Проект "Знакомство с творчеством Маршака"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Курдюкова Наталья Павловна

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность произведений С. Я. Маршака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_tvorchestvom_marshaka.docx747.84 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №4»

ПРОЕКТ

«ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ

С. Я. МАРШАКА»

 C:\Users\Дом\Desktop\старшая 2022-23\Маршак\фото\20221013_092422.jpg

Воспитатель

Курдюкова Н.П.

г.о. Электросталь

2022

ПРОЕКТ

«ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ

С. Я. МАРШАКА»

 «Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет.

 Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».

(Пожелания друзьям С. Я. Маршак)

Актуальность:

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность произведений С. Я. Маршака.

Пояснительная записка:

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Цель проекта: Познакомить детей старшей группы с творчеством детского поэта С. Я. Маршака

Задачи проекта: 

  • Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
  • Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:

- «Багаж»

- «Сказка о глупом мышонке»

- «Сказка об умном мышонке»

- «Где обедал воробей?»

- «Вот какой рассеянный»

- «Радуга-дуга»

- «Ванька-встанька»

- «Круглый год»

- «Детки в клетке»

- «Мяч»

- «Веселый счет»

- «Кошкин дом»

- «Усатый полосатый»

- «Почта»

- «Двенадцать месяцев»

- загадки

  • Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.
  • Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
  • Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
  • Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
  • Прививать интерес к чтению.
  • Пополнять словарный запас детей через игровую деятельность.
  • Развивать воображение, внимание, мышление, культуру общения.
  • Воспитывать любовь к родному языку, творчеству С. Я. Маршака.

Содержание проекта:

1. Подготовительный этап

• Составление паспорта проекта.

• Подбор детской художественной литературы для чтения детям (произведений С. Я. Маршака).

• Подготовка презентаций.

• Подготовка атрибутов к подвижным играм.

• Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2. Основной этап

• Оформление выставки книг С. Я. Маршака, портрета писателя

• Чтение произведений С. Я. Маршака, заучивание стихов, отрывков из произведений.

• Рассматривание иллюстраций.

• Проведение подвижных игр по «Сказке об умном мышонке».

• Подготовка и проведение инсценировок по произведениям автора.

• Просмотр презентации «Детские годы С. Я. Маршака».

Виды детской деятельности

Познавательное развитие:

- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака

Знакомство с детскими годами С. Я. Маршака

- Викторина по произведениям С. Я. Маршака

Речевое развитие:

- Разучивание стихотворений: «Январь», стихотворений из книги «Детки в клетке», «Два кота», «Где обедал воробей?» и отрывков из других произведений.

- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке».

Художественно-эстетическое развитие:

- Рисование по произведению «Детки в клетке», «Радуга»

- Аппликация «Перчатки» - по стихотворению «Перчатки»

- Лепка - по стихотворениям «Детки в клетке», «Усатый полосатый».

Физическое развитие:

- Участие в физкультурном досуге по мотивам произведения - «Сказка об умном мышонке» - подвижные игры

- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом - «Человек рассеянный».

Игровая деятельность:

- Д/и «Загадки и отгадки», «Найди пару» «Сложи картинку», «Четвёртый лишний»

- Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» по стихотворению «Детки в клетке»

- Развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Зоопарк»

Приобщение к элементарным общепринятым нормам:

- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению - «Сказка о глупом мышонке»,

- Воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах - «Тихая сказка».

Трудовая деятельность

- Организованная деятельность в книжном уголке.

- Подбор книг по теме «С. Я. Маршак».

- Совместная деятельность детей и педагога – ремонт книг.

- Участие в выставке рисунков, поделок по произведениям С. Я. Маршака.

Сотрудничество с родителями:

- Участие в конкурсе рисунков, поделок по произведениям С. Я. Маршака

- Домашнее чтение произведений С. Я. Маршака.

- Помощь в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке «Сказки о глупом мышонке».

3.Заключительный этап:

• Выставка рисунков и поделок по произведениям Маршака

• Показ «Сказки о глупом мышонке» для родителей и детей других групп.

Количество участников: Старшая группа. Возраст детей 5-6 лет.

Ожидаемые результаты:

1. Оснащение развивающей среды в группе:

• Библиотека произведений С. Я. Маршака.

• Оформление выставки рисунков по произведениям С. Я. Маршака.

• Изготовление костюмов к «Сказке о глупом мышонке».

2. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.

8. Популяризация семейного чтения.

9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

Полученные результаты.

В результате реализации проекта дети расширили свои знания о творчестве С.Я Маршака. С интересом рассматривали иллюстрации к произведениям поэта. Активно участвовали в инсценировке, как знакомых, так и ранее им неизвестных произведениях, подбирая нужные атрибуты. Свои впечатления отражали в рисунках, изготовленных как самостоятельно, так и с помощью родителей. У детей повысился интерес и эмоциональная отзывчивость на произведения художественной литературы. Ребята активно участвовали в обсуждении той или иной ситуации, рассказанной в стихотворениях С.Я Маршака, давали оценку поступкам героев, высказывали свою точку зрения.

В ходе реализации проекта стала более тесной связь родителей с детьми и с воспитателем. Родители приняли активное участие в подборе материала, оказали помощь в изготовлении атрибутов для инсценировки стихотворений, оформлении выставки рисунков и поделок по произведениям С.Я Маршака.

Приложение 1.

Драматизация "Сказки о глупом мышонке"

 С.Я. Маршака

Цели и задачи:

  • знакомство детей с искусством театра, профессией «актер театра»;
  • пополнение знаний о творчестве детского поэта С.Я.Маршака;
  • обучение детей сотрудничеству, изображению повадок животных, соответствию образу, своевременному вступлению в диалог, эмоциональному выступлению перед публикой.
  • воспитание коллективизма, усидчивости, активности, умения работать в команде, уверенности во время публичного выступления;
  • развитие коммуникативных и толерантных способностей, желания принимать участие в общем деле, приносить радость близким: своим сверстникам, педагогам, родителям, детям младших групп.

Работа с родителями. Привлечь родителей к процессу подготовки к спектаклю: изготовление атрибутов и декораций, разучивание текстов.

Предварительная работа.

Познакомить детей с текстом произведения, объяснение значения непонятных слов, разбор труднопроизносимых слов, показ сценических образов, распределение ролей, чтение сказки по ролям, работа над мимикой, пантомимикой, интонациями.

"Сказка о глупом мышонке"

Рассказчик: Пела ночью мышка в норке

Мышка:

Спи мышонок, замолчи
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.

Рассказчик: Отвечает ей мышонок:

Мышонок:

Голосок твой слишком тонок.
Ты мне мама не пищи
Лучше няньку поищи.

Рассказчик:

Побежала Мышка-мать,
Стала Утку в няньки звать:

Мышка:

Приходи к нам, тетя Утка,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь мышонку Утка:

Утка:

Баю-бай, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду!

Рассказчик:

Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:

Мышонок:

Нет, твой голос не хорош:
Очень громко ты поешь.

Рассказчик:

Побежала Мышка мать,
Стала Козла в няньки звать:

Мышка:

Приходи к нам, дядя Козлик,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Козлик блеет:

Козлик:

Ме-ме-ме!
А в своем ли ты уме?
Закрывай скорее глазки,
Расскажу тебе я сказку.

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок говорит ему спросонок:

Мышонок:

Нет, твой голос не хорош –
Так тоскливо ты поешь

Рассказчик:

Побежала Мышка мать,
Стала Жабу в няньки звать:

Мышка:

Приходи к нам, тетя Жаба,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала Жаба важно квакать:

Жаба:

Ква-ква-ква – не надо плакать,
Спи, Мышонок, до утра
Дам тебе я комара

Рассказчик: Глупый маленький Мышонок отвечает ей спросонок:

Мышонок:

Нет, твой голос не хорош:
Очень скучно ты поешь.

Рассказчик:

Побежала Мышка мать,
Стала в няньки Быка звать.

Мышка:

Приходи к нам, Бык рогатый,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Бык поет ему:

Бык:

Му-му!
Я, Мышонок, не пойму:
Почему ты всех зовешь,
Почему ты не уснешь?

Рассказчик:

Глупый маленький Мышонок
Говорит ему спросонок.

Мышонок:

Нет, твой голос не хорош
Ты мычишь, а не поешь.

Рассказчик:

Побежала Мышка мать,
Стала Лошадь в няньки звать.

Мышка:

Приходи к нам, тетя Лошадь,
Нашу детку покачать.

Лошадь: Иго-го!

Рассказчик: поет Лошадка…

Лошадь:

…Спи, Мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.

Рассказчик:

Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:

Мышонок:

Нет, твой голос не хорош
Очень страшно ты поешь.

Рассказчик:

Побежала Мышка мать,
Стала Свинку в няньки звать.

Мышка:

Приходи к нам, тетя Свинка,
Нашу детку покачать.

Рассказчик:

Стала Свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать…

Свинка:

Баю-баюшки,
Хрю-хрю!
Успокойся, говорю!

Рассказчик:

Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:

Мышонок:

Нет, твой голос не хорош
Очень грубо ты поешь.

Рассказчик: Стала думать Мышка-мать

Мышка:

Надо Курицу позвать…
Приходи к нам, тетя Клуша,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Закудахтала Наседка:

Курица:

Куд-куда, не бойся детка..
Забирайся под крыло,
Там и сухо и тепло.

Рассказчик:

Глупый, маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:

Мышонок:

Нет, твой голос не хорош,
Эдак вовсе не уснешь!

Рассказчик:

Побежала Мышка-мать,
Стала Пса к Мышонку звать:

Мышка:

Приходи к нам, Пес-Барбос,
Нашу детку покачать

Рассказчик: Пес залаял:

Пес:

Баю-бай,
Сторожить мне не мешай,
Здесь лежу я у забора,
Стерегу я двор от вора.

Рассказчик:

Побежала Мышка мать,
Стала в няньки Щуку звать

Мышка:

Приходи к нам, тетя Щука,
Нашу детку покачать.

Рассказчик:

Стала петь Мышонку Щука
Не услышал он не звука
Разевает Щука рот
И не слышно, что поет.

Рассказчик:

Побежала Мышка мать,
Стала в няньки Кошку звать.

Мышка:

Приходи к нам, тетя Кошка,
Нашу детку покачать.

Рассказчик: Стала петь мышонку Кошка

Кошка:

Мур-мур-мур,
Усни, мой крошка...
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу на кровать.

Рассказчик:

Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:

Мышонок:

Голосок твой так хорош
Очень сладко ты поешь.

Рассказчик:

Прибежала Мышка-мать,
Посмотрела на кровать,
Ищет глупого Мышонка,
А мышонка …

Все: … Не видать!

C:\Users\Дом\Desktop\старшая 2022-23\Маршак\фото\06c8d1b8-860a-47e3-8b66-58d97be7e83e.jpg

Приложение 2.

Викторина  

Путешествие по произведениям С.Я Маршака

Цель: Расширение и закрепление знаний детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака.

Задачи:

1. Прививать интерес к чтению.

2. Пополнять словарный запас детей через игровую деятельность.

3. Развивать умение выразительно читать наизусть стихотворения, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

4. Воспитывать любовь к родному языку, творчеству С. Я. Маршака.

Материалы:

Презентация, проектор, ноутбук, коробка с предметами  (мяч, календарь, тигренок, колечко)

ХОД:

Здравствуйте, ребята!

Игра «Мы шагаем»

Дети встают друг за другом, ведущий впереди. Ведущий читает стихи и показывает движения, воспитанники повторяют за ним.

В.: По тропинкам мы шагаем так!

По тропинкам мы шагаем так! (идут по кругу)

По дорожкам мы шагаем,

Ножки выше поднимаем,

Ножки выше поднимаем так! (поочередно поднимают согнутые в коленях ноги.)

Если лужа – перепрыгнем так!  (прыгают на месте)

А потом назад вернемся  (идут по кругу)

И друг другу улыбнемся.

В: У нас сегодня с вами необычное путешествие в волшебную страну произведений Самуила Яковлевича Маршака.

Все знают, что С.Я Маршак детский писатель

Как вы думаете, почему его называют детским писателем? (Ответы детей)

Да, он написал много сказок, стихов, рассказов для детей.

Ребята, а какие произведения С.Я.Маршака вы знаете? (Ответы детей)

Сейчас мы проведем викторину по творчеству С.Я.Маршака.

Мы разделимся на две команды, команда «Цветики» и команда «Капитошки»

Задание №1 «Узнай и назови»

Мы достаем из коробки предметы, а вы должны узнать, в каких произведениях о них говорилось.

Сначала задание для команды «Капитошка»:

(все стихи звучат в исполнении детей)

Мяч

«Мой весёлый звонкий мяч

Ты куда несёшься вскачь.

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой»                 (Мяч) 

Задание для команды «Цветики»

Календарь

«Открываем календарь

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега на дворе»              (Круглый год)

Задание для команды «Капитошка»:

Тигренок

 «Эй, не стойте слишком близко,

Я тигренок, а не киска» (Детки в клетке) 

Задание для команды «Цветики»

Колечко

«Ты катись, катись колечко.

На весеннее крылечко,

 В летние сени,

В теремок осенний,

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру»           (Двенадцать месяцев)

Молодцы, ребята идем дальше.

Задание № 2 «Загадки»

 С. Я. Маршак еще сочинял загадки, попробуйте их отгадать

Загадка  для команды «Капитошки»:

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадёт.

И ни куда я не пойду

Покуда он идёт.                       (Дождь) 

Загадка  для команды «Цветики»:

 Что такое перед нами.

Две оглобли за ушами.

На глазах по колесу.

И сегодня на носу.                        (Очки) 

Загадка  для команды «Капитошки»:

 Принялась она за дело.

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Потеряла зуб, зуб.                       (Пила)

Загадка  для команды «Цветики»:

 Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью.             (Тапочки) 

Загадка  для команды «Капитошки»:

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.                     (Мяч) 

Загадка для команды «Цветики»:

 Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно, каждый час,

А вы, друзья - не бейте нас.                    (Часы) 

Молодцы все справились!

Вы, наверное, немного устали?  Давайте поиграем в музыкальную игру по стихотворению С.Я. Маршака «Дом, который построил Джек»

Мы с вами поиграли, а сейчас следующее задание.

Задание № 3 «Угадайка»

Посмотрите на экран и постарайтесь угадать, из какого произведения этот герой.

Задание для команды «Цветики»:

Дама («Багаж»)

«Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку»

Задание для команды «Капитошки»:

Мышонок («Сказка о глупом мышонке») 

«Пела ночью мышка в норке

Спи мышонок, замолчи.

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи»

Задание для команды «Цветики»:

Почтальон  (Почта)

«Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на ремне.

С цифрой 5, на медной бляшке,

 В синей фирменной фуражке

Это он, это он

Ленинградский почтальон»

Задание для команды «Капитошки»:

Рассеянный с улицы Бассеенной   («Вот какой рассеянный») 

«Вместо шапки на ходу

Он одел - сковороду.

Вместо валенок -перчатки

Натянул себе на пятки»

Молодцы, как много вы знаете стихов и сказок С.Я.Маршака.

А сейчас мы продолжим нашу викторину.

Задание  № 4 «Закончи стихотворение»

 Задание для команды «Капитошки»:

Серый волк в густом лесу. Встретил рыжую (лису).

Задание для команды «Цветики»:

 Ходит по лесу хорёк

Хищный, маленький (зверёк).

Задание для команды «Капитошки»:

Где обедал воробей?

В зоопарке у (зверей).

 Задание для команды «Цветики»:

 Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок

Не легко сорвать (цветок).

 Задание для команды «Капитошки»:

 Голосок твой так хорош-

Очень сладко ты (поёшь).

Задание для команды «Цветики»:

 Не хотел котёнок мыться,

Убежал он из (корытца).

 Задание для команды «Капитошки»:

 Эту сказку, ты прочтёшь,

Тихо, тихо, тихо.

Жили-были серый ёж

И его (ежиха).

Задание для команды «Цветики»:

Мёд в лесу медведь нашел.

Мало мёда много … (пчёл).

Какие молодцы и с этим заданием справились!

А теперь мы посмотрим, сколько очков заработала каждая команда.

Ребята, посмотрите, обе команды заработали одинаковое количество очков.

Победила ДРУЖБА!

Наша викторина подошла к концу. Мы совершили с вами удивительное путешествие в страну произведений Самуила Яковлевича Маршака. Предлагаем вам исполнить песню о дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник, посвященный творчеству С.Я.Маршака

Ведущий рассказывает о творчестве С.Я.Маршака, дети читают стихотворения писателя. Родители принимают участие, отгадывая произведения и загадывая загадки. Приходит Рассеянный и играет с детьми. Дети и...

Конспект литературного досуга, посвящённого творчеству С.Я. Маршака «Маршак для детей»

Конспект литературного досуга, посвящённого творчеству С.Я. Маршака  «Маршак для детей»...

Знакомство с творчеством Маршака

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе...

конспект по творчеству Маршака С.Я.

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61 -ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕ...