Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию на тему: «Загадки осени» для детей подготовительной группы с ОНР
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Федорова Инесса Юрьевна

Систематизация знаний детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Коррекция и развитие зрительного, слухового восприятия. Коррекция мелкой моторики кистей рук. Коррекция общей моторики. Коррекция правильного речевого дыхания. Коррекция и развитие мыслительной деятельности.Активизация речевой активности. Воспитание самостоятельности, инициативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_osen_k_attestatsii.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 112 комбинированного вида» города Чебоксары

Чувашской республики

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию

на тему: «Загадки осени»

для детей подготовительной группы с ОНР

Составила:  Федорова Инесса Юрьевна

    Должность: воспитатель I квалификационной категории

Дата проведения: 28 ноября 2012 года

 

Чебоксары, 2012

Программное содержание:

А)  Образовательные задачи:

Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Ввести в активный словарь детей новое слово «предзимье».

Уточнять знания детей о разных периодах осени, осенних месяцах.

Продолжать знакомить детей с чувашскими народными приметами о погоде.

Уточнить понимание детьми пространственных предлогов.

Б) Коррекционно – развивающие задачи:

Отрабатывать падежные окончания имени существительного.

Добиваться от детей умения отвечать на вопросы полным предложением.

Активизировать речевую активность.

Учить небольшое стихотворение, используя метод мнемотехники.

Развитие звукового анализа и синтеза, внимания, логического мышления.

Обогащение активного словаря.

Коррекция и развитие зрительного, слухового восприятия.

Коррекция мелкой моторики кистей рук.

Коррекция общей моторики.

Коррекция правильного речевого дыхания.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности.

В) Воспитательные задачи:

Поддерживать положительный, эмоциональный настрой детей в течение всего времени, интерес к ответам товарищей. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Оборудование:

Кленовые листочки из цветной бумаги с номерами заданий, мяч для игры, стулья по количеству детей, столы, веточка с осенними листочками для поддувания, по 2 листочка для танца (кленовый, березовый, осиновый, рябиновый, дубовый); Карточки с чувашскими приметами о погоде, мнемотаблица к стихотворению «Подарки осени», игра «слово рассыпалось», подарок Осени, презентация, ноутбук.

Предварительная работа:

Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе, чтение художественной литературы, игры словесные, рассматривание картинок и иллюстраций по теме «Осень».

(Воспитатель вместе с детьми заходит в группу.)

Педагог: Поздоровайтесь с гостями

Дети: Здравствуйте!

Педагог: Улыбнитесь всем вокруг,

                Руку дайте другу смело

                И скорей вставайте в круг.

(Дети образуют круг)

Педагог: Ребята, сейчас, Ваня вам прочтёт загадку. Отгадайте её.

Ваня:       Несу я урожаи,

                 Поля вновь засеваю

                 Птиц к югу отправляю

                 Деревья раздеваю

                 Но не касаюсь сосен

                 И елочек, Я ….(осень)

Дети: Осень.

Педагог: О каком времени года говорится в этой загадке?

Дети: Об осени.

Педагог: Верно, об осени. Время осени подходит к концу. Все в мире течет, меняется. Лето сменяется осенью, а какое время года придет на смену осени?

Дети: Зима.

Педагог: Совершенно верно.  Поэтому, ребята, мы сегодня будем говорить об осени, осенних приметах, а Осень приготовила для нас интересные игры, задания, загадки, подарки. А, чтобы нам справиться со всеми заданиями, нам надо всегда быть вместе, помогать друг другу, а самое главное быть дружными ребятами. Давайте с помощью пальчиков покажем, какие мы дружные ребята.

Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»

Дружат в нашей группе          (Руки в замочек)

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим            (ритмичное касание

Маленькие пальчики                пальчиков обеих рук)

Один, два, три, четыре, пять   (загибание пальцев на правой руке,

Начинай считать опять            начиная с большого)

Один, два, три, четыре, пять   (Загибание пальцев на левой руке,

Вот и кончили считать              начиная с большого,  встряхнуть пальцами)

Игра «Разная осень»

Педагог предлагает детям повторить за ним цепочку слов:

- сентябрь, октябрь;

- октябрь, ноябрь;

-сентябрь, октябрь, ноябрь.

Затем задает, вопрос и просит дать ответ полным предложением.

Педагог: Какие слова вы повторили?

Дети: Мы повторили названия месяцев.

Педагог: К какому времени года относятся эти  месяцы?

Дети: Эти месяцы относятся к осеннему времени года.

Педагог: Сколько осенних месяцев вы назвали?

Дети: Мы назвали три осенних месяца.

Педагог: Какой месяц обозначает начало осени?

Дети: Начало осени обозначает сентябрь.

Педагог: Какой месяц обозначает середину осени?

Дети: Середину осени обозначает октябрь.

Педагог: Как ещё называют осень в эту пору?

Дети: Золотая осень.

Педагог: Как называется третий месяц осени?

Дети: Третий месяц осени называется ноябрь.

Педагог: Как ещё называют осень в этот период?

Дети: Поздняя осень.

Педагог: Ещё этот период осени называется предзимье, т.е. перед зимой.

(Хоровые и индивидуальные повторы детьми  нового слова).

(Педагог показывает детям листок,  вырезанный из бумаги).

Педагог показывает детям кленовый листок с цифрой 1 и объявляет первое задание  Осени.

Педагог: Давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Ребята, закончите,  пожалуйста, предложения словом «осень», но имейте ввиду оно всегда будет звучать по – разному. (Игра проводится с мячом).

- Вот и наступила долгожданная (что?) осень.

- Мы очень долго ждали (что?) осень.

- Долго не было (чего?) осени.

- Мы очень рады (чему?) осени.

- Мы одеваемся по погоде (когда?) осенью.

- Мы рады видеть на улице (что?) осень.

- Мы читаем стихи (о чём?) об осени.

- Мы поём песни о (чём?) об осени.

- Мы радуемся тёплым денькам (когда?) осенью.

- Мы любим (что?) осень.

Педагог приглашает детей сесть на стульчики и объявляет следующее задание  Осени, показывая  кленовый листок с цифрой два.

Педагог: Давайте поиграем в игру «Я начну, а вы продолжайте». Я начинаю предложение, а вы его заканчивайте.

- Солнце осенью светит (как?) – Слабее, редко, меньше…

- Осенью небо покрыто (чем?) – тучами.

- Какими? – серыми, тяжелыми, пасмурными, дождливыми, темными…

- Осенью часто идут (что?) – дожди.

- Осенью листья на деревьях (что?) – желтеют, краснеют, опадают, вянут…

-  Осенью листья опадают, начинается (что?) – листопад.

- Осенью улетают на юг (кто?) – птицы.

- Какие? – перелётные.

- Назовите их? – гуси, утки, лебеди, стрижи, соловьи, грачи, цапли…

- Осенью в огородах и садах собирают (что?) – урожай овощей и фруктов.

- Осенью люди надевают на себя (что?) – тёплую одежду.

- Какую? – куртку, сапоги, шапку, перчатки…

- Осенью в домах топят (что?) – печки, батареи, камины.

Педагог показывает листок с цифрой 3 и предлагает следующее задание Осени.

Педагог: Осень приготовила для вас веточку с осенними листочками и предлагает вам превратиться в  маленькие ветерки. Мы будем дуть на осенние листочки.

Давайте вспомним правила правильного речевого дыхания:

- вдыхаем носом, а выдыхаем ртом, губы складываем в трубочку, щёки не надуваем.

Педагог просит ребенка показать  правильное речевое дыхание.

Педагог: Раз, два, три - легкий ветерок подуй! (2-3 раза)

                Раз, два, три – сильный ветерок подуй! (2-3 раза)

 (дети дуют на веточку с осенними листочками)

Педагог  показывает листок с цифрой 4 и предлагает поиграть в игру с осенними листочками.

(Каждый ребенок берет по два листочка и называет, с какого дерева листики)

Детям предлагается листья с березы, дуба, рябины, осины, клёна.

Педагог произносит текст, а дети выполняют «команды»:

Возьмите в руки вы листочки скорей

Над головой их подержите теперь.

Под стул положите ваши листочки

Из-под стула тотчас достаньте их.

За спину спрячем, ноги расставим.

Из-за спины переложим их на пол.

Между ног их проведём

И с ними покружимся в танце озорном.

Физкультурная пауза с осенними листочками.

Дети с педагогом произносят текст и танцуют:

Листья осенние тихо кружатся

(кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(приседают)

И под ногами шуршат, шелестят

(движения руками вправо, влево)

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаются, кружатся и «летают» по разным дорожкам, в конце танца подбрасывают листочки вверх)

Педагог: Что мы показали?

Дети: Листопад.

Педагог  предлагает детям сесть на стульчики показывает листок с цифрой 5 и объявляет следующее задание осени.

Педагог: Наш знакомый герой Незнайка написал рассказ про осень, и мне  думается, совершил много ошибок. Послушайте его внимательно и если заметите ошибку поднимите руку.

 Игра «Исправь ошибки».      

 Рассказ Незнайки.

Лето прошло, и наступила зима. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: белка – орешки, медведь – капусту, ёжик – мёд. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки, и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, загорали под солнышком.

Педагог показывает детям листок с цифрой 6 и объявляет следующее задание осени. Дети находят среди набора чувашских примет осенние приметы.

Чувашские приметы о погоде:

  • Если облака редкие, будет ясно, холодновато.
  • Если облака двигаются друг другу навстречу, дождь пойдет надолго, будет ненастье.
  • Собака залезла в воду – к дождю.
  • Если утка купается - к холоду.
  • Если ворона утром сидит на верхушке дерева и каркает, будет ненастье.

Педагог благодарит детей за хорошие ответы, за активность и хорошее знание   осенних примет.

Педагог показывает детям листок с цифрой 7 и читает детям стихотворение.

«Подарки осени»:

     Ходит осень                 Бусы красные рябине                          

     В нашем парке             Фартук розовый осине

     Дарит осень                  Зонтик желтый тополям

     Всем подарки                Фрукты осень

                           Дарит нам.

Педагог: Я  ребята, изобразила это стихотворение  в виде таблицы с картинками.

(Дети вместе с педагогом рассматривают мнемотаблицу и заучивают стихотворение).

Педагог: А сейчас ребята предлагаю вам посмотреть фильм про осень, который напомнит нам  об изменениях в живой и неживой природе осенью.

Презентация «Осень» (на ноутбуке).

Слайд №1- наступила осень;

Слайд №2 –  1-й месяц осени сентябрь, 2-й октябрь, 3-й ноябрь;

Слайд №3- осенью солнце светит, но не греет;

Слайд №4 – часто идут

Слайд №5 – дожди;

Слайд №6 – Листья на деревьях краснеют, желтеют

Слайд №7 – и опадают;

Слайд №8 – птицы улетают в тёплые края;

Слайд№9 – звери готовят запасы на зиму;

Слайд 10 –в лесах собирают грибы;

Слайд №11 – в садах фрукты;

Слайд №12 – на полях и огородах овощи;

Слайд №13 – ранняя осень, предзимье;

Слайд №14 – спасибо за внимание!

Педагог: Осень приготовила вам сюрприз, а что это вы узнаете, если соберете слово т.к. оно рассыпалось.

Сюрпризный момент.          

 Игра «Слово рассыпалось»

(Дети собирают из букв слово и узнают, какой подарок приготовила  осень).

Б

Я

О

Л

О

К

2

1

4

3

6

5

(ЯБЛОКО)

Педагог от имени Осени благодарит детей за хорошее знание  осенних примет,

 активность, внимательность и смекалку.

В качестве призов дети получают дары осени – румяные яблоки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Колокольная история» для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственной образовательной деятельности по познавательному развитиюна тему: «Колокольная история»для детей подготовительной группы....

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию на тему:«Свойства стекла».

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают для все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый че...