Организация работы психолого-педагогического консилиума ДОО по раннему выявлению детей с ТНР и коррекции речевого развития.
статья по развитию речи
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из главных составляющих воспитания и обучения детей, т. к. от ее развития, связности, правильности, словарного богатства зависит успешность обучения в школе, коммуникативное и интеллектуальное развитие ребенка. Однако, в последнее время, наблюдается рост количества детей с различными проблемами здоровья, что неизбежно сказывается на их речевом развитии. Часто причиной задержки развития речи у детей являются не только осложненное протекание периода внутриутробного развития и родов, но и условия жизни в первые три – четыре года.
Проблема оказания консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста является очень сложной. В современной педагогике ей уделяется все больше и больше внимания, поэтому раннее выявление недостатков развития речи ребенка и оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи в условиях дошкольного образовательного учреждения становится все более актуальной.
Основная цель оказания ранней помощи в ДОУ – предупреждение или снижение выраженности нарушений в психофизическом и речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы психолого-педагогического консилиума ДОО по раннему выявлению детей с ТНР и коррекции речевого развития.
Евсюткина С.В.,
старший воспитатель
МБДОУ «Алёнка»
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из главных составляющих воспитания и обучения детей, т. к. от ее развития, связности, правильности, словарного богатства зависит успешность обучения в школе, коммуникативное и интеллектуальное развитие ребенка. Однако, в последнее время, наблюдается рост количества детей с различными проблемами здоровья, что неизбежно сказывается на их речевом развитии. Часто причиной задержки развития речи у детей являются не только осложненное протекание периода внутриутробного развития и родов, но и условия жизни в первые три – четыре года.
Проблема оказания консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста является очень сложной. В современной педагогике ей уделяется все больше и больше внимания, поэтому раннее выявление недостатков развития речи ребенка и оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи в условиях дошкольного образовательного учреждения становится все более актуальной.
Основная цель оказания ранней помощи в ДОУ – предупреждение или снижение выраженности нарушений в психофизическом и речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- создание условий для своевременного выявления детей с задержкой речевого развития и оказание им необходимой логопедической помощи;
- организация комплексной коррекционно-развивающей работы по обеспечению полноценного развития ребенка через взаимодействие со специалистами ДОУ;
- организация консультационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
Логопедическая помощь детям раннего и младшего дошкольного возраста проводится в рамках работы психолого – педагогического консилиума ДОУ (Далее-ППк)
Данная работа ведется по трем направлениям:
-диагностическое,
-коррекционно-развивающее,
-консультационно – просветительское.
При реализации каждого направления в нашем Учреждении проводятся определённые формы работы при взаимодействии узких специалистов, педагогов и родителей (законных представителей).
Диагностическое направление.
В начале учебного года с согласия родителей (законных представителей) учителя – логопеды проводят обследование воспитанников, посещающих группы раннего и младшего дошкольного возраста (младшие и средние группы). Обследование детей второго - третьего года жизни и вновь прибывших детей третьего-четвёртого года начинают со сбора информации о ребенке, поступающем в ДОУ (т.е. собирают анамнез: доречевое, раннее речевое и моторное развитие, заболевания до трех-четырёх лет). Далее проводят динамическое наблюдение за детьми в режимных моментах, во время организации педагогом совместных игр с целью выявления отклонений в речевом развитии, которое осуществляют в тесном контакте со специалистами ДОУ. В процессе диагностики выясняют степень сформированности понимания речи, слухового внимания, фонематического слуха, активной речи, мелкой моторики.
В сентябре 2022 года в группе раннего возраста было обследовано 25 детей, из которых 13 имеют явные признаки задержки темпа речевого развития. Мониторинг речевого развития в младших группах общеразвивающей направленности показал следующие результаты: в первой младшей группе было обследовано 25 детей, во второй младшей группе - 22 ребенка. В каждой группе выявлено по 10 детей, нуждающихся в логопедической помощи. По результатам речевого развития в первой средней группе общеразвивающей направленности было выявлено 11 человек из 26-ти, во второй средней группе выявлено 10 воспитанников из 24-х. Воспитанники испытывают затруднения в различении неречевых звуков и определении направления их звучания, не сформировано слуховое восприятие. Общая, ручная и артикуляционная моторика плохо развиты. Пассивный и активный словарь не соответствует возрасту. Особенно мало в активной речи детей прилагательных и глаголов. У некоторых воспитанников не сформирована фразовая речь, а в активном словаре преобладают звукоподражания и облегченные слова.
В январе 2023 года был проведен промежуточный мониторинг детей «группы риска». Обследование показало, что у детей младших групп улучшилась общая, мелкая и артикуляционная моторика. Воспитанники научились лучше координировать свои движения с речью, освоили основные артикуляционные упражнения. Также повысилось слуховое внимание, фонематическое восприятие. Дети научились различать неречевые звуки, отличать их по высоте, тембру, громкости, длительности, воспроизводить простейшие ритмические рисунки. У детей средних групп улучшилось звукопроизношение (в речи появились свистящие звуки, снизилось количество воспитанников со слабой воздушной струей и нарушением фонематического восприятия).
В апреле проводится итоговый мониторинг, по результатам которого делается сравнительный анализ речевого развития детей «группы риска» за учебный год, анализ эффективности работы по оказанию ранней речевой помощи.
Коррекционно-развивающее направление.
В сентябре проводится заседание ППк, на котором по результатам педагогического мониторинга специалисты психолого – педагогического консилиума (педагог-психолог, учителя – логопеды, воспитатели), выявляют детей «группы риска». На данном этапе специалисты ППк оформляют пакет документов на каждого воспитанника младшей и средней группы, который включает в себя: согласие родителей на проведение ППк, характеристику речевого развития ребенка, оформляют коллегиальное заключение.
Специалисты ППк даются рекомендации по формам организации коррекционн-развивающих занятий (объединение детей в группы с определёнными нарушениями), по составлению индивидуального образовательного маршрута для каждого воспитанника из «группы риска». После его разработки педагоги и узкие специалисты образовательной организации осуществляют реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка.
Второе заседание ППк проходится в январе. На основании промежуточного мониторинга принимается решение о внесении корректив в индивидуальные образовательные маршруты воспитанников.
Третье заседание проходит в апреле. На данном этапе после итогового мониторинга, для детей средней группы будет приниматься решение о необходимости прохождения городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, и определения специальных условий для получения образования согласно ст. 79 ФЗ № 273 «Закон об образовании в Российской Федерации». Специалисты ППк оформляют пакет документов на каждого воспитанника средней группы, который включает в себя: коллегиальное заключение №2, Представление ППк на воспитанника для ПМПК,выписка из протокола ППк, направление на ПМПК.
Система коррекционно-развивающей работы.
Группа раннего возраста:
Рекомендации педагогам по работе с детьми учитель-логопед даёт в виде конкретных игр и упражнений на развитие понимания речи, обогащение активного словаря, развитие речевого подражания, слухового внимания и т.д. по всем направлениям коррекционной работы. Далее, в течение учебного года продолжает наблюдения за речевым развитием детей групп раннего возраста, периодически посещая их, не реже, чем один раз в неделю, дополняя данные педагогам рекомендации, отвечая на возникающие у них вопросы.
Младшие группы:
- три раза в неделю в каждой группе проводятся фронтальные занятия со всеми воспитанниками, включающие упражнения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонетической стороны речи (уточнение произношения звуков раннего онтогенеза), развитие физиологического дыхания и ротового выдоха, развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- два раза в неделю в каждой группе проходят подгрупповые занятия (с воспитанниками, имеющими низкий и средний уровень речевого и общего развития), включающие упражнения на развитие неречевых психических функций (внимания, памяти, мышления), развитие понимания обращенной речи, расширение импрессивного и экспрессивного словаря, развитие фразовой речи и грамматического строя речи.
Средние группы:
- один раз в неделю в каждой группе проводятся фронтальные занятия со всеми воспитанниками, включающие упражнения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонетической стороны речи.
- два раза в неделю в каждой группе проходят подгрупповые занятия (с воспитанниками, имеющими низкий и средний уровень речевого и общего развития).
По такому же принципу учителем-логопедом проводится коррекционно-развивающая работа в группах среднего возраста.
В результате проведенной работы число детей, нуждающихся в организованной логопедической помощи, снизилось с 20 до 13 человек, направленных на ПМПК. Таким образом, на городской ПМПК в старшую группу компенсирующей направленности было набрано 10 детей, двое из которых – дети из других дошкольных учреждений.
Содержание проведенной коррекционно-развивающей работы по каждой группе отражено в «Тетрадях взаимодействия учителя – логопеда с педагогами групп общеразвивающей направленности». Для удобства и более продуктивного взаимодействия с воспитателями подобраны картотеки и пособия по проведению артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие дыхания, слухового внимания, мелкой и общей моторики.
Консультационно – просветительское направление
Еженедельно для педагогов раннего и младшего дошкольного возраста проводятся консультации с целью обсуждения проводимых коррекционно-развивающих мероприятий. Для родителей (законных представителей) воспитанников проводятся консультации по речевому развитию детей. В ходе этой работы ведется «Журнал консультаций родителей воспитанников ДОУ», в котором отражены данные ребенка, родитель который обратился за помощью, сам инициатор обращения и причина этого обращения, а также записаны все рекомендации учителя-логопеда.
Ежегодно проводится лекторий для родителей (законных представителей) воспитанников «Правильно ли говорит ваш малыш?», на котором в общих чертах даётся оценка речевому развитию детей каждой возрастной группы, отмечаются наиболее проблемные моменты и даются практические рекомендации (показ артикуляционных упражнений, упражнений на развитие воздушной струи, примеры речевых игр, направленных на освоение лексико-грамматического строя языка (словообразование, словоизменение, обогащение словаря) и упражнений на развитие пространственной ориентации, мелкой моторики и т.д.).
Регулярно в группах размещаются консультации по вопросам речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, в которых рассказано о нормах речевого развития детей, на что необходимо обратить внимание, наблюдая за развитием малыша, о правилах проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики, о пользе и проведении пальчиковой гимнастики, о развитии общей и мелкой моторики малышей, секретах успешных занятий по развитию речи дома, предлагаются речевые игры и упражнения, которые можно использовать дома, предметные игры и специальные приемы для развития активной речи малыша, о необходимости психотерапевтической работы и ее организации в домашних условиях.
Ежегодно проводится педагогический совет для решения задач по речевому развитию. Учителя-логопеды проводят семинары – практикумы для педагогов ДОУ с целью ознакомления с новыми технологиями, организована работа по взаимопосещению образовательной деятельности по речевому развитию. Педагоги регулярно представляют опыт работы на городских методических объединениях.
Большое внимание уделяется оснащению предметно-пространственной развивающей среды. Не смотря на то, что в каждой группе есть центр речевой активности, содержание которого соответствует возрастным характеристикам, всё пространство группового помещения создаёт условия для речевой активности, т.к образовательная деятельность осуществляется через интеграцию образовательных областей. Также в ДОУ есть Центр раннего развития «Разноцветный воробей», оборудование, которого способствует развитию мелкой моторики, развитию сенсорных эталонов ( мягкие тактильные книги, большие и маленькие бизеборды, конструкторы разного вида и качества и т.д.) Дети посещают студию песочной терапии, где развивающие занятия проводятся с помощью интерактивной песочницы - умный стол. Всем известно, что развитие речи зависит от развития мелкой моторики. Такие занятия способствуют более успешному освоению тех или иных речевых задач.
Таким образом, совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателей и родителей является наиболее эффективной по своевременной ранней коррекции речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей средней группы. Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область: «Познание».
Планирование раскрывает содержание работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей средней группы (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гер...
Организация работы психолого - педагогического консилиума в коррекционном ДОУ
В нашем дошкольном учреждении 4 коррекционных группы для детей с нарушением интеллекта. У 80 % воспитанников оформлена инвалидность. Все воспитанники ДОУ представлены на психолого-медико-п...
Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации
Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации...
Психолого-педагогического сопровождение воспитанников в ДОУ в рамках работы психолого-педагогического консилиума.
Психолого-педагогический консилиум (ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников, объединяющихся для оказания диагностической, консультати...
Организации работы психолого педагогического консилиума
ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ1. Документация ППк2. Протокол заседания психолого-педагогического консилиума МДОБУ детского сада №843....
Организация работы психолого-педагогического консилиума в детском саду
Цель - познакомить педагогов ДОУ с основными направлениями и задачами работы ППК, отличие в организации работы ППК и ПМПК...
Статья" Организация и система работы психолого-педагогического консилиума в ДОУ"
В статье подробно раскрыта тема комплексного сопровождения детей группы риска в условиях дошкольной организации.Рассматривается деятельность ППк консилиума и взаимодействие специалистов....