыми, красными, оранжевыми).
Воспитатель: И к каждой осени у нас особая любовь. Давайте, подберем слова- определения к первой золотой осени (золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная).
Воспитатель: Послушайте, как красиво написала об осени Ирина Петровна Токмакова:
Осень
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Дети, а какие вы знаете стихи об осени, давайте расскажем (Дети читают стихи).
(Иван Бунин «Листопад»; А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»).
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем приметы осени.
Дети: Солнце осеннее светит, да не греет. Птицы улетают на юг.
На деревьях появляются разноцветные листочки. Желтеет и высыхает трава. Часто идет моросящий дождь. На небе серые облака, по утрам бывают туманы.
Воспитатель: Раньше всех начинает желтеть липа. Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Затем начинают желтеть березы. Начинают желтеть листья рябины, кружатся в воздухе опадающие листья.
Это явление называется ….!
Дети: В природе это явление называется – листопад (рассматривание картин: клена, березы, рябины).
Воспитатель: С давних времен люди писали стихи, сочиняли пословицы, поговорки, загадки. Их могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.
3. Игра «Да или нет»
А теперь давайте поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ).
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Молодцы, вы знаете приметы осени, правильно ответили на вопросы.
Физминутка:
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужках ножки. (шаги на месте вокруг себя)
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил (руки вверх- вниз)
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Воспитатель: Ребята вы знаете пословицы, поговорки, загадки об осени?
У нас есть волшебная шкатулка- копилка народных мудростей, я попрошу вас положить туда все свои знания? (Открываю шкатулку, а дети называют приметы, пословицы, загадки).
Пословицы
От осени к лету поворота нету.
Упал с дерева один лист — жди осени.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Приметы
Теплая осень - к долгой зиме.
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.
Осенью много паутины – на ясную погоду.
Если на березе лист начал желтеть с вершины, то будущая весна будет ранней, а если снизу - то поздняя.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Загадки:
- Падают с ветки, золотые монетки (Осень).
- Горя не знаем, а горько плачем (облака, дождь).
- Седой дедушка у ворот, все глаза нам заволок (Туман).
- Пришла без красок, без кисти, И перекрасила все листья. (Осень)
- Листья желтые летят, падают, кружатся,
И под ноги просто так, как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад? Это просто … (Листопад )
Воспитатель: Замечательно, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Эту шкатулку предлагаю отправить Королеве Осени, согласны!? Мне кажется, ей будет приятно получать подарок от вас.
Я знаю, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень. Давайте поиграем.
Игра «Осенние слова».
Воспитатель: Кому передаю мячик, тот говорит красивое слово об осени.
Дети: Осень золотая, осень лучезарная, осень пышная, роскошная, щедрая, прекрасная, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: Молодцы. Много красивых слов сказали.
Мы сегодня с вами много говорили об осени, а сейчас послушаем музыку. (П.И.Чайковский. «Времена года», «Осень»).
Назовите пожалуйста композитора этого произведения?
(Ответы детей).
Воспитатель: правильно, молодцы.
Итог:
Воспитатель: о чем мы с вами сегодня говорили?
Дети: Мы говорили об осенних месяцах: сентябре, октябре, ноябре.
Воспитатель: В какие игры с вами играли?
Дети: Поиграли в игры: «Погода осенью»; «Осенние слова». Дали правильный ответ «да» или «нет» на вопросы. Отгадывали загадки, поделились приметами, поговорками и пословицами.
Воспитатель: Вы сегодня все молодцы, Королева Осени добра и внимательна, вам она передала корзинку с гостинцами – дарами осени. Спасибо.
Список используемой литературы:
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада». Экология. ТЦ «Учитель». Воронеж 2005
Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва «ВАКО» 2008
Всероссийский научно- методический журнал «Детский сад. Все для воспитателя!». №10. Октябрь,2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Зима недаром злится» В подготовительной группе
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Зима недаром злится» В подготовительной группе Тема занятия: «Зима недаром злится» Тип занятия: обучающий Вид...
Конспект занятия по экологическому развитию «Экогород - город без мусора!» (для детей подготовительной группы)
Конспект поможет воспитателям познакомить детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов....
Конспект занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей подготовительной группы на тему: «Интересные предметы»
Формирование представления детей о рукотворном и природном мире;осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию на тему: «Загадки осени» для детей подготовительной группы с ОНР
Систематизация знаний детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Коррекция и развитие зрительного, слухового восприятия. Коррекция мелкой моторики кистей рук. Коррекция общей моторики. Кор...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Заколдованный магазин» для детей подготовительной группы
Цель: Развивать зрительное внимание, речь, мелкую моторику рук, координацию движений, самостоятельность.Задачи:Образовательные: упражнять ребёнка в умении производить арифметические действия;развивать...
Методическая разработка открытого занятия по познавательному развитию на тему: « Юные банкиры» Для детей подготовительной группы.
Методическая разработка открытого занятия по познавательному развитию на тему: « Юные банкиры» Для детей подготовительной группы. ...
Конспект занятия по экологическому развитию на тему «Птицы нашего края» в подготовительной группе»
Тема: «Птицы нашего края»Цель:закреплениепредставления детей о знакомых птицах нашего края.Задачи:Ø Расширять знание детей о разнообразии мира пернатых.Ø Учить узнавать и пр...